Вы не зарегистрированы

Авторизация



Родившийся под северной звездой

Submitted by Екатерина Угольцова on пн, 27/02/2012 - 19:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Угольцова Екатерина Анатольевна
Место работы, должность: 
"Волжский городской лицей". Учитель начальных классов.
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 

 

-формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

 - развивать кругозор детей;

- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории страны;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны.- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М. В. Ломоносова;

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Белявский М.Т. ...Всё испытал и всё проник. Изд-во Московского университета. - М.: 1986.

Большакова Л.В. Младшим школьникам о М.В.Ломоносове. - Поморский университет. - Арх-ск: 2006.

Ломоносов М.В. ПСС, -М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, т. 2, 1951. Некрасова Е.А. Ломоносов - художник. М.: Искусство, 1988.

Лебедев Е. Н. Ломоносов / Е. Н. Лебедев. – М. : Мол. гвардия, 1990.

Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. суждения потомков. Стихи и проза о нём / сост. : Г. П. Павлова, А. С. Орлов. – М. : Современник, 1989.

Некрасова Е. А. Ломоносов-художник / Е. А. Некрасова. – М. : Искусство, 1988. 

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор, MS Offise 2003. Power Point

Краткое описание: 
1.Вступление.Стихитворение С.И.Стромилова. 2.Основные факты жизни и деятельности Ломоносова. (показ слайдов). 3.Викторина. «Родившийся под северной звездой». 4.Заключение.Чтение стихотворения о Ломоносове.

 

Внеклассное мероприятие.

Познавательная викторина:

«Родившийся под северной звездой».

 

 

Цель: способствовать возникновению интереса учащихся младшего школьного возраста к личности М. В. Ломоносова.

 Задачи:

- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М. В. Ломоносова;

-формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

 - развивать кругозор детей;

- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории страны;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны.

 

План.

1.Вступление.Стихитворение С.И.Стромилова.

2.Основные факты жизни и деятельности Ломоносова. (показ слайдов).

3.Викторина. «Родившийся под северной звездой».

4.Заключение.Чтение стихотворения о Ломоносове.

 

Ход мероприятия.

1.ВСТУПЛЕНИЕ    (слайд 1, 2, 3, 4)

-Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы продолжаем знакомиться с биографией и творчеством великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

1ученик:                (слайд 5)

 В соседстве двух морей, на родине  метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи онрождён;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сиянья озарён.

Покинув дом отца, в стране чужой,далёко,

как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошёл умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройныйзвук.

 

 

 

 

2.ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОМОНОСОВА.

 

2ученик:                      (слайд 6)

Вступительное слово.
Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник Михаил Васильевич Ломоносов  родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской, довольно зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах. Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых немало сохранилось на севере. Еще от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению. Позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами.

 

3ученик                     (слайд 7)

В декабре 1730 ушел с рыбным обозом в Москву. В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию Письмо о правилах российского стихотворства.

4ученик              (слайд  8, 9, 10 )

В 1741 году Михайло Ломоносов возвращается в Петербург. В это время он увлекается многими научными вопросами. В 1742 году зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (младшим научным сотрудником) "физического класса". А дальше – грандиозная научная работа в самых различных областях: физике, химии, читает студентам лекции по физической химии, формирует "всеобщий закон природы", то есть закон сохранения материи и движения и делает многое другое. Главной своей специальностью считает всё-таки химию. В 1745 году получил звание профессора именно по этой науке. Создаёт первую в России химическую лабораторию.

С таким же интересом Ломоносов работает и в области языка и литературы: пишет "Краткое руководство к красноречию", в 1750 году создаёт трагедию "Тамира и Селим" (1 декабря была представлена при царском дворе), а в 1751 году выходит в свет первое "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова". В

 

1752 году появляется трагедия "Демофонт". В декабре того же года сочинено «Письмо о пользе Стекла».

Именно в это время учёный увлёкся созданием мозаики – цветного стекла, из которого будет творить великолепные картины. В 1752 году закончена первая – "Мадонна", сделанная с картины римского живописца Соламены. Потом будут другие – яркие, самобытные. Самая знаменитая из них создана в 1764 году – "Полтавская баталия", в центре её – кумир, идеал Ломоносова – царь Пётр Великий. Не случайно Ломоносов будет избран почётным членом Петербургской Академии художеств, он и в живописи сказал своё слово.

 

5 ученик          (слайд   11, 12,13 )

Но не всё так легко и гладко было на его пути: в июле 1753 года во время проведения опытов по изучению атмосферного электричества был убит молнией профессор Рихман, работавший вместе с Ломоносовым. Тяжело переживал Михайло Васильевич смерть друга.

Трудно было и в Академии. Там так много учёных-иностранцев, которых принимали в России с приниженным почтением, доверяя им как единственно возможным авторитетам. Они чувствовали себя в России свободно и уверенно: не допускали даже мысли, что русский человек, выходец из «мужиков», может обладать недюжинным умом, да ещё и сметь оспаривать устоявшиеся научные взгляды. Да и некоторые русские коллеги-учёные не хотели смириться с его превосходством, не понимали, боялись: слишком неординарен был Ломоносов, поражал, удивлял и даже пугал мощью ума, грандиозностью и размахом планов, целеустремлённостью. На него писали доносы, стремились поссорить с властями, подстраивали подлости, мешали работать. Как много времени и сил было потрачено Ломоносовым на то, чтобы отвечать оппонентам, писать многочисленные прошения, обращаясь к придворным вельможам, к самой царице, и объяснять свои поступки желанием трудиться только на благо российской науки, во имя величия России. всё время приходилось бороться, отстаивать право на научную работу, на своё слово в науке. Какая же сила духа была у этого человека! Какой мощный характер!

Особенно важным станет в жизни Ломоносова 1755 год: в Москве торжественно открывается университет. Это его стараниями, настойчивыми требованиями, прошениями удалось добиться открытия в России первого университета. Учёный уверен, "…что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать", а университет будет этому способствовать. Правда, на торжественное открытие университета сам Михайло Васильевич не был приглашён. Но ничего, главное – университет создан, он есть!

Ему же самому надо торопиться – вперёд, вперёд, ещё так много планов, задумок, сколько ещё надо узнать, понять, доказать, поведать миру!

 

 

6 ученик     (слайд  14)

Ломоносов завершает грандиозную работу над «Российской грамматикой», строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием "ночезрительной трубы". произносит "Слово о происхождении света", "Слово о рождении металлов от трясения земли", "Рассуждение о большей точности морского пути". создаёт ряд навигационных приборов, пишет исторические, географические работы, две первые части поэмы "Пётр Великий" и так далее, так далее, так далее.., Он уже не только профессор Петербургской Академии наук, но и член Академической канцелярии – высшего административного органа Академии. Назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук, становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Его избирают почётным членом Шведской академии наук, членом Болонской академии наук. Сколько сделано, изучено, открыто, а сколько ещё хотелось! Сам Ломоносов составил перечень своих научных работ, назвав его" Роспись сочинениям и другим трудам советника Ломоносова", собрал отзывы о своих работах и оформил их как "Свидетельства о науках советника Ломоносова".

В 1765 году, 28 января, последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.

4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался.

7ученик:          (слайд  15 )

Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов. Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке. И нам есть чем гордиться: мы земляки Ломоносова, мы с земли Великого Помора!

 

3.ВИКТОРИНА          (слайд  16, 17 )

Класс делится на 2 команды. Все вопросы  разделены на 6 тем. По каждой теме  5 вопросов. У каждого вопроса свой уровень сложности. Ученики отвечают на вопросы и зарабатывают для своей команды баллы.

На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд. Чья команда первой поднимает руку, имеет право первой дать ответ на поставленный вопрос. В случае правильного ответа команда зарабатывает баллы. Если команда ответила неверно, право ответа предоставляется другой команде.

Вопросы задаются поочередно по темам.                 Слайд   (18, 19, 20, 21, 22, 23)

 

 

100

200

300

400

500

Имена

Имя, которое использовал Ломоносов, подписывая письма и работы

Духовное звание некоторых преподавателей Ломоносова

Имя, отчество родителей ученого.

"Он… сам был первым нашим университетом".О ком так говорил Ломоносов?

Назовите фамилию учёного, который вместе с Ломоносовым проводил опыты по электричеству во время грозы и погиб от сильного удара молнии?

 

Даты

В каком году Ломоносов ушел в Москву?

В каком году Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук?

В каком году написана «Российская грамматика»?

В каком году Ломоносов стал профессором химии (академиком) Петербургской академии наук?

В каком году выходит в свет первое "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова"

Географические названия

Место рождения Ломоносова

 В какой стране Ломоносов создал первую химическую лабораторию?

Первоначальное название города Ломоносова Ленинградской области

Где Ломоносов 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам?

Где происходят события самой большой картины, написанной Ломоносовым?

Учебные заведения

Какой университет открыл Ломоносов в 1755 году?

Где проходил обучение математике, физике, философии, химии и металлургии Ломоносов?

Ломоносов написал 1ое научное сочинение, пребывая в.. академии. Как она называлась?

В январе 1731  Ломоносов поступил в академию. Скажите название академии.

В каком городе Ломоносов учился у знаменитого химика, минеролога Генкеля.

 

 

 

 

 Какие произведения, кроме научных, прославили Ломоносова?

 Разновидность живописи, использованная Ломоносовым

Как называется цветное непрозрачное стекло, производимое Ломоносовым?

Самый любимый герой Ломоносова в произведениях искусства

Название самой  большой картины Ломоносова.

Достижения

 Одна из наук, в которой Ломоносов сделал несколько открытий.

 Автор трагедии "Тамира и Селим"

Наука, которой Ломоносов предсказывал великое будущее.

 В 1752 году появляется трагедия Ломоносова. Дайте название .

Наивысшее звание, которое получил Ломоносов после «профессора»

Ответы

 

100

200

300

400

500

Имена

Михайло

Монах

Василий Дорофеевич.

Елена Ивановна.

О Пушкине

Рихман

 

Даты

1730

1736

1755

1745

1751

Географические названия

Село Денисовка

Россия

Ораниенбаум

Германия. Марбургский университет

Полтава

ВУЗы

Московский университет

Академия наук в Германии

Петербургская академия

Московская Славяно-греко-латинская академия

Фрайберг

Творчество

Стихи

Мозаика

Смальта

Петр I

«Полтавская баталия»

Достижения

Физика

Ломоносов

Химия

Демофонт

 Член Академической канцелярии – высшего административного органа Академии. 

 

 

 

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ                (слайд 24)

Ломоносову художнику. 

О! Предок Северного края,
Из Холмогорской стороны. 
Ты жил, отчизну прославляя, 
Потомкам завещав труды. 

Ты сделал множество открытий 
На благо Родины своей. 
Твои старанья не забыты, 
Используем мы опыт сей. 

Ты предстаешь в науках разных, 
Достигнув множества высот. 
Мозаика была отрадой 
Последних жизненных забот. 

Ты собирал кусочки смальты. 
В един, не разделим узор. 
Вот шаг за шагом...восхищенно 
Уже с картины смотрит Пётр! 

"Полтавская баталия" мир удивляет 
Всей грандиозностью своей. 
И только Бог один лишь знает 
Любови вложенной твоей! 

Вся Академия художеств, 
Склонила пред тобой главу, 
И зарубежье признавало, 
Прислав торжественну хвалу. 

До нас дошли твои творенья. 
Мы чтим тебя земляк родной! 
Картин осколочных мгновенья- 
Поморской зримы стороной.

-Я надеюсь, друзья, вы узнали много нового и интересного сегодня. Чем больше мы познаем, тем больше мы понимаем, как мало мы еще знаем! Удачи вам и новых познаний!                        (слайд 25)

Литература:

Белявский М.Т. ...Всё испытал и всё проник. Изд-во Московского университета. - М.: 1986.

     Большакова Л.В. Младшим школьникам о М.В.Ломоносове. - Поморский университет. - Арх-ск: 2006.
Ломоносов М.В. ПСС, -М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, т. 2, 1951. Некрасова Е.А. Ломоносов - художник. М.: Искусство, 1988.

     Лебедев Е. Н. Ломоносов / Е. Н. Лебедев. – М. : Мол. гвардия, 1990.

     Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. суждения потомков. Стихи и проза о нём / сост. : Г. П. Павлова, А. С. Орлов. – М. : Современник, 1989.

     Некрасова Е. А. Ломоносов-художник / Е. А. Некрасова. – М. : Искусство, 1988. 

Прикрепленный файлSize
Познавательная викторина. Родившийся под северной звездой..doc84 KB
Родившийся под северной звездой.ppt1.11 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах: