Подготовка к обучению грамоте "Муха-цокотуха "на материале лексической темы «Мы читаем Чуковского»
Submitted by Вероника Алексеевна Ефимова on Wed, 29/02/2012 - 19:27
Ход занятия
Время
Деятельность логопеда
Деятельность детей, примерные ответы
2 м.
I. Организационный момент
- Недавно мы с вами изучали стихи и сказки замечательного детского писателя и поэта Корнея Ивановича Чуковского. И сегодня мы с вами снова окажемся в удивительном мире его сказки.
На фоне жужжания мухи логопед читает
начало сказки «Муха-цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые -
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла...
"Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?"
По мере чтения стихов на доске появляются слайды презентации с 1 по 3.
Дети стоят возле логопеда, не садясь на стулья (стулья стоят вокруг круглых столов на которых закреплены цифры 1, 2, 3, 4).
3 м.
II. Развитие слоговой структуры слова
- Сегодня вы приглашены на день рождения к мухе-цокотухе. Вы все превращаетесь в насекомых.
4-й слайд
Логопед прикрепляет каждому ребенку бейджик с картинкой насекомого.
- Ну что же гости, нужно рассаживаться за столы. На каждом столе цифра. Разделите название вашего насекомого на слоги и, по количеству слогов, узнайте ваш стол.
1-й стол – жук, шмель, клоп
2-й стол - пчела, комар, паук
3-й стол – стрекоза, таракан, кузнечик
4-й стол - бабочка, светлячок, муравей
5-й стол - гусеница, сороконожка
- Проверим, правильно ли вы заняли свои места.
Слайд 5.
8 м
5 м.
III. Совершенствование навыков фонематического анализа
- На дне рождении принято играть. Сейчас мы будем с вами играть в фанты.
Слайд1 (Презентация 2)
- Женя, вытягивай фант и читай задание.
Слайд 2
Дети делают звуковой анализ по карточкам
«Сделайте звуковой анализ и собери из букв слово»
3 м .
Физминутка
Слайд 4
- А сейчас мы с вами будем танцевать. Возьмите насекомых в руки, повторяйте мои движения и слушайте задания:
- Поставьте насекомых перед собой – раз, два, три, четыре;
- за собой – раз, два, три, четыре;
- слева от себя – раз, два, три, четыре;
- справа от себя – раз, два, три, четыре;
- поднимите насекомых вверх – раз, два, три, четыре;
- вниз – раз, два, три, четыре;
- влево – раз, два, три, четыре;
- вправо – раз, два, три, четыре;
- Посадите насекомых за собой и повернитесь к ним лицом – раз, два, три, четыре.
- Встаньте справа от своего насекомого, повернитесь ко мне лицом – раз, два, три, четыре.
- Встаньте слева от своего насекомого – раз, два, три, четыре.
- Молодцы! Хорошо потанцевали! Садитесь на места.
Под музыку Римского-Корсакого «Полет шмеля» (боян-микс) дети выполняют движения.
3 м.
5 м.
- Никита, тяни следующий фант. Читай.
Слайд 5, 6, 7
Дети к готовым схемам подбирают картинки
Слова для анализа: комар, муравей, бабочка
IV. Активизация словаря синонимов и антонимов. Развитие грамматического строя речи (составление сложноподчиненного предложения с союзом «а»).
Слайд 8, 9, 10
Логопед:
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
"Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!"
Логопед открывает ширму на которой натянута паутина с пауком.
- Ребята, что сделали гости, когда паук схвати муху?
- А мы с вами тоже будем прятаться?
Слайд 11
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
"Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!"
- Давайте поможем смелому комарику.
- Придумайте как можно больше слов, характеризующих паука. За каждое придуманное слово получите шарик (из паралона).
Слайд 12
- А какой комар?
- Правильно. А теперь составьте предложение по схеме:
йд
4 м.
V. Развитие выразительности речи. Автоматизация поставленных звуков.
Слайд 1, 2 (Презентация 3)
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
"Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!"
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
"Слава, слава Комару -
Победителю!"
- А теперь ребята прочитают вам наизусть окончание сказки «Муха-цокотуха» и покажут как они правиль научились произносит звуки.
Слайды 3, 4
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
3 м.
Всего
28 м.
VI. Итог занятия
- Все сказки всегда заканчиваются хорошо. И наша сказка хорошо закончилась. Мы с вами показали мамам чему мы с вами научились за этот год. А чему мы научились?
- Молодцы. Занятие окончено.
Делить слова на слоги, делать звуковой анализ, собирать слова из букв, читать.