Официальный сайт mydebut 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Варданян Н.А. Развитие дистанционного обучение в общеобразовательной школе

Автор: 
Варданян Наира Андраниковна
Место работы: 
Кандидат педагогических наук, доцент, учитель информатики в общеобразовательной средней школе № 1980 г. Москвы

Развитие дистанционного обучение в общеобразовательной школе

 

Анализ принципов развития ДО в различных уровнях образования показывает, что общеобразовательной  школе в первую очередь при организации педагогического процесса должны учитываться  следующей принципы: интерактивности, стартовых знаний, адаптивности процесса обучения и передаваемости материала в дистанционном образовании, диалогичности, обеспечения гибкости обучения.

 

Принцип интерактивности . Интерактивность- как понятие происходит от английского слова, которое означает взаимодействовать, воздействовать, влиять друг на друга. Этот принцип отвечает за  взаимодействия учащихся с преподавателем и между собой посредством использования новых информационных технологий. При реализации этого принципа возрастает интенсивность обучения учащихся не только между собой и преподавателем, но и с другими носителями информации. Ученик и общается и овладевает навыками поиска нужной информации в практически не ограниченной информационной среде.

 

Принцип стартовых знаний. Для успешной работы в интерактивной среде необходимо иметь соответствующие знания об информационных технологиях, особенностях их использования и т.п. Без реализации этого принципа говорить об успешности реализации технологии ДО в общеобразовательной школе трудно. Это в значительной  степени касается детей, ограниченных по тем или иным причинам, в непосредственном активном общении со сверстниками, преподавателями. В данном случае  имеется в виду в первую очередь дети- инвалиды.

 

Принципы адаптивности процесса обучения и передаваемости материала в дистанционном обучении. Принцип адаптивности отвечает и за индивидуализацию и за идентификацию учебного процесса.
При этом индивидуализацией понимается построение учебного процесса в соответствии с интересами  и возможностями личности учащегося, а под идентификацией – возможность объективного контроля успешности обучения на расстоянии. В работе принцип адаптивности рассматривается в единстве с принципом передаваемости, так как именно при ДО необходимо не только отрабатывать учебной материал, но и подготавливать его с учётом возможности передачи в полном объёме.

 

Принцип диалогичности. В работах Р. Белла, В. Кашицина было установлено, что в условиях дистанционного обучения важнейшим механизмом интенсификации процесса обучения является ожидающий ответа вопрошающий шаг, за которым следует реализующий ожидания ответный шаг. Эта модель получила название вопрошающе – отвечающего акта, конбинирующего функциональное значение вопрошающего и ответного шагов. В реальном времени происходит общение преподавателя  ученика на расстоянии. Этот процесс важен как с дидактической точки зрения - активизация учебного процесса, так и  с организационной- фактически непосредственное общение с преподавателем детей, не имеющих возможности посещать образовательное учреждение.

В работе подробно рассмотрены особенности организации диалога: учителя с обучающимся, а также различия между диалогом учителя с обучающимся  и диалогом учителя с учениками в классе. Приведены примеры обучающего рассуждения и обучающего диалога. Представлены возможности организации учебного диалога в рамках ДО.

 

Принцип обеспечения гибкости обучения. Этот принцип отвечает за структурирование, организацию и развитие учебного материала, которые обеспечивают индивидуализацию обучения и мотивацию активности учащихся в соответствии с их психофизиологическими особенностями. Принцип обеспечения гибкости является  руководящим на всех этапах разработки учебного материала на базе современных информационных технологий. На этапе разработки компьютерных обучающих систем, при построении прикладных обучающих программ, а также при организации учебного процесса путём сочетания различных способов и средств обучения. Именно этот принцип определяет необходимость модульного построения программ ДО.
Мы считаем, что выделенная совокупность принципов является необходимый и достаточной для успешного развития ДО в общеобразовательной школе. Выделенные принципы включают в себя
концептуальные подходы к развитию ДО, разработанные высшей школы, но как соподчиненные, более подробные раскрывающие выделению совокупностью.

На базе выдвинутой совокупности принципов разрабатывались основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной школе. В работе рассмотрены четыре концепции ДО: теория автономии и независимости, теория индустриализации, теория взаимодействий и коммуникации, теория координирующего  подхода познавательного процесса со стороны преподавателя. При этом показано, что наиболее эффективно общеобразовательной школе в познавательном процессе со стороны преподавателя.

По нашему мнению, современных условиях можно выделить два ведущих направления ДО в общеобразовательной школе: непосредственно обучение по различным программам и реализация  исследовательских проектов  в интерактивной среде в рамках реализации этих направлений выделены требования к организации ДО : гибкость - выступает и как принцип развития ДО и как ведущее требование к построению учебно-воспитательного процесса; модульность; экономическая эффективность; изменение роли преподавателя; специализированный контроль  качества образования; опора на современные средства передачи образовательной  информации.

В ходе реализации  первого направления выделены этапы моделирования учебного процесса  при дистанционном обучение по предмету;  планирование  процесса обучение; подготовка и передача учебно – методического комплекса и дисциплины; компьютерное обучение; техническое обеспечение дистанционного обучения. При этом разработано и апробированного методика нелинейного структурирования процесса  обучения на основе разветвленных программ изучения дисциплин,  предоставляющих возможность учесть мотивационные  установки интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося, которая успешно используется и при реализации исследовательских проектов.

В ходе реализации второго направления была разработана и апробирована модель исследовательской  деятельности  учащихся в условиях ДО. Модель базируется на выполнении разноуровневых исследовательских проектов, отвечающих следующим требованиям: структурированность, поэтапность, оценка промежуточных и итоговых результатов, а также знаниевого   и  компетентносного  уравнений.
Реализации ДО в общеобразовательной школе предполагает не только трансформацию деятельностью педагогических кадров но и изменение подходов к управлению образовательной учреждением. В ходе решения задачи по определению требований к управлению школой в новых условиях была рассмотрена системная модель  управления инновационными процессами при ДО.

Опыт показывает, что  в условия ДО администрации  объективно не в состоянии контролировать  успешность хода учебного процесса методами , используемые в традиционной школе. В связи с этим, управление  учреждением ДО  должна быть реализована такая модель, при которой эффективность учебного процесса обеспечивается совместными усилиями администрации и всего преподавательского состава. Успешное функционирование системы  ДО возможно только в режиме развития. А сам режим развития напрямую связан с постоянный разработкой новых учебных программ, модули, маршрутов обучения, что требует мотивации педагогических кадров на соответствующую инновационную деятельность.
В настоящее время при реализации ДО можно выделить несколько мотивов преподавателя к инновационной деятельности : фактор внешней  мотивации , связанные с положительной оценкой педагогической деятельностью,  в том числе и материальной; мотивы опирающиеся на положительную внешнюю оценку; мотивы профессионального  самоутверждения и мотивы личностной самореализации. Первый и последний мотивы как показывает опыт нашей работы, наиболее присущи молодым специалистам, которым наиболее  активно реализуют в практике своей работы идеи ДО.
В основе предложенной в работе модели управления инноваци­онными процессами при дистанционном обучении лежат: системный подход, коллегиальность при принятии решений; широкая вариатив­ность модульных маршрутов получения информации, в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности учаще­гося.

Модель включает в себя обязательную диагностику успеха про­фессиональной деятельности педагога, как одного из ведущих мотивов его деятельности. С позиций успешности обучения модель через реализацию принципа диалогичности обеспечивает мотивацию уча­щихся на непрерывное образование и самообразование. Требования принципа обеспечения гибкости обучения определяют модульный принцип при разработке содержания. Как важнейшие компоненты в модели используются консультационно-справочная, тренинговая и диагностическая подсистемы.

Как показал опыт работы при управлении развитием ДО в общеобразовательной школе следует отдавать предпочтение гори­зонтальным связям, а не вертикальным. Это связано как с упоминав­шейся выше необходимостью коллегиального принятия решений при реализации инноваций, так и с расширением возможностей контактов учащихся, преподавателей, других заинтересованных пользователей школьной интерактивной средой, включая родителей, работников управления образованием и др. На основе анализа использования различных типов программного обеспечения для ДО показано, что в общеобразовательной школе с наибольшим успехом могут приме­няться системы управления обучением и контингентом.
Важнейшим компонентом модели развития ДО является диагно­стическая подсистема. Рассмотренные в исследовании направления ДО в общеобразовательной школе: непосредственно обучение по раз­личным программам и реализация исследовательских проектов в ин­терактивной среде, предполагают необходимость оценки эффектив­ности их реализации.

При построении диагностического компонента мы исходили из результатов последних исследования Абакумовой Н.Н. и Холодной М.А. об основных направлениях оценки творческого развития уча­щихся, их организации в особых формах: экспериментировании, дис­куссиях, самостоятельных исследованиях. Оценку результатов экспе­риментирования наиболее успешно можно проводить в диалоговых средах, организуя интерактивную дискуссию, которая может прохо­дить в реальном режиме времени или ассиметрично. Аналогично ди­агностируются и результаты самостоятельных исследований при вы­полнении тех или иных проектов.
В качестве критериев оценки успешности обучения выступают уровень сформированности понятийного аппарата (знаниевый ком­понент) умение применять полученные знания (уровень компетент­ности).
Индикаторами выделенных критериев выступают в первом слу­чае: умение сформулировать понятие; выделить его отличительные

Признаки определить роль понятия в качестве изучаемой программы. Во втором случае (оценка уровня компетентности) в качестве индикаторов выступают: умение использовать понятие в стандартной и нестандартной ситуациях; представить возможные расширительные толкования понятия.

Экспертиза уровня достижения критерия осуществляется через: анкетирование с использованием тестовых заданий (прежде всего со стороны учителя), самооценку (со стороны самого учащегося) и оценку участников интерактивных конференций (со стороны коллег по прохождению конкретной программы или реализации исследова­тельского проекта).

Не менее важным представляется широкое вовлечение в учеб­ную и исследовательскую деятельность детей-инвалидов.

Общие выводы:
1. На основе анализа основных подходов к использованию ДО в различных уровнях образования: теорий автономии и независимости, индустриализации, взаимодействия и коммуникации, теоретического проектирования и осмысления учебной деятельности сделан вывод о том, что все они ориентированы на профессиональное образование. При этом показано, что наиболее эффективно в общеобразовательной школе может быть использована теория координирующего подхода в познавательном процессе со стороны преподавателя.
2.  Показано, что при дистанционном обучении в общеобразова­тельной школе в первую очередь при организации педагогического процесса должны учитываться следующие принципы: интерактивно­сти, стартовых знаний, адаптивности процесса обучения и передавае­мое   материала   в   дистанционном   образовании,   диалогичности, обеспечения гибкости обучения.
3.  Выделены ведущие направления ДО в общеобразовательной школе: непосредственно обучение по различным программам и реа­лизация исследовательских проектов в интерактивной среде, а также механизмы их реализации (этапы моделирования учебного процесса при дистанционном обучении по предмету и модель исследователь­ской деятельности учащихся в условиях дистанционного обучения).
4.  Разработана и апробирована модель управления инновацион­ными процессами при дистанционном обучении.  В основе предло­женной в работе модели управления инновационными процессами при дистанционном обучении лежат: системный подход, коллегиаль­ность при  принятии  решений;  широкая  вариативность модульных маршрутов получения информации, в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности учащегося.
5.  Разработать: критерии и индикаторы успешности дистанцион­ного обучения. В качестве критериев оценки успешности обучения выступают уровень сформированности понятийного аппарата (знаниевый компонент) умение применять полученные знания (уровень компетентности). Индикаторы выделенных критериев: умение сфор­мулировать понятие; выделить его отличительные признаки; опреде­лить роль понятия в контексте изучаемой программы или реализуе­мого проекта; умения использовать понятие в стандартной и нестан­дартной ситуациях и представить возможные расширительные толко­вания понятия.

Литература

  1. «Организация информационного пространства образовательного учреждения. Практическое руководство» Б.П. Сайков. БИНОМ Лаборатория знаний. Г. Москва. 2005г.
  2. «Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя» О.Б. Ставрова. Интелект-центр. Г. Москва .2007г.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн