«Музыка и живопись» Интегрированный урок по музыке (литературе и ИЗО) во 2 классе
Submitted by Татьяна Михайловна Киселёва on Tue, 10/04/2012 - 05:55
Предварительная подготовка:
1. Подбор музыкального материала.
2. Подбор картин, необходимых для урока.
3. Выбор стихов и песен.
4. Разучивание с детьми стихов и песен.
5. Создание слайдов и презентации.
6. Создание карточек «Мажор» и «Минор».
7. Заготовка детьми рисунков на тему: весна, осень, зима.
8. Подбор загадок на соответствующую тему.
9. Подбор вопросов для «музыкальной шкатулки».
10. Создание вопросов для устного теста на музыкальную тему.
11. Составление плана урока.
Новые термины.
Мажор –бодрая, весёлая, энергичная музыка; написанная, чаще всего, в быстром или умеренном темпе.
Минор– грустная, задумчивая, распевная музыка, написанная в медленном или умеренном темпе.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вхождение в тему.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Заключительный этап.
6. Вывод.
Ход урока:
1. Организационный момент.
1). Вход детей в класс под музыку К.Синдинга «Шелест весны».
2). Проверка домашнего задания /Дети должны были нарисовать рисунки на тему: весна, осень, зима. Сделать карточки со словами мажор и минор.
2. Вхождение в тему.
Учитель:Тема нашего сегодняшнего урока: «Музыка и живопись».
Цель урока: научиться понимать музыку, живопись и литературу как единое целое, называемое искусством.
Задачи: 1. Приобрести навыки нахождения взаимосвязи между музыкой, живописью и литературой.
2. Слушая музыку, создавать зрительный образ, воспринимать её как звучащую картину.
3.Рассматривая картину, научиться находить созвучные с ней музыкальные образы и произведения.
4. Слушая стихи, научиться подбирать подходящую к ним по смыслу музыку и живопись.
3. Изучение нового материала.
Учитель:ребята, в своей жизни люди испытывают разные чувства: радость, бодрость, веселье или уныние, грусть, печаль. Порой эти чувства зависят от различных жизненных факторов, если у человека случается что-то хорошее или плохое, радость или горе и т.д. Но также человеческий организм подвержен влиянию климатических и погодных условий, в результате которых, у нас может меняться настроение и самочувствие. Времена года тоже накладывают на наше здоровье, состояние души и настроение, свой отпечаток. Как природа уходит на зиму в спячку, так и организм человека готовится к зимним холодам, перестраивается на суровые климатические условия, тоже будто засыпает. С наступлением осенней сырости, бесконечных моросящих дождей, у человека меняется настроение: порой хочется плакать без причины, не хочется выходить на улицу, он начинает вести менее подвижный образ жизни, чем летом. А когда опадают листья, наступают первые холода, деревья, да и некоторые животные, засыпают до весны. В этот период человеку тоже труднее всего: хочется сидеть больше дома, много спать, преобладает грустное настроение. Некоторые люди с ослабленным здоровьем из-за этого начинают болеть не только простудными заболеваниями, но и испытывать простое физическое недомогание такое, как усталость, умственная утомляемость, частые головные боли, ноющее неприятное ощущение в костях и тому подобное. Хотя морозы ещё и не сильные, человеку, как и природе, в эту пору хуже, чем зимой.
Когда наступают зимние холода, человеческий организм уже успевает перестроиться, приготовиться к суровым климатическим условиям, поэтому он уже готов бороться с холодами и сильные морозы переносит, намного лучше, чем первые маленькие. И настроение человека становится переменчивым, то грустным, то радостным и чем ближе к весне, тем чаще появляются радостные моменты. А с наступлением весны человеческий организм, как и природа, начинает просыпаться: становится более активным и энергичным, улучшается настроение, несмотря на то, что идёт новое перестроение на тёплую погоду. Как растает последний снег, - оживает природа и вместе с ней люди тоже становятся бодрыми, жизнерадостными, суетливыми. Таким образом, мы нашли связь между временами года и жизненной активностью человека.
В музыке радостное, весёлое, энергичное настроение называется – мажорный лад. А грустное, печальное, лиричное называется – минорный лад.Запомните эти новые для вас термины, запишите в свои тетради и послушайте легенду о двух ладах. На её основе и возникли два этих музыкальных термина.
(Учитель зачитывает фрагмент из учебника Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной, «Музыка» 2 класс М. «Просвещение», 2001г., стр.123)
А сейчас мы будем искать такую же взаимосвязь между музыкой, литературой и природой, изображённой на картинах знаменитых художников. Рассмотрите, пожалуйста, вот эти картины.
(На экране появляются слайды картин: «Весна. Большая вода» и «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Золотая осень» И.Левитана/.(Слайды №2 – 4) (Дети рассматривают и обсуждают с учителем, какими красками художники изобразили на своих картинах весну и осень).
Картина «Грачи прилетели» - это не простая картина. Она нарисована на подносе.
А теперь прочитайте, пожалуйста, стихи о весне и осени, которые вам было сказано выучить в качестве домашнего задания.
(Учащиеся читают стихи А.Пушкина, Ю.Лермонтова и А.Фета любые, которые они выучили по собственному желанию. Сравнивают настроение, переданное поэтами в стихах с пейзажами, изображёнными художниками. Находят общие мотивы между стихами и живописью при изображении весны и общее настроение при изображении осени.)
Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. А сейчас приготовьте, пожалуйста, карточки со словами «мажор» и «минор». Я буду показывать вам ещё раз эти картины и другие, а вы поднимайте карточку ту, которая будет соответствовать мажорному или минорному настроению картины. (Идёт показ картин.) Ещё раз хвалю, вы опять всё правильно показали.
Сейчас, давайте, послушаем музыку. Я сначала не буду говорить вам, что это звучит, а вы попытайтесь сами, определить какой, у этого музыкального произведения характер: мажорный или минорный и поднимите свои карточки. (Звучат музыкальные отрывки из произведений: К.Синдинга «Шелест весны», «Весна» и «Осень» Г.Свиридова). А теперь поднимите свои рисунки, с изображением времён года, на ту музыку, которой вы думаете, они соответствуют.(Ответы детей)Молодцы! Вы снова, почти все, правильно выполнили задание. А сейчас, Саша Хольный исполнит для вас песенку о весне, которая называется «Солнечная капель». (Ученик исполняет песню). Ребята, какие слова подобрал поэт для описания весны? Отличается ли музыка этой песни от «Весны» и «Осени» Г.Свиридова?
Ещё раз обратите своё внимание на экран: две следующие картины - это Флорентийская мозаика. Они изображают времена года, но только они не нарисованы красками, а выложены из самоцветов. Умелые руки мастера их так хорошо выполнили, что они, на первый взгляд, почти не отличаются от нарисованных. Вы внимательно рассмотрите их и поднимите карточки и рисунки, соответствующие этим временам года, (на экране картины «Осенняя песня» и «Роскошь лета» И.Шишкина. Слайды №5 - 6). Дети поднимают карточки и отвечают на вопросы учителя. При помощи, каких красок художник изобразил лето и осень? Что было бы, если б были использованы другие краски? Какими словами можно охарактеризовать настроение этих картин? Какая из прослушанной музыки, подходит к ним? Почему именно эта, а не другая музыка, соответствует данным картинам? И другие вопросы. Дети снова, почти все, справляются с уже усложнённым заданием.
А сейчас посмотрите, пожалуйста, ещё одну картину. (На экране картина И.Шишкина «Зимний лесной пейзаж». Слайд №7).
Кто подготовил стихотворение, соответствующее данной картине? (Ребята читают стихи о зиме. Сравнивают их с картиной. Потом слушают музыкальные отрывки из произведений П.Чайковского «На тройке» или Г.Свиридова «Тройка», «Зимняя дорога» В.Шебалина, «Вальс снежных хлопьев» из балета П.Чайковского «Щелкунчик». Рассматривают картину из учебника на странице 118-119. На ней составители книги нарисовали тройку и зимнюю дорогу, то есть создали зрительный образ к «Тройке» Г.Свиридова и «Зимней дороги» В.Шебалина).
Картина очень точно передаёт музыкальное содержание этих двух произведений.
(Затем учащиеся делают сравнительный анализ музыки, картин и стихов).
Скажите, дети, изменится ли аккомпанемент в Тройке» Г.Свиридова, если по полю поскачет конница? (Дети отвечают). Хорошо, молодцы!
Вы, наверное, устали. Давайте сделаем небольшую разминку. Я вам буду загадывать загадки, а вы отвечайте.
Музыкальные загадки:
Начало моё – нота,
Потом – краса оленья.
А в целом – это место
Оживлённого движенья.
(Дорога).
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое – в музее
Найдёшь ты без труда.
(Картина).
Первый слог мой – нота,
И второй слог – тоже.
Вместе оба слога
На бобы похожи.
(Фасоль).
Площадь – первый слог мой.
Нота – слог привычный.
В целом получается
Инструмент отличный.
(Арфа)
А сейчас, мы рассмотрим ещё несколько картин. («Утро в сосновом бору», «Вечер в лесу», «Вечер» И.Шишкина и «Вечерний звон» И.Левитана. «Утро в сосновом бору» показано в двух вариантах: как картина и как расписной поднос. (Слайд №8 и 9). Картина «Вечерний звон» изображена на подносе , а «Вечер» - это расписное блюдо. Слайд № 11 – 12).
(Ученики сравнивают цвета красок, которыми изобразил художник утро и вечер. Затем слушают музыку, ещё не зная её названия, пытаются определить к какой картине она подойдёт. После этого учитель говорит детям названия, прослушанных музыкальных произведений.).
Прозвучали: «Утро» Э.Грига, «Утро в лесу» Салманова, «Вечерняя сказка» А.Хачатуряна и «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского.
4. Закрепление изученного материала.
Послушайте, пожалуйста, ещё одну песенку. О чём поётся в песне? Какое время суток изобразили композитор и поэт? Какие изобразительные средства они использовали? Используя, какие слова, поэт описал вечер? Песня написана в мажоре или в миноре? Эта песенка называется «Вечерняя песня». Написана она композитором А.Тома и поэтом К.Ушинским. А теперь, давайте разучим эту песенку.
«Вечерняя песня»
1. Слети к нам, тихий вечер,
На мирные поля,
Тебе поём мы песню,
Вечерняя заря.
3. Темнеет уж в долине,
И ночи близок час,
На маковке рябины
Последний луч погас.
2. Как тихо всюду стало!
Как воздух охладел!
И в ближней роще звонко
Уж соловей пропел.
4. Слети к нам, тихий вечер,
На мирные поля,
Тебе поём мы песню,
Вечерняя заря.
5.Заключительный этап.
А сейчас, мы поделимся на 2 команды. Первый ряд – команда №1, второй ряд – команда №2. Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы устного теста. Я буду предлагать 3 варианта ответа, а вам нужно будет выбрать один правильный.
Тест.
1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют – это?
* дискотека;
* карнавал;
* балет.
2. Как называется балет П.Чайковского?
* «Щелкунчик»;
* «Деревянный принц»;
* «Буратино».
3. Чем внешне отличаются дирижёр хора от дирижёра оркестром?
* костюмом;
* обувью;
* отсутствием в руке дирижёрской палочки.
4. С чего начинает художник работу над картиной?
* с антракта;
* с эскиза;
* с физкультминутки.
5. Как называется торжественная государственная песня?
* ода;
* гимн;
* кантата.
6. Какие литературные произведения в древности принято было не рассказывать, а петь?
* былины;
* сказки;
* загадки.
7. Как называется здание, в котором, располагается, большое количество картин?
* Большой театр;
* Макдональдс;
* Картинная галерея.
8. Большой концертный музыкальный инструмент на трёх ножках?
* фортепиано;
* аккордеон;
* рояль.
9. Как называется опера Н.Римского-Корсакова о растаявшей девочке?
* «Ледяная принцесса»;
* «Снегурочка»;
* «Снежная королева».
10. «Три кита» в музыке – это?
* опера, сказка, балет;
* песня, танец, марш;
* симфония, этюд, песня.
Молодцы – ребята, все ответили правильно. Победила дружба. Вы все сегодня хорошо подготовились к уроку.
А теперь запишите домашнее задание: знать значение слов мажор и минор. Повторить материал, изученный на сегодняшнем уроке.
6.Вывод.
На сегодняшнем уроке мы научились понимать музыку, живопись и литературу, как единое целое, называющеесяискусством.