Вы не зарегистрированы

Авторизация



История в вещах. Мир вашему дому

Данные об авторе
Автор(ы): 
Эльвира Худаёровна Смирнова, Наталья Евгеньевна Васильева, Людмила Ивановна Терентьева
Место работы, должность: 

МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» 

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Цель урока: 

Изучение культуры  и традиций русского народа через предметы быта.

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор,  интерактивная доска, музыкальный центр, русские народные костюмы, утварь русской избы,  раздаточный материал и т. д., видеофрагменты: «Русь называют святою»,  мультфильма «Снегурочка», ЦОР «Предметы быта», ноутбуки для техкарты.

Краткое описание: 
<p> Виртуальная экскурсия в русской избе</p>

 

Название мероприятия: Внеклассное мероприятие на тему: «История в вещах. Мир вашему дому».

Форма проведения:виртуальная экскурсия

Цель:Изучение культуры  и традиций русского народа через предметы быта.

Задачи:

1.     Познакомить детей с русскими народными традициями,  устройством русской избы,  повторить произведения  русского устного народного творчества.

2.     Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, народному творчеству, Родине.

3.     Развивать артистичность, коллективизм, творчество.

Оборудование:  компьютер, проектор,  интерактивная доска, музыкальный центр, русские народные костюмы, утварь русской избы,  раздаточный материал и т. д., видеофрагменты: « Русь называют святою»,  мультфильма «Снегурочка», ЦОР «Предметы быта», ноутбуки для техкарты.

Оформление класса: класс украшен, как деревенская изба: вышивка, деревянная посуда, утварь.

Ход мероприятия

            I.      Вступительная часть

(Дети разделены на  четыре команды)

Ведущий:  (Использование гиперссылки на  ЦОР «Россия – наша родина»:  фотографий природы России)

Небо ясное, солнце красное.
Настроение у нас…. (прекрасное!)

Ребята, давайте послушаем песню и скажем, чему  будет посвящено наше мероприятие.

(Использование гиперссылки на фонограмму песни и видеофрагмент "Русь называют святою" 1, 2 куплеты)

Ведущий:  О чем  была песня? (о родине, России)

(Использование гиперссылки на ЦОР «Россия – наша родина»:  фотографий природы России)

Все живое на земле имеет свою родину, свои истоки, свое начало. Начало большой реки - родник, начало дерева - его корни. Начало человека - его родина. Не может быть чистой воды без родника, не растет дерево без корней, не живет человек без истоков. Поэтому мы - люди должны знать свои корни, истоки, традиции. А как же жили наши предки, чем занимались, что ели, как одевались,  о чем думали, как печалились в горе и радовались в праздники?

Ведущий: А жили они по закону,  детей называли чадами, любили и почитали отца и мать, жили дружно,  с молитвой и с богом в сердце.

Ведущий:  Вот чада,  соизвольте выслушать слово вестное, как в старые годы жили люди русские.  

IIОсновная часть

Итак, мы начинаем. Пожалуйста, придумайте названия  своим командам. Это название должно быть добрым, светлым, отражать дух русскогонарода. Например, « Родничок»,  «Журавушка» и др.

Ведущий

(На фоне  фонограммы  народной музыки)

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И про эту старину мы рассказывать начнем,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

А попадем мы сегодня с вами в жилище русского человека.

Ведущий: Вспомните, пожалуйста, русские народные сказки о жилище.  Вопросы  командам.  (Использование гиперссылки на  ЦОР «Жилище» после того, как их назовут дети). Терем (Теремок), палаты (Василиса Премудрая), землянка (Сказка о рыбаке и рыбке), изба, дворец (По щучьему веленью).

   В каком из этих жилищ мы побываем сегодня, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. (Появляется кроссворд, при помощи анимации слова встают на «свое» место), (каждой команде по слову)

   Слова в этом кроссворде перепутались, поставьте буквы на место, найдите место слова в кроссворде: кугирши, затраеп, ыбт, урьтва.(игрушки,трапеза, быт, утварь ).(Получается слово «изба»).

    Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? Да, сегодня мы поговорим о русской избе и о том, что было в ней. ((Использование гиперссылки на

 ЦОР «Предметы быта. Фотографии русской  избы».)

    Слово «изба» произошло от  слов «истопка», «истьба», « истопить», значит,  изба – это дом,  в котором была печь, который отапливался.

Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.  Вся жизнь большой крестьянской семьи происходила в просторной уютной горнице.

(Использование гиперссылки наЦОР «Предметы быта. Фотография «красного угла» избы».)

   Перед вами  передний угол избы. Его еще называли красный, - самое почетное место в избе. Здесь стояла икона, лампадка и  лежал молитвенник. Под красным углом  широкая лавка, куда сажали дорогих и почетных гостей, перед лавкой - деревянный стол.

Большую часть  избы занимала……(Загадка 1 команде)

·        В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

(Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии печи и предметов около неё».)

   Правильно, в печи готовили еду, она обогревала дом, на ней спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. На ней  ещё можно  сушить продукты и вещи.  А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний. Между печкой и стеной небольшое пространство. Здесь стояли деревянные ведра, ушата, квашня, висела полка, на которой аккуратно расставлялись деревянные миски и ковши, чугуны и глиняные горшки,  кринки и ложки. Недалеко стояли  ухваты и  коромысло. Хозяйка ловко подцепляла ухватом горшок и сажала в печь, где жарко горели дрова.

В семье было много детей, и конечно же была …..( Загадка 2 команде).

·        Посреди избы висит гнездышко для малого дитятко. (Зыбка)

(Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии зыбки»)

   Зыбка -  это крестьянская детская колыбель.Её еще называли люлька. (Люлька, от песни "Ой, люли"). В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Была она деревянной  и привязывалась к потолку и " зыбилась", значит, качалась,  отсюда и название.

А на столе стоял ……(загадка 3 команде)

·        Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

(Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии самовара».)

   Появился он на Руси сравнительно недавно, самоваром гордились, выставляли его напоказ. Они были красиво украшены,  изготавливались ручным способом чаще из меди, иногда из серебра. Наиболее известны  были тульские самовары.

   Необходимым предметом в избе был и …(загадка 4 команде)

·        Пришло в  избу чудо, село в угол.

     Нитки берет, людям ткань  дает.  (Ткацкий станок)

(Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии ткацкого станка».)

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – кросна.  На нем женщины ткали различную ткань, из которой потом шили  одежду и необходимые  вещи. Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение.

(Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии самовара, зыбки, печи, ткацкого станка».)

Из далекой старины эти вещи к нам пришли

Если в руки их возьмешь и рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны, чем полезны и важны

Задание:

4 группы (От предметов быта идут гиперссылки к заданиям).

1) Объяснить пословицу.  (У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.)

2) спеть  колыбельную песню («Баю, баюшки»)(Звучит фонограмма колыбельной)

3) Печка - вспомнить сказки, где одним из персонажей была печь.

(«По щучьему велению», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Баба – яга» и др.

4)Сказать скороговорку про самовар.

Само – само – самовар,
Сам – сам варит чай.

Ведущий:  Встанем все сейчас, друзья, ждёт вас русская игра с лентой.
(Звучит фонограмма народной музыки)

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать 
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

(В круг выходит девочка, ищет себе друга и дарит ему ленточку. Повтор игры.)

Ведущий: (Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографий «За столом»).

   День крестьянской семьи начинался с  молитвы, а потом вся крестьянская семья  от мала до велика,   садились трапезничать, т. е. завтракать за большим столом. В центре стола ставилась большая чаша с едой. Ели  деревянными ложками. Трапезу первым начинал хозяин, остальные после него. Что же ели крестьяне?

Ведущий:Опять вернемся к народному фольклору. Назовите названия продуктов, блюд, которые часто  упоминаются в русских сказках?(Каждой команде). (Репа («Репка», «Мужик и медведь»), хлеб («Мужик и Медведь», «Колобок»), каша, окрошка («Лиса и Журавль2), щи, блины, мед, пиво (много сказок: со словами «Я там был мед, пиво пил…»)

(Использование гиперссылки на ЦОР «Трапеза».  Фотографии  хлеба, каши,  блинов и т. д.)

   Главной едой был  во время трапезы хлеб, перед едой молились хлебу.  Говорили: "Хлеб на стол, так и стол  - престол, а хлеба ни куска - так и везде тоска". Хлебом называли «черный»  ржаной хлеб, а булкой или  калачом  -    «белый», из пшеницы. Самым распространенным блюдом были каши.  Манной и рисовой каши в старину не было, а были они из гречихи, пшеницы, ржи, бобов, гороха. Говорили в старину " Каша - матушка наша"  Любимым блюдом была пареная репа.  Готовить её было просто, отсюда и пошло выражение «проще пареной репы». О картофеле в те времена и не слыхивали. Много ели и овощей: капусты, свеклы, редьки, лука.  По праздникам подавали пироги с разной начинкой,  отсюда и произошло слово "пир". Древним блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь и плясать, Масленицу провожать.  А еще пили квас, который делали их хлеба, он прекрасно утолял жажду, особенно в дни деревенской страды. Особым уважением пользовались  супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, лук, зелень, коренья.

Соль в древности ценили на вес золота. Её берегли, и поэтому пищу, как правило, заранее не солили,  солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по своему вкусу, а если гость оказывался нежеланным, то солонку ему не предлагали, так он и уходил " несолоно хлебавши".

Задание:1) На столах карточки - объяснить происхождение слов:

1 команде: квас (квашеное),

2 команде: окрошка (крошенное),

3 команде: похлебка (хлебали, жидкая еда)

4 команде: ботвинья (из ботвы, зелени).

(Фронтальная проверка)

Задание:(используются макросы).

Вспомните русские пословицы и соедините начало пословиц с концом. ( От каждой команды по одному человеку)

Не красна изба углами,                                         а красна пирогами.

Щи да каша                                                            – пища наша и др.

Хлеб да соль                                                           и обед пошел.

Кашу маслом                                                         не испортишь.

Задание:  (используются макросы).

Накройте  русский стол (На доске и столах). (Пироги, щи, плов, репа, хлеб, борщ и т. д.)

 Игра (на  фоне  фонограммы народной музыки)

Препятствие такое – ложка, а в ложке репка.

Бежать нельзя, дрожать нельзя, дышать можно, только осторожно.

 (Игра: бег с ложкой, а в ложке – репа. Какая команда больше перенесёт репок,  та и победит. Играют под музыку).

(Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии «Занятия людей»)

   После трапезы все занимались своим делом: кто за прялкой сидит, кто посуду из глины лепит, кто ложки да плошки вытачивает, а кто рукодельничает. Большая часть рукоделий хранилась в одном месте. А где, вы узнаете, отгадав загадку.

·        Есть у бабушки-старушки  очень маленький секрет:

     Платья, книжки и игрушки, занавески, погремушки

          Всё она упрямо прячет, чтоб не смог добраться внук.

     Есть у бабушки  - старушки  ветхий старенький…(сундук)

 (Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии сундука».)

   В горнице было много сундуков. Чем больше сундуков, тем богаче считался хозяин дома. В них хранилась праздничная одежда и большие куски ткани – платы, отсюда и произошли слова - платье, платок.  Часто вместо денег   отдавали эти куски ткани, отсюда и пошли слово «плата», «платить».  (Использование гиперссылки на  видеофрагмент мультфильма «Снегурочка».)

Посмотрите  отрывок из мультфильма и ответьте на вопросы:

1 команде:  Как называлась женская одежда на Руси?

2 команде: Как называлась мужская одежда на Руси?

3 команде:  Как назывались головные уборы на Руси?

4 команде: Какая была обувь на Руси? (Использование гиперссылки на

 ЦОР «Предметы быта. Фотографии одежды русского народа»)

   Правильно, наиболее известной одеждой  у женщин на Руси был сарафан. Его обязательно надевали на рубаху. Мужскую одежду составляли рубаха и штаны. Рубахи были длинные и свободные их называли косоворотки, потому что  ворот был сбоку.  Мужчины должны были обязательно носить пояса. Одежду украшали разноцветными лентами, вышивкой, Вышивка - оберег, она предохраняет  и оберегает от злых сил. Вышивкой  украшали  и полотенца, скатерти, передники, подзоры, головные уборы.

По русской         традиции девушки и девочки могли ходить с непокрытой головой, они вплетали в косы разноцветные ленты или повязывали эти ленты на голову. Женщины должны были всегда прятать свои волосы, поэтому они носили закрытые головные убор. Самые  распространенные из них  кокошники и платки. ((Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии русской вышивки».)

   Крестьянские девушки к 15 годам должны были приготовить себе приданое, которое свидетельствовало о мастерстве и  трудолюбии девушки. Приемы вышивания совершенствовались  из поколения в поколение. Вышивка поражала совершенством исполнения, богатством, разнообразием узоров. Здесь можно было встретить древо жизни, птиц, солярные знаки. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. ((Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии обуви русского народа».)

   Самой распространенной  обувью простого народа были лапти. Для их изготовления весной или в начале лета драли лыко (кору липы, вяза, ивы). Зимой для крестьянина лаптей хватало на десять дней, а летом в страду - на четыре. В связи с эти была поговорка " В дорогу идти - пятеры лапти сплести".

Игра с лаптем:

Ведущий: Нам играть и петь не лень, мы б играли целый день!

 (На фоне  фонограммы народной музыки.)

Назвать, когда заденут лаптем,  одежду  и обувь русского народа.

Задание: 1) (У доски два ученика),(используются макросы). Составить свой узор из элементов.

2)(У доски два ученика)нарядить в русский народный костюм девушку и женщину.(Бумажные модели).

Задание:

1) Объяснить слово " опростоволосилась". (По какой - то причине женщина сняла с головы платок и тем самым себя опозорила) (две команды)

2) Объяснить слово " распоясался" (мужчина снял пояс и ведет себя недостойно).(две команды)

3) Соединить  элемент вышивки с его символами:  символ солнца - круг, символ земной силы - квадрат, волнистая линия - вода, точки - семена. (Фронтальная работа с таблицами  на столах.)

Ведущий:

   Рождающийся из крестиков и стежков орнамент был  оберегом  и должен был защищать владельца рубахи от злых сил и призвать на помощь силы добра.

   Для этих целей служила и кукла. (Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии кукол – оберегов».)

Разные на Руси были куклы: из дерева и материи, из глины и соломы,  разные у них были и имена, а есть куклы, у которых  на всех одно имя. А какое отгадайте сами.

·        Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

          Все они сидят друг в дружке, а всего одно игрушка.( Матрешка)

(Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотография матрешки».)

   Матрешка - главная кукла у нас в стране, но появилась она не так давно, чуть больше ста лет назад.А как вы думаете, почему её так назвали?

Матрёна, ласково Матрешка - было одним из самых распространенных имен на Руси. Одной из первых появилась кукла-отдарок на подарок.(Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотографии кукол –о берегов».)

   Эти куклы не похожи на современных нарядных красавиц  - кукол, но в течение столетий они играли очень важную роль: развлекали детей  и охраняли их.  Куклы - обереги делали без лица, чтобы те не стали похожими на людей, и в них не мог вселиться злой дух.

Давайте попробуем сегодня сделать с вами такую куклу. Такая куколка могла пригодиться для благодарности маме за первую одежу (порты и рубаха для мальчика, рубаха и сарафан для девочки). Эти куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!» (Использование ноутбуков на столах с технологической картой выполнения изделия.)

Для куколки нужно приготовить немного ниток и  небольшой прямоугольный кусочек ткани, да еще кусочек - узенький длиной в полтора пальца, чтобы из него скатать голову. Скатайте из этого узкого кусочка ткани плотную скаточку, сложить больший кусочек ткани пополам, вложить внутрь эту скаточку.

Держа свернутый кусочек ткани в двух руках, нужно огладить указательными пальчиками скатку так, чтобы получилась головка. После этого одним движением окрутить шейку нитью «по солнышку», подхватить спереди одну руку, после через спину подхватить другую и перевести нитку на плечо на одно и перекинуть на другое, пропустить через шейку и закрепить на пояске. Вот у вас и получилась куколка. Погладьте её, она теперь будет вас оберегать и защищать от всех невзгод .

(Использование гиперссылки на  ЦОР «Россия – наша родина»:  фотографий природы России и звучит фонограмма звона колоколов.)

III. Рефлексия

Ведущий:  Вы  слышите? Звонят колокола. Они всегда звали и зовут русского человека на молитву. Нас же эти колокола перенесли из далекой старины в наши дни.

   Вспомним, о чем мы сегодня говорили. В этом нам поможет игра – филворд «Изба»(Показ филворда.)

   Вы должны найти отгадки - слова, обозначающие элементы интерьера и внутреннего убранства крестьянского дома. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево.

(Ученики  самостоятельно отмечают отгаданные слова на интерактивной доске,  проводя линии)

и

р

у

л

ц

с

ш

к

б

л

о

п

у

ы

ь

ы

а

п

е

ч

к

а

в

б

 

ы

м

з

ы

р

у

п

ы

а

ф

м

в

о

 

а

к

в

ь

х

п

к

а

в

ж

в

п

л

д

с

а

р

а

ф

а

н

ы

и

а

р

т

н

я

ш

п

р

э

ц

р

н

п

о

е

л

а

 

ж

к

о

в

ш

л

к

к

в

р

л

о

у

г

 

г

в

а

с

о

 

й

и

к

б

(Звучит фонограмма народной музыки)

Ведущий:  Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.

(Использование гиперссылки на ЦОР «Предметы быта.  Фотография русской избы»  и звучит фонограмма народной музыки)

А как вы думаете, почему мы сегодня говорили о  русской старине? (Ответы детей.) Правильно, мы хотим, чтобы вас, детей третьего тысячелетия никто и никогда не назвал " Иванами, не помнящими родства".

Умный, сильный наш народ далеко глядит вперед,

А преданья старины забывать мы не должны.

   Любовь к земле, на которой живёте, пуще глаз берегите, любовь свою к матери, отцу, бабушке, дедушке. Берегите старину, и тогда родник народной памяти не иссякнет никогда, и люди всегда будут помнить свои корни, своих предков, свои истоки. Несите по жизни ненаглядную русскую красоту, любовь, веру, мужество и честь.

 (Использование гиперссылки  на  фонограмму песни и видеофрагмент " Русь называют святою" 3, 4  куплеты)

 

 

Прикрепленный файлSize
Конспект мероприятия мир вашему дому.doc123 KB
Мир вашему дому.ppt4.51 MB

»  Tags for document: