Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан

Submitted by Лилия Фаруковна Исмагилова on вс, 15/04/2012 - 20:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Исмагилова Лилия Фаруковна
Место работы, должность: 
МАОУ "СОШ№16", учитель истории и обществознания
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

 

Образовательные и развивающие:

1) В ходе занятия учащиеся должны усвоить основные понятия урока;

2) уяснить сущность различных форм политического участия граждан в  

    политической жизни страны;

3) продолжить формирование навыков работы с документами правового

    характера;

4) развивать умение выражать и отстаивать собственные взгляды,       

    аргументировать их; владеть основами культуры диалога;

Воспитательные:

1) формировать потребности социально-активного поведения;

  2) гражданскую позицию.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Обществознание. А.И. Кравченко. 10 класс ( «Русское слово»).

Используемое оборудование: 

 

Персональный компьютер, интерактивная доска. 

 

Используемые ЦОР: 

Презентация " Референдум"

Краткое описание: 
На изучение темы отводится 2 часа. Данный конспект расчитан на первый час изучения темы.В ходе урока отрабатываются навыки заполнения бланков ЕГЭ,перенос ответов на бланки № 1, №2 ЕГЭ,выполнение заданий группы А, В,навыки написания эссе.

 

   План – конспект урока

Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан     

Понятия к уроку:

Избирательное право, выборы, референдум, мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы, плебисцит.

 

Использование ТСО:

Персональный компьютер, интерактивная доска. 

 

В ходе урока отрабатываются навыки:

        1. заполнения бланков ЕГЭ;

        2. перенос ответов на бланки № 1, №2  ЕГЭ;

        3.выполнение заданий группы А, В, С;

        4. в домашнем задании - навыки написания эссе;

        5. самооценки;

        6. высказывания своего мнения – как необходимый элемент написания эссе.

 

На партах:

  1. бланки ЕГЭ;
  2. тест;
  3. таблица для контроля знаний;
  4. выдержки из документов

Цели урока:

Образовательные и развивающие:

1) В ходе занятия учащиеся должны усвоить основные понятия урока;

2) уяснить сущность различных форм политического участия граждан в  

    политической жизни страны;

3) продолжить формирование навыков работы с документами правового

    характера;

4) развивать умение выражать и отстаивать собственные взгляды,       

    аргументировать их; владеть основами культуры диалога;

Воспитательные:

1) формировать потребности социально-активного поведения;

  2) гражданскую позицию.

I Объявление плана урока:

    1) Контроль знаний по предыдущим темам в форме теста.

    2) Изучение новой темы.

    3) Подведение итогов и выполнение проблемного задания.

II  Выполнение теста 5 мин. ( Слайд 1) На бланке №1. Взаимоконтроль ответов    (ответы на экране или на доске). 

Учащиеся проверяют и выставляют оценку в таблицу

III Изучение новой темы.

     1) Объявления темы и целей урока.

     -Тема урока: 

     Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан.

     - Запись в тетради.

     2) Объявление целей урока.

     -В ходе занятия мы должны будем усвоить основные понятия урока,       

      уяснить сущность различных форм политического участия граждан,  

      раскрыть принципы избирательного права.

План изучения темы.

1. Что такое политическое участие. Виды политического участия.

2. Выборы, как основная форма политического участия.

3. Принципы избирательного права.

4. Виды избирательных систем.

5. Референдумы и плебисциты.

1. Политическое участие - это действия, предпринимаемые гражданами 

   имеющие целью повлиять на государственную политику или выбор

    политических лидеров на любом уровне политической власти.

    Различают 2 вида политического участия:

а) автономное – сознательная активность граждан, имеет место в стабильных   

    демократических странах;

б) мобилизованное – вынужденные действия, характерно для обществ с

  тоталитарными режимами.

- Какие формы участия граждан в политической жизни страны вы можете

  назвать?(Участие в политических и общественных движениях, обращение в

  парламент и местные  законодательные органы власти с предложениями и  

  проектами, участие в собраниях и митингах, агитация, членство в партии, 

  работа партийным функционером).

- К механизмам участия граждан и их объединений надо относить такие

  политические институты и учреждения, которые обеспечивают

  представление и защиту их интересов в высших законодательных,

  исполнительных и судебных органах страны.

  Примеры : организация политических партий, институт представительства –

  народные депутаты, институты гражданства, действительность СМИ,

  голосование и избирательное право.

2. -В современном демократическом обществе  основной формой

    политического участия является участие граждан в выборах.

- Запишите это слово в тетрадях. Рядом 2-3 слова по ассоциациям.

- Теперь попытайтесь дать свое определение  понятию выборы и запишите  в тетрадь.

- Как трактуется это понятие в Федеральном законе «Об основных гарантиях

  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф.

Работа учащихся с источником

- На сколько совпало ваше определение с источником?

  Оцените свою работу (оценка заносится  в таблицу).

-  Выборы бывают прямые, когда вопрос об избрании решают граждане,  

  избрание парламента; косвенные – вопрос об избрании решают не все

  граждане, а избранные ими люди – выборщики (президент США).

- Выборы дают возможность индивидам и соц. группам сформулировать

  требования, обеспечить поддержку тем действиям политических лидеров,

  которые соответствуют интересам большинства населения, т. е. выборы- это

  средство легитимации политического режима.

3. Принимая участие в выборах граждане пользуются своим избирательным правом. Это понятие имеет два значения:

1) Избирательное право- правовой институт, регулирующий отношения,

    возникающие по поводу выборов.

2) Избирательное право- это возможность избирать (активное избирательное право) и  быть избранным (пассивное избирательное право).

   Избирательное право- это принципы и условия участия граждан в

   формировании выборных органов.

- Каковы принципы избирательного права?

  Работа с документом (статьи из Конституции РФ)

- Подумайте, всегда ли выборы бывают демократическими?

  Назовите несколько ситуаций.(безальтернативные, не тайные, не всеобщие,                                

  давление на избирателей, фальсификация результатов).

- Исходя из сказанного какой можно сделать вывод?

  (сам факт проведения выборов не гарантирует демократического общества.

  Важна система проведения выборов, принципы избирательного права,

  обязанности и роли участников выборов).

- Выступление ученика с анализом избирательной активности граждан в Думы предыдущих созывов.

- Как ты думаешь, почему важно принимать участие в голосовании?

- Скажите когда вам исполнится 18 лет вы пойдете на избирательные участки?

4. По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам  голосования избирательные системы делят на мажоритарные,

   пропорциональные и смешанные.

а) Мажоритарная система- это способ определения результатов голосования,

   при котором для получения мандата требуется собрать установленное   

   законодательством большинство голосов.

   Разновидности:

- система абсолютного большинства- для избрания кандидату требуется получение абсолютного большинства в округе.(более половины-50%+1).

- система относительного большинства- победителем является кандидат  набравший наибольшее число голосов в избирательном округе, чем каждый из его противников.

б) Пропорциональная избирательная система- это способ определения

результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученным каждой партией голосов.

При такой системе создаются большие округа. Выборы проведения только на партийной основе, избиратель голосует не за отдельную личность, а за партийный список. Здесь независимые кандидаты не выдвигаются, для того чтобы быть избранным, нужно попасть в список.

- Чтобы не допустить получения мандатов карликовыми партиями, в некоторых странах устанавливается процентный барьер.

- Какой процентный барьер установлен на выборы в Государственную Думу?

в) Смешанная система.

5.  Еще одной формой политического участия являются референдумы и плебисцит.

Сообщение ученика( презентация) « Референдум, как основная форма прямой демократии». (Слайд 4)

Референдум

  • от латинского «то, что должно быть сообщено»

 

  • - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.

 

  • Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в1439 году.

Референдумы различают:

  • По правовой силе результатов: консультативные(решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его – выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом);
  • По содержанию проектов, выносимых на голосование: на конституционные (принятие конституции либо внесение поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов).
  • По способу организации: на обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным). 

Разновидностью референдума является

Плебисцит -

   определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявлений населения.

Инициатива референдума может исходить от:

  • Главы государства;
  • Всего парламента;
  • Группы депутатов от определенного числа граждан;
  • Группы депутатов от органов местного самоуправления.

 

На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответы.

Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается:

  • вопросы об изменении статуса субъекта РФ;
  • о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти;
  • о государственном бюджете;
  • налогах;
  • амнистии и помиловании.

Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комиссии, ведется агитационная работа. Правовые последствия связаны, прежде всего, с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся законом государства.

 

-Т. о. в демократическом обществе политическая активность граждан - это залог его развития.

III. Сейчас предлагаю вам решить проблемную задачу.

( Слайд 6) С 1  Проблемная задача.

На выборах депутатов в представительный орган власти из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42 % голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы?

Приведите два аргумента.

 - Учащиеся сдают оценочные листы.

 

IV. Домашнее задание: §20 стр. 151-152. Учебник Обществознание. А.И. Кравченко. 10 класс ( «Русское слово»). Написать эссе: «Избирательный бюллетень - сильнее пули». А.Линкольн.

 

   

                    

Прикрепленный файл Size
Тест.doc 37 KB
Ответы.ppt 22 KB
Выдержки из документов.doc 22 KB
Референдум,.ppt 84.5 KB
С 1 Проблемная задача.ppt 67.5 KB
План – конспект урока.doc 77.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн