Вы не зарегистрированы

Авторизация



Электролитическая диссоциация 11 класс

Фото пользователя Татьяна Викторовна Осадчая
Submitted by Татьяна Викторовна Осадчая on Wed, 29/02/2012 - 06:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Осадчая Татьяна Викторовна
Место работы, должность: 
учитель химии
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Урок «Теория электролитической диссоциации (ТЭД)» (11класс)

Цель: закрепить и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации. Совершенствовать умение учащихся применять эти знания на практике. Показать универсальность  ТЭД, т.е. её применимость как для неорганических, так и для органических веществ.

Оборудование:Таблица растворимости кислот, оснований, солей, компьютерные слайды для закрепления и проверки знаний учащихся.

Тип урока:закрепление и углубление знаний учащихся.

Форма проведения урока:медиа-урок.

План урока:

1. Электролиты и неэлектролиты.

2. Основные положения ТЭД.

3.  Механизм диссоциации веществ.

4. Количественная характеристика ЭД веществ.

5. Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

6. Тесты на закрепление изученного.

 

 

Учитель: Ребята, девизом сегодняшнего урока будут слова Д.И.Менделеева «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, попробуйте ещё» А сегодня на уроке мы обобщим и углубим знания по теме «ЭД», с которой вы знакомились в 9 классе,  покажем универсальность ТЭД, т.е. её применимость для органических и неорганических веществ. Записываем тему урока. (Прочитать план урока на экране).            

 

 

План урока

 

«Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!»

         

Как же ток добрался до пассажира?

Сегодня, ребята, мы будем это выяснять.

 

 

 

Для раскрытия данных вопросов мы должны обратиться к истории в 1837 году, когда в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Вспомним их.

 

 

Тест №1. «Закончи предложение одним словом». 1. Положительнозаряженный электрод - …(анод).

2. Отрицательнозаряженный электрод - …(катод).

3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).

4. Положительнозаряженные частицы -…(катионы).

5. Отрицательнозаряженные частицы -…(анионы).

6. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

 

Работа на интерактивной доске

 

Учитель: Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена на слайде

Если вещество проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: -Почему и при каких условиях вещества проводят ток?

(Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются  проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы - проводники первого рода.)

 

слайд-Как назван этот процесс распада электролита на ионы? (Диссоциация)

Впервые объяснил это явление шведский химик Сванте Аррениус в 1887 году.

 

 

 

Сообщение учащегося

                

Учитель: Все вещества  условно были разделены по их поведению в растворах, по свойству проводимости электрического тока на две группы: электролиты и неэлектролиты

 

 

 

Вещества, которые содержат ионные и ковалентные полярные связи. Эти связи легко распадаются на ионы.

 

 

 

Вещества, которые содержат ковалентные неполярные или малополярные связи. Эти связи не распадаются на ионы.

 

 

—  Сильные

- при растворении

в воде практически

полностью

распадаются на

ионы.

1.Все соли

2.Основания (щелочных и щелочноземельных металлов)

3.Неорганические кислоты.

—  Слабые

 частично распадаются на ионы.

Их растворы

содержат  ионы и

нераспавшиеся

молекулы.

1.Гидроксиды dэлементов.

2. Амфотерные гидроокс.

3.Органические кислоты.

4. Неорганические к-ты: HF, H2CO3, H4SiH4, HClO, H3PO4

 

 

 

 

Вспомним определения классов соединений сточки зрения электролитической диссоциации

 Диссоциация кислот

Кислоты– электролиты, при диссоциации образуют

катионы водорода и анионы кислотного

остатка.

-          осуществляется ступенчато. На каждой ступени отщепляется один ион водорода.

