Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие "Химия и война"

Фото пользователя Альбина Анатольевна Ватитова
Submitted by Альбина Анатольевна Ватитова on Wed, 08/02/2012 - 21:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ватитова Альбина Анатольевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Еласовская СОШ" учитель химии и биологии
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Обучающие:

  • систематизировать знания учащихся о химических веществах, используемые в годы войны;
  • разъяснить учащимся о трудностях работ химической промышленности в военные годы;
  • реализовать межпредметные связи химии и истории.

Развивающие:

  • развивать у учащихся интерес к предмету;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • развивать зрительную память и наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать гражданство и патриотизм;
  • воспитывать у школьников любовь к родной стране, чувство гордости за победителей войны.
Используемая методическая литература: 
  • Химия (ИД «Первое сентября»), 2001, № 7; 1999, № 16;
  • Фримантл М. Химия в действии. Т. 2. М.: Мир, 1998, с. 258;
  • Химия в школе, 1985, № 1, 2; 1984, № 6; 1995, № 4;
  • Ресурсы сети интернет
Используемое оборудование: 

Технические средства:

  • компьютер
  • проектор
  • экран

Оборудование и реактивы:

  • выставка книг о войне
  • реактивы: перманганат калия, порошок угля, порошок железа
  • посуда: тигель, штатив, стеклянная палочка
  • противогазы
Используемые ЦОР: 

        видеоопыты "зажигательная смесь", "адсорбция угля"  

      музыкальные фрагменты "Священная война" и "День Победы"                    

Краткое описание: 
Внеклассное мероприятие "Химия и война" показывает развитие химии в военные годы, значительный вклад ученых-химиков в приближении победы над фашизмом.

Ход занятия:

Учитель химии (на фоне музыки “Священная война”).

Эпиграфом для нашего мероприятия мы выбрали слова академика А. Е. Ферсмана из его выступления на антифашистском митинге советских ученых в 1941 году в городе Москве:

“Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтоб скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды.”(слайд №3)

Сегодняшнее мероприятие  посвящается  развитию химии в военные годы. Успехи химической промышленности во многом определялись деятельностью научно-исследовательских учреждений того времени. Ведущая роль принадлежала химическим институтам АН СССР. В системе химической промышленности насчитывалось 30 научно-исследовательских институтов. К началу войны химическая промышленность располагала высокоразвитой научно-технической базой, способной в кратчайший срок решать задачи, связанные с требованиями обороны нашей страны и обеспечить нашу армию необходимой продукцией.

Учитель химии. Ещё в предвоенные годы в Красной армии были организованы подразделения и части, предназначенные для проведения мероприятий противохимической защиты войск и тыла. Химическая служба Красной армии была создана еще летом 1912 г. Ее развитие определялось экономическими возможностями государства и военно-теоретическими взглядами тех времен. А что вы знаете о средствах защиты?

На слайде № 4 вопросы:

  1. В каком году на снаряжательном заводе в г. Электросталь началось производство противогазов? (В 1923–1924 гг.)
  2. Какое химическое вещество содержится в фильтре противогаза? (Активированный уголь.)
  3. Какую продукцию выпускали цеха противохимической защиты? (12 тыс. противогазов и 60 тонн активированного угля в месяц.)
  4. Какое химическое явление лежит в основе использования активированного угля в противогазе? (Адсорбция – это способность твердого вещества поглощать газы и растворенные примеси.)-просмотр видеоопыта.

Учитель химии. Многие ученые-химики посвятили свои работы защите людей от отравляющих веществ. Послушаем о некоторых из них.

1-й ученик

Иван Людвигович Кнунянц.(слайд №6)

Во время войны и после нее – профессор и заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты. Премия, которой Иван Людвигович Кнунянц был удостоен в 1943 г. была присуждена ему за разработку надежного средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. Иван Людвигович является основоположником  химии фторорганических соединений.

2-й ученик
Михаил Михайлович Дубинин.(слайд №6)

Еще до начала Великой Отечественной войны на посту начальника кафедры и профессора Военной Академии химической защиты он проводил исследования сорбции газов, паров и растворенных веществ с твердыми пористыми телами. Михаил Михайлович – признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания.

3-й ученик
И.В. Петрянов-Соколов (слайд №7)

Игорь Васильевич Петрянов-Соколов родился 18 июня 1907 года в крестьянской семье в селе Большая Якшень Нижегородской губернии. В Большой Якшени и в соседних селах было много семей с фамилией Петряновы. Чтобы отличаться от однофамильцев, придумывали клички. Отец будущего академика любил соколиную охоту, поэтому добавил к фамилии “Соколов”. В возрасте 33 лет Петрянов-Соколов защитил докторскую диссертацию. В звании профессора был утвержден 22 июня 1941 года. В период Великой Отечественной войны институт эвакуировали на Северный Урал. Игорь Васильевич руководил строительством и пуском промышленных объектов, на которых производились оборонные средства, разработанные в его лаборатории. Петрянов-Соколов стал лауреатом Сталинской премии (1941). С 1945 года Игорь Васильевич участвует в подготовке атомного проекта. Научные разработки Петрянова-Соколова легли в основу системы эффективной защиты от радиоактивной опасности персонала предприятий, перерабатывающих ядерное топливо. После войны он, наряду с научной работой, руководит выпуском научно-популярной литературы Академии наук СССР, является главным редактором журнала “Химия и жизнь”, серии книг “Ученый – школьнику”. В 1953 году Игорь Васильевич избирается членом-корреспондентом, в 1966 действительным членом-академиком Академии наук СССР. Много времени академик уделяет подготовке научных кадров. Его ученики становились кандидатами и докторами наук. Главной задачей ученый считал защиту атмосферы, окружающей среды от вредных примесей в воздухе. Ученый-практик, Петрянов-Соколов связывал научный процесс с производством. Много времени и сил Иван Васильевич отдавал проблемам сохранения историко-культурного достояния и природы России. Он является одним из основателей: Всероссийского общества охраны памятников; Всесоюзного общества книголюбов; журналов “Химия и жизнь” и “Памятников Отечества”.Академик Петрянов-Соколов – автор многих книг и статей по вопросам охраны окружающей среды.

Открытия и изобретения:

  • “ФП” – синтетический материал с уникальными защитными свойствами, которому было присвоено его имя – фильтр Петрянова;
  • “Лепесток” – респиратор, предохраняющий людей от вредностных аэрозолей (радиоактивных, токсичных и других);
  • “Ланк” – высокоэффективные фильтры большой производительности, на которых очищаются во всех отраслях промышленности газовоздушные выбросы;
  • “Афа” – аналитические фильтры, которые позволяют вести повседневный контроль загрязненности воздушного пространства;
  • “Беруши” – приспособление, предохраняющее слух человека, работающего в условиях повышенного шума; многочисленный оригинальные технологические процессы получения новых волокнистых фильтрующих материалов (в настоящее время это самостоятельная отрасль промышленности);
  • Система воздушной безопасности в атомной промышленности. Идея создания безотходных технологий.

4-й ученик
Н.Д. Зелинский(слайд №10)

Основным направлением разносторонней научной деятельности Н.Д.Зелинского было исследование химии углеводородов, решение проблемы катализа органических соединений. Фундаментальные труды Зелинского и его учеников, составивших научную школу, сыграли большую роль в развитии отечественной химии, и прежде всего нефтехимической промышленности, в укрепление обороноспособности страны. Особое место в деятельности Зелинского заняло создание в 1915 году противогаза. Применение германскими войсками с начала первой мировой войны различных отравляющих веществ показало неэффективность влажных масок, а затем и масок с очками. Основываясь на своих исследованиях адсорбции, Зелинский предложил новый принцип защиты- с помощью активированного угля .Уже в 1916 г. русская армия получила около 5 млн. сухих фильтрующих противогазов с резиновой маской Куманта, вскоре принятых на вооружение союзническими армиями.В1918-1919гг. Зелинский разработал метод получения бензина крекингом солярового масла и нефти в присутствии хлористого и бромистого алюминия, что имело первостепенное значение для обеспечения горючим авиации и броневых частей Советской Армии в условиях отрыва от республики нефтепромышленных районов.

Учитель химии:Вспомним начало войны, 1941 г. Немецкие танки рвались к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качурина–Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. – в Берлине.(слайд №11)
Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. (Демонстрация модели бутылки.) В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.(Реакции, иллюстрирующие действие запала – слайд №12) просмотр видеоопыта.

Много  ребят в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб была смесь порошков Al, Mg и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. На слайде приведены уравнения реакций, происходящих при взрыве бомбы (слайды №13-14)

4Al + 3O2 = 2Al2O3,

2Mg + O2 = 2MgO,

3Fe3O4+ 8Al= 9Fe+ 4Al2O3.

Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскаленный магний реагирует с водой:

Mg + 2Н2O = Mg(ОН)2 + Н2 .

Учитель химии. Сегодня мы знаем не только о средствах химической защиты, о зажигательных смесях, но и о значении химических элементов металлов в истории Великой Отечественной войны, как помогали металлы ковать победу  над фашистской Германией.

Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов…

Презентация «Таблица Менделеева на защите Родины»

Выступления учащихся о наиболее важных элементах металлах.

1-й ученик.    В таблице Менделеева трудно найти какой – либо элемент, с которым так бы неразрывно связывалась вся жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастья. “В бою железо дороже золота!” – гласит татарская пословица и русские говорили: “при рати железо дороже золота”, “железом и золото добуду”. Железо являлось основным металлом, из которого изготовляли многочисленные и разнообразные орудия для истребления людей. Недаром копье и щит характерные принадлежности бога войны Марса, древние мудрецы сделали символом обозначающим железо. Более 90% всех металлов, которые использовались в годы ВОВ, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства.

Сколько этого металла было выброшено в бомбах, минах и гранатах! Чтобы судить о расходах железа в минувшей войне назовем одну цифру : 1000000 бомб сброшенных фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только война, разрушение; железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.(слайд №15)

2-й ученик      Роль алюминия и его сплавов.  (слайд №16) 

 Алюминий называют крылатым металлом, т.к его сплавы с магнием, марганцем, бериллием, натрием, кремнием, используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Об этом можно судить по рассказу о зажигательных бомбах. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. Так при отражении налетов авиации на Гамбург, операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тон алюминиевой фольги. В годы войны инженером Головкиным был разработан непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки диаметром до 9мм. Потребность в ней была громадной. Каждому, кто летал на самолете, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже. Так вот на истребители военного времени их число доходило до 2тыс. штук, а на бомбардировщике даже до миллиона.

3-й ученик  Применение свинца, никеля, меди в военном деле.

Никель № 28. На службу войне были поставлены и другие металлы. В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался, поэтому ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Вот что пишет С. Гагарин в произведении “ Три лица Януса” о роли никеля в Отечественной войне. “На подводной лодке “Валькирия”, исчезнувшей при загадочных обстоятельствах для германского командования, находилось 160 тонн никеля в слитках и монетах США и Канады. Никель был такой же сложной проблемой для Германии, как горючее, а может и сложней. Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах второй мировой войны. Природа обделила Германию никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской долине. Основную часть никеля Германия получала из Канады. Началась война, и канадский никель был потерян для Рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с ней и никелевые рудники. Вассальная Финляндия открыла для немцев рудники на севере в районе Петсамо. Там работали заключенные и военнопленные. Целый эсэсовский корпус обеспечивал охрану рудников и гарантировал бесперебойную добычу красного колчедана и отправку его в Германию на металлургические заводы. Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: что русская броня содержит большой процент никеля, что делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стали привел к тому, что в 1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины и “тигры”, и “пантеры”, “фердинанды”, одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”. Броня с повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой.(слайд №17)

Тепло отозвался о танке Т-34 прославленный маршал И.С. Конев. Он писал: “ Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим и инженерам!”

4-й ученик

Свинец № 82. С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для оружий, пистолетов и картечи, для артиллерии стали расходовать много свинца.(слайд №18)

Свинец – тяжелый металл, его плотность 11,34 именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии.

Свинцовыми металлическими снарядами пользовались еще в древности: пращники армии Ганнибала, они метали в римлян свинцовые шары. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость. В свинец идущий на изготовление шрапнелей, добавляют до 12% сурьмы, а в свинец ружейной дроби 1% мышьяка. Без инициирующих взрывчатых веществ, не одно скорострельное оружие действовать не будет. Среди веществ этого класса преобладают соли тяжелых металлов. Используют, в частности, азид свинца PBN6.

Свинец не раз решал судьбу грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.

5-й ученик

Медь. № 29. В годы ВОВ главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – спала меди (68%) с цинком (32%). Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер), ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова. Металлы: олово, цинк и медь – образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники воинам. В Трептов-парке в г.Берлине у памятника воинам Советской Армии, павшим при штурме столицы фашисткой Германии, отлиты 5 огромных (до 5 м в диаметре_ бронзовых венков, лежащих на братских могилах.) Там же, в Мемориальном зале Мавзолея, воинам Советской Армии на постаменте из черного лабрадора в золотом ларце хранится книга с именами героев, павших смертью храбрых при героическом штурме столицы Германии.(слайды № 19-20)

Учитель химии. Предлагаем вам викторину по теме “Металлы”.(слайд №21)

  1. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?
  2. Как используется магний в военном деле?
  3. Какой металл называют воплощением надежд и тревог?
  4. Какой металл может “болеть чумой”?
  5. Какой металл и почему называют “крылатым”?
  6. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?
  7. Какой металл придает ума глупцу, честь – подлецу, трусливому –геройства?
  8. Какой металл используют для изготовления пуль для ружий и пистолетов?

Учитель химии: Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто не вернулся с войны, кто сделал все возможное и невозможное для приближения победы над фашизмом.

Кто про химика сказал: “ Мало воевал”
Кто сказал: “ Он мало крови проливал?”
Я в свидетели зову химиков-друзей, –
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько пролегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.(слайд №22)

Завершаем наше мероприятие  символическим салютом в честь тех, кто ковал победу на полях сражений и в тылу. (Звучит песня “День Победы”).

Оборудование:

  • железный тигель, штатив с кольцом,
  • фарфоровый треугольник, спиртовка,
  • лист бумаги, стеклянная палочка,
  • порошки железа и древесного угля,
  • сухой мелкокристаллический перманганат калия.

Описание опыта.

На чистом листе бумаги (или на стекле) тщательно смешиваем стеклянной палочкой или шпателем равные количества (примерно по 1-2 чайной ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени спиртовки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр. С появлением искр спиртовку следует поставить. (опыт эффективнее проводить в затемненном помещении).

 

Прикрепленный файл Size
химия и война.pptx 3.51 MB
Таблица Менделеева на защите Родины.pptx 2.48 MB
свящ.война.mp3 1.76 MB
Den_Pobedy.mp3 4.7 MB
KClO3-sugar_H2SO4.avi 1.61 MB


На: Внеклассное мероприятие "Химия и война"


Уважаемая Альбина Анатольевна!  Спасибо Вам огромное за предоставленный материал! Какой труд проделан Вами  в ходе подготовки!  Мне очень понравилась красочная презентация, иллюстрирующая текст учителя. В ходе мероприятия были достигнуты все цели, которые были поставлены учителем- систематизация химических знаний, реализация межпредметных связей и, конечно, воспитание гражданственности и патриотизма.Конспект содержит интересные и познавательные материалы о роли учёных-химиков во время Великой Отечественной войны. Очень импонирует то, что учитель не ограничивается показом видеоопыта, но и проводит собственный эксперимент. Соответствующая музыка и настроение должны сделать это мероприятие запоминающимся.

С уважением, Чухина Марина Александровна.

Чухина




Фото пользователя Елена Александровна Пономарева

На: Внеклассное мероприятие "Химия и война"


Альбина Анатольевна, спасибо за разработку!

Искала что-нибудь ко Дню Победы, наткнулась на Вашу страничку. Роскошный материал!

Дорогу осилит идущий!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн