Вы не зарегистрированы

Авторизация



Олимпиада по русскому языку.

Submitted by Светлана Пантелеевна Кулешова on чт, 22/03/2012 - 14:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кулешова С.П.
Место работы, должность: 
учитель начальных классов МБОУ лицей № 10, г. Батайска
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
Городская олимпиада по русскому языку в начальной школе 2009-2010 учебный год.

Городская олимпиада по русскому языку

в начальной школе 2009-2010 учебный год.

Код _________________

Вариант № 1

Орфоэпия. Фонетика.

1.  Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит.

        В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в
слове сыр? (подчеркни)

2.   Сколько общих звуков в словах серп и перс?_____

3.   Даны пары слов: код - кот, нос - нёс, был - бил, пуд - путь.

        В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
(подчеркни)

4. Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели.

        В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились
правильные слова, (подчеркни)

5.   Запишите слова в фонетической транскрипции:

ток,__________________________________________________________

араб,_________________________________________________________

сон,__________________________________________________________

        Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова.
Запишите их буквами.

6.   В каком слове ударение падает на первый слог? (подчеркни) Удить, цемент, хвоя, ворота, щавель.

7.   Произношение, какого слова не совпадает с написанием (подчеркни):

мак, стол, грустно, вить, лить, бак, слон, грустно, пять, весь.

8.  Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово:

Рубка,____________________________ дар,_______________________

Ужи,______________________________ мыл,______________________

шар,______________________                   укус,______________________

9. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]? (подчеркни)

Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый, помощник.

Лексика. Фразеология.

1.  Замените данные словосочетания одним словом - синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки -__________________________________

Изображение человека на картине или фотографии -_________________

Место на реке, где её можно перейти -_______________________________

Асфальтированная дорога -_______________________________________

2. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова? (подчеркни)

И'рис - ири'с;            кле'щи - клещи';       а'тлас - атла'с;                  

мо'лодец - молоде'ц;      тво'рог -творо'г.

3. У какого из приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла.

(подчеркни)

Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.

4. Замените, одним словом фразеологизмы.

Мозолить глаза,__________________________________________

Точить лясы,____________________________________________

Дрожать как осиновый лист, __________________________________

Прикусить язык,__________________________________________

Состав слова. Словообразование.

1.   Выпишите из ряда слов:

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

•форму одного и того же слова: ________________________________________________________________

2. Отгадайте слово.

Его корень в слове писать

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода.  ______________________________________

3. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:

столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье? (подчеркни)

4. Составьте и запишите сложные слова.

Мух, ловит;__________________________________________________

овец, разводит,______________________________________________

варит кашу;_________________________________________________

5. Каждое словосочетание замените, одним словом с нужным суффиксом.

Специалист по химии._______________________________________

Житель Москвы.____________________________________________

Любящий мечтать.__________________________________________

Жадная девочка.____________________________________________

Морфология.

1.    Какие слова можно отнести к разным частям речи: (подчеркни) рой,          мой,          спой, вой, открой, раскрой, простой.

2.    Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого? (подчеркни)

Сорока, семя, сито, шерсть, дева.

3.    У каких имен существительных нет формы единственного числа? (подчеркни)

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

4.    Определите, какой частью речи являются подчеркнутые слова, (надпиши)

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

На то и печь, чтобы хлебы печь.

5. Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания:

мели',__________________

окуни',__________________

пряди'.___________________

 

Орфография.

1.    Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.

Циган купил красовки?__________

2.    Напишите ответы с шипящей на конце.

Суп со свеклой и другими овощами. -______________________________________________________________________________________________

Дикие птицы и животные как предмет охоты. -________________________

Женское украшение, прикладываемое на груди, на воротнике. -__________________________________________________________________

3.  Вставь в пословицы слова: большой - маленький.

Даже самое _______________________ дерево выросло из _______________________семени. На __________________________ челне по __________________________ озеру не плавают.

4.  Сколько ответов можно дать на вопрос?
Мы поедем зимой на экскурсию._________

5.  Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.

Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск. ____

6. Закончи словосочетания.

Сидеть сложа____________________________________

Гнаться за двумя_________________________________

Литературная викторина.

1.Сколько лет жил старик со старухой в ветхой землянке?

__________________________________________________________________

2. Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях?

__________________________________________________________________

3.Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино», «Узник» и множество других. Был убит на дуэли?_________________________________________

4. Вспомните отрывок из произведения. Допишите пропущенные слова.

Зима!.. Крестьянин, ________________________

На дровнях ___________________________ путь,

Его лошадка, снег почуяв,

__________________________ рысью как-нибудь.


 

Диктант.

§  Исправьте ошибки иностранного студента в письме к другу.

Недавно наши профессоры отправились на островы, где увидели лесы, поляна, равнина, Луги. На островах были хуторы и сёлы, которые выходили прямо на береги небольших речек. Вдали видны были катеры, которые сбросили якори. Добрые жителя встретили их родственно, приглашали к себе в домы, усаживали за слола и угощали, как настоящие повары.

Творческое задание:

1.   Придумайте и запишите слоган к рекламе на тему:

«Счастливы дети на нашей планете»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________