-          H Cl =  H+  +  Cl-

-  H2SO4   =  H+ + HSO4- (I ступень)

-          HSO4-   =   H+ + SO42-      (II ступень)

           

 

Диссоциация оснований

Основания- электролиты, при диссоциации образуют катионы металла и анионы - гидроксид-ионы

            Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH-

       Сa(OH)2 = Сa2+ + 2OH-

 

 

Диссоциация солей

Средние солисоли, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, диссоциируют в одну ступень:

—  CaCl2     =  Ca2++ 2Cl-

—  KBr =  K+ + Br-

—  NaCl= Na++Cl-

 

KH2PO4 =

 

 

Вернемся к началу урока, вопросу

Как же ток добрался до пассажира?

 

 

 

 

 

В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации. Зная, что в растворе присутствуют и ионы и  молекулы, как вы можете сформулировать определение степени диссоциации?

 

 

 

                                   

Учитель: - Как вы думаете, какие факторы  влияют на смещение равновесия в растворах слабых электролитов?

Опыт:уксусная кислота (р-р) + цинк  =  газ

+ твердую соль ацетата  натрия (пузырьки прекращаются) (или + кислоту НСL) сместиться равновесие влево

Уменьшить концентрацию (добавить щелочь)                         

CH3COOH              CH3COO-+ H+

Вывод: влияет концентрация

 

—  Диссоциация слабых электролитов – обратимый равновесный процесс (         )

—  Сильные электролиты в разбавленных растворах нацело диссоциируют на   ионы  (             или  =)

 

 

Работа с интерактивной доской. Записать схемы диссоциации веществ.

 

 

 

Учитель: константа диссоциации, что это за показатель? Стр150 прочитать, объяснить. Работа с учебником

 

 

Учитель:    Теперь, когда мы рассмотрели все вопросы темы, мы должны закрепить основные понятия. Проверим свои знания, выполнив тест.

 

6. И.Д.  «Волшебный цветок»

 

 

 

Рефлексия

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

Сообщение ученика:В 1889 году он приезжает в Лейпциг к Вильгельму Оствальду, профессору местного университета, чтобы продолжить исследования, начатые им в Риге. Новые теории и перспективы поработать с крупнейшими европейскими химиками привлекли сюда И. А. Каблукова. Около года учёные работали вместе. В результате их исследований появилась стройная теория. Однако Аррениусу не удалось полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Его работу продолжили другие учёные.

        При изучении процессов гидратации у учёных возник вопрос, с какими частицами реагирует вода? Ответить на этот  помогла гидратная теория растворов Д. И Менделеева. И. А. Каблуков, а затем и В.А. Кистяковский независимо один от другого предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. И. А. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов в 1889-1891 годах. В. А. Кистяковский  в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации.

 

Урок «Теория электролитической диссоциации (ТЭД)» (11класс)

Цель: закрепить и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации. Совершенствовать умение учащихся применять эти знания на практике. Показать универсальность  ТЭД, т.е. её применимость как для неорганических, так и для органических веществ.

Оборудование:Таблица растворимости кислот, оснований, солей, компьютерные слайды для закрепления и проверки знаний учащихся.

Тип урока:закрепление и углубление знаний учащихся.

Форма проведения урока:медиа-урок.

План урока:

1. Электролиты и неэлектролиты.

2. Основные положения ТЭД.

3.  Механизм диссоциации веществ.

4. Количественная характеристика ЭД веществ.

5. Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

6. Тесты на закрепление изученного.

 

 

Учитель: Ребята, девизом сегодняшнего урока будут слова Д.И.Менделеева «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, попробуйте ещё» А сегодня на уроке мы обобщим и углубим знания по теме «ЭД», с которой вы знакомились в 9 классе,  покажем универсальность ТЭД, т.е. её применимость для органических и неорганических веществ. Записываем тему урока. (Прочитать план урока на экране).            

 

 

План урока

 

«Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!»

         

Как же ток добрался до пассажира?

Сегодня, ребята, мы будем это выяснять.

 

 

 

Для раскрытия данных вопросов мы должны обратиться к истории в 1837 году, когда в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Вспомним их.

 

 

Тест №1. «Закончи предложение одним словом». 1. Положительнозаряженный электрод - …(анод).

2. Отрицательнозаряженный электрод - …(катод).

3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).

4. Положительнозаряженные частицы -…(катионы).

5. Отрицательнозаряженные частицы -…(анионы).

6. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

 

Работа на интерактивной доске

 

Учитель: Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена на слайде

Если вещество проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: -Почему и при каких условиях вещества проводят ток?

(Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются  проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы - проводники первого рода.)

 

слайд-Как назван этот процесс распада электролита на ионы? (Диссоциация)

Впервые объяснил это явление шведский химик Сванте Аррениус в 1887 году.

 

 

 

Сообщение учащегося

                

Учитель: Все вещества  условно были разделены по их поведению в растворах, по свойству проводимости электрического тока на две группы: электролиты и неэлектролиты

 

 

 

Вещества, которые содержат ионные и ковалентные полярные связи. Эти связи легко распадаются на ионы.

 

 

 

Вещества, которые содержат ковалентные неполярные или малополярные связи. Эти связи не распадаются на ионы.

 

 

—  Сильные

- при растворении

в воде практически

полностью

распадаются на

ионы.

1.Все соли

2.Основания (щелочных и щелочноземельных металлов)

3.Неорганические кислоты.

—  Слабые

 частично распадаются на ионы.

Их растворы

содержат  ионы и

нераспавшиеся

молекулы.

1.Гидроксиды dэлементов.

2. Амфотерные гидроокс.

3.Органические кислоты.

4. Неорганические к-ты: HF, H2CO3, H4SiH4, HClO, H3PO4

 

 

 

 

Вспомним определения классов соединений сточки зрения электролитической диссоциации

 Диссоциация кислот

Кислоты– электролиты, при диссоциации образуют

катионы водорода и анионы кислотного

остатка.

-          осуществляется ступенчато. На каждой ступени отщепляется один ион водорода.

-          H Cl =  H+  +  Cl-

-  H2SO4   =  H+ + HSO4- (I ступень)

-          HSO4-   =   H+ + SO42-      (II ступень)

           

 

Диссоциация оснований

Основания- электролиты, при диссоциации образуют катионы металла и анионы - гидроксид-ионы

            Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH-

       Сa(OH)2 = Сa2+ + 2OH-

 

 

Диссоциация солей

Средние солисоли, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, диссоциируют в одну ступень:

—  CaCl2     =  Ca2++ 2Cl-

—  KBr =  K+ + Br-

—  NaCl= Na++Cl-

 

KH2PO4 =

 

 

Вернемся к началу урока, вопросу

Как же ток добрался до пассажира?

 

 

 

 

 

В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации. Зная, что в растворе присутствуют и ионы и  молекулы, как вы можете сформулировать определение степени диссоциации?

 

 

 

                                   

Учитель: - Как вы думаете, какие факторы  влияют на смещение равновесия в растворах слабых электролитов?

Опыт:уксусная кислота (р-р) + цинк  =  газ

+ твердую соль ацетата  натрия (пузырьки прекращаются) (или + кислоту НСL) сместиться равновесие влево

Уменьшить концентрацию (добавить щелочь)                         

CH3COOH              CH3COO-+ H+

Вывод: влияет концентрация

 

—  Диссоциация слабых электролитов – обратимый равновесный процесс (         )

—  Сильные электролиты в разбавленных растворах нацело диссоциируют на   ионы  (             или  =)

 

 

Работа с интерактивной доской. Записать схемы диссоциации веществ.

 

 

 

Учитель: константа диссоциации, что это за показатель? Стр150 прочитать, объяснить. Работа с учебником

 

 

Учитель:    Теперь, когда мы рассмотрели все вопросы темы, мы должны закрепить основные понятия. Проверим свои знания, выполнив тест.

 

6. И.Д.  «Волшебный цветок»

 

 

 

Рефлексия

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

Сообщение ученика:В 1889 году он приезжает в Лейпциг к Вильгельму Оствальду, профессору местного университета, чтобы продолжить исследования, начатые им в Риге. Новые теории и перспективы поработать с крупнейшими европейскими химиками привлекли сюда И. А. Каблукова. Около года учёные работали вместе. В результате их исследований появилась стройная теория. Однако Аррениусу не удалось полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Его работу продолжили другие учёные.

        При изучении процессов гидратации у учёных возник вопрос, с какими частицами реагирует вода? Ответить на этот  помогла гидратная теория растворов Д. И Менделеева. И. А. Каблуков, а затем и В.А. Кистяковский независимо один от другого предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. И. А. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов в 1889-1891 годах. В. А. Кистяковский  в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации.

 

Урок «Теория электролитической диссоциации (ТЭД)» (11класс)

Цель: закрепить и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации. Совершенствовать умение учащихся применять эти знания на практике. Показать универсальность  ТЭД, т.е. её применимость как для неорганических, так и для органических веществ.

Оборудование:Таблица растворимости кислот, оснований, солей, компьютерные слайды для закрепления и проверки знаний учащихся.

Тип урока:закрепление и углубление знаний учащихся.

Форма проведения урока:медиа-урок.

План урока:

1. Электролиты и неэлектролиты.

2. Основные положения ТЭД.

3.  Механизм диссоциации веществ.

4. Количественная характеристика ЭД веществ.

5. Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

6. Тесты на закрепление изученного.

 

 

Учитель: Ребята, девизом сегодняшнего урока будут слова Д.И.Менделеева «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, попробуйте ещё» А сегодня на уроке мы обобщим и углубим знания по теме «ЭД», с которой вы знакомились в 9 классе,  покажем универсальность ТЭД, т.е. её применимость для органических и неорганических веществ. Записываем тему урока. (Прочитать план урока на экране).            

 

 

План урока

 

«Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!»

         

Как же ток добрался до пассажира?

Сегодня, ребята, мы будем это выяснять.

 

 

 

Для раскрытия данных вопросов мы должны обратиться к истории в 1837 году, когда в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Вспомним их.

 

 

Тест №1. «Закончи предложение одним словом». 1. Положительнозаряженный электрод - …(анод).

2. Отрицательнозаряженный электрод - …(катод).

3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).

4. Положительнозаряженные частицы -…(катионы).

5. Отрицательнозаряженные частицы -…(анионы).

6. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

 

Работа на интерактивной доске

 

Учитель: Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена на слайде

Если вещество проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: -Почему и при каких условиях вещества проводят ток?

(Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются  проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы - проводники первого рода.)

 

слайд-Как назван этот процесс распада электролита на ионы? (Диссоциация)

Впервые объяснил это явление шведский химик Сванте Аррениус в 1887 году.

 

 

 

Сообщение учащегося

                

Учитель: Все вещества  условно были разделены по их поведению в растворах, по свойству проводимости электрического тока на две группы: электролиты и неэлектролиты

 

 

 

Вещества, которые содержат ионные и ковалентные полярные связи. Эти связи легко распадаются на ионы.

 

 

 

Вещества, которые содержат ковалентные неполярные или малополярные связи. Эти связи не распадаются на ионы.

 

 

—  Сильные

- при растворении

в воде практически

полностью

распадаются на

ионы.

1.Все соли

2.Основания (щелочных и щелочноземельных металлов)

3.Неорганические кислоты.

—  Слабые

 частично распадаются на ионы.

Их растворы

содержат  ионы и

нераспавшиеся

молекулы.

1.Гидроксиды dэлементов.

2. Амфотерные гидроокс.

3.Органические кислоты.

4. Неорганические к-ты: HF, H2CO3, H4SiH4, HClO, H3PO4

 

 

 

 

Вспомним определения классов соединений сточки зрения электролитической диссоциации

 Диссоциация кислот

Кислоты– электролиты, при диссоциации образуют

катионы водорода и анионы кислотного

остатка.

-          осуществляется ступенчато. На каждой ступени отщепляется один ион водорода.

-          H Cl =  H+  +  Cl-

-  H2SO4   =  H+ + HSO4- (I ступень)

-          HSO4-   =   H+ + SO42-      (II ступень)

           

 

Диссоциация оснований

Основания- электролиты, при диссоциации образуют катионы металла и анионы - гидроксид-ионы

            Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH-

       Сa(OH)2 = Сa2+ + 2OH-

 

 

Диссоциация солей

Средние солисоли, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, диссоциируют в одну ступень:

—  CaCl2     =  Ca2++ 2Cl-

—  KBr =  K+ + Br-

—  NaCl= Na++Cl-

 

KH2PO4 =

 

 

Вернемся к началу урока, вопросу

Как же ток добрался до пассажира?

 

 

 

 

 

В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации. Зная, что в растворе присутствуют и ионы и  молекулы, как вы можете сформулировать определение степени диссоциации?

 

 

 

                                   

Учитель: - Как вы думаете, какие факторы  влияют на смещение равновесия в растворах слабых электролитов?

Опыт:уксусная кислота (р-р) + цинк  =  газ

+ твердую соль ацетата  натрия (пузырьки прекращаются) (или + кислоту НСL) сместиться равновесие влево

Уменьшить концентрацию (добавить щелочь)                         

CH3COOH              CH3COO-+ H+

Вывод: влияет концентрация

 

—  Диссоциация слабых электролитов – обратимый равновесный процесс (         )

—  Сильные электролиты в разбавленных растворах нацело диссоциируют на   ионы  (             или  =)

 

 

Работа с интерактивной доской. Записать схемы диссоциации веществ.

 

 

 

Учитель: константа диссоциации, что это за показатель? Стр150 прочитать, объяснить. Работа с учебником

 

 

Учитель:    Теперь, когда мы рассмотрели все вопросы темы, мы должны закрепить основные понятия. Проверим свои знания, выполнив тест.

 

6. И.Д.  «Волшебный цветок»

 

 

 

Рефлексия

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

Сообщение ученика:В 1889 году он приезжает в Лейпциг к Вильгельму Оствальду, профессору местного университета, чтобы продолжить исследования, начатые им в Риге. Новые теории и перспективы поработать с крупнейшими европейскими химиками привлекли сюда И. А. Каблукова. Около года учёные работали вместе. В результате их исследований появилась стройная теория. Однако Аррениусу не удалось полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Его работу продолжили другие учёные.

        При изучении процессов гидратации у учёных возник вопрос, с какими частицами реагирует вода? Ответить на этот  помогла гидратная теория растворов Д. И Менделеева. И. А. Каблуков, а затем и В.А. Кистяковский независимо один от другого предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. И. А. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов в 1889-1891 годах. В. А. Кистяковский  в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации.

 

 

Урок «Теория электролитической диссоциации (ТЭД)» (11класс)

Цель: закрепить и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации. Совершенствовать умение учащихся применять эти знания на практике. Показать универсальность  ТЭД, т.е. её применимость как для неорганических, так и для органических веществ.

Оборудование:Таблица растворимости кислот, оснований, солей, компьютерные слайды для закрепления и проверки знаний учащихся.

Тип урока:закрепление и углубление знаний учащихся.

Форма проведения урока:медиа-урок.

План урока:

1. Электролиты и неэлектролиты.

2. Основные положения ТЭД.

3.  Механизм диссоциации веществ.

4. Количественная характеристика ЭД веществ.

5. Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

6. Тесты на закрепление изученного.

 

 

Учитель: Ребята, девизом сегодняшнего урока будут слова Д.И.Менделеева «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, попробуйте ещё» А сегодня на уроке мы обобщим и углубим знания по теме «ЭД», с которой вы знакомились в 9 классе,  покажем универсальность ТЭД, т.е. её применимость для органических и неорганических веществ. Записываем тему урока. (Прочитать план урока на экране).            

 

 

План урока

 

«Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!»

         

Как же ток добрался до пассажира?

Сегодня, ребята, мы будем это выяснять.

 

 

 

Для раскрытия данных вопросов мы должны обратиться к истории в 1837 году, когда в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Вспомним их.

 

 

Тест №1. «Закончи предложение одним словом». 1. Положительнозаряженный электрод - …(анод).

2. Отрицательнозаряженный электрод - …(катод).

3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).

4. Положительнозаряженные частицы -…(катионы).

5. Отрицательнозаряженные частицы -…(анионы).

6. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

 

Работа на интерактивной доске

 

Учитель: Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена на слайде

Если вещество проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: -Почему и при каких условиях вещества проводят ток?

(Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются  проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы - проводники первого рода.)

 

слайд-Как назван этот процесс распада электролита на ионы? (Диссоциация)

Впервые объяснил это явление шведский химик Сванте Аррениус в 1887 году.

 

 

 

Сообщение учащегося

                

Учитель: Все вещества  условно были разделены по их поведению в растворах, по свойству проводимости электрического тока на две группы: электролиты и неэлектролиты

 

 

 

Вещества, которые содержат ионные и ковалентные полярные связи. Эти связи легко распадаются на ионы.

 

 

 

Вещества, которые содержат ковалентные неполярные или малополярные связи. Эти связи не распадаются на ионы.

 

 

—  Сильные

- при растворении

в воде практически

полностью

распадаются на

ионы.

1.Все соли

2.Основания (щелочных и щелочноземельных металлов)

3.Неорганические кислоты.

—  Слабые

 частично распадаются на ионы.

Их растворы

содержат  ионы и

нераспавшиеся

молекулы.

1.Гидроксиды dэлементов.

2. Амфотерные гидроокс.

3.Органические кислоты.

4. Неорганические к-ты: HF, H2CO3, H4SiH4, HClO, H3PO4

 

 

 

 

Вспомним определения классов соединений сточки зрения электролитической диссоциации

 Диссоциация кислот

Кислоты– электролиты, при диссоциации образуют

катионы водорода и анионы кислотного

остатка.

-          осуществляется ступенчато. На каждой ступени отщепляется один ион водорода.

-          H Cl =  H+  +  Cl-

-  H2SO4   =  H+ + HSO4- (I ступень)

-          HSO4-   =   H+ + SO42-      (II ступень)

           

 

Диссоциация оснований

Основания- электролиты, при диссоциации образуют катионы металла и анионы - гидроксид-ионы

            Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH-

       Сa(OH)2 = Сa2+ + 2OH-

 

 

Диссоциация солей

Средние солисоли, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, диссоциируют в одну ступень:

—  CaCl2     =  Ca2++ 2Cl-

—  KBr =  K+ + Br-

—  NaCl= Na++Cl-

 

KH2PO4 =

 

 

Вернемся к началу урока, вопросу

Как же ток добрался до пассажира?

 

 

 

 

 

В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации. Зная, что в растворе присутствуют и ионы и  молекулы, как вы можете сформулировать определение степени диссоциации?

 

 

 

                                   

Учитель: - Как вы думаете, какие факторы  влияют на смещение равновесия в растворах слабых электролитов?

Опыт:уксусная кислота (р-р) + цинк  =  газ

+ твердую соль ацетата  натрия (пузырьки прекращаются) (или + кислоту НСL) сместиться равновесие влево

Уменьшить концентрацию (добавить щелочь)                         

CH3COOH              CH3COO-+ H+

Вывод: влияет концентрация

 

—  Диссоциация слабых электролитов – обратимый равновесный процесс (         )

—  Сильные электролиты в разбавленных растворах нацело диссоциируют на   ионы  (             или  =)

 

 

Работа с интерактивной доской. Записать схемы диссоциации веществ.

 

 

 

Учитель: константа диссоциации, что это за показатель? Стр150 прочитать, объяснить. Работа с учебником

 

 

Учитель:    Теперь, когда мы рассмотрели все вопросы темы, мы должны закрепить основные понятия. Проверим свои знания, выполнив тест.

 

6. И.Д.  «Волшебный цветок»

 

 

 

Рефлексия

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

Сообщение ученика:В 1889 году он приезжает в Лейпциг к Вильгельму Оствальду, профессору местного университета, чтобы продолжить исследования, начатые им в Риге. Новые теории и перспективы поработать с крупнейшими европейскими химиками привлекли сюда И. А. Каблукова. Около года учёные работали вместе. В результате их исследований появилась стройная теория. Однако Аррениусу не удалось полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Его работу продолжили другие учёные.

        При изучении процессов гидратации у учёных возник вопрос, с какими частицами реагирует вода? Ответить на этот  помогла гидратная теория растворов Д. И Менделеева. И. А. Каблуков, а затем и В.А. Кистяковский независимо один от другого предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. И. А. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов в 1889-1891 годах. В. А. Кистяковский  в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации.

 

 

Урок «Теория электролитической диссоциации (ТЭД)» (11класс)

Цель: закрепить и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации. Совершенствовать умение учащихся применять эти знания на практике. Показать универсальность  ТЭД, т.е. её применимость как для неорганических, так и для органических веществ.

Оборудование:Таблица растворимости кислот, оснований, солей, компьютерные слайды для закрепления и проверки знаний учащихся.

Тип урока:закрепление и углубление знаний учащихся.

Форма проведения урока:медиа-урок.

План урока:

1. Электролиты и неэлектролиты.

2. Основные положения ТЭД.

3.  Механизм диссоциации веществ.

4. Количественная характеристика ЭД веществ.

5. Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

6. Тесты на закрепление изученного.

 

 

Учитель: Ребята, девизом сегодняшнего урока будут слова Д.И.Менделеева «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, попробуйте ещё» А сегодня на уроке мы обобщим и углубим знания по теме «ЭД», с которой вы знакомились в 9 классе,  покажем универсальность ТЭД, т.е. её применимость для органических и неорганических веществ. Записываем тему урока. (Прочитать план урока на экране).            

 

 

План урока

 

«Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!»

         

Как же ток добрался до пассажира?

Сегодня, ребята, мы будем это выяснять.

 

 

 

Для раскрытия данных вопросов мы должны обратиться к истории в 1837 году, когда в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Вспомним их.

 

 

Тест №1. «Закончи предложение одним словом». 1. Положительнозаряженный электрод - …(анод).

2. Отрицательнозаряженный электрод - …(катод).

3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).

4. Положительнозаряженные частицы -…(катионы).

5. Отрицательнозаряженные частицы -…(анионы).

6. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

 

Работа на интерактивной доске

 

Учитель: Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена на слайде

Если вещество проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: -Почему и при каких условиях вещества проводят ток?

(Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются  проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы - проводники первого рода.)

 

слайд-Как назван этот процесс распада электролита на ионы? (Диссоциация)

Впервые объяснил это явление шведский химик Сванте Аррениус в 1887 году.

 

 

 

Сообщение учащегося

                

Учитель: Все вещества  условно были разделены по их поведению в растворах, по свойству проводимости электрического тока на две группы: электролиты и неэлектролиты

 

 

 

Вещества, которые содержат ионные и ковалентные полярные связи. Эти связи легко распадаются на ионы.

 

 

 

Вещества, которые содержат ковалентные неполярные или малополярные связи. Эти связи не распадаются на ионы.

 

 

—  Сильные

- при растворении

в воде практически

полностью

распадаются на

ионы.

1.Все соли

2.Основания (щелочных и щелочноземельных металлов)

3.Неорганические кислоты.

—  Слабые

 частично распадаются на ионы.

Их растворы

содержат  ионы и

нераспавшиеся

молекулы.

1.Гидроксиды dэлементов.

2. Амфотерные гидроокс.

3.Органические кислоты.

4. Неорганические к-ты: HF, H2CO3, H4SiH4, HClO, H3PO4

 

 

 

 

Вспомним определения классов соединений сточки зрения электролитической диссоциации

 Диссоциация кислот

Кислоты– электролиты, при диссоциации образуют

катионы водорода и анионы кислотного

остатка.

-          осуществляется ступенчато. На каждой ступени отщепляется один ион водорода.

-          H Cl =  H+  +  Cl-

-  H2SO4   =  H+ + HSO4- (I ступень)

-          HSO4-   =   H+ + SO42-      (II ступень)

           

 

Диссоциация оснований

Основания- электролиты, при диссоциации образуют катионы металла и анионы - гидроксид-ионы

            Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH-

       Сa(OH)2 = Сa2+ + 2OH-

 

 

Диссоциация солей

Средние солисоли, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, диссоциируют в одну ступень:

—  CaCl2     =  Ca2++ 2Cl-

—  KBr =  K+ + Br-

—  NaCl= Na++Cl-

 

KH2PO4 =

 

 

Вернемся к началу урока, вопросу

Как же ток добрался до пассажира?

 

 

 

 

 

В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации. Зная, что в растворе присутствуют и ионы и  молекулы, как вы можете сформулировать определение степени диссоциации?

 

 

 

                                   

Учитель: - Как вы думаете, какие факторы  влияют на смещение равновесия в растворах слабых электролитов?

Опыт:уксусная кислота (р-р) + цинк  =  газ

+ твердую соль ацетата  натрия (пузырьки прекращаются) (или + кислоту НСL) сместиться равновесие влево

Уменьшить концентрацию (добавить щелочь)                         

CH3COOH              CH3COO-+ H+

Вывод: влияет концентрация

 

—  Диссоциация слабых электролитов – обратимый равновесный процесс (         )

—  Сильные электролиты в разбавленных растворах нацело диссоциируют на   ионы  (             или  =)

 

 

Работа с интерактивной доской. Записать схемы диссоциации веществ.

 

 

 

Учитель: константа диссоциации, что это за показатель? Стр150 прочитать, объяснить. Работа с учебником

 

 

Учитель:    Теперь, когда мы рассмотрели все вопросы темы, мы должны закрепить основные понятия. Проверим свои знания, выполнив тест.

 

6. И.Д.  «Волшебный цветок»

 

 

 

Рефлексия

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

Сообщение ученика:В 1889 году он приезжает в Лейпциг к Вильгельму Оствальду, профессору местного университета, чтобы продолжить исследования, начатые им в Риге. Новые теории и перспективы поработать с крупнейшими европейскими химиками привлекли сюда И. А. Каблукова. Около года учёные работали вместе. В результате их исследований появилась стройная теория. Однако Аррениусу не удалось полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Его работу продолжили другие учёные.

        При изучении процессов гидратации у учёных возник вопрос, с какими частицами реагирует вода? Ответить на этот  помогла гидратная теория растворов Д. И Менделеева. И. А. Каблуков, а затем и В.А. Кистяковский независимо один от другого предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. И. А. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов в 1889-1891 годах. В. А. Кистяковский  в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации.

 

 

Краткое описание: 
Урок для 11 класса по теме «Электролитическая диссоциация»
Прикрепленный файлSize
Урок.docx591.76 KB
электр.дис.ppt862 KB
электр.диссоц 11.notebook149.08 KB


Фото пользователя Наталия Сергеевна Юдакова

На: Электролитическая диссоциация 11 класс


Татьяна Викторовна! Спасибо за интересный урок и хорошую презентацию. Обязательно использую в своей работе

Наталия Юдакова



Фото пользователя Татьяна Викторовна Осадчая

На: Электролитическая диссоциация 11 класс


Очень рада , что была Вам полезна, готова общаться.