Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Авторская программа "Основы обучения дыхания в хореографии" 1-6 год обучения

Submitted by Светлана Курьянова on чт, 12/04/2012 - 20:55

 

Курьянова С.В.

 

Авторская программа

по предмету

"ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЫХАНИЯ

В ХОРЕОГРАФИИ"

 

1-6 год обучения

 

 

 

Учебное пособие предназначено для преподавателей хореографических школ, школ искусств, руководителей самодеятельных коллективов.

В основу программы легли научные исследования педагогов Московского и Санкт-Петербургского хореографических училищ, в частности методика, разработанная преподавателем Московского хореографического училища Поповой Е.Я., изложенная в пособии "Основы обучения дихания в хореографии".

 

Предисловие

Залогом успеха в любом виде искусства является тренировка.

Тренировка тончайших двигательных навыков, кото­рая проводится в процессе обучения балетному искус­ству, связана с мобилизацией многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, ды­хания, нервно-мышечной деятельности.

До последнего времени резервные физиологические силы, заключающиеся в работе органов дыхания, использовались хореографическими школами лишь интуитивно и далеко не в достаточной степени. Между тем ученикам школ, где устанавливаются эти навыки, особенно важ­но реализовать возможности организма с наибольшей полнотой.

Современная наука придает огромное значение состо­янию нервной системы человека, регулирующей основ­ные функции организма, и требует гармонического сочетания и развития исполнительных органов, обслуживаю­щих движение. Это положение приобретает особую важность для тренировки учащихся хореографических школ.

Исследуя научные труды многих ведущих педагогов Московского и Санкт-петербургского академических училищ, которые использовали данные физиологической науки о возможности борьбы с утомлением для решения практической задачи, целью которой было научить учащихся управлять механизмами второго дыхания, было доказано, что педагогам удалось добиться повышения работоспособности, экономии сил учащихся, воспитать правильную постановку дыхания во время танца и, таким образом, обеспечить легкость и выразительность движений танцующих.

На основе методик, разработанных ведущими специалистами, в данном учебном пособии предлагаются программа и методические рекомендации по основам обучения дыхания в хореографии.

 

Введение

Дыхание есть один из основных физиологических про­цессов живого организма, и совершается этот процесс в основном автоматически, рефлекторно.

Известно, что у людей с нетренированным дыханием под влиянием волнения и различных эмоций зачастую нарушаются ритмичность и нормальная частота дыха­ния и оно становится учащенным. Человек сознательно может влиять на процесс дыхания, регулировать его: де­лать дыхание поверхностным и частым или более глубо­ким и редким, на некоторое время вовсе задержать его.

При большой физической нагрузке неорганизованное дыхание теряет свой ритм, что создает трудности в рабо­те. Так, в хореографии — искусстве, где наряду с эмоциональными переживаниями мышечная работа требует особенно больших затрат энергии, неорганизованное ды­хание часто становится большой помехой для исполните­ля. В момент осуществления сложных движений дыха­ние может задерживаться, наступает его недостаточ­ность. Организм не может своевременно ликвидировать возникающий при этом недостаток кислорода, и в резуль­тате человек ощущает нехватку воздуха; у исполнителя при этом могут появиться одышка, скованность в теле, разбросанность внимания, чувство стеснения в груди, теряется внутренний ритм. Танец становится тяжелым, напряженным.

В связи с постоянным повышением требований к хо­реографии воспитание правильного дыхания  стало  необходимым условием дальнейшего совершенствования этого искусства. Занятия по воспитанию дыхания дол­жны быть органически связаны с прохождением всех специальных хореографических дисциплин.

 

Глава I.  Основные положения организации правильного дыхания

 

Здоровым, нормальным дыханием человека должно счи­таться дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат, то есть дыхание смешанное, в отличие от су­ществующих отдельных видов дыхания (высокое — клю­чичное, низкое — диафрагмальное, брюшное и др.).

Дыхание человека в своей физиологической основе при любых условиях остается единым.

Не существует специальных видов дыхания для  раз­личных трудовых процессов. Напротив, специфика   лю­бой профессии должна быть приспособлена к физиологически правильному дыханию.

В хореографии дыхание, оставаясь физиологически правильным, может быть координировано с движения­ми; в зависимости от мышечной нагрузки оно может видоизменяться по частоте и глубине. Координация дыха­ния с движением независима от ритма движений, так как движение в хореографии обусловливается временем, метро-ритмом, музыкой, в то время как дыхание зависит от потребности организма в кислороде. Координация ды­хания с движениями не для всех одинакова. Необходим индивидуальный подход к учащемуся.

В большинстве случаев в основе обучения дыханию лежит ошибочный принцип «волевого вдоха», то есть ак­тивного вбирания воздуха, чрезмерного наполнения им легких. Например, на занятиях гимнастикой обычно гово­рят: «Вдохните, сделайте глубокий вдох» и затем — «...продолжительный полный выдох».

Дыхание, основанное на активном, волевом вдохе, является искусственным, физиологически не обоснованным. Вмешательство в фазу вдоха есть грубое нарушение физиологических основ дыхания, так как в этом случае, не­сомненно, происходит игнорирование роли нервной си­стемы.        

Попробуем найти пути к обучению правильному дыханию человека в состоянии покоя. Наблюдая за дыханием здорового человека во время сна или состояния покоя, мы констатируем наличие трех фаз – выдох, пауза, вдох, –  которые протекают рефлекторно, непрерывно, ритмично, отнюдь не нарушая согласованности дыхания с ритмичной работой сердца и всего организма в целом.

Акт дыхания осуществляется и регулируется дыхательными центрами нервной системы. Следовательно, в разработке системы обучения дыхания мы прежде всего должны исходить из основных физиологических требований  дыхания человека.

Руководствуясь этими требованиями, в предлагаемой системе обучения начальной фазой дыхания мы считаем не вдох, а выдох. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для окисления крови и питания организма, надо сделать выдох, благодаря которому мы освободим место в воздухоносных путях, и тогда воздух, после естественной паузы, легко войдет через нос в лег­кие. При этом устраняется излишнее мышечное напряжение в теле. Такой вдох будет правильным, он не нарушит общей слаженности работы во всем организме.

Отвлекаясь от сложной системы организма, для боль­шей доказательности того, что вдох зависит от выдоха, приведем в пример резиновый баллон, наполненный воз­духом. В баллон можно еще добавить воздуха — резина растягивается, но его нормальное состояние нарушается. Достаточно из баллона выжать воздух, и новая порция сама войдет в баллон, заполнив его объем.

Разумеется, дыхательный аппарат человека по свое­му строению и механизму действия неизмеримо сложнее модели примитивного баллона. Но это сравнение все же имеет некоторое педагогическое значение, так как помо­гает учащимся понять основной принцип зависимости вдоха от выдоха. Итак, вдох полностью зависит от выдоха. Зависимость эта регулируется естествен­ной физиологической паузой, возникающей после вы­доха.

Дыхательная пауза — момент отдыха. Она является переходной фазой от выдоха к вдоху и существует в ак­те дыхания не как застывший момент покоя, а как завер­шение выдоха и ожидание импульса к вдоху. Сохранение паузы обеспечивает лучший газообмен и вентиляцию легких. Соблюдая паузу в процессе дыхания как своеобразный микроотдых, мы обеспечиваем большую работоспособность и неутомляемость организма в течение всего рабочего дня.

Паузы, наступающие после выдыхания, не одинаковы по своей длительности. Их продолжительность зависит от величины физической нагрузки, от состояния нервной системы и соответствующей потребности в кислороде.

Правильное дыхание можно выработать специальны­ми упражнениями, тренирующими дыхательный аппарат.

Произнесение какого-либо гласного или согласного звука— речь, пение — непосредственно связано с процес­сом выдоха. Поэтому целесообразно развивать дыхание, пользуясь речевым и голосовым аппаратом. Комплекс упражнений, основанный на произнесении гласных и со­гласных звуков, слогов, слов и предложений, развивает гибкость и эластичность дыхательного аппарата, увели­чивает его объем. Развитие дыхания с помощью речевого и голосового аппарата тренирует дыхательную мускула­туру и особенно диафрагму. При замедленном выдохе, благодаря сокращению  мышц речевого аппарата  пос­редством произнесения   согласных звуков,  происходит тренировка и развитие мышц диафрагмы, а это имеет по­ложительное значение для здоровья дыхательного аппа­рата и всего организма в целом. Хорошо развитая диа­фрагма дает возможность сделать замедленный, эконом­ный выдох,     обеспечивающий     условия    для   лучшей вентиляции легких во время движений.

Соблюдая трехфазность дыхания при хорошо трени­рованных диафрагме и дыхательных мышцах, танцовщик при любой физической нагрузке будет свободен от излишнего мышечного напряжения.

         Итак, предлагаемая система имеет в своей основе три положения.

1.      Три фазы дыхания — выдох, пауза, вдох.

2.      При развитии дыхания начальной фазой является выдох.

3.      Развитие дыхательного   аппарата   проводится   в основном при помощи тренировки речевого и голосового аппарата, в дальнейшем сочетающейся с хореографическими упражнениями.

Практика многих лет работы показала, что замедленный, плавный выдох вырабатывается при плотно сом­кнутых краях губ произнесением звуков «ПФ» (услов­ный прием). Во время обучения необходимо останавли­вать внимание учащихся на таком выдохе, пока он не станет непроизвольным.

Чтобы понять важность значения произнесения зву­ков «ПФ» и полезность этого упражнения, необходимо ознакомиться с механизмом их образования. Сделать выдох только через один звук «П» невозможно, так как при произнесении этого звука плотно смыкаются губы. Попытка сделать выдох, таким образом, ведет к сильному напряжению всей мускулатуры дыхательного аппарата, в частности мышц брюшного пресса, а также оказывает давление на диафрагму. Стремление выдохнуть через звук «П» создает наибольшее препятствие, тормозящее выдох. В связи с этим возникают условия для необходи­мого напряжения при развитии экономного выдоха и мышц диафрагмы. И лишь с присоединением к звуку  «П» другого звука, например «Ф», выдох произойдет плавно, эластично, экономно, замедленно. По окончании такого выдоха наступает рефлекторная пауза, которая служит как бы переходом к непроизвольному, также ре­флекторному носовому вдоху. Выдох произнесением звуков «ПФ»  способствует мышечному освобождению от излишнего напряжения, устранению возможных спазм и скованности в теле.

Словесными указаниями добиться мышечного освобождения трудно. Нужна тренировка выдоха через звуки «ПФ». Некоторые хореографы считают, что освобожденное таким способом тело становится пассивным, вялым и теряющим необходимый  для работы тонус. Представление это глубоко ошибочно. Наоборот, наблюдения показывают, что ученик получает ощущение свободы в теле.

Правильное дыхание – ключ к достижению легкости в танце. При организованном дыхании внимание исполнителя легко концентрируется на эстетической задаче, что помогает свободе творческого процесса.

 

Глава II. Дыхание и хореографические упражнения.

 

Учащиеся, не владеющие правильным дыханием, часто после окончания занятий выходят из класса с одышкой, с учащенным пульсом, не зная каким способом привести свое дыхание в нормальное состояние, и лишь некоторые из них интуитивно находят пути к регуляции своего дыхания.

Требования ко всем учащимся класса во время заня­тий нередко бывают одинаковыми, однако каждый спра­вляется с нагрузкой по-разному, в соответствии со своими физическими возможностями. Наблюдения показа­ли, что отсутствие свободного, организованного, ритмич­ного дыхания в процессе хореографического, тренажа нарушает нормальную работу сердца. Так, например, у учащихся после урока классики частота пульса в мину­ту бывает 144, 160, 168, 192 удара, причем пульс прихо­дит в норму по истечении двух-трех минут, а иногда и этого времени недостает. При тех же условиях у учащих­ся, умеющих правильно дышать, показания пульса поч­ти нормальные или быстро приходящие к норме.

С каждым годом программа занятий в танцевальных классах усложняется и, следовательно, требует большей затраты мышечных сил. Учащиеся, у которых не поста­влено дыхание, плохо справляются с физической нагруз­кой, несмотря на свои способности и старание.

Некоторых хореографов смущает движение губ, свя­занное с выполнением выдоха через звуки «ПФ». Но этот прием следует рассматривать как временный. По мере усвоения техники дыхания произнесение «ПФ» станет не­заметным для зрителя, а в дальнейшем и вообще снимет­ся, и вдох и выдох будут происходить через нос.

Иные педагоги считают, что упражнение «ПФ» рас­слабляет всю мускулатуру и мешает постановке корпу­са. Это мнение ошибочно. В действительности с появле­нием нового вдоха тело получает необходимую подтяну­тость, мобилизуются нужные мышцы. Выдох производится на положении вдоха, что способствует сохранению подтя­нутости корпуса и спины.

Бывают случаи, когда учащиеся, зная приемы пра­вильного дыхания, все же не применяют его во время за­нятий по хореографии из боязни сбиться, спутать рису­нок движения и пользуются приемом выдоха на «ПФ» лишь после движений или о промежутках между движе­ниями - тогда, когда наступает крайняя необходимость в этом. Такое отношение к правильному дыханию оши­бочно и не даст должных результатов.

Пока правильное дыхание не станет рефлекторным, необходимо следить за выдохом, помнить о нем в про­цессе самого движения, тогда критическое состояние бес­помощности устранится и, уж во всяком случае, значи­тельно отдалится.

Нередко во время урока учащиеся, уже усвоившие систему дыхания, забывают о нем. В этих случаях им необходимо напоминать о правильности дыхания, на что педагоги не всегда обращают внимание.

Успешное овладение правильным дыханием в значи­тельной степени зависит от активного, внимательного и сознательного отношения ученика, от его прилежания и воли.

Правильное воспитание исполнителя требует прежде всего подготовки его тела, как музыкально-хореографического инструмента, призванного языком хореографии выражать содержание и смысл художественных образов на сцене.

 

Глава III. Описание занятий по постановке дыхания.

 

Занятия по воспитанию дыхания подразделяются на три этапа.

1-й этап. Выработка навыков, необходимых для при­ведения организма в исходное положение: освобожде­ние тела от излишних напряжений в мышечной систе­ме, дающее дыхательному аппарату необходимую настройку.

1-й этап занятий наиболее труден, так как он связан с преодолением мышечного напряжения, типичного для начинающих учеников.

Добившись необходимого мышечного освобождения, можно приступить ко 2-му этапу занятий.

2-й этап. Укрепление мускулатуры дыхательного аппарата (диафрагмы, гладкой мускулатуры бронхов и др.), развитие подвижности, гибкости, выносливости этих мышц.

После приобретения этих необходимых навыков мож­но приступить к 3-му этапу занятий.

3-й этап. Практическое сочетание выработанного правильного дыхания с движением.

Необходимо отметить, что 2-й и 3-й этапы занятий допустимо проводить одновременно.

Для овладения завершающим, 3-м этапом требуется прежде всего мобилизация внимания и воли ученика, хорошая тренированность дыхательных мускулов.

В результате тренировки у учащихся должны выра­батываться прочные навыки координации дыхания с дви­жениями и умение регулировать дыхание в любых положениях тела, независимо от ритма движений.

Предлагаемые в программе упражнения подразделяются на два вида:

1.      освобождающие мускулатуру дыхательного аппарата, снимающее напряжение и скованность в теле;

2.      укрепляющие мускулатуру дыхательного аппарата с фиксацией положения вдоха при выдохе, которое удерживается нижнегрудными и верхнебрюшными мышцами.

Упражнения выполняются в определенном количестве и ритмической последовательности, спокойно, без торопливости и форсирования, что укрепляет внимание, внутреннюю дисциплину, выдержку, волю ученика. Если упражнения выполнять в беспорядке и бессистемно, то они не дадут положительных результатов.

 

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

1-Й ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗ

НЕПРАВИЛЬНОГО И ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

 

Для определения разницы между правильным и непра­вильным дыханием учащимся демонстрируется непра­вильное дыхание, то есть дыхание, начинающееся с воле­вого вдоха.

Приведем пример неправильного дыхания. Учащимся предлагается сделать волевой глубокий вдох через нос, при этом их внимание должно быть сосредоточено на результате такого вдоха. При волевом вдохе появляется напряжение в плечевом поясе, нарочито искусственное расширение грудной клетки и общее мышечное напряже­ние. В то же время вдох через нос становится затрудни­тельным.

Такое состояние организма создает неудобства и напряжение — «зажимы» мышц скелета — и затрудня­ет процесс работы. Когда учащиеся поймут это, можно им показать физиологически правильный вдох, возникаю­щий непроизвольно после выдоха.

Учащимся надо произвести:

1. Предварительный выдох произнесением звуков  «ПФ».

2. Ожидать импульс к вдоху, то есть сохранить не­произвольную физиологическую паузу, которая является как бы переходом к новому, непроизвольному носовому вдоху.

3. За паузой возникнет новый непроизвольный носо­вой вдох, соответствующий предыдущему выдоху. Полу­чив запас воздуха, следует продолжать выдыхать звука­ми «ПФ» и т. д., — так образуется цикл трехфазного дыхания.

 

1-я тема

МЫШЕЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

Учащиеся садятся на стулья прямо и свободно. Ноги ста­вят рядом. Руки кладут на колени.

Пример правильного дыхания. Учащимся предлагается сделать умеренный выдох плотно сомкну­тыми краями губ, произнося звуки «ПФ». Во время заня­тий воздух не должен проходить через рот. После выдо­ха надо ждать импульса к непроизвольному вдоху, то есть сохранить непроизвольную физиологическую паузу, за которой последует правильный непроизвольный носовой вдох.

Таким образом, постепенно будет развиваться пра­вильный непроизвольный вдох через нос.

Сначала педагог на собственном примере показывает правильный выдох и правильный вдох, соблюдая физио­логическую паузу.

Затем учащиеся повторяют этот прием.

Для получения и развития глубокого вдоха нужно уметь делать удлиненный выдох. При удлиненном выдохе через сомкнутые края губ, после небольшой паузы, глу­бокий вдох возникает непроизвольно, плечи и грудь не поднимаются, и воздух входит через нос легко и свобод­но. В легкие доставляется столько воздуха, сколько было выдохнуто. Делая короткий выдох, получим и короткий вдох. Выдох не должен быть резким, в этом случае не достигается экономного плавного выдоха. Не следует и форсировать его, стремясь выдохнуть воздух из легких до конца.

Эластичный, плавный выдох при произнесении звуков «ПФ» снимает лишнее напряжение, скованность, помога­ет устранить усталость, регулирует и нормализует работу всего организма. Мышечная скованность служит препят­ствием к преодолению волнений и страха, которые ме­шают свободному, творческому поведению на сцене.

К следующему занятию учащимся предлагается усво­ить волевой выдох с произнесением звуков «ПФ» и непроизвольный носовой вдох. Необходимо, чтобы уча­щиеся поняли главное, а именно: важность ожидания импульса к непроизвольному вдоху — сохранение физио­логической паузы.

При выдохе края губ должны быть плотно сомкнуты, а не вытянуты трубкой.

Если выдыхать через губы, сложенные в виде трубки, то диафрагма не получит должного напряжения и будет быстро расслабляться, что не способствует достижению экономного выдоха. При плотно же сомкнутых краях губ диафрагма, испытывая сопротивление, расслабляется не сразу, а постепенно, что и является осуществлением эко­номного выдоха — нашей основной задачей в тренировке дыхания.

Когда дыхание разовьется и окрепнет, вдох и выдох будут происходить непроизвольно через нос, необходи­мость выдоха с помощью произнесения «ПФ» отпадет.

Рекомендуется предложить учащимся вести специаль­ную тетрадь в виде дневника для записи их ощущений: возникло ли неудобство или облегчение и освобождение от напряженности, получается ли у них вдох без их соб­ственного вмешательства в эту фазу.

 

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

МЫШЕЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ И РЕГУЛИРОВКА ДЫХАНИЯ

Мышечное освобождение и регулировка дыхания дости­гаются следующими упражнениями.

1. Сомкнув края губ, сделать короткий выдох с про­изнесением звуков «ПФ», после чего наблюдать соответ­ствующий непроизвольный короткий носовой вдох как ответную реакцию (выполнить пять раз).

2. Сомкнув края губ, сделать умеренный выдох с про­изнесением звуков «ПФ», после чего наблюдать соответ­ствующий непроизвольный умеренный носовой вдох как ответную реакцию (выполнить пять раз).

3. Сомкнув края губ, сделать длинный выдох с произ­несением звуков «ПФ», после чего наблюдать соответст­вующий непроизвольный глубокий носовой вдох как от­ветную реакцию (выполнить пять раз).

Для того чтобы в процессе дыхания не возникло ощу­щения неудобства, необходимо после глубокого вдоха, не прекращая ритмичного дыхания, продолжать делать выдох через «ПФ», постепенно уменьшая его ампли­туду, чтобы привести дыхание в первоначальное состо­яние.

Эти упражнения следует делать в течение всех уроков. Необходимо добиться у учащихся автоматически-непро­извольного носового вдоха.

 

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

1-я тема

УПРАЖНЕНИЯ НА ЗВУК «М»

Эти упражнения выполняются посредством выдоха с про­изнесением звука «М» («мычание») с участием голосо­вых связок.

Учащимся предлагается сделать предварительный умеренный выдох с произнесением звуков «ПФ» и, когда вслед за тем произойдет вдох, начать упражнение на звук «М» с сомкнутыми губами; при этом между зубами остается небольшая щель, язык лежит пассивно концом у нижних зубов. Этот удлиненный выдох через произнесение звука «М» надо довести до конца (не форсируя его) и, когда звучание «М» закончится, дождавшись но­сового вдоха, продолжать упражнение также на весь выдох.

Очень важно, чтобы звук «М» начинался не от толчка из горла (так называемая жесткая атака звука), а непо­средственно на губах, при свободном горле (мягкая ата­ка звука). «Стон» — «мычание» есть начало и основа голосообразования.

Проделать это упражнение следует пять раз, а затем уменьшать амплитуду дыхания при помощи звука «ПФ», после чего дыхание становится первоначальным по объ­ему.

Учащимся надо запомнить формулу: «ПФ»+5 раз    «М»+2 раза «ПФ».

Упражнение на звук «М» должно быть трех видов — короткое, умеренное, длинное.

Сделав предварительное «ПФ» и дождавшись вдоха, надо делать короткое «М» («М+ пауза + 4+ вдох и т. д.). Таким же способом — умеренное и длинное «М» и каж­дый раз ждать импульса к новому вдоху.

Когда упражнение будет выполнено пять раз, следует звуком «ПФ» уменьшать амплитуду дыхания два или три раза.

 

2-я тема

ТРЕНИРОВКА ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 РЕЧЕВЫМИ И ГОЛОСОВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

После предварительного выдоха «ПФ» и последующей паузы, с появлением непроизвольного носового вдоха, де­лать выдох на протяженные звуки: «МУУХ», «МООХ», «МААХ», «МЕЕХ», «МИИХ».

Упражнение выполняется по схеме:

«МУУХ» + пауза +  вдох

«МООХ» + пауза + вдох

«МА АХ» + пауза + вдох

«МЕЕХ» + пауза + вдох

«МИИХ» + пауза + вдох

Затем путем выдоха «ПФ» постепенно уменьшать ампли­туду дыхания.

Длительность этих протяжных упражнений («МУУХ» и остальных) также надо варьировать в такой последова­тельности: короткое, умеренное и длинное. В каждом отдельном случае учащиеся должны наблюдать ответную реакцию, то есть непроизвольный носовой плох, после че­го не забывать уменьшать амплитуду дыхания при помо­щи звуков «ПФ» — два-три раза.

При произнесении звуков «МУУХ» и гласных, входя­щих в другие звукосочетания, следует свободно опускать нижнюю челюсть, не форсируя ее движения.

Следующие упражнения того же типа: выдох на про­тяжное звучание «ЖУХ», «ЗУХ» делать по примеру уп­ражнения «МУУХ».

Все предыдущие упражнения, развивающие свободное и глубокое дыхание, имели целью освободить тело от мы­шечной скованности и напряжения и являлись одновре­менно тренировкой голосового, речевого и дыхательного аппарата.

 

4  ГОД ОБУЧЕНИЯ

1-я тема

УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ

ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 


Необходимо отработать выдох на протяжном произнесе­нии звука «С» при фиксации положения вдоха. Это поло­жение очень хорошо укрепляет диафрагму, способствует поддержанию прямого корпуса и сохранению правиль­ной постановки тела, необходимых в хореографическом тренаже.

После предварительного выдоха «ПФ», паузы и не­произвольного носового вдоха, на весь удобный, нефорси­рованный выдох протяжно произносится звук «С». При этом надо стараться выдыхать возможно ровнее, сдер­жаннее, экономнее, сохраняя положение вдоха, которое удерживается нижнегрудными и верхнебрюшными мышцами.

Упражнение выполняется по схеме: «ПФ»+5 раз «С»+ 2 раза «ПФ».

Все фазы дыхания должны быть плавными, связными, без рывков и спазм.

 

2-я тема

УПРАЖНЕНИЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДЫХАНИЯ

После предварительного выдоха на «ПФ» и непроизволь­ного носового вдоха выполняется упражнение на произне­сение протяжных звуков «ЖЕЖУУУМ», «ЖЕЖОООМ», «ЖЕЖАААМ», «ЖЕЖЕЕЕМ», «ЖЕЖИИИМ», причем второй гласный звук должен быть протяжным. Упражнение выполняется на весь объем удобного выдо­ха по схеме:

«ЖЕЖУУУМ» + пауза + вдох

«ЖЕЖОООМ»+ пауза + вдох

«ЖЕЖАААМ»+ пауза + вдох

«ЖЕЖЕЕЕМ»+ пауза + вдох

«ЖЕЖИИИМ»+ пауза + вдох

После этого путем выдоха «ПФ» постепенно уменьшается амплитуда дыхания.

Для увеличения объема дыхания особенно полезно уп­ражняться, произнося числа 1, 2, 3, 4, 5, 6 и т. д. на протяжении полного удобного выдоха. Счет на выдохе должен выполняться четко, ясно и ритмично, в определенном умеренном темпе (упражнение повторяется два раза).

Рекомендуется каждый раз последнюю цифру записы­вать и, сравнивая с предыдущей записью, отмечать уве­личение объема дыхания от недели к неделе, от месяца к месяцу.

Развитие глубокого дыхания не следует форсировать, оно разовьется само в результате правильной работы над выдохом.

 

5  ГОД ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ МЫШЦ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Для развития подвижности, силы и гибкости мышц дыха­тельного аппарата выполняется следующее упражнение:

После предварительного выдоха через звуки «ПФ» и появления непроизвольного, носового вдоха делать вы­дох с помощью звуков «П», «Т», «К», «ТК», «ПТК» ак­тивно и толчкообразно,  включая в работу весь дыхатель­ный аппарат так, чтобы выдох ощущался в движении диафрагмы.

Упражнение выполняется по схеме: «ПФ»+«П», «П», «П», «П», «П», «П»... на весь объем выдоха + 2 «ПФ». Также следует делать выдох с помощью звуков «Т», «К», «ТК», «ПТК».

Эти упражнения требуют сильного, толчкообразного выдоха при сохранении всех условий трех фаз дыхания (проделать пять раз).

 

3-Й ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

1-я тема

КООРДИНАЦИЯ ДЫХАНИЯ С ПРОСТЕЙШИМИ ДВИЖЕНИЯМИ

Если учащиеся достаточно хорошо усвоили материал предыдущих уроков, возможно предложить им приме­нить правильное дыхание в простейших движениях.

1. После предварительного выдоха через «ПФ» и пау­зы одновременно с появлением вдоха поднять левую руку, а с выдохом опустить и ждать нового вдоха (проде­лать три-пять раз).

Повторить то же упражнение, поднимая и опуская правую руку.

Прекратив движения, делать выдох «ПФ», постепенно уменьшая амплитуду дыхания.

2. Одновременно со вдохом поднять вытянутую впе­ред левую ногу, опустить ее на выдохе, а затем так же поднять правую ногу и опустить ее на выдохе.

Проделать это упражнение, отводя ноги в стороны и назад. Повторить каждое упражнение по три-пять раз.

Таким образом, на первом этапе работы движение подчиняется ритму трехфазного дыхания.

В дальнейшем, когда дыхание разовьется, оно бу­дет происходить независимо от движе­ний, то есть движения могут и не совпадать с положе­нием вдоха или выдоха. Однако такая свобода возникает лишь тогда, когда учащиеся овладели полным курсом системы дыхания.

3. После предварительного выдоха через «ПФ» и пау­зы, одновременно с появлением вдоха, сделать на месте два шага на вдох и четыре шага на выдох.

Пауза совпадает с моментом четвертого шага. Полу­чается такой ритм: два шага — вдох, три шага — выдох, один шаг — пауза, всего шесть шагов. В этом ритме сле­дует начать хождение по комнате. Прекратив хождение, постепенно через «ПФ» уменьшить амплитуду дыхания. Такой ритм удобен почти для всех. Но нужно сказать, что большое значение имеет темп движения. При медленной ходьбе с продвижением, возможно, придется выполнять один шаг на вдох и два шага на выдох, а при быстрой ходьбе делать три шага на вдох и шесть шагов на выдох. Ритм движений вырабатывается тренировкой и лич­ной наблюдательностью ученика. Важно, чтобы на до­лю выдоха пришлось больше шагов, учитывая время, необходимое для сохранения паузы. Кроме того, здесь необходим индивидуальный подход к учащимся, посколь­ку объем дыхания не у всех одинаков.

4. После выдоха через «ПФ» и появления непроиз­вольного носового вдоха на выдох опустить голову, а пос­ле паузы на вдох отклонить голову назад. По такому же принципу делать движения головы полукругом влево и вправо, соблюдая паузу после выдоха (повороты головы влево и вправо делать по три-пять раз).

Если возникнет головокружение, необходимо прекра­тить движения, а дыхание обязательно продолжать, уменьшая его амплитуду путем «ПФ».

5. Можно начать включать легкие движения из комп­лекса простейших гимнастических упражнений по усмот­рению педагога.

Необходимо соблюдать все правила трех фаз дыха­ния. «ПФ» является единственным дыхательным прие­мом, регулирующим дыхание во время тренажа и танца.

 

6  ГОД ОБУЧЕНИЯ

КООРДИНАЦИЯ ДЫХАНИЯ С ДВИЖЕНИЯМИ
ХОРЕОГРАФИИ

Урок начать с движений — шаг на месте и хождение по комнате, по примеру 9-й темы.

Педагог предлагает учащимся встать в соответствую­щую позицию. После предварительного выдоха через «ПФ» и появления непроизвольного носового вдоха делать на выходе demi-plie, после паузы на вдохе поднять­ся, на выдохе делать demi-plie и т. д. По окончании дви­жения постепенно уменьшать амплитуду дыхания путем «ПФ».

По этому же принципу делать движения battement tendu и др.

В процессе хореографического тренажа, когда проис­ходит перемена движений, а также в промежутках меж­ду движениями дыхание не должно прекращаться.

Здесь надо неизменно пользоваться приемом посте­пенного уменьшения амплитуды дыхания путем «ПФ».

Если движение медленное (например, adagio), то на одно движение дыхание может меняться два-три раза, если движения быстрые (например, battement frappe), то, наоборот, на одно дыхание придется два-три движения.

Важно не прекращать процесс трехфазного дыхания и после каждого движения уменьшать объем дыхания через «ПФ».

Давать точные рецепты и примерные раскладки для координации движения с дыханием в хореографических упражнениях затруднительно, физиологический процесс дыхания сугубо индивидуален и зависит от степени тре­нированности дыхательного аппарата и потребностей ор­ганизма в кислороде. Можно лишь предложить ряд прак­тических советов, которые необходимо учитывать в работе над координацией движений с дыханием.

Важно, чтобы ученик во время классного тренажа на­чинал овладение координацией с более легких по физиче­ской нагрузке и по темпу движений. Постепенно, преодо­левая трудности, учащийся может переходить к более сложным комбинациям. Во время проведения этой рабо­ты от учащегося требуется большая собранность внимания, так как ему приходится одновременно следить за правильностью выполнения движений, слушать музыку, соблюдать ритм и в то же время координировать движе­ния с дыханием. Необходимо строго следить за тем, что­бы рот был закрыт, мышцы лица, шеи, головы и плечи были свободны от напряжения. Учащийся должен стре­миться использовать время при перемене движения для того, чтобы выровнять амплитуду дыхания, добиться его равномерности. Это необходимо делать при помощи вы­доха «ПФ» экономно, беззвучно, с неподвижными губа­ми. Особенно рекомендуется следить за выравниванием амплитуды дыхания при выполнении учащимися упраж­нений на «середине», когда физическая нагрузка повы­шается и потребность в кислороде сильно возрастает.

Во время занятий специальными предметами надо следить внимательно за соблюдением положения вдоха на выдохе (грудная клетка должна находиться в расши­ренном состоянии, живот подтянут, а диафрагма зани­мать относительно горизонтальное положение и не опус­каться по направлению к брюшной полости).

Необходимо добиваться независимости ритма дыха­ния (вдоха и выдоха) от ритма движения тела, чтобы ды­хание осуществлялось в меру потребности в кислороде, которая будет возникать в организме при напряжениях, требуемых техникой танца.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Волский М.И., «Новая концепция дыхания», Горьковское книжное издательство, 1954г
  2. Верещагин Н.К., «Дыхание», изд.1-го Московского государственного университета, 1930г
  3. Ваганова А.Я., «Основы классического танца», изд. 4. М., «Искусство», 1939г.
  4. Лобанова О.Г., «Правильное дыхание, речь и пение», Госиздат, М., 1923г.
  5. Пискунов А.И., «Дышите правильно», М. Медизд. ,1956г.
  6. Павлов И.П., «Лекции по физиологии», М., Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1952г
  7. Попова Е.Я. «Основы обучения дыханию в хореографии», Изд-во «Искусство», М., 1968г.  

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн