Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лингвистическая игра для 6-х классов по теме "Лексика и фразеология"

Submitted by Ирина Валентиновна Григорович on Wed, 01/04/2009 - 21:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Григорович Ирина Валентиновна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 38 г. Казани.Учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Развивающие: развитие у школьников познавательного интереса к русскому языку; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. Учебные: расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции; выявление и поддержка лингвистически одарённых учащихся. Воспитательные: воспитание потребности изучать русский язык; воспитание коммуникативной культуры школьников; поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников слабоуспевающих по русскому языку.
Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Используемое оборудование: 

1.     Таблички

-         Толковый словарь современного русского языка

-         Словарь иностранных слов

-         Словарь омонимов

-         Словарь антонимов

-         Словарь синонимов

-         Словарь фразеологизмов

2.     Выставка  словарей

-         Толковый словарь современного русского языка

-         Словарь иностранных слов

-         Словарь омонимов

-         Словарь антонимов

-         Словарь синонимов

-         Словарь фразеологизмов и др.

3.     Напечатанные задания командам.

4.     Варианты правильных ответов (для жюри).

5.     Жетоны.

6.     Вопросы для болельщиков.

 

Краткое описание: 
Урок-игра. Работа со словарями. Работа в группах,игра с болельщиками. Умение толковать лексическое значение слова и угадывать слово по его лексическому знвачению.

Вступительное слово учителя.

 

         Известно, что игра – дело серьёзное. Сегодня мы поиграем, проведём свободное время так, чтобы не только восстановить свои силы, но и эмоционально зарядиться, отдохнуть радостно и одновременно с познавательным приобретением.

         В игре будут состязаться 2 команды: команда 6а класса и команда 6б класса.

         Итак, мы с вами собрались, чтобы посмеяться, поболеть, просто отдохнуть. Но есть люди, которые  пришли сюда работать. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставленные оценки. Конечно же, речь идёт о уважаемом жюри.

         Тема нашей сегодняшней игры – лексика. Напомню, что лексика – это словарный состав языка. Всем вам известно, что словарный состав языка отражается в словарях.

 

Словарь

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

         В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

         Держа в руке свой потайной фонарь,

         На всех словах – события печать,

         Они дались недаром человеку.

         Читаю: «Век. От века. Вековать.

         Век доживать. Бог сыну не дал веку.

         Век заедать, век заживать чужой…»

         В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

         Нет, не словарь лежит передо мной,

         А древняя рассыпанная повесть.

                                        (С. Маршак)

Задание 1. Словари.

         Сейчас каждая команда должна написать на листочках названия известных им словарей.

 

Игра с болельщиками проводится в то время, когда команды выполняют первое задание.

 

Задание 2. Лексическое значение слова.

- Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает)

- В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)

Вывешивается табличка «Толковый словарь современного русского языка».

 

         Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.

 

1.Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры.  (Археология)

 

2. Часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками.  (Графика)

 

3. Комплекс наук, изучающих болезни животных, их лечение и предупреждение. (Ветеринария)

 

4. Наука о собаках..  (Кинология)

 

5. Наука об ораторском искусстве.  (Риторика)

 

6. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.  (Азбука)

 

7. Карточка с вопросами для экзамена.  (Билет)

 

8. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа.  (Вопрос)

 

9. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)

 

10. Самая низкая учебная отметка.  (Единица)

 

11. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика.  (Журнал)

 

12. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков.  (Звонок)

 

13. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом.

                                                                                           (Карандаш)

 

14. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.

                                                                                             (Линейка)

15. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.

                                                                                                    (Мел)

16. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

 

17. Чистые листы в обложке.  (Тетрадь)

 

18. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.  (Конфетти)

 

Задание 3.  (Иностранные слова)

 

1. Скажите по-китайски «сильный ветер» (Тайфун)

2. Произнесите по-немецки «путешествие» (Рейс)

3. Произнесите по-турецки «простокваша» (Йогурт)

4. Как произносят немцы «огненное творение»? (Фейерверк)

5. Скажите по-английски: «стружка, тонкие кусочки». (Чипсы)

6. Произнесите по-английски «вычислитель». (Компьютер)

 

Вывешивается табличка «Словарь иностранных слов».

 

Задание 4. Одно к трём.

 

-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова, имеющие несколько лексических значений, – многозначными)

 

Игра с болельщиками проводится во врем выполнения командами задания 4.

I

 

Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.

 

1.     Подушка, характер, требования

2.     Друг, ответ, выигрыш (победа)

3.     Старик, вопрос, воображение.

4.     Нитка, тетрадь, работа.

5.     Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения)

6.     Знаток, город, перемена.

7.     Дуб, держава, талант.

Прилагательные:

большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.

 

Правильный ответ.

1.     Подушка, характер, требования. - мягкий

2.     Друг, ответ, выигрыш.                  - верный

3.     Старик, вопрос, воображение.     - больной

4.     Нитка, тетрадь, работа.                 - тонкий

5.     Проспект, архитектор, предложение (или член предложения)

                                                              - главный

6.     Знаток, город, перемена.               - большой

7.     Дуб, держава, талант.                    – могучий

 

II

 

Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам».

 

1.     Океан, бой, платье.   

2.     Чай, любовь, время

3.     Горох, ремонт, тарелка 

4.     Ящик, человек, надежда.

5.     Трава, мёд, дым         

6.     Время, копия, наука    

7.    Работа, хлеб, кофе.  

Прилагательные:

черный, горячий, точный, воздушный, мелкий, крепкий, густой.

 

Правильный ответ.

1.     Океан, бой, платье. -  воздушный

2.     Чай, любовь, время -   горячий

3.     Горох, ремонт, тарелка. – мелкий

4.     Ящик, человек, надежда- крепкий

5.     Трава, мёд, дым.               -густой

6.     Время, копия, наука.        – точный

7.     Работа, хлеб, кофе.           – чёрный

 

Задание 5.  Омонимы.

- Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи,  которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.)

 

Вывешивается табличка «Словарь омонимов».

 

1. Бывает лотерейный, бывает десятитысячный (Тираж)

2. Бывает Великий, бывает воинский (Пост)

3. Бывает верховная, бывает крупная (Ставка)

4. Бывает почтовая, бывает немецкая (Марка)

5. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

6. Бывает русая, бывает острая (Коса)

7. Бывает картонный, бывает драматический (Кружок)

8. Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

9. Бывает дипломатическая, бывает высокая (Нота)

10.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

11.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

12.Какую ленту в косу не заплетёшь? (Пулемётную)

13.Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название

                                                                                        (Броненосец)

14.Какая игла не тонет в воде (Рыба-игла)

 

Задание 6. Антонимы.

 

-Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие   противоположное лексическое значение.)

 

Вывешивается табличка  «Словарь антонимов».

1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

2. Кубик (колобок)

3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

4. Один дистрофик (Три толстяка)

5. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

6. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)

7. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)

8. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

9. Континент мусора (Остров сокровищ

10.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)

11.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

12.Собачья конура. (Кошкин дом)

13.Солнечный принц. (Снежная королева)

14.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )

 

 

 

Задание 7. Синонимы.

 

-Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)

 

         Вывешивается табличка « Словарь синонимов».

 

Игра с болельщиками проводится во время выполнения  командами  задания 7.

 

Подобрать синонимы к словам.

 

I

 

Артист

Актёр

Аплодировать

Рукоплескать

Безграничный

Бескрайний

Бездомный

Бесприютный

Беспокойство

Тревога

Будущий

Предстоящий 

Вдохновлять

Воодушевлять

Вежливый

Любезный

Великан

Гигант

Верный

Преданный 

 

II

 

 

Влияние

Воздействие

Перегнать

Опередить

Подчиниться

Повиноваться

Поединок

Единоборство

Посылать

Отправлять

Преимущество

Превосходство

Препятствие

Преграда

Преступление

Проступок

Признак

Примета

Возглас

Восклицание

 

 

Задание 8. Фразеологизмы.

 

-Что называется фразеологизмом? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)

Вывешивается табличка «Словарь фразеологизмов».

 

Игра с болельщиками проводится во время выполнения командами задания 8.

Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой.

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

От доски до доски

С пятого на десятое

Камень за пазухой держать

С открытой душой

На чужой шее сидеть

Своим горбом жить

Держать ухо востро

Ворон считать

Сидеть сложа руки

Не покладая рук работать

От рук отбиться

В руки взять

Во всю Ивановскую (кричать)

Держать язык за зубами

 

Задание 9. Пословицы.

 

         Очень близки фразеологизмам пословицы, поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы.

 

Игра с болельщиками проводится во время выполнения командами задания 9                                                                                                                                

Подобрать начала к пословицам.

 

                                                   I

 

драки не бывает

…только подпоясаться

…нет и науки

…век учись

…а деньги для беды

…а мыши найдутся

 

Бедному одеться…
Без муки…
Без шума…

Береги хлеб для еды…

Был бы хлеб…
Век живи…

 

Правильный ответ

Бедному одеться -только подпоясаться

Без муки нет и науки

Без шума драки не бывает

Береги хлеб для еды, а деньги для беды

Был бы хлеб, а мыши будут.

Век живи, век учись

 

   

II

 

…а ума не нажил

…двух небитых дают

…да толку мало

…а конец найдётся

…такова и слава

…там и клад

 

 

Как верёвочка не вьётся…

Где лад…
Каковы дела…

До лысины дожил..

За одного битого…

Звону много…

 

 

Правильный ответ

До лысины дожил, а ума не нажил.

За одного битого двух небитых дают.

Звону много, да толку мало.

Как верёвочка не вьётся, а конец найдётся

Каковы дела, такова и слава.

Где лад, там и клад

 

 

Подведение итогов.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Николаевна Сафарханова

На: Лингвистическая игра для 6-х классов по теме "Лексика и фраз


Очень сложный материал дан в удивительно интересной и доступной форме! Спасибо за опыт.




Фото пользователя Марина Викторовна Васильева

На: Лингвистическая игра для 6-х классов по теме "Лексика и фраз


Интересный материал представлен учителем. Однако его можно было бы обогатить  информационными средствами. Например, с помощью программы Flech можно было бы сделать интерактивные таблицы. Или использовать интерактивную доску.




Фото пользователя Валентина Борисовна Антипова

На: Лингвистическая игра для 6-х классов по теме "Лексика и фраз


Очень интересный урок! Этот опыт можно было бы использовать в совместной работе учителя и библиотекаря

с уважением, Валентина Борисовна Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн