Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Музыка и живопись» Интегрированный урок по музыке (литературе и ИЗО) во 2 классе

Фото пользователя Татьяна Михайловна Киселёва
Submitted by Татьяна Михайловна Киселёва on Tue, 10/04/2012 - 05:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киселёва Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 
МБОУ "Красногородская средняя общеобразовательная школа", педагог дополнительного образования и учительмузыки
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

 

Цель:   Научить детей понимать музыку, живопись и литературу как единое целое, называющееся искусством.

 

Из выше названной цели, вытекают следующие задачи:

 

1. Приобрести навыки нахождения взаимосвязи между музыкой, живописью и литературой.

2. Научить детей, слушая музыку, создавать зрительный образ, воспринимать её как звучащую картину.

3. Рассматривая картину, научить детей умению находить созвучные с ней музыкальные образы и произведения.

4. Слушая стихи, ребёнок должен научиться подбирать подходящую  к ним по смыслу музыку и живопись.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Музыка: Учеб. для учащихся 2 кл. четырёхлет. нач. шк. / Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 144с.: ил. 

 


 

                       

Используемая методическая литература: 

1. Музыка: 2 кл. Поурочные планы по программе Е.Д.Критской / Сост. Улашенко Н.Б. - Волгоград: ИТД "Корифей". - 96с.

Используемое оборудование: 

 

1.     DVD.

2.     Телевизор.

3.     Микрофон.

4.     Ноутбук.

5.     Диски.

6.     Мультимедиа-проектор.

7.     Переносной экран для показа слайдов.

Используемые ЦОР: 

 

1.     http://go.mail.ru/search_images?q=картины+А.Саврасова&rch=l&jsa=1&fr=rc#w=500&h=669&s=37722&pic=http%3A%2F%2Fhistory.ntagil.ru%2Fimgbook4

 

2.     http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D0%98.%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0

 

3.     http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D0%98.%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0

 

4.     http://www.kmus.ru/news-view-16.html

 

5.     http://www.audiopoisk.com/track/georgii-sviridov/mp3/metel_-vesna-i-osen_/

 

6.     http://muzofon.com/search/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C

 

7.     http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=9288941

8.  Презентация.

Краткое описание: 
На интегрированном уроке чётко просматривается взаимодействие между музыкой, литературой и ИЗО. Эту межпредметную взаимосвязь учащиеся постоянно анализируют, всячески обосновывают, что помогает достичь, поставленной цели урока: научить детей понимать музыку, литературу и живопись как единое целое, называющееся ИСКУССТВОМ.

Предварительная подготовка:

 

1.                        Подбор музыкального материала.

2.                        Подбор картин, необходимых для урока.

3.                        Выбор стихов и песен.

4.                        Разучивание с детьми стихов и песен.

5.                        Создание слайдов и презентации.

6.                        Создание карточек «Мажор» и  «Минор».

7.                        Заготовка детьми рисунков на тему: весна, осень, зима.

8.                        Подбор загадок на соответствующую тему.

9.                        Подбор вопросов для «музыкальной шкатулки».

10.                   Создание вопросов для устного теста на музыкальную тему.

11.                   Составление  плана урока.

 

 

Новые термины.

 

Мажор – бодрая, весёлая, энергичная музыка; написанная, чаще всего, в быстром или умеренном темпе.

 

Минор – грустная, задумчивая, распевная музыка, написанная в медленном или умеренном темпе.

 

 

План урока:

 

1. Организационный момент.

2. Вхождение в тему.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Заключительный этап.

6. Вывод.

 

Ход урока:

 

1.             Организационный момент.

 

1). Вход детей в класс под музыку К.Синдинга «Шелест весны».

2). Проверка домашнего задания /Дети должны были нарисовать рисунки на тему: весна, осень, зима. Сделать карточки со словами мажор и минор.

 

2. Вхождение в тему.

 

Учитель:Тема нашего сегодняшнего урока: «Музыка и живопись».

 

Цель урока: научиться понимать музыку, живопись и литературу как единое целое, называемое искусством.

 

Задачи: 1. Приобрести навыки нахождения взаимосвязи между музыкой, живописью и литературой.

2. Слушая музыку, создавать зрительный образ, воспринимать её как звучащую картину.

3.Рассматривая картину, научиться находить созвучные с ней музыкальные образы и произведения.

4. Слушая стихи, научиться подбирать подходящую к ним по смыслу музыку и живопись.

 

3. Изучение нового материала.

 

Учитель:ребята, в своей жизни люди испытывают разные чувства: радость, бодрость, веселье или уныние, грусть, печаль. Порой эти чувства зависят от различных жизненных факторов, если у человека случается что-то хорошее или плохое, радость или горе и т.д. Но также человеческий организм подвержен влиянию климатических и погодных условий, в результате которых, у нас может меняться настроение и самочувствие. Времена года тоже накладывают на наше здоровье, состояние души и настроение, свой отпечаток. Как природа уходит на зиму в спячку, так и организм человека готовится к зимним холодам, перестраивается на суровые климатические условия, тоже будто засыпает. С наступлением осенней сырости, бесконечных моросящих дождей, у человека меняется настроение: порой хочется плакать без причины, не хочется выходить на улицу, он начинает вести менее подвижный образ жизни, чем летом. А когда опадают листья, наступают первые холода, деревья, да и некоторые животные, засыпают до весны. В этот период человеку тоже труднее всего: хочется сидеть больше дома, много спать, преобладает грустное настроение. Некоторые люди с ослабленным здоровьем из-за этого начинают болеть не только простудными заболеваниями, но и испытывать простое физическое недомогание такое, как усталость, умственная утомляемость, частые головные боли, ноющее неприятное ощущение в костях и тому подобное. Хотя морозы ещё и не сильные, человеку, как и природе, в эту пору хуже, чем зимой.

Когда наступают зимние холода, человеческий организм уже успевает перестроиться, приготовиться к суровым климатическим условиям, поэтому он уже готов бороться с холодами и сильные морозы переносит, намного лучше, чем первые маленькие. И настроение человека становится переменчивым, то грустным, то радостным и чем ближе к весне, тем чаще появляются радостные моменты. А с наступлением весны человеческий организм, как и природа, начинает просыпаться: становится более активным и энергичным, улучшается настроение, несмотря на то, что идёт новое перестроение на тёплую погоду. Как растает последний снег, - оживает природа и вместе с ней люди тоже становятся бодрыми, жизнерадостными, суетливыми. Таким образом, мы нашли связь между временами года и жизненной активностью человека.

В музыке радостное, весёлое, энергичное настроение называется – мажорный лад. А грустное, печальное, лиричное называется – минорный лад.Запомните эти новые для вас термины, запишите в свои тетради и послушайте легенду о двух ладах. На её основе  и возникли два этих музыкальных термина.

(Учитель зачитывает фрагмент из учебника Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной, «Музыка» 2 класс М. «Просвещение», 2001г., стр.123)

А сейчас мы будем искать такую же взаимосвязь между музыкой, литературой и природой, изображённой на картинах знаменитых художников. Рассмотрите, пожалуйста, вот эти картины.

(На экране появляются слайды картин: «Весна. Большая вода» и «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Золотая осень» И.Левитана/.(Слайды №2 – 4) (Дети рассматривают и обсуждают с учителем, какими красками художники изобразили на своих картинах весну и осень).

Картина «Грачи прилетели» - это не простая картина. Она нарисована на подносе.

А теперь прочитайте, пожалуйста, стихи о весне и осени, которые вам было сказано выучить в качестве домашнего задания.

 (Учащиеся  читают стихи  А.Пушкина, Ю.Лермонтова  и А.Фета любые, которые они выучили по собственному желанию. Сравнивают настроение, переданное поэтами в стихах с пейзажами, изображёнными художниками. Находят общие мотивы между стихами и живописью при изображении весны и общее настроение при изображении осени.)  

Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. А сейчас приготовьте, пожалуйста, карточки со словами «мажор» и «минор». Я буду показывать вам ещё раз эти картины и другие, а вы поднимайте карточку ту, которая будет соответствовать мажорному или минорному настроению картины. (Идёт показ картин.) Ещё раз хвалю, вы опять всё правильно показали.

Сейчас, давайте, послушаем музыку. Я сначала не буду говорить вам, что это звучит, а  вы попытайтесь сами, определить какой, у этого музыкального произведения характер: мажорный или минорный и поднимите свои карточки. (Звучат музыкальные отрывки из произведений: К.Синдинга «Шелест весны», «Весна» и «Осень» Г.Свиридова). А теперь поднимите свои рисунки, с изображением времён года, на ту музыку, которой вы думаете, они соответствуют. (Ответы детей)Молодцы! Вы снова, почти все, правильно выполнили задание. А сейчас, Саша Хольный исполнит для вас песенку о весне, которая называется «Солнечная капель». (Ученик исполняет песню). Ребята, какие слова подобрал поэт для описания весны? Отличается ли музыка этой песни от «Весны» и «Осени» Г.Свиридова?

Ещё раз обратите своё внимание на экран: две следующие картины  - это Флорентийская мозаика. Они изображают времена года, но только они не нарисованы красками, а выложены из самоцветов. Умелые руки мастера их так хорошо выполнили, что они, на первый взгляд, почти не отличаются от нарисованных. Вы внимательно рассмотрите их и поднимите карточки и рисунки, соответствующие этим временам года, (на экране картины «Осенняя песня» и «Роскошь лета» И.Шишкина. Слайды №5 - 6). Дети поднимают карточки и отвечают на вопросы учителя. При помощи, каких красок художник изобразил лето и осень? Что было бы, если б были использованы другие краски? Какими словами можно охарактеризовать настроение этих картин? Какая из прослушанной музыки, подходит к ним? Почему именно эта, а не другая музыка, соответствует данным картинам? И другие вопросы. Дети снова, почти все, справляются с уже усложнённым заданием.

А сейчас посмотрите, пожалуйста, ещё одну картину. (На экране картина И.Шишкина «Зимний лесной пейзаж». Слайд №7).

Кто подготовил стихотворение, соответствующее данной картине?      (Ребята читают стихи о зиме. Сравнивают их с картиной. Потом слушают музыкальные отрывки из произведений П.Чайковского «На тройке» или  Г.Свиридова «Тройка», «Зимняя дорога» В.Шебалина, «Вальс снежных хлопьев» из балета П.Чайковского «Щелкунчик». Рассматривают картину из учебника на странице 118-119. На ней составители книги нарисовали тройку и зимнюю дорогу, то есть создали зрительный образ к «Тройке» Г.Свиридова и «Зимней дороги» В.Шебалина).

Картина очень точно передаёт музыкальное содержание этих двух произведений.

(Затем  учащиеся делают сравнительный анализ музыки, картин и стихов).

Скажите, дети, изменится ли аккомпанемент в Тройке» Г.Свиридова, если по полю поскачет конница? (Дети отвечают). Хорошо, молодцы!

Вы, наверное, устали. Давайте сделаем небольшую разминку. Я вам буду загадывать загадки, а вы отвечайте.

Музыкальные загадки:

 

Начало моё – нота,

Потом – краса оленья.

А в целом –  это место

Оживлённого движенья.

(Дорога).

 

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое – в музее

Найдёшь ты без труда.

(Картина).

Первый слог мой – нота,

И второй слог –  тоже.

Вместе оба слога

На бобы похожи.

(Фасоль).

Площадь – первый слог мой.

Нота – слог привычный.

В целом получается

Инструмент отличный.

(Арфа)

 

А сейчас, мы рассмотрим ещё несколько картин. («Утро в сосновом бору», «Вечер в лесу»,  «Вечер» И.Шишкина и «Вечерний звон» И.Левитана. «Утро в сосновом бору» показано в двух вариантах: как картина и как расписной поднос. (Слайд №8 и 9).  Картина «Вечерний звон» изображена на подносе , а «Вечер» - это расписное блюдо. Слайд № 11 – 12).

(Ученики сравнивают цвета красок, которыми изобразил художник утро и вечер. Затем слушают музыку, ещё не зная её названия, пытаются определить к какой картине она подойдёт. После этого учитель говорит детям названия, прослушанных музыкальных произведений.).

Прозвучали: «Утро» Э.Грига, «Утро в лесу» Салманова, «Вечерняя сказка» А.Хачатуряна и «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского.

 

4. Закрепление изученного материала.

 

Послушайте, пожалуйста, ещё одну песенку. О чём поётся в песне? Какое время суток изобразили композитор и поэт? Какие изобразительные средства они использовали? Используя, какие слова, поэт описал вечер? Песня написана в мажоре или в миноре? Эта песенка называется «Вечерняя песня». Написана она композитором А.Тома и поэтом К.Ушинским. А теперь, давайте разучим эту песенку.

 

«Вечерняя песня»

1. Слети к нам, тихий вечер,

На мирные поля,

Тебе поём мы песню,

Вечерняя заря.

 

3. Темнеет уж в долине,

И ночи близок час,

На маковке рябины

Последний луч погас.

2. Как тихо всюду стало!

Как воздух охладел!

И в ближней роще звонко

Уж соловей пропел.

 

4. Слети к нам, тихий вечер,

На мирные поля,

Тебе поём мы песню,

Вечерняя заря.

 

5.Заключительный этап.

 

А сейчас, мы поделимся на 2 команды. Первый ряд – команда №1, второй ряд – команда №2. Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы устного теста. Я буду предлагать 3 варианта ответа, а вам нужно будет выбрать один правильный.

 

Тест.

1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют – это?

 

* дискотека;

* карнавал;

* балет.

 

2. Как называется балет П.Чайковского?

 

* «Щелкунчик»;

* «Деревянный принц»;

* «Буратино».

 

3. Чем внешне отличаются дирижёр хора от дирижёра оркестром?

 

* костюмом;

* обувью;

* отсутствием в руке дирижёрской палочки.

 

4. С чего начинает художник работу над картиной?

 

* с антракта;

* с эскиза;

* с физкультминутки.

 

5. Как называется торжественная государственная песня?

 

* ода;

* гимн;

* кантата.

 

6. Какие литературные произведения в древности принято было не рассказывать, а петь?

 

* былины;

* сказки;

* загадки.

7. Как называется здание, в котором, располагается, большое количество картин?

 

* Большой театр;

* Макдональдс;

* Картинная галерея.

 

8. Большой концертный музыкальный инструмент на трёх ножках?

 

* фортепиано;

* аккордеон;

* рояль.

 

9. Как называется опера Н.Римского-Корсакова о растаявшей девочке?

 

* «Ледяная принцесса»;

* «Снегурочка»;

* «Снежная королева».

 

10. «Три кита» в музыке – это?

 

* опера, сказка, балет;

* песня, танец, марш;

* симфония, этюд, песня.

 

Молодцы – ребята, все ответили правильно. Победила дружба. Вы все сегодня хорошо подготовились к уроку.

А теперь запишите домашнее задание: знать значение слов мажор и минор. Повторить материал, изученный на сегодняшнем уроке.

 

6.Вывод.

На сегодняшнем уроке мы научились понимать музыку, живопись и литературу, как единое целое, называющееся искусством.

До свидания. Урок окончен. Спасибо за внимание.

Прикрепленный файл Size
презентация - Музыка и живопись(FILEminimizer).zip 2.46 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн