Официальный сайт radikalno 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Валова Н.Л. Урок «Путешествие в страну Лингвинию» (5 класс, русский язык)

Автор: 
Валова Нина Леонидовна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №5 г. Амурска Хабаровского края

 

Урок «Путешествие в страну Лингвинию» (5 класс, русский язык)

Предметная область: русский язык.
Участники: ученики 5 класса.
 

Цели и задачи: формирование основ системного представления о лингвистике, коммуникативной компетенции; демонстрация в игровой форме богатейших  ресурсов русского языка с помощью средств мультимедиа, создание положительной мотивации;  активизация познавательной активности; воспитание  любви к  русскому языку.
 

Аннотация: Урок «Путешествие в страну Лингвинию» (2часа) является вводным к курсу русского языка в 5 классе. Использование ЭОР (презентации) на уроке позволяет эффективно решать поставленные задачи, что свидетельствует о педагогической целесообразности применения ресурса. Реализуется дидактическое свойство презентации – возможность представления большого объёма материала средствами мультимедиа. Языковая наглядность предъявляется методически ярко, «материализуется» с помощью цвета, графики, динамики изображения, что значительно облегчает восприятие и понимание с учетом возрастных психологических особенностей восприятия одиннадцатилетних школьников. Визуализация теоретических понятий с элементами занимательности оказывает не только информационное, но и эмоциональное воздействие, что приводит к усилению мотивационной сферы учащихся, возбуждает живой интерес к предмету, о чём свидетельствуют сочинения – миниатюры пятиклассников, написанные после урока. Применение данной презентации  расширяет информационную ёмкость и плотность урока, способствуя рациональной организации учебного процесса, повышению производительности труда.
Урок соответствует требованиям п.10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10. Во время урока чередуются различные виды деятельности (слушание, решение познавательных задач, письмо в тетрадях и на доске, речевая деятельность;  устная форма работы с информацией на слайдах чередуется с письменной, игровой – участие всех уч-ся в двух инсценировках; выразительное чтение наизусть; двигательная активность  - во время физминуток).
Урок проводился 2.09.2011, 3.09.2009 г.

Ссылка на видеоролик-http://www.youtube.com/user/ninu5555 (фрагмент урока).

Список используемого программного обеспечения: программа PowerPoint, компьютер, мультимедиапроектор.

Ключевые слова: ИКТ на уроках русского языка, ЭОР

 

Конспект урока «Путешествие в страну Лингвинию»


Вступительное слово. «Добро пожаловать в страну Лингвинию!»                                                                                                                       слайд 1
Сегодня мы начинаем удивительное и увлекательное путешествие в необъятную страну Русского языка – Лингвинию.
(Обращение к «карте» Страны Лингвинии).                                  слайд 2                                     
- Запись темы урока, термина «лингвистика».                              слайд 3
Домашнее задание: дома вам предстоит поделиться впечатлениями от урока и написать сочинение - миниатюру «Зачем нужны уроки русского языка» или  «Чем мне запомнилось путешествие в страну  Лингвинию».               слайд 4
«В сказочном королевстве Лингвинии (а такое королевство существует!) Язык является могущественным королём, Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс.

Морфология – 1 из прекраснейших принцесс этого королевства.  Именно  от нее зависит, в каких нарядах и доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие».[1, с.56]
Инсценировка «Морфология» »[2, с.54]
- Как называется столица страны Морфологии? (работа по «карте» Страны Лингвинии).
- Запись в тетради:  Морфология изучает части речи.                                                                                                                        слайд 5
- А теперь решите занимательные задания принцессы Морфологии.
1.     Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или – у рыб нет зуб?
2.     Можно ли найти различие по смыслу в словосочетаниях: подарок Коли и подарок Коле? [5,с.36]                                                 слайд 6
3.     Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут вам в этом?                                                                                                                                                                          Проверка, запись в тетрадь – слайд 7
- Физминутка.
- «Почему бы не писать, как слышится? Всё было бы просто, и никакой диктант не страшен!» Такие «хорошие» мысли когда-то приходят на ум каждому школьнику. Давайте прикинем, что из этого может получиться. Запишем несколько слов с приставкой от-, но так, как она звучит. (На доске записываются слова: «отпуск, одблеск, атхот, адгадать, аццепить, отьтепель, атьтеснить, адьделить»). С  каким трудом узнаёшь знакомые слова и понимаешь, что лучше все-таки не всегда писать так, как слышишь. Для того чтобы нам было удобнее читать и писать, устанавливаются единые правила написания слов, которые изучает –

Орфография [2,с.40] (работа по «карте» Страны Лингвинии).
Запись в тетради: Орфография – наука о правописании.     слайд 8
Занимательные задания по орфографии.
1.  Имена девочек состоят из двух букв А и удвоенных согласных. Как зовут девочек?                                                                    слайд 9
2.  Чем кончаются день и ночь?                                             слайд 10
3.  Что стоит посредине земли?                                              слайд 10
4.  Чем кончается лето и начинается осень?                         слайд 10
5.  В пустые клетки вписать слова, которые обозначают название дерева, танца, части патрона, рыбы.                                      слайд 11
- Мы уже знаем, что грамматику составляют вместе морфология и синтаксис. Это 2 самые крупные «территории» в стране Русского языка.                                                                       слайд 12                          
 - Кто же он таков и зачем нужен? А вот вы сейчас догадаетесь. Вам нравится предложение: «Столяр сделал табуретку из дуба  с четырьмя ножками»?                                                              слайд 13
- Почему получилось такое «веселое» предложение? (из-за неправильного порядка слов в предложении, построивший его не знал синтаксиса).
- А вот другой пример. Стояли на своих местах в словаре
а, не, перо, писать, ум                                                            слайд 14
Подошел к словарю путешественник по Лингвинии и задумался: «А что из них можно составить?» - «О, получается прекрасное предложение», - осенила его догадка.
- А, может, и вас она осенила?
Запись в тетради: «Не пером пишут, а умом»                     слайд 14
В предложении можно выделить словосочетания пишут пером, пишут умом.                                                                                         слайд15
Так слова связываются в цепочку, а раздел лингвистики, изучающий соединения слов – словосочетания и предложения – называется синтаксисом.                                                                       слайд 16
(работа по «карте» Страны Лингвинии).
- Физминутка для глаз.
- Пунктуация и Синтаксис – очень близкие соседи, не обойтись им друг без друга. Вы хотите понять смысл предложения? Но для этого важно не только правильно построить его, но и правильно, в нужных местах поставить знаки препинания. А какие знаки препинания вы знаете?
Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Знаки препинания»[3]
- Знаки препинания помогают передавать на письме смысл высказывания, его части, интонацию говорящего. Чтобы  все правильно понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания или пунктуация.              слайд 17
- Убедиться в её необходимости поможет такой пример. На   прошении о помиловании осужденного на казнь царь написал: «Казнить нельзя помиловать»                                                                            слайд 18
-Как прочитать? А ведь от постановки знака препинания зависит жизнь человека!                                                                               слайд 19-20

  • Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолета, звон металла, завывание ветра, треск сухих веток, пение птиц… Но в учебнике «Русский язык об этом нет ни строчки. В самом деле, какое отношение к языку имеет скрип дерева? Окружают нас и особые звуки, которые нес чем сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение. «Сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов?» - спросите вы. Оказывается, всего 42, и описаны они на 2 страницах учебника. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.                                                            слайд 21

                  (работа по «карте» Страны Лингвинии).
Занимательные задания по фонетике.
Фонема – самая маленькая частица языка. Фонемы помогают различать смысл слов. Послушайте стихотворение Б.Заходера «Кит и кот» »[4], чтобы убедиться в смыслоразличительной роли фонем. (Чтение наизусть подготовленным учеником).
- Какие же фонемы, оказались «виновницами» забавной путаницы?
1.     В каком глаголе нет слышится 100 раз?                         слайд 22
2.     В каком слове 40 гласных?                                                слайд 23
- Физминутка.
- Мало просто произносить звуки, их нужно произносить правильно. Орфоэпия изучает правила произношения
(запись в тетради).                                                                  слайд 24
Выразительное чтение наизусть стихотворения  «Орфоэпия» подготовленным учеником.
Выразительное чтение наизусть стихотворения
И. Токмаковой «Плим» »[5, с.44]                                          слайд 25
- Является ли словом сочетание звуков плим? Почему?
(из фонем образуются слова, если они называют, обозначают что-то, имеют смысл).
У каждого слова есть свой смысл или его лексическое значение. Наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан! Все они и называются лексикой (словарным составом языка), а раздел науки о языке, изучающий словарный состав – лексикологией. (работа по «карте» Страны Лингвинии).
(запись в тетради).                                                                  слайд 26
Занимательные задания.
1.     Сколько слов с разным лексическим значением можно прочесть, читая по часовой стрелке и против?          слайд 27
2.     В пустые клетки впишите слова, обозначающие название цветка, животного, растения, хищной рыбы.             слайд 28
- Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать между собой и изменять. Слова – это строительный материал языка, их них можно создавать прекрасные речевые здания, но прежде нужно научиться обрабатывать этот строительный материал. Этому мы будем учиться на уроках русского языка.
    - Одно слово может, как в сказке, превратиться в другое, стоит    прибавить к нему приставку или суффикс (морфему). Так слово вертолет с помощью суффикса чик превращается  в вертолетчика.                                                                        слайд  29
- Попробуйте и вы осуществить подобные превращения.
1.     Как маленький дом превратить в большой?         слайд 30-31
2.     Как топор превратить в рукоятку?                              слайд 32
Эти превращения вы осуществили с помощью суффикса – морфемы. Какие еще морфемы, кроме суффикса, знаете?
Итак, морфемика изучает, их каких частей состоят и как образуются слова. (запись в тетради)                                   слайд 33
             (работа по «карте» Страны Лингвинии).
В веселых стихах польского поэта Ю.Тувима, которые перевел Б.Заходер, остроумно показан морфологический закон словообразования.
              Выразительное чтение наизусть стихотворения «Про пана  
              Трулялинского» »[1, с.99] подготовленным учеником. 

Итоги урока: итак, мы побывали в гостях в разных частях удивительной страны Лингвинии. Назовите их и покажите на карте.
 А продолжится наше путешествие, которое будет не только увлекательным, как сегодня на уроке, но и трудным, на всех уроках русского языка. Терпения, упорства в преодолении трудностей и удовольствия, радости познания в этом путешествии! Добро пожаловать в страну Лингвинию!     слайд 35

Список использованных источников.
1.В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. Занимательно о    русском  языке: Пособие для учителя - Л.: Просвещение, 1990
2. В.М. Бурмако. Русский язык в рисунках -  М.: Просвещение, 1991
3. http://www.s-marshak.org/
4.  www.novyedeti.ru/index.php?option=com_content&task
5. Л.А.Шкатова. Подумай и ответь - М: Просвещение, 1989
6. http://fantasyflash.ru/

 

 

 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн