Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Межпредметные связи в проектной деятельности учащихся.

Межпредметные связи в проектной деятельности учащихся.

Союз трех фундаментальных учебных дисциплин — языка, математики и информатики — образует нераздельную основу современного образования.
                                            А.П. Ершов

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности.

В новом мире методики традиционной системы образования, делающие акцент на запоминание и репродуктивную деятельность более не эффективны.

Выпускник XXIвека должен уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области.

Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты интеграционные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.

Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях.

В сложившейся ситуации интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

 В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.

Главная цель интеграции — создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения.

Реализация интегрирующей функции предмета информатика проходит в следующих направлениях: через проведение интегрированных уроков, использование межпредметных связей на различных этапах урока, отработки навыков и умений работы с большими потоками информации, в том числе поиск, обработка, хранение информации.

Интеграция достигается использованием проектной и сетевой технологий.

В течение последних семи лет я являюсь тьютором программы Интел «Обучение для будущего». Обучение по программе прошли около 120 педагогов – предметников. Итоговые интеллектуальные продукты участников программы носили межпредметный характер.  Процесс создания проекта был сложен, интересен и увлекателен.

Такой вид работы дал мощный толчок для тесной взаимосвязи с педагогами – предметниками по созданию с учащимися интегрированных проектов, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли методом проблемы. Основатель метода американский философ и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом.

         Важно показать детям их  личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. И тогда проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления.

          Основным тезисом современного понимания метода проектов стали слова: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

         В основу метода проектов положена идея - направленность на результаты.

         Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы.

          В моей педагогической деятельности метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. При этом изменяется психологический климат в классе, приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

В образовательной деятельности я стремлюсь реализовать интегрирующую функцию предмета средствами новых информационных и педагогических технологий, исходя из того, что предмет информатика является одним из основополагающих.

 Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель – предметник должен развивать логическое мышление учащихся. При этом особое внимание уделяется развитию таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Свои уроки я начинаю с логических разминок.

 В начальной школе:

- графические диктанты;

-  развивающие игры на внимание;

- работа со спичками;

- упражнения на тренировку памяти и установления логических связей между понятиями.

В средней и старшей школе логические разминки проходят в форме работы с ребусами, решения логических задач, мозгового штурма, составления «облака слов» по изученной теме, разработки ментальной карты.

На следующем этапе урока я использую компьютерную интерактивную презентацию с помощью, которой проводится объяснение нового материала, что позволяет активизировать внимание учащихся, а используемые интерактивные элементы помогают осуществить проверку усвоения учебного материала.

Компьютерная презентация сопровождает и поясняет объяснения учителя. Использование презентации делает рассказ учителя более доступным и запоминающимся. Такое сопровождение позволяет учащимся воспринимать информацию не только на слух, но и визуально, когда понимание достигается не только посредством устного слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект.

Практическая работа выполняется в форме интегрированного мини – проекта, индивидуально или малыми группами по два человека.

При организации проектной деятельности со школьниками я руководствуюсь особенностями развития ребенка. Первые творческие работы учащиеся выполняют индивидуально, так как на этом этапе в центре внимания ученика находится он сам.

(Приложение 1).

В процессе обучения зона внимания ученика расширяется, он начинает соотносить себя с окружающими. Теперь ребенок может работать как индивидуально над проектом, так и в небольшой группе, как правило, в парах. Примером такого вида деятельности  может служить работа учащихся в парах на интегрированном уроке в форме проекта в 3 классе по теме «Таблица и электронная таблица». (Приложение 2)

На следующем этапе, когда возрастает внимание к окружающему коллективу, можно организовать выполнение коллективного проекта. Уровень познавательного интереса учащихся возрастает при выполнении интегрированной практической работы. (Приложение 3).

Работа над проектом, который предполагает наличие межпредметных связей,  способствует воссоздания целостной картины мира у каждого участника проекта.

Навыки работы с информацией необходимы учащимся в каждой предметной области. Они помогают найти логические связи между изучаемыми объектами, быстро и легко найти информацию об объекте.

В 5-7 классах обучение организовано по программе Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Сам курс предполагает проведение проектной и исследовательской деятельности, практические работы ориентированы на межпредметные связи.

В 5-7 классе учащиеся, изучая, предмет информатика, приобретают необходимые навыки работы с информацией.

Основная задача, которую я стараюсь решить на этом этапе – доказать подопечным важную роль информации в жизни современного успешного человека.

Максимального результата можно добиться, используя метод проектов при организации урока.

Чтобы показать великую силу информации, в 5 классе мои ученики выполняют индивидуальную творческую работу «Сказка об информации», продуктом которой является сборник произведений учащихся. Чтобы качественно выполнить работу над проектом, учащиеся должны владеть знаниями не только информатики, но и смежных дисциплин – русский язык, литература, изобразительное искусство. (Приложение 4)

При изучении в 6 классе темы «Классификация» я предлагаю учащимся  задания на составление классификационных схем с  использованием знаний из других предметных областей  - русский язык, математика, биология, история, география и другие. (Приложение 5)

Данный вид работы мотивирует учащихся на активные действия и способствует наилучшему усвоению программного материала по интегрируемым предметам.

Особый интерес у обучаемых вызывают мультимедийные проекты. Повышенное влечение к сети Интернет необходимо использовать для повышения качества обучения.

Ребята, с удовольствием работая в сети, не только добывают информацию, но и обрабатывают ее совместно в интерактивном режиме, коллективно оформляя результаты.

(Приложение 6).

Курс 8-9 класса ориентирован на изучение возможности использования компьютера в различных предметных областях. Здесь межпредметная связь наиболее тесная.

Особое внимание необходимо обратить на интегрируемые предметы.

(Приложение 7)

Одной из форм проведения проектной деятельности учащихся на уроках в среднем звене является создание самими обучаемыми учебника нового поколения. Каждая страница учебника – это продукт, выполненный группой учащихся, который отражает один блок, изучаемой темы. На странице учебника необходимо использовать рисунки, схемы, условные обозначения, краткие описания.

Созданный продукт позволяет не только авторам закрепить свои знания, но и может служить учебным пособием. (Приложение 8).

Интегрированные мини – проекты, направленные на решение задач из различных предметных областей с использованием различных сред программирования, вызывают повышенный интерес у старшеклассников. (Приложение 9).

В старших информационно-технологических профильных классах внедрена работа над дипломным проектом.

Одна из основных задач, стоящих перед современным образованием – подготовка выпускника к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Для решения задачи в старшей школе информационно-технологического профиля организована работа учащихся над курсовой (дипломной) работой.

Цель такой работы - Создание условий для индивидуальной образовательной активности школьников в процессе, становления их способности к самоопределению, самоорганизации, осмысления жизненных перспектив, повышение профессионализма педагогов в условиях инновационной деятельности по внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Время работы над дипломным проектом 1,5 года, сентябрь 10 класса – декабрь 11 класса. Это проект долговременный.

Работа над курсовым проектом состоит из следующих этапов: ярмарка заказов, выбор темы и постановка задачи, анализ предметной области, выбор среды реализации дипломной работы, разделение одной задачи на более мелкие подзадачи, начало программирования, предзащита, летняя практика, тестирование программы, создание документации.

Итоговый контроль проводится в форме научно – практической конференции с приглашением заказчиков работ, учителей – предметников, администрации школы и города.

Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

Преимущества работы над дипломным проектом неоспоримы:

1.            Межпредметная связь, присутствующая в каждом проекте показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

2.            Выполнение дипломного проекта способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.

3.            Тройственный союз учитель информатики – ученик – учитель предметник способствует развитию коммуникативных навыков делового общения.

4.            Работа над проектом оказывает положительное влияние на выбор будущей профессии.

5.            Данный вид деятельности готовит плавный переход учащихся к вузовской системе обучения.

6.            Выполненные проекты составляют основу школьной медиатеки и готовы  к применению на уроках.

Если ученик за 10-11 классы прошел через школу одного единственного проекта, который длился в его молодой жизни от 8 до 11 месяцев, то самое главное, что дает ему ощущение законченного проекта – это новая степень свободы. Иными словами он жил на плоскости, а стал жить в пространстве. У него появляется гораздо более широкий взгляд на мир. 

Возможно, что школа будущего – это школа проектов. (Приложение 10)

Контроль за усвоением знаний осуществляю с использованием новых информационных технологий:

·Тестовые задания создаю, используя среду MyTest.

·Использую документы Google для работы в сравнительных таблицах, для рефлексии учащихся, для работы с рисунками (сортировка, построение объекта)

·Для организации подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ работает блог учителя по адресу http://informatikaotlichno.blogspot.com, где осуществляется интерактивное общение.

·На сайте учителя по адресу http://apodumova.ucoz.ru организована работа форума, где ведется дискуссия по предложенной теме.

Особое место в образовательном процессе отвожу научно-исследовательской работе. Ежегодно мои учащиеся занимают призовые места в районной научно – практической конференции «Старт в науку» и участвуют в областных и региональных конкурсах научно-практических работ.

Каждая работа, интегрируя нескольких предметных областей, делает проект интересным, мотивирует учащихся на системное познание.

Примеры межпредметных проектов:

Тема проекта

Автор

Интегрируемые предметные области

Результат

Гроза

Группа учащихся 2 класса

Информатика – окружающий мир - физика

1 место на школьной научно – практической конференции для младших школьников

Кто ты, огурец

(Приложение 11)

Учащийся 3 класса

Информатика – окружающий мир

1 место на школьной научно – практической конференции для младших школьников

Создание электронного пособия «Решение уравнений с модулем и параметром»

(Приложение12)

Учащаяся 10 класса

Математика - информатика

2 место районная научно – практическая конференция «Старт в науку»

Документирование документов

Учащийся 9 класса

Делопроизводство – русский язык - информатика

3 место районная научно – практическая конференция «Старт в науку»

Решение уравнений второго и выше порядка средствами языка программирования Паскаль.

Учащийся 9 класса

Математика - информатика

2 место районная научно – практическая конференция «Старт в науку»

Компьютер один – рабочих места два

Учащийся 10 класса

Информатика - физика

1 место районная научно – практическая конференция «Старт в науку»

2 место областная научно – практическая конференция Губернаторский лицей для одаренных детей

 

Метод проектов  - один из составляющих воспитательной системы моего класса.

Сегодня многие говорят о пагубном влиянии компьютерных технологий на хрупкое сознание воспитанников, серьезные научные деятели проводят исследования, пишут статьи и доклады, дают рекомендации.

Да, я согласна, что нравственное воспитание школьников сегодня не имеет высокой эффективности.

Сейчас общение наших детей со сверстниками чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте, все больше заменяют "живое слово".

В своем классе я, как учитель информатики, пытаюсь нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений.

Создано классное научное общество, в рамках которого ведется исследовательская работа, готовятся проекты и презентации с помощью Интернет-технологий.

"Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Наряду с "минусами" в использовании информационных технологий, есть и свои "плюсы":

·                    Блог классного руководителя позволяет организовать виртуальное общение одноклассников и их родителей

·                    На сайте классного руководителя открыта страничка интеллектуальных викторин, в которой ребята принимают активное участие.

·                     Подготовка и организация презентаций проектов

·                    Использование образовательных порталов

·                    Посещение сайтов научно-популярных журналов

·                    Возможность свободного общения со школьниками не только России, но и всего мира

·                    Участие в Интернет-олимпиадах, творческих конкурсах

·                    Создание школьного сайта, домашних страничек

Воспитательная система класса основана на реализации воспитательных проектов: «Нравственность» (Приложение 13), «Я гражданин», «Школа будущих академиков», «Школа выживания», «Семья».

 Метод проектов в нашем классе реализуется с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации.

Мы используем новые информационные технологии: компьютерные телекоммуникации, мультимедийное оборудование, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы Интернет - конференций.

Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач.

Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации.

Такой  подход позволяет видеть, определять учащимся проблемы местного сообщества и находить свои пути решения. Свое видение решения социальных проблем  родного города ребята показали во время проведения  «Заседания городского совета депутатов». (Приложение 14)

Заседание проходило в форме деловой игры. Каждая группа ребят представляла комиссию – по культуре, финансам, чрезвычайным ситуациям, экологии, которые входили в состав городского совета депутатов.

На заседание были приглашены представители администрации города, корреспондент местной газеты «Малая Родина».

    Удивлению гостей не было предела. Двенадцати летние дети с легкостью находили проблемы родного города и показывали пусть свои по детски наивные пути решения.

  По окончанию деловой игры в районной газете «Малая Родина» появилась статья, в которой отмечена успешная работа «будущих депутатов».

Реализации одной из основных задач воспитательной системы - формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, проводится через мультимедийные проекты  «Песни войны», «Платок памяти», «Незабытое письмо с фронта».

В ходе работы над проектом «Песни войны», учащиеся класса работали в группах. Каждая группа выбрала военную песню, составила к ней видеоряд и смонтировала фильм, сопроводив его историей появления песни. В таком проекте слились несколько предметных областей – информатика, музыка, история.

Апробация данной технологии в нашем классе показывает, что с использованием новых информационных технологий повышается эффективность воспитательного процесса и создаются условия для формирования коммуникативных навыков и культуры общения школьников.

В 2009 году воспитательная система моего класса призвана лучшей в районе и на конкурсе «Самый классный классный» заняла первое место.

На протяжении последних трех лет я являюсь руководителем секции Информатика районной заочной физико-технической школы «Поиск». Обучение в школе осуществляется по разработанной мной программе «Основы компьютерной графики».

Учащиеся 7-9 классов активно посещают занятия в заочной школе.

В течение года учащиеся выполняют контрольные работы в форме мини – проектов. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков спланирована в форме работы над итоговым проектом. Так учащиеся первого курса заканчивают обучение созданием собственного тематического сайта, учащиеся второго курса – интерактивной презентации по заданной теме, учащиеся третьего курса – мультипликационного фильма.

Тематика выполненных проектов охватывает различные предметные области: изобразительное искусство, музыка, естествознание, химия, математика и другие.

Основной целью, которая достигается работой над проектами, является привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Полученные знания и умения, позволяют достигать достаточно высоких результатов, так выпускница школы Фролова Татьяна с проектом «Волшебная анимация программы PowerPoint» на районной научно-практической конференции «Старт в науку» стала призером, а выпускник Лапшин Антон с проектом «Компьютер один – рабочих места два» стал победителем районной конференции и занял второе место в областном конкурсе исследовательских работ в лицее для одаренных детей города Оренбурга.

Подготовка детей к различным олимпиадам и конкурсам также организуется в форме проекта. Ведь в конкурсах и олимпиадах важно не только содержание знаний, но и навыки соединения различных видов мышления с подходами к решению проблемы

На базе компьютерного класса школы функционирует в течение нескольких лет творческое объединение «Информашка». Участники объединения  - постоянные победители и призеры районного конкурса, участники с достаточно высокими результатами областного конкурса «Информашка».

С 2005 года я тьютор программы Интел «Учимся вместе с Интел».  Логическим завершением курса являются создание учащимися проектов: «Гроза», авторы выпускники программы,  учащиеся 2 класса, «Городской парк», авторы выпускники программы, учащиеся 5А класса. (Приложение 16).

Учащиеся 10 класса, выпускники программы  «Учимся вместе с Интел» приняли участие в региональном конкурсе «Фотография  в создании учебного проекта» с социальным проектом «Внимание, дорога». (Приложение 15).

Успешная реализация интегрирующей функции предмета информатика средствами инновационных методов обучения дает стабильно высокие результаты:

1.                  Рост мотивации учащихся к интегрируемым предметам.

 

 

2.                  Рост качества знаний по предмету информатика.

3.                  Результаты сдачи ЕГЭ.

4.                  Увеличивается количество интегрированных проектно-исследовательских работ.

5.                  Рост количества участников и призеров в различных конкурсах.

 

Работая над проблемой «Реализация интегрирующей функции предмета информатика средствами инновационных методов обучения», я постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство через дистанционное и очное обучение:  

ОГПУ  курсы повышения квалификации по проблеме «Управление модернизационными процессами» для руководителей РМО 2008 год,

 Курсы повышения квалификации ИПК и ППРО при ОГПУ «Управление модернизационными процессами» 2010г в количестве 72 часа,

 Курсы повышения квалификации ИПК и ППРО при ОГПУ «Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике» 2009г в количестве 48 часов,

 РЦРО «Базовые компьютерные технологии и проектная деятельность» 2011 г в количестве 72 часа.  

Дистанционный тренинг «Организация сетевого взаимодействия педагогов и школьников» в рамках программы Intel «Обучение для будущего», 2011 год,

Дистанционный тренинг «Сетевая педагогика» в рамках  программы Intel «Обучение для будущего», 2011 год.

Реализация интегрирующей функции предмета средствами проектно - исследовательской деятельности учащихся дает стабильно высокие результаты обучения учащихся по информатики и интегрируемым предметам.

Повышен интерес учащихся к интегрируемым предметам, осознанно осуществляются межпредметные связи, что способствует формированию целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.

Проектная деятельность учащихся направлена на нравственное воспитание личности.

Таким образом, с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.

 

 

Список литературы:

  1. Барышникова М.Ю., Карелова Е.И., Клецин В.И., Шумихина Т.А... Информационные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. – 168 с.
  2. Белкин П.Ю., Женова Н.А. Основы Интернет-технологий для учителя. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. – 112 с.
  3. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -Мн.: Высш. шк., 1998.
  4. Иванов В. Microsoft Office System 2003: Учебный курс. - СПб: «Питер», Издательская группа BHV, 2004. - 640с.: ил.
  5. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.
  6. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. - 3-е изд., - М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2000.-336с.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн