Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.Повторение изученного
|
Вариативное задание.
На доске буквы:
А п Б в й л М д о у
-На какие две группы вы бы раздели эти буквы?
-А какие ещё группы можно выделить?
|
Варианты ответов:
-гласные и согласные;
-письменные и печатные;
-заглавные и строчные;
|
Слайд 2
На экране запись:
Жыли в хижыне чижы,
Ёжыки, стрижы.
В гости едут к нам моржы,
И жырафы, и ужы.
-Прочитайте четверостишие.
-Что заметили?
-Какое задание можно предложить?
Работа в парах:
- Исправьте ошибки.
Поменяйтесь карточками. Все ли ошибки нашёл сосед? Помогите ему.
Проверка: Сколько ошибок нашли?
Слайд 3
|
У каждого есть карточка с данным текстом. Учащиеся выполняют задание.
Далее меняются карточками и проверяют, все ли ошибки нашёл сосед по паре.
Ответ: 8 ошибок.
|
2.Работа над темой
|
По классу развешаны таблички со словами: кол, пол, кони, пони.
Задание:
-Найдите пары и прикрепите их на доску.
Кол-пол, кони-пони.
Почему так объединили в пары эти слова?
–Чем они различаются?
|
Учащиеся находят парные таблички и прикрепляют их на доску.
Ответ:
Слова кол – пол, кони – пони начинаются с глухого согласного и отличаются только одним звуком.
|
-Назовите, пожалуйста, тему нашего урока.
Как вы думаете, чем мы займёмся на уроке?
Слайд 4
|
Дети называют Звуки [п], [п’], [т], [т’]. Буквы П.,Т
|
Произнесите первые звуки в словах пол, пони.
-Дайте характеристику звукам.
-Есть ли у твёрдого звука [п] парный мягкий звук? Докажите.
Приведите примеры слов.
|
Ответ:
Слова начинаются с глухого твёрдого звука [п].
У твёрдого звука [п] есть парный мягкий звук [п’].
|
В нашем классе есть мальчик, у которого в имени есть звук [п]. Кто это?
|
Ответ:
-Стёпа, Степан.
|
-Стёпа, а какой буквой обозначаются звуки [п], [п’]?
|
Ответ:
-Буква П.
|
А в твоём имени какой звук мягкий или твёрдый?
|
-Твёрдый.
|
Слайд 5
Игра «Найди слова».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Подберите картинки, в названиях которых есть звуки [п], [п’].
Работа в группах.
|
У каждой группы картинки. Учащиеся выбирают картинки, в названиях которых есть звуки [п], [п’].
У 1 группы карточки на тему «На небе»
У 2 группы - « В воде»
У 3 группы - « В лесу»
У 4 группы – « В космосе»
У 5 группы - «В классе»
|
А вы знаете, оказывается буква П чаще всего встречается в словах. И даже в словаре Владимира Даля под слова на букву П отведен целый том. ( показать том В. Даля)
Слайд 6
На слайде портрет Владимира Даля.
|
|
3. Физминутка
|
А теперь давайте почитаем:
Первоклассница Полина получила первую пятёрку по природе. Подошла показать папе. Папа похвалил первоклассницу, поцеловал, подарил плюшевую панду.
« Прекрасный подарок!» - произнесла Полина, поцеловала папу.
|
Читают по цепочке
|
-Что вы заметили?
- Верно. Такие тексты называются П -рассказы. Проводятся чемпионаты по составлению П- рассказов.
|
Ответ:
-Все слова на букву П.
|
Слайд 7
- А теперь давайте попробуем составить предложение, где все слова на букву П.
( работа в группах )
Паша пел песню про Пятачка.
Проверка на слайде
- А может быть кто - то из вас сможет придумать своё предложение с буквой П?
|
Учащимся даны слова из предложения на карточках. Дети в группах составляют предложение.
|
-Произнесите первые звуки в словах кол, кони.
-Что можно о них сказать?
-Назовите слова, в которых мягкий звук [к’].
|
Ответ:
-Слова начинаются с твёрдого глухого звука [к].
Учащиеся называют примеры слов, которые начинаются с мягкого звука [к’].
|
Игра «Поймайте звук».
-Если слышите мягкий звук [к’] – хлопните.
Слова: кот, кино, крот. полка, кисть, клад, чашка.
|
Учащиеся хлопают в ладоши.
|
Игра «Доскажи словечко».
1) -Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно,…
|
Ответ хором:
-Карандаш.
|
-А знаете ли вы, как образовалось слово «карандаш»?
Это слово образовано от тюрского кара таш (кара – чёрный, таш –камень)
|
|
2) -Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же нам без хруста, если я…
|
Ответ хором:
-Капуста.
|
-А знаете ли вы, что капуста является родственницей слова «капитан». А слово «капитан» произошло от латинского «капут» – голова, глава. Но слово «капуста» появилось раньше слова «капитан» и тоже было образовано от «капут». Как вы думаете, почему
|
Ответ:
-Формой похожа на голову.
|
3)- Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда, вкусная,…
|
Ответ хором:
-Картошка
|
-Картофель в Италию привезли из Южной Америки. Он напоминал гриб - трюфель. Вот и назвали его итальянцы «тартуфоло». А уже в немецком языке превратилось в картофель. Этот овощ попал в Россию при Петре 1. Называли его чёртово яблоко.
|
|
4. Закрепление изученного
|
Слайд 8
-Что общего в этих словах?
|
Ответ:
-Все слова начинаются на букву К.
|
-Что можете сказать об этих словах?
|
Учащиеся высказывают свои мысли.
|
Работа по учебнику.
-Откройте учебник.
(В словах пропущены буквы.)
-Как вы думаете, какое задание будет следующим?
-Вставьте буквы.
|
Ответ:
-Вставить буквы в слова.
Учащиеся вставляют пропущенные буквы в слова.
|
-Какие буквы написали на конце слов?
-Почему? Докажите свой выбор.
-Что можно сказать об этих гласных?
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться?
|
Ответ:
-Подобрать проверочное слово.
Хором повторяют правило:
Парные согласные
самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй
|
-Являются ли слова в верхней строчке проверочными?
|
-Являются.
|
Вставьте букву. Какое слово получилось?
|
Бочка, точка, кочка, мочка, почка, дочка, ночка.
|
Какие бы слова вы поставили в пары? Почему?
|
Бочка-почка
Дочка-точка
-Начинаются с парных согласных.
|
5. Рефлексия
|
Слайд 9
-А теперь волшебный квадрат.
-Глазками найдите букву в середине. Теперь одна клетка влево, одна вверх, одна вправо, одна вправо, одна вниз, одна вниз. Что получилось?
-Какие буквы остались лишними?
Почему?
Что о них узнали?
|
Ответ хором:
-Молодцы.
Ответ:
-Лишними оказались буквы- Т, П
-Эти буквы – именинницы.
|
Слайд 10
-Продолжите предложение.
Сегодня на уроке…
-познакомился…
-научился…
-было интересно…
-было трудно…
|
Учащиеся высказывают своё мнение об уроке.
|