Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Изобразительное искусство Тема: Жанры изобразительного искусства

Submitted by Людмила Геннадьевна Плотникова on Sat, 31/03/2012 - 19:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Плотникова Людмила Геннадьевна
Место работы, должность: 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1, учитель изобразительного искусства и черчения
Регион: 
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Цель урока: 

 

Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

.Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

Свиридова О.В. Изобразительное искусство 5-8 классы, проверочные и контрольные работы.- Волгоград, 2008.

Используемая методическая литература: 

 

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

Краткое описание: 
Изобразительное искусство Тема: Жанры изобразительного искусства Дата: «__»______2011г Класс: 6 Урок № 9/10 Цель урока: систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства Задачи: 1. Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи. 2. Развивать творческое восприятие художественного произведения, формировать эмоциональную отзывчивость. 3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству Тип урока: Урок совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков, развитие сенсорного опыта. Интегрированный. Вид урока: Урок- беседа Методы работы: 1. Объяснительно – иллюстративный (изложение учебного материала) 2. Формирования познавательного интереса 3. Наглядный Оборудование: Репродукции картины разных жанров. Презентация к уроку «Жанры изобразительного искусства». Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм репродукции картин художников разных жанров Ход урока Программное содержание Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Учиться активно воспринимать произведения изобразительного искусства. План: 1. Организационный момент урока 2. Повторение, виды изобразительного искусства 3. Анализ видов изобразительного искусства 4. Повторение опорных заданий учащихся 5. Практическая работа: фронтальная, индивидуальная 6. Анализ работы 7. Итог урока 1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Актуализация знаний. - На первых уроках в 6 классе мы с вами познакомились с видами искусства. - Давайте повторим, что такое вид искусства? Учащиеся называют, как они понимают, что такое вид искусства. Демонстрация учащимся презентации «Вид искусства – различные произведения, которые можно объединить по какому-то главному и общему для всех них признаку». - Давайте вспомним пластические виды искусства. Произведения скульптуры? Предполагаемый ответ учащихся: - Это скульптура. Эти произведения, сделанные из камня, металла можно рассматривать со всех сторон. Скульптуру можно еще лепить из глины и пластилина. - Произведения живописи? Предполагаемый ответ учащихся: - Это живопись, эти произведения написаны красками. На экране - произведения графики. Предполагаемый ответ учащихся: - Этот вид искусства называется графика. Эти произведения выполнены на бумаге графическими средствами: карандашом, мелом, углем, сепией. Произведения архитектуры? Предполагаемый ответ учащихся: - Это вид конструктивного искусства – архитектура. Произведения декоративно-прикладного искусства? Предполагаемый ответ учащихся: - Это вид декоративного искусства - практические вещи, обладающие эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой. - Учащиеся правильно назвали виды пластических искусств: Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, архитектура. Живопись Графика Скульптура Декоративно – прикладное искусство Архитектура И.И. Шишкин «Рожь» Ван Гог «Скорбь» («Печаль») Давид (Микеланджело) Дымковская игрушка, хохлома, гжель, жостово, резьба по дереву, кости, ткачество, и т.д. Греческий храм на Сицилии, посвященный Гере, построен в 5-м столетии до н. э. Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий. (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. 3. Изучение нового материала. Тема урока: «Жанры в изобразительном искусстве». Жанр искусства - общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Изобразительное  искусство

Тема: Жанры изобразительного искусства

Дата: «__»______2011г                                                                   Класс:  6

Урок №  9/10

 


Цель урока:систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства

Задачи:

1.   Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи.

2.   Развивать творческое восприятие художественного произведения, формировать эмоциональную отзывчивость.  

3.   Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству

  

 Тип урока: Урок совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков, развитие сенсорного опыта. Интегрированный.
Вид урока: Урок- беседа
Методы работы:

         1. Объяснительно – иллюстративный (изложение      учебного   материала)

                 2. Формирования познавательного интереса        

                            3. Наглядный

Оборудование:Репродукции картины разных жанров.  Презентация к уроку «Жанры изобразительного искусства».

Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм репродукции картин художников разных жанров

 

Ход урока

Программное содержание

      Знакомство с  жанрами изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.

Учиться  активно воспринимать произведения изобразительного искусства.

План:

1.   Организационный момент урока

2.   Повторение, виды изобразительного искусства

3.   Анализ видов изобразительного искусства

4.   Повторение опорных заданий учащихся

5.   Практическая работа: фронтальная, индивидуальная

6.   Анализ работы

7.   Итог урока

1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.
    -  На первых уроках в 6 классе мы с вами познакомились с видами искусства.
-      Давайте повторим, что такое вид искусства?
       Учащиеся называют, как они понимают, что такое вид искусства.
Демонстрация  учащимся  презентации  «Вид искусства – различные произведения, которые можно объединить по какому-то главному и общему для всех них признаку».
-     Давайте вспомним пластические виды искусства.

       Произведения   скульптуры?
Предполагаемый  ответ учащихся:  - Это скульптура. Эти произведения, сделанные из камня, металла можно рассматривать со всех сторон. Скульптуру можно еще лепить из глины и пластилина.
-      Произведения  живописи?
Предполагаемый  ответ учащихся:  - Это живопись, эти произведения написаны красками.
На экране - произведения графики.
Предполагаемый  ответ учащихся:  -  Этот вид искусства называется графика. Эти произведения выполнены на бумаге графическими средствами: карандашом, мелом, углем, сепией.

Произведения  архитектуры?
Предполагаемый  ответ учащихся:  - Это вид конструктивного искусства – архитектура.
Произведения  декоративно-прикладного искусства?
Предполагаемый  ответ учащихся:  - Это вид декоративного искусства - практические вещи, обладающие эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой. 
-  Учащиеся  правильно назвали виды пластических искусств: 
 Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, архитектура.

 

Живопись

 

Графика

Скульптура

Декоративно – прикладное искусство

Архитектура

Sicily Selinunte Temple E (Hera).JPG

И.И. Шишкин «Рожь»

 

Ван Гог «Скорбь» («Печаль»)

 

Давид (Микеланджело)

 

 Дымковская игрушка, хохлома, гжель, жостово, резьба по дереву, кости, ткачество, и т.д.

Греческий храм на Сицилии, посвященный Гере, построен в 5-м столетии до н. э.

Вид  изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий.

 

 (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

 (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

  (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

 

лат. architecturaотдр.-греч.αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

3.   Изучение нового материала.
Тема  урока: «Жанры в изобразительном искусстве».
Жанр искусства - общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу.  ЖАНРЫ  ЖИВОПИСИ  (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

       В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Основные жанры живописи

Анималистический

Натюрморт

Пейзажный

Бытовой

Исторический

Мифологический

Батальный

Портрет

 

19_b

Франц Марк Синий конь, 1911

Винсент Ван Гог. Натюрморт с красными маками и ромашками

А. Куинджи. Березовая роща. 1879

 

Творожников Иван Иванович: «Бабушка и внучка»

Павел Корин. 1942 год. «Александр Невский»

Лейтон Фредерик лорд: Дедал  и Икар

Виктор Николаевич Название: «Коловрат-последняя битва»

Зинаида Серебрякова

 «За туалетом» Автопортрет. 1909

(от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом.

  (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых композиционно организованных в единую группу.

 

, (франц. paysage, от pays - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, зданий.

посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику

посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками

от  гр. mуthos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов.

(от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

(фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»[1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей


Различные жанры возникали в разное время.

Древнейший – анималистический (от франц. Animale– животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники.

          На экране «Анималистический жанр».
-  Дайте определение анималистическому жанру.
Предполагаемый  ответ учащихся:  Анималистический жанр- изображение животных.
         -  Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий назад.
         На экране слайд «портрет».

         -  Портрет- один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: парадный, групповой, камерный.
-   Какие разновидности портрета вы знаете?
Предполагаемый  ответ учащихся:  Одиночный, погрудный, поясной, в полный рост, автопортрет, парадный, групповой.
        -   Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как «мертвая натура», натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы - цветах, плодах, дарах моря и т.д.
        На экране слайд «натюрморт».
-   В каких видах изобразительного искусства можно увидеть натюрморт?
Предполагаемый  ответ учащихся:    В живописи, графике, скульптуре.
Предполагаемый  ответ учащихся:  Пейзажный жанрвозник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Как вы уже поняли, пейзаж - это изображение природы.
Пейзаж очень богат разновидностями: городской, сельский, индустриальный, марина (от итал. мarina- морской). На экране слайд «пейзаж».

          Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.
        -   Родина бытового жанра, как и натюрморта  - Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. 
         На экране слайд «бытовой жанр».
Предполагаемый  ответ учащихся:  Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это, могут быть какие- либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
         На экране слайд «исторический жанр».
-  Когда художник изображает сюжет из библии или историю библии, то его картины можно отнести к библейскому жанру.
         На экране слайд «библейский жанр».
На экране слайд «Жанры изобразительного искусства».

                 Задание учащимся:

         Записать определение изученных сегодня жанров в тетрадь.
         В XVI веке теоретики академического искусства разделили жанры на «высокий» и «низкий» в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX веков. «Высоким» считались исторический (героический) и мифологический, библейский жанры, «низким»- портрет (за исключением парадного), пейзаж, натюрморт.
         В Голландии XVII веке, напротив, «низкие» жанры - пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки - оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.


          Класс делится на 3 группы.

Каждая группа составляет кроссворд по теме урока.
Отгадывание кроссвордов выполняет противоположная группа

  

 Итог урока.

IV. Закрепление нового материала.

– Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.

Работа по карточкам-заданиям в парах.

– Соотнесите произведение искусства и жанр. (Для слабых детей.)
– Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения?(Для сильных детей.)

V. Обобщение изученного материала.

1.     Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.

2.     Продолжите определение:

  • жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – …(натюрморт).
  • жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).
  • изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).

3.     Кого изображают художники-анималисты?

4.     Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?

5.     Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось, запомнилось?

VII. Домашнее задание.

          Проиллюстрировать в альбоме раздел «Жанры в изобразительном искусстве».

Виды жанров:анималистический, натюрморт, пейзажный, бытовой,  исторический, мифологический, батальный, портрет.

Подготовить доклад, сообщение о каком-либо жанре изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки  - задания проверочных тестов

 

Карточка №1

Написать название жанра название жанра

_____________ жанр

_____________ жанр

_____________ жанр

_____________ жанр

_____________ жанр

_____________ жанр

 

 

_____________ жанр

 

Карточка 2.

Подпишите  под картиной название жанра, к которому она принадлежит.

_______________________________________

_______________________________________

_________________________________________

_________________________________________

________________________________________

_______________________________________

_______________________________________

________________________________________

_________________________________________

______________________________________

 

 

 

 

Задание №1 - теоретическое

Вопрос № 1   

Определите жанры изобразительного искусства, к которым относятся данные произведения (бытовой, исторический, батальный, мифологический) :

 

 

 

 

 

 

1.    

К.Петров – Водкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                     И. Билибин

 

 

 

 

 

 

 

3.

Ф.Решетников

 

 

 

 

 

 

 

В.Суриков

4.                                                                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5.            И. Билибин

 

 

 

 

 

 

 

6.

А.Дейнека

 

 

 

 

 

 

 

7. П.Федотов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2.

Определить какая из данных композиций симметричная, а какая асимметричная?

 

 

 

 

 

 

 

1.   Д.Левицкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Т.Гейнсборо

 

Вопрос № 3. Определить какая из данных композиций динамичная, а какая статичная?

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

М.Греков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

В.Борисов - Мусатов

 

 

 

 

 

Вопрос № 4.

 Какое из данных произведений не принадлежит великому живописцу Василию Сурикову?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 5.Определите жанр произведений Василия Сурикова?

 

Вопрос № 6.Приведите примеры художников и их произведений  в бытовом жанре?

 

Вопрос №7.  Мифологический жанр – это…

Вопрос №8.  Бытовой  жанр – это…

Вопрос №9.  Исторический жанр – это…

Вопрос №10. Батальный жанр – это…

 

 

     Творческие задания

Задание №1

Выполнить поэтапное построение фигуры человека, соблюдая основные пропорции.

 

Задание №2

Выполнить композицию в мифологическом жанре.

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн