Лингвистическая игра для 6-х классов по теме "Лексика и фразеология"
Submitted by Ирина Валентиновна Григорович on Wed, 01/04/2009 - 21:03
Вступительное слово учителя.
Известно, что игра – дело серьёзное. Сегодня мы поиграем, проведём свободное время так, чтобы не только восстановить свои силы, но и эмоционально зарядиться, отдохнуть радостно и одновременно с познавательным приобретением.
В игре будут состязаться 2 команды: команда 6а класса и команда 6б класса.
Итак, мы с вами собрались, чтобы посмеяться, поболеть, просто отдохнуть. Но есть люди, которые пришли сюда работать. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставленные оценки. Конечно же, речь идёт о уважаемом жюри.
Тема нашей сегодняшней игры – лексика. Напомню, что лексика – это словарный состав языка. Всем вам известно, что словарный состав языка отражается в словарях.
Словарь
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
(С. Маршак)
Задание 1. Словари.
Сейчас каждая команда должна написать на листочках названия известных им словарей.
Игра с болельщикамипроводится в то время, когда команды выполняют первое задание.
Задание 2. Лексическое значение слова.
- Что такое лексическое значение слова?(Лексическое значение слова то, что слово обозначает)
- В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова?(Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)
Вывешивается табличка«Толковый словарь современного русского языка».
Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.
1.Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры. (Археология)
2. Часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками. (Графика)
3. Комплекс наук, изучающих болезни животных, их лечение и предупреждение. (Ветеринария)
4. Наука о собаках.. (Кинология)
5. Наука об ораторском искусстве. (Риторика)
6. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Азбука)
7. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)
8. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)
9. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)
10. Самая низкая учебная отметка. (Единица)
11. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)
12. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)
13. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом.
(Карандаш)
14. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.
(Линейка)
15. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.
(Мел)
16. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)
17. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)
18. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах. (Конфетти)
Задание 3. (Иностранные слова)
1. Скажите по-китайски «сильный ветер» (Тайфун)
2. Произнесите по-немецки «путешествие» (Рейс)
3. Произнесите по-турецки «простокваша» (Йогурт)
4. Как произносят немцы «огненное творение»? (Фейерверк)
-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?(Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова, имеющие несколько лексических значений, – многозначными)
Игра с болельщикамипроводится во врем выполнения командами задания 4.
I
Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.
1.Подушка, характер, требования
2.Друг, ответ, выигрыш (победа)
3.Старик, вопрос, воображение.
4.Нитка, тетрадь, работа.
5.Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения)
- Вспомним, что такое омонимы.(Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.)
Вывешивается табличка«Словарь омонимов».
1. Бывает лотерейный, бывает десятитысячный (Тираж)
2. Бывает Великий, бывает воинский (Пост)
3. Бывает верховная, бывает крупная (Ставка)
4. Бывает почтовая, бывает немецкая (Марка)
5. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)
6. Бывает русая, бывает острая (Коса)
7. Бывает картонный, бывает драматический (Кружок)
8. Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)
9. Бывает дипломатическая, бывает высокая (Нота)
10.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)
11.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
12.Какую ленту в косу не заплетёшь? (Пулемётную)
13.Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название
(Броненосец)
14.Какая игла не тонет в воде (Рыба-игла)
Задание 6. Антонимы.
-Что такое антонимы?(Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.)
Вывешивается табличка«Словарь антонимов».
1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)
2. Кубик (колобок)
3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)
4. Один дистрофик (Три толстяка)
5. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
6. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)
7. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)
8. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)
9. Континент мусора (Остров сокровищ
10.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)
11.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)
12.Собачья конура. (Кошкин дом)
13.Солнечный принц. (Снежная королева)
14.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )
Задание 7. Синонимы.
-Что называется синонимами?(Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)
Вывешивается табличка« Словарь синонимов».
Игра с болельщикамипроводится во время выполнения командами задания 7.
Подобрать синонимы к словам.
I
Артист
Актёр
Аплодировать
Рукоплескать
Безграничный
Бескрайний
Бездомный
Бесприютный
Беспокойство
Тревога
Будущий
Предстоящий
Вдохновлять
Воодушевлять
Вежливый
Любезный
Великан
Гигант
Верный
Преданный
II
Влияние
Воздействие
Перегнать
Опередить
Подчиниться
Повиноваться
Поединок
Единоборство
Посылать
Отправлять
Преимущество
Превосходство
Препятствие
Преграда
Преступление
Проступок
Признак
Примета
Возглас
Восклицание
Задание 8. Фразеологизмы.
-Что называется фразеологизмом?(Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)
Вывешивается табличка«Словарь фразеологизмов».
Игра с болельщикамипроводится во время выполнения командами задания 8.
Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой.
На руках носить
Держать в ежовых рукавицах
От доски до доски
С пятого на десятое
Камень за пазухой держать
С открытой душой
На чужой шее сидеть
Своим горбом жить
Держать ухо востро
Ворон считать
Сидеть сложа руки
Не покладая рук работать
От рук отбиться
В руки взять
Во всю Ивановскую (кричать)
Держать язык за зубами
Задание 9. Пословицы.
Очень близки фразеологизмам пословицы, поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы.
Игра с болельщикамипроводится во время выполнения командами задания 9
Интересный материал представлен учителем. Однако его можно было бы обогатить информационными средствами. Например, с помощью программы Flech можно было бы сделать интерактивные таблицы. Или использовать интерактивную доску.
На: Лингвистическая игра для 6-х классов по теме "Лексика и фраз
Очень сложный материал дан в удивительно интересной и доступной форме! Спасибо за опыт.
На: Лингвистическая игра для 6-х классов по теме "Лексика и фраз
Интересный материал представлен учителем. Однако его можно было бы обогатить информационными средствами. Например, с помощью программы Flech можно было бы сделать интерактивные таблицы. Или использовать интерактивную доску.
На: Лингвистическая игра для 6-х классов по теме "Лексика и фраз
Очень интересный урок! Этот опыт можно было бы использовать в совместной работе учителя и библиотекаря
с уважением, Валентина Борисовна Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО