Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Плясовая - жанр русской народной музыки».

Фото пользователя Нина Ивановна Герасимова
Submitted by Нина Ивановна Герасимова on Wed, 29/02/2012 - 17:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
герасимова Нина Ивановна
Место работы, должность: 
город Мичуринск Тамбовской области МБОУ СОШ №9, учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

 

ос

осознание обучающимися особенностей звучания плясового жанра русской народной музыки

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Музыка" авторов Критской, Сергеевой, Шмагиной, учебное пособие авторов Критской, Сергеевой, Шмагиной

Используемая методическая литература: 

 

  1. Абудеева, Н. Б., Карпушина Л. П. /авторы – составители/ Музыка. 2 – 8 классы. Художественно – образное развитие школьников: разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта / Ю. Б. Алиев. – М., 2003.
  3. Затямина , Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно – методическое пособие / Т. А. Затямина. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.
Используемое оборудование: 

 

компьютер, проектор, экран, доска, мел, магнитола, диски, синтезатор, русские народные инструменты, русские народные костюмы, изделия русских мастеров, хрестоматия, музыкальные сборники, альбомные листы с эскизами рисунков, кисточки, краски, карандаши.

Используемые ЦОР: 

 

ЗАДАЧИ:

1)обучающие: познакомить обучающихся с характерными чертами звучания русских народных плясовых мелодий; расширить представления обучающихся о русской народной музыке, народных инструментах;

2)развивающие: развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать; развивать творческие музыкальные способности: музыкальную память, слух,  чувство ритма, вокально-хоровые навыки (дыхание, дикцию, артикуляцию, навыки интонационно – чистого, легкого, напевного звучания, пения в ансамбле), развивать эстетический вкус, будить творческое воображение, фантазию;

3)воспитательные: продолжить работу по воспитанию уважительного отношения к истории и культуре русского народа, русским традициям, воспитывать любовь к родине, природе, доброту, чуткость, чувство товарищества, развивать способность сопереживать, чувство прекрасного, любви.

Краткое описание: 
знакомство с особенностями плясового жанра русской народной музыки, продолжение изучения звучания русских народных инструментов, исполнение вокальных и инструментальных образцов русской народной музыки плясового характера
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

ход урока.

1. Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок.

Вход под русскую народную песню «Выйду ль я на реченьку»

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

    - Садитесь!

2. Вступительная беседа в тему урока.

- Ребята, скажите, музыку какого народа мы изучаем на уроках? (русского

народа) Как называется большая тема наших уроков? (- «Музыка русского народа») Правильно. Вы уже познакомились с особенностями звучания нескольких музыкальных жанров русской  народной музыки. И сегодня на уроке вы узнаете еще об одном жанре. А как называется он, я думаю, вы скажите сами, поймете по его звучанию.

3.Разучивание речевых упражнений. Распевка - чистоговорка.

Для начала возьмем чистоговорку на закрепление звука «С». Послушайте (показ чистоговорки в медленном темпе):

Ся – ся – ся,

Жили – были два гуся.

Ся – ся – ся,

Ся – ся – ся,

У бабуси два гуся.

 - Ребята, теперь повторите в медленном темпе 1 фразу, проговаривая каждый звук, слог (разучивается весь текст). Хорошо! А сейчас соединим слова текста с мелодией. Послушайте, как прозвучит (слушание, разучивание).

4. Исполнение – русская народная песня «Два веселых гуся».

- Ребята, а знаете ли вы песню о веселых гусях? Как она называется? (- «Два веселых гуся») Народная она или композиторская? (- Народная) Давайте вспомним эту песню и исполним ее. (- исполнение) Какое настроение вызвала у вас эта песенка? Почему? А что еще хотелось делать вам под эту музыку? (ответы) Сколько «китов» в этой песне? (два: песня и танец)

5. Сообщение темы и цели урока.

Как бы вы назвали песни, под которые хочется плясать? Да, и в народе  их называют плясовыми. Тема нашего урока называется «Плясовая - жанр русской народной музыки». Сегодня на уроке мы познакомимся подробно с особенностями звучания этого жанра. Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

6. Слушание и  анализ – русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я, да».

- А теперь, ребята,  внимательно послушайте песню. Подумайте, о ком в ней поется? Народная она или композиторская? (слушание; ответы) Ребята, есть что–то общее в звучании песен «Пойду ль я, выйду ль я, да» и «Два веселых гуся»? Что? Как вы думаете, к какому жанру русской народной музыки относится песня «Пойду ль я, выйду ль я, да»?

7. Разучивание и исполнение в ансамбле с учителем - русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я, да».

- Сейчас мы разучим эту песню. (Разучивается 2 куплета по фразам)

-Хорошо! Ребята, скажите, как звучит мелодия этой русской песни? А теперь почувствуйте характер мелодии с помощью русских народных танцевальных движений. Пожалуйста, встаньте ребята, выйдите из–за парт. Руки положите на пояс. На 1 фразу правую руку отведите в правую сторону, на 2 – обратно положите на пояс; на 3 фразу левую руку отведите в левую сторону, на 4 – обратно на пояс (объяснение сопровождается показом, пением).

- Молодцы, ребята! У вас хорошо получилось. Вы настоящие певцы и танцоры! Сядьте, пожалуйста, на свои места. Скажите, мелодия по характеру звуковедения была плавной или отрывистой? Как это вы почувствовали? С помощью чего? (ответы)

Да, это важная особенность плясовых мелодий. Они плавные, напевные, их  хочется пропеть и пуститься в пляс. Запомните это, ребята.

8. Исполнение образцов русской народной музыки, песен плясового характера.

- Ребята, вспомните, какие вы знаете плясовые песни? Назовите их. Сейчас по куплету из каждой такой песни  мы с вами и пропоем (к примеру: «Ах, вы сени», «Из-под дуба, из-под вяза», «Коробейники», «Во саду ли в огороде», «Как родная меня мать провожала», «Калинка» (припев), «Самара – городок», «Барыня», «Валенки», «Лапти» и др.).

- Молодцы, порадовали своим пением! Скажите, какая мелодия по характеру звучания у плясовых?... а темп?...ритм? В каком ладу они все написаны? (ответы)

9. Слушание и анализ – русская народная плясовая песня «Я на горку шла».

- Хочется послушать известную песню. Может кто–то из вас знает ее, ребята? О ком эта песня? А исполнит ее ученица 8 класса Михайлова Виктория. (слушание; ответы) Как называется песня? К какому жанру она принадлежит?

10. Слушание, анализ  народных  инструментальных произведений плясового характера.

-Говоря о русских народных мелодиях, нельзя не вспомнить на каких народных инструментах играют их. Ребята, вспомните, какие вы знаете народные инструменты. Назовите группы инструментов народного оркестра (ответы). Ребята, как называется этот инструмент? (показ) Ученик 5 класса Трунов Андрей сейчас сыграет для нас народное произведение на этом инструменте. Давайте послушаем это произведение, как звучит баян (слушание). Кто из вас может сказать название этой пьесы? К какому жанру она относится? Какой инструмент прозвучит сейчас? К какой группе русских народных инструментов относятся? (гусли, кувиклы)

11.  Слушание, анализ и игра на народных инструментах – русская плясовая «Светит месяц».

 Издавна на Руси ни один праздник не обходился без музыки. Люди пели, плясали, играли на музыкальных инструментах: балалайках, гуслях, ложках, гармошках, трещотках и др. Давайте с вами послушаем, как они звучат. Определите, какие инструменты играют. В какой форме написано произведение? (Слушание, ответы: вариационная форма; баян, балалайка, домра, бубен, ложки). Это инструментальное произведение или вокальное? Как называется? К какому жанру русской народной музыки относится это произведение?

      В прошлом учебном году на школьных праздниках вы выступали с игрой на русских народных инструментах под эту замечательную русскую плясовую песню. Я прошу вас исполнить на своих инструментах эту мелодию (играют).

                                               - Мы игру веселую

                                                 Ожидали целый день!

 Молодцы, играли дружно,

     Отдохнуть теперь вам нужно.

- Сядьте, пожалуйста, на свои места, ребята. Какое у вас настроение? Почему? (ответы) Хорошо. Скажите, какое музыкальное средство выразительности вы показали на инструментах? (ритм) Какой он, острый или ровный?

 

12. Слушание и отгадывание загадок.

- Ребята, я сейчас прочту загадки. О каких инструментах эти загадки?

Ду – ду, ду – ду – ду, да – да – да, да – да!

Вот так поет она всегда.

Не полочка, не трубочка,

А что же это? ...(дудочка).

 

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку.

Он и пляшет и поет –

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак и буян

Голосистый мой … (баян).

 

Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком … (аккордеон).

 

Треугольной формы корпус,

Три струны и звонкий голос.

Ну, попробуй, угадай – кА?!

Это наша … (балалайка).

- Молодцы, ребята! И дальше будьте внимательны. Послушайте задание и ответьте на него.

13. Музыкальное задание.

1. Какие из музыкальных инструментов входят в состав русского народного оркестра:

  • скрипка;
  • свирель;
  • домра;
  • кларнет;
  • балалайка

14. Творческая работа – «Плясовая» в цветовых оттенках, на эскизах рисунков.

- Ребята, подумайте, какие цвета больше всего подходят плясовой музыке? Как вы чувствуете? На ваших партах лежат, кисточки, краски, карандаши, альбомные листы с разными эскизами: у кого это -  русский  сувенир матрешка или народные инструменты, у других - эскизы хохломской росписи и русских платков. Раскрасьте свои эскизы такими цветами, какие больше всего соответствуют, подходят  плясовой музыке (рисуют). Что получилось? Какие цвета вы выбрали? Почему?

15. Обобщение урока.

- Ребята, с каким жанром русской народной музыки вы познакомились сегодня на уроке? Почему он так называется? Назовите его важные, главные черты  звучания. В каком характере звучит мелодия? Какой лад? ... Темп?... Ритм? …Динамические оттенки? …Звуковедение?

- Ребята, как вы думаете, зачем нужны такие мелодии? (Они повышают настроение, под них хочется петь и плясать. Они учат добру.)

16. Итог урока: оценивается работа класса и отдельных обучающихся.

-Гости, дорогие, учителя, ребята!

Как хочется песню русскую попеть,

В русский пляс с душой пуститься!

Приглашаем всех вас повеселиться!

(В исполнении школьного фольклорного ансамбля «Канарейка» звучит старинная русская народная песня)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн