Вы не зарегистрированы

Авторизация



Понятие о сложноподчиненном предложении

Submitted by Рамиля Мизхатовна Мухазиева on чт, 22/03/2012 - 17:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мухазиева Р,М,
Место работы, должность: 
МБОУСОШ №8, г.Азнакаево, учительница русского языка и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
  • Повторить сведения о сложном предложении
  • Познакомить со строением сложноподчиненного предложения.
  • Сформировать умение находить главное и придаточное (ые) предложения.
  • Определять место придаточного, средства его связи с главным;
  • Сформировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
  • Развивать логическое мышление и языковое чутье;
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Бархударов С.Г.

Используемое оборудование: 

ПК, интерактивная доска, карточки, учебный словарь

Используемые ЦОР: 

Название ресурса и его краткая характеристика

Ссылка на ресурс

Гипертекстовое определение "Сложноподчинённое предложение"

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a68dc407-bab1-4e29-92ca-d9ddc423b0ca/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_214%5D.htm

 

Интерактивный текст "Придаточное предложение". Вариант 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf54b064-29aa-4f79-86a7-643e15f84433/%5BRUS9_205%5D_%5BIM_215%5D.swf

Интерактивный текст "Придаточное предложение". Вариант 2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/089ad142-ac00-4436-8703-31340c2c3b14/%5BRUS9_205%5D_%5BIM_216%5D.swf

Учебный словарь "Строение сложноподчиненных предложений"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc526efa-eb95-4eb5-b952-54bee7a26e36/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_217%5D.htm

 Электронное задание "Сложноподчиненное предложение". Вариант 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ea74d36e-1dc4-4613-9bdd-88ba523ddf7b/%5BRUS9_205%5D_%5BQS_219%5D.html

 Электронное задание "Сложноподчиненное предложение". Вариант 2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3733f8e-7005-41f7-8ea5-24f0a0933920/%5BRUS9_205%5D_%5BQS_220%5D.html

 Электронное задание "Сложноподчиненное предложение". Вариант 4

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c3b46f89-d2ed-4596-9722-2b43cedc9557/%5BRUS9_205%5D_%5BQS_222%5D.html

 

Краткое описание: 
урок изучения нового материала с использованием ЦОР

Тема урока  Понятие о сложноподчиненном предложении.

Цели урока:

  • Повторить сведения о сложном предложении
  • Познакомить со строением сложноподчиненного предложения.
  • Сформировать умение находить главное и придаточное (ые) предложения.
  • Определять место придаточного, средства его связи с главным;
  • Сформировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
  • Развивать логическое мышление и языковое чутье;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная и групповая.

II. Отбор электронных ресурсов:

 

Название ресурса и его краткая характеристика

Ссылка на ресурс

Гипертекстовое определение "Сложноподчинённое предложение"

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a68dc407-bab1-4e29-92ca-d9ddc423b0ca/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_214%5D.htm

 

Интерактивный текст "Придаточное предложение". Вариант 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf54b064-29aa-4f79-86a7-643e15f84433/%5BRUS9_205%5D_%5BIM_215%5D.swf

Интерактивный текст "Придаточное предложение". Вариант 2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/089ad142-ac00-4436-8703-31340c2c3b14/%5BRUS9_205%5D_%5BIM_216%5D.swf

Учебный словарь "Строение сложноподчиненных предложений"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc526efa-eb95-4eb5-b952-54bee7a26e36/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_217%5D.htm

 Электронное задание "Сложноподчиненное предложение". Вариант 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ea74d36e-1dc4-4613-9bdd-88ba523ddf7b/%5BRUS9_205%5D_%5BQS_219%5D.html

 Электронное задание "Сложноподчиненное предложение". Вариант 2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3733f8e-7005-41f7-8ea5-24f0a0933920/%5BRUS9_205%5D_%5BQS_220%5D.html

 Электронное задание "Сложноподчиненное предложение". Вариант 4

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c3b46f89-d2ed-4596-9722-2b43cedc9557/%5BRUS9_205%5D_%5BQS_222%5D.html

 

 

 III. Организация ресурсов

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Мы работаем с разделом языкознания “Синтаксис”, изучаем сложное предложение.

1. Опрос.

- Вспомните, какое предложение называется сложным?

- По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения?

2. Синтаксическая игра “Четвертый лишний”

Задание: расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Найдите ”четвертое лишнее” в зависимости от вида сложного предложения.

Спишите “ четвёртое лишнее”, выделите грамматические основы, постройте схему.

1.Начинало см…ркат…ся когда Гринёв подошёл к дому коменданта.

2.Василиса Егоровна ушла хлопотать об …беде но разговор у коменданта прод…лжался.

3.Река ёщё (не) зам…рзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах п…крытых снегом.

4.Пугачёв нахмурился взм…хнув белым платком и казаки потащили старого капитана к виселице.

- Какое предложение стало “четвёртым лишним”? Почему ?

- О каких сложных предложениях мы будем вести разговор?

III. Объяснение нового материала.

 Анализ предложений .

Гипертекстовое определение

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a68dc407-bab1-4e29-92ca-d9ddc423b0ca/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_214%5D.htm

 

Сложноподчинённое предложение


Сложноподчинённыминазываются предложения, в которых ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ связываются ИНТОНАЦИЕЙ, ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ или СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ.


СХЕМА

СХЕМА


 

Вопросы к классу:

   -Что нового узнали о сложноподчинённом предложении ?

   -Назовите способы связи придаточных предложений в сложноподчинённом предложении.

Выводы.

Рассмотрим материал о месте придаточных в сложноподчиненных предложениях.

 

Учебный словарь.

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc526efa-eb95-4eb5-b952-54bee7a26e36/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_217%5D.htm

1.Словарь применяется для подбора примеров при объяснении учителя. Предложения выводятся на экран (по одному предложению на каждую позицию прида-точного предложения).

Я замечал, что странствующие певцы, акробаты, даже фокусники любят назы-вать себя артистами. (Л. Толстой)

Где тонко, там и рвётся. (пословица)

Но здание и само то, что здесь я учился, не произвели на моих друзей никакого впечатления. (В. Солоухин)

           2. Составление схем предложении в тетрадях учащихся и на доске (вызываются слабые ученики для совместной работы с учителем), из словаря выбираются по 2 пред-ложения для каждой позиции придаточного..

Выводы.

 

IV. Первичное применение нового материала.

Задание. Найдите придаточное предложение, составьте схему.

 Интерактивный текст. В1. Используется интерактивная доска. Каждый вариант выпол-няется отдельным учеником.Результаты коллективно обсуждаются. Проверка выполнения  задания путем открытия ответа.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf54b064-29aa-4f79-86a7-643e15f84433/%5BRUS9_205%5D_%5BIM_215%5D.swf

 

Интерактивный текст. В2. Задания выводятся на компьютер каждого ученика, пред-лагаются для самостоятельного выполнения. Учитель контролирует работу отдельных учеников с целью проверки усвоения материала.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/089ad142-ac00-4436-8703-31340c2c3b14/%5BRUS9_205%5D_%5BIM_216%5D.swf

 

Далее с целью дальнейшего  закрепления темы и контроля выполняется  ряд электронных заданий «Сложноподчиненное предложение» . Работа выполняется в индивидуальном порядке на компьютерах учеников. Учитель знакомится с результатами отдельных учащихся и выставляет оценки.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ea74d36e-1dc4-4613-9bdd-88ba523ddf7b/%5BRUS9_205%5D_%5BQS_219%5D.html

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3733f8e-7005-41f7-8ea5-24f0a0933920/%5BRUS9_205%5D_%5BQS_220%5D.html

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c3b46f89-d2ed-4596-9722-2b43cedc9557/%5BRUS9_205%5D_%5BQS_222%5D.html

 

 После выполнения задания обобщаются выводы.

 

 

V Осуществление обратной связи.

1 уровень. Задание: расставьте недостающие знаки препинания, составьте схему .

Берёзовая роща которая пролегала у Болдина шелестела нежными листочками.

[…,(к.оторая…),…].

2 уровень. Задание: сконструируйте из двух простых предложений одно сложноподчинённое. Постройте схему.

1) Поэт любил слушать народные песни, частушки.

2) В своих произведениях он их часто использовал.

3 уровень. Задание: дополните простые предложения придаточными.

Савельич простил Гринёву обиду …

Маша Миронова увидела в саду даму….

VI. Подведение итогов урока.

Вопросы классу

1) С понятием какого сложного предложения вы познакомились?

2) Как называются части сложноподчинённого предложения? Как они связаны между собой?

3) Какое задание помогло лучше усвоить тему урока?

 

Домашнее задание. Работа по карточкам , составленным из предложений учебного словаря.

 

 

Прикрепленный файлSize
_2__19338.doc79.5 KB