Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пейзаж как средство художественной характеристики в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"

Фото пользователя Ирина Михайловна Никитина
Submitted by Ирина Михайловна Никитина on пн, 23/01/2012 - 19:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Никитина И.М.
Место работы, должность: 
МБОУ "СОШ №1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П." г. Меленки
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель урока: формирование у учащихся навыков анализа текста.

Обучающая задача:

- познакомить учащихся с произведением И.С. Тургенева «Бирюк»;

- сформировать навыки социально-психологической характеристики персонажа.

Развивающая задача:

- развивать навыки анализа текста;

- развивать навыки работы со словарем;

- развивать навыки выразительного чтения.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать внимание к выразительным средствам языка через наблюдение, а также анализ текста.

Учащихся в классе (аудитории): 
7
Краткое описание: 
план - конспект урока для 7 класса (литература)

Пейзаж как средство художественной характеристики в

рассказе И.С. Тургенева «Бирюк».

Ему дан дар наблюдательности,

способность верно и быстро понять

 и оценить всякое явление,

разгадать его причины и следствия…

В. Г. Белинский о И.С. Тургеневе.

1. Ход урока:

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем с вами знакомиться  с рассказом «Бирюк» из «Записок охотника» И.С.Тургенев

 Тема нашего сегодняшнего урока «Пейзаж как средство художественной характеристики в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

  С самого начала своего творчества, начиная с “Записок охотника”, И.С. Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда “не случайны” в тексте произведения. Кисть мастера - художника слова - удивительно талантлива. Разнообразны и неповторимы все комбинации изобразительно-выразительных средств языка, используемые писателем в пейзажных зарисовках. Пейзаж в его произведениях всегда играет совершенно определенную роль. Он то лирический, то социальный, то романтический, то психологический, когда внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через отношение к природе.

    Давайте  же сегодня задумаемся вместе, в чём же сила одного из рассказов, вошедших в этот тургеневский цикл, - «Бирюка»? В чём его суть?

     Ответить на этот вопрос – это значит прежде всего понять, какую  роль играет в рассказе пейзаж.

 

  Вспомним, что называется пейзажем.

 

Учащиеся:  (Пейзаж – картина природы в художественном произведении.)

 

Учитель:    Итак, займёмся анализом рассказа.

- Почему Тургенев назвал его «Бирюк»?

Учащиеся: Назвал так именем главного героя произведения.

 Учитель:  Давайте напомним, кто такой Бирюк?

Ученик: (Бирюк – это одинокий, угрюмый человек. Таков как раз тургеневский лесник.)

Учитель: При каких обстоятельствах автор познакомился с ним?

(Гроза застала  путника в лесу. Он терпеливо ждал конца ненастья. В  этот    

 момент при  блеске молнии он увидел высокую фигуру.)

- Перечитайте описание грозы, которая застала путника в лесу.

   (Ученик читает вслух.)

- Какие изобразительные приёмы использует автор в изображении   

  грозы?

Ученик: (Эпитеты, метафоры помогают авторы словесно изобразить грозу как стихию природы. А глаголы (загудел, застучали, зашлёпали, сверкнула,  разразилась, полил) выбраны так, чтобы показать стремительность нарастания грозы.

  Учитель:  И.С. Тургенев дал великолепное словесное описание грозы. А великие русские художники Суриков, Левитан на своих полотнах запечатлели  неповторимую стихию природы красками.

Давайте посмотрим на репродукции картин знаменитых художников.

Русские художники любили свою Родину и изобразили на своих полотнах эти неяркие, но по-своему красивые русские пейзажи. Их привлекали и невзрачная природа, и разбитые колеи  дорог, и ветхие крестьянские избы.

Обратите внимание на то, какие краски использовали художники.  

Ваша одноклассница так увидела грозу и изобразила её на своём рисунке.

Ученик: Тёмные.  

Учитель:    Но на картинах присутствует ещё один цвет, которым художники выразили  себя,- золотой. У художников - это цвет добра, цвет надежды. Золотым цветом они выражали надежду на лучшее своей отчизны, верили в её богатство и мощь.

      В ореоле этого цвета можно было бы изобразить и Бирюка, если бы мы попытались это сделать.

     Ведь и Бирюк – выразитель добра и справедливости.

     Давайте послушаем мастера художественного слова

 Н. Высоковского, как изобразил герой Тургенев своего героя на фоне грозы.

  (Мастер худ. Слова читает) «Дождь полил ручьями…   …Сделай одолжение, изволь сидеть…

Учитель:   Подумайте, почему автор изобразил своего героя при блеске молнии?

Ученик: Это подтверждает слова учителя о Бирюке как выразителе добра и справедливости.

Учитель:  А с другой стороны, разве не грозен и не суров Бирюк, как сама гроза? Что является причиной его суровости?

 Ученик: Его нелёгкая жизнь.

Учитель:- Давайте прочитаем эпизод из рассказа «В избе лесника».

(прочтение эпизода.)

 

Учитель:- Что вы узнали о жизни Бирюка?

Ученик:  Нелёгкую жизнь Бирюка, который испытывал обман и предательство жены и один в нищете воспитывает детей.

Учитель:- А как сам автор относится к Бирюку?

Чтобы ответить на этот вопрос, используйте опорные слова из рассказа:

Ученик: сочувствует ему («Сердце во мне заныло, когда я посетил избу»)

любуется им (в эпизоде, когда Бирюк отпускает пойманного им   

крестьянина).

Учитель:- Давайте прочитаем по ролям сцену – «Бирюк и крестьянин».

 Идёт прочтение.

Учитель: (Мужик доведен до крайности и вынужден воровать. Мы видим, что Бирюку нелегко простить мужику кражу, ведь он и сам испытывает постоянную нужду. И всё же Бирюк прощает мужика, раскрывая тем самым широту и благородство собственной души.)

- В конце рассказа автор даёт описание природы после грозы. На какую особенность он обращает внимание читателя?

Ученик: «В лесу чуть-чуть светлело» 

Учитель: -Почему, несмотря на это «чуть-чуть», природа у Тургенева остаётся мрачной? Ведь гроза прошла?

Ученик: (Природа – это часть жизни Бирюка. Хмурыми мрачным его сделала жизнь, таким он останется и после встречи с рассказчиком, но в нём теплится благородная душа, способная сочувствовать обездоленному человеку. «Чуть-чуть светлело» ещё и на душе Бирюка.)

Учитель:- Так какую же роль играет пейзаж в рассказе Тургенева? Ученик: Пейзаж в рассказе является отражением душевного состояния героя.

Учитель: Да, ребята, это действительно так, и это,  я думаю, с вами сумели доказать.

Неслучайно критик 19 века В.Г.Белинский  так сказал об И.С.Тургеневе.

Ему дан дар наблюдательности,

способность верно и быстро понять

 и оценить всякое явление,

разгадать его причины и следствия…

В. Г. Белинский и И.С. Тургеневе.

Учитель: Наверное, как нельзя лучше эти слова можно применить и к очерку «Бирюк».

Мы знаем И.С.Тургенева, как прозаика, но, наверное, мало кто помнит, что начинал свою литературную деятельность Тургенев как поэт. Некоторые стихи, отличающиеся какой-то особой, необыкновенной мелодичностью, были положены на музыку… Так появился романс «Утро туманное, утро седое…», давайте его послушаем. Он прозвучит в исполнении В.Пономарёвой.

(звучит романс)

Учитель: -Что вы увидели и почувствовали, слушая его.

- Что общего между рассказом Тургенева и этими его стихами?

Ученик: Пейзаж, Чувство грусти.

Учитель:

И.С.Тургенев очень любил свою родину, восхищался природой родного края, считал её божественной и неповторимой. Так уж сложилась судьба И.С.Тургенева,  что большую часть своей жизни он прожил за границей, но мыслями он всегда стремился на родную землю.  В одном из своих последних стихотворений он с любовью рассказывает о родных местах, о России, с её пусть простым, незатейливым пейзажем, но так горячо любимым и знакомым  каждому русскому человеку

Туда, туда, в раздольные поля,

Где бархатом чернеется земля,

Где рожь, куда ни киньте вы глазами,

Струится тихо мягкими волнами

И  падает тяжёлый, жёлтый луч

Из-за прозрачных, белых, круглых туч.

Там хорошо; там только – русский дома;

И степь ему, как родина, знакома,

Как по морю, гуляет он по ней –

Живёт и дышит, движется вольней;

Идёт себе – поёт себе беспечно;

Идёт…куда? Не знает! Бесконечно

Бегут, бегут несвязные слова.

Приподнялась уже по следу трава…

Ему другой вы не сулите доли –

Не хочет он другой, разумной воли…

 

Учитель:  И.С.Тургенев- великий русский писатель 19 века. Его произведения – это классические произведения, которые прошли испытание временем и доказали своё право на жизнь. Над произведениями Тургенева ещё будут плакать и смеяться, будут любить, да просто учиться жизни ещё не одно поколение русских людей… Хочется, чтобы произведения И.С.Тургенева вы знали, читали и любили.

Домашнее задание.

 1.Небольшое д. сочинение: Подумайте, как бы проявил себя Бирюк, в какой-либо другой ситуации.  

2. Взять стихотворения в прозе И.С.Тургенева - оригинальный жанр, в котором работал автор в конце жизни.

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн