Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок информатики "Ценность времени" по теме "Позиционные системы счисления" 10 класс

 

 

МБОУ г. Владимира "СОШ № 16"

2012 г.



 

Урок информатики 

 

"Ценность времени"

 

по теме:

«Позиционные системы счисления»

10 класс

 

 

 

 

Автор:

учитель информатики

            Горина Виктория Сергеевна

 

 

Тип урока: Урок закрепления изученного материала – 30 мин

Форма урока: урок - рассуждение

Цели:

ØОбразовательная:

·        Обеспечить повторение основных понятий темы «Позиционные системы счисления»;

·        Создать условия для закрепления навыков перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую, выполнения арифметических операций в различных позиционных системах счисления;

·        Продолжить работу по формированию у учащихся навыков решения задач по теме «позиционные системы счисления».

 

ØРазвивающая:

·        Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса и мотивации к изучению предмета;

·        Создать условия для развития умений анализировать и преобразовывать информацию;

·        Создать условия для развития у учащихся алгоритмического и логического мышления, внимательности;

·        Создать условия для развития у учащихся умения излагать свои мысли, аргументировать их.

 

ØВоспитательная:

·        Создать условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся, в частности, ответственности, потребности в самовоспитании и саморазвитии, позитивном жизнетворчестве, ориентации на здоровый образ жизни;

·        Создать условия для воспитания стремления к получению новых знаний, интереса к предмету;

·        Создать условия для расширения кругозора учащихся по вопросу истории позиционных систем счисления.

 

Оборудование:

·        Мультимедийная презентация (см. «Приложение №1»);

·        Рабочая карта урока (работа в группах) (см. «Приложение №2»);

·        Плакаты «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел»;

·        Интерактивная доска.

 

 

 

Структура урока:

I.                  Организационный момент (1 мин).

II.               Актуализация знаний учащихся (5 мин).

III.           Закрепление изученного материала (применение знаний и умений для решения задач) (15 мин).

IV.           Подведение итогов урока, постановка домашнего задания (1 мин).

V.               Рефлексия (8 мин).

 

 

Организационный момент

 

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу с числами различных систем счисления.

 

Актуализация знаний учащихся

 

И для начала давайте вспомним основные понятия и термины, связанные с данной темой.

Опрос в сопровождении мультимедийной презентации(Приложение 1).

 

1.     Что называют системой счисления?

2.     Какие виды систем счисления вы знаете?

3.     В чем особенность позиционных систем счисления?

4.     Приведите, пожалуйста, примеры таких систем.

 

Сегодня я хотела бы остановиться на двенадцатеричной системе счисления.

 

Исторический материал «Двенадцатеричная система счисления»

(в сопровождении мультимедийной презентации) (Приложение 1)

 

Это позиционная система счисления с основание «12», возникшая в Древнем Шумере (первой письменной цивилизации, существовавшей на юго-востоке междуречья тигра и Ефрата в IV– IIIтыс. до н. э.). Предполагается, что такая система счисления возникла, исходя из количества фаланг пальцев на руке при подсчете их большим пальцем той же руки (вместо загибания пальцев). До наших времен дошло специальное название числа 12, которым мы пользуемся – дюжина. Кроме того примеры использования 12-ной системы счисления мы можем увидеть:

·        Столовые сервизы;

·        Наборы карандашей и фломастеров;

·        Временное исчисление.

 

Время – его нельзя взвесить или положить в карман, измерить линейкой.

vЗадумывались ли вы когда-то, какую роль играет время в вашей жизни?

vЗамечаете ли вы, как проходят день за днем, неделя за неделей?

vРазмышляли о том, почему одни уроки проходят быстро, а другие медленно тянутся?

 

Попробуем разобраться в этих непростых вопросах.

Определение темы обсуждения на уроке

 

Итак, сегодня в центре нашего внимания двенадцатеричная система счисления, и связанное с ней временное исчисление. Однако нам необходимо сформулировать тему обсуждения на сегодняшнем уроке. В этом нам помогут наши знания об алгоритмах работы с числами в различных системах счисления, которыми мы уже обладаем.

 

Задание 1.Составляя известные вам алгоритмы перевода чисел, по-видимому я очень торопилась, поэтому допустила досадные ошибки (как с самих шагах алгоритма, так и в порядке их выполнения). Но, безусловно, сейчас вы обнаружите эти ошибки и исправите их (ответы ребят, 3-4 человека).

 

Алгоритм перевода целого числа из 10-ой системы счисления

 

Ошибочный алгоритм

 

Верный алгоритм

1.  Выполнить деление исходного целого десятичного числа на основание системы.

 

2.  Получить искомое число, записав полученные остатки в прямой последовательности.

 

3.  Последовательно выполнить деление получаемых остатков на основание системы до тех пор, пока не получим частное больше основания системы счисления.

 

1.     Выполнить деление исходного целого десятичного числа на основание системы.

 

2.     Последовательно выполнить деление получаемых частных на основание системы до тех пор, пока не получим частное меньше основания системы счисления.

 

3.     Получить искомое число, записав полученные остатки в обратной последовательности.

 

Алгоритм перевода целого числа в 10-ую систему счисления

 

Ошибочный алгоритм

 

Верный алгоритм

1.     Сложить полученные произведения и произвести вычисление.

 

2.  Умножить каждую цифру исходного числа на основание системы счисления.

 

3.  Записать под каждой цифрой исходного числа «подсказку - степень», т. е. номер цифры числа, начиная с нуля, слева направо.

 

1.     Записать под каждой цифрой исходного числа «подсказку - степень», т. е. номер цифры числа, начиная с нуля, справа налево.

 

2.     Умножить каждую цифру исходного числа на основание системы счисления в соответствующей степени.

 

3.     Сложить полученные произведения и произвести вычисление.

 

 

Кроме того, вы уже научились выполнять арифметические операции над числами различных позиционных систем счисления. Это сейчас пригодится.

 

Задание 2. Работа в группах (по 3 - 4 человека).Необходимо выполнить предложенные в рабочих картах задания, затем соотнести получившиеся числовые результаты с буквами и знаками по таблице (таблица размещена в рабочих картах учащихся и на слайде презентации, демонстрирующейся на интерактивной доске) – тем самым ученики смогут составить предложение «ВРЕМЯ – ЦЕННОСТЬ», являющееся темой обсуждения на уроке (у доски задания, выделенные в карточках жирным цветом выполняют ребята, выбранные участниками команды) (приложение 2).

 

Задания для первой группы:

 

1) Перевести число 504 из 6-ой системы счисления в 10-ую систему счисления

2) Выполнить действие в 2 системе счисления: 10111+101                 

3) Выполнить действие в 8 системе счисления: 1000-767

4) Перевести число 18 из 10-ой системы счислнеия в 5-ую систему счисления 

 

Задания для второй группы:

 

1) Выполнить действие в 8 системе счисления: 4870-4768

2)Выполнить действие в 7 системе счисления: 6211+456

3) Выполнить действие в 16 системе счисления: B53-ABA

4) Перевести число 94 из 10-ой системы счисления в 8-ую систему счисления

 

Задания для третьей группы:

 

1) Выполнить действие в 8 системе счисления: 567+273

2) Выполнить действие в 3 системе счисления: 121211+221

3) Выполнить действие в 16 системе счисления: BEDA-BAC

4) Выполнить действие в 7 системе счисления: 1261-613

 

Таблица для составления темы обсуждения на уроке:

 

Я – 184

Н – 10000

Е – 33

М – 122202

Р – 345

Тире – 101

Т – 1062

О – 99

Ц – 11

С – B32E

В – 11100

Ь – 136

 

 

Тема обсуждения на уроке:

 

 

В

 

Р

Е

М

Я

-

Ц

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

 

11100

 

345

33

122202

184

101

11

33

10000

10000

99

B32E

1062

136

 

Сегодня мы поговорим о роли и ценности времени для жизни человека. Тема обсуждения – «Время – ценность».

Обратите внимание! Можно произнести «Время – это ценность» утвердительно, даже восклицательно или спросить : «Время – это ценность?».

 

Обсуждение вопроса ценности времени с ребятами

 

vКаким бы знаком препинания закончили данную фразу вы и почему?

 

vКто поймет ценность 1 года? (например студент, проваливший экзамен, или солдат срочной службы).

vКто поймет ценность недели? (напр., редактор еженедельного журнала).

vКто поймет ценность 1 дня? (напр., многодетная мать, «сидящая» на одной зарплате и кормящая своих детей).

vКто поймет ценность 1 минуты? (напр., человек, опоздавший на поезд).

vКто поймет ценность 1 секунды? (напр., тот, кто попал в аварию).

vКто поймет ценность миллисекунды? (напр., спортсмен, завоевавший серебряную медаль).

 

vКакой вывод можно сделать из всего вышесказанного? (ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ, старайтесь не проживать ни секунды бесцельно).

 

vКак отнестись в свете всего выше сказанного к словам Александра Сергеевича Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума»: «Счастливые часов не наблюдают!»? Что же получается: будем следить за временем, будем несчастными?  (Вывод: СЧАСЛИВЫЕ ЧАСОВ НЕ НАБЛЮДАЮТ, СЧАСТЛИВЫЕ НАБЛЮДАЮТ ВРЕМЯ).

 

Подведение итогов урока, постановка домашнего задания

 

Время бесценно, это невосполнимый ресурс, нужно всегда думать, на что и как его тратить!

Домашнее задание:Дома попробуйте оценить, с умом ли тратите вы свое время, а также составьте идеальный распорядок своего дня с точностью до минуты (значения временных промежутков представьте в 12-ной системе счисления).

 

 

Рефлексия

 

Написание синквейна (пятистрочника)

 

Сегодня на уроке мы затронули сложный и важный вопрос отношения человека ко времени. Надеюсь, над данным вопросом вы поразмышляете и вне стен нашего класса.

 

В заключении, мне бы хотелось, чтобы вы поделились  своими мыслями через написание синквейна (алгоритм написания синквейна представлен в рабочих картах и на слайде). За основное понятие можно взять любое понятие с урока (напр., ценность, время, система счисления).

 

Алгоритм написания синквейна (пятистрочника)

 

1

Одно слово – существительное

Название понятия (объекта)

2

Два слова – прилагательные

Свойства понятия (объекта)

3

Три слова – глаголы

Возможности (действия)

4

Четыре слова

(четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение)

Ваше личное отношение к понятию (объекту)

5

Предложение

Вывод, заключение

 

 

 

(Зачитать 2-3 работы). Представляю вашему вниманию синквейн, составленный мною:

 

ВРЕМЯ…

Бесценное, быстротечное

Ускользает, тянется, УЧИТ

Невосполнимый ресурс и первостепенная ценность

Не потеряйте же время и дорожите им!

 

Цените время и не растрачивайте его впустую. Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн