Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок по теме " Элемент мысли и жизни"

4 replies
Светлана Викторовна Василенко
На сайте с: 09/05/2012
Баллы: 5
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 лет 1 день назад.

 

Элемент жизни и мысли.

 

Метапредметный урок по химии. учитель: Василенко С.В. МОУ СОШ №2 г.Белинского

 

Цели:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе;
  • аллотропных видоизменениях фосфора;
  • повторить зависимость свойств вещества от его состава и строения;
  •  изучить нахождение фосфора в природе, способы получения и открытия этого элемента,
  • развивать умение сравнивать;

способствовать формированию грамотного отношения к химическим процессам, протекающим в окружающем мире

 

  способствовать формированию материалистического мировоззрения, нравственному воспитанию школьников.

 

Знать:  - историю открытия элемента;

              - электронное строение;

              - физические свойства.

Уметь:  - работать с источниками дополнительной информации в учебнике и                      раздаточного материала;

                - составлять таблицу «Тайм-лайн», синквейн, акростих;

                 - выполнять задания самомстоятельно и озвучивать их у доски.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Методы и методические приемы:

словесные: рассказ, беседа.

наглядные: демонстрация презентации (Приложение 1), демонстрация опытов.

 

Формы организации:

индивидуальная

групповая

химический эксперимент

 

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point;

раздаточный материал: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Физические свойства аллотропных модификаций фосфора», коллекция природных материалов, образцы фосфорных удобрений;

реактивы и оборудование: фосфор красный, стеклянная палочка, спиртовка, спички, вата,  пробирка, пробиркодержатель.

 

1. организационный момент

2. целеполагание: получить знания о фосфоре как простом веществе с опорой на предметные связи в неорганической химии и метапредметными связями с биологией, историей.

3. этапы урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. ориентировано – мотивационный

А) Образовательная напряженность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Уточнение образовательного объекта

 

 

 

 

 

В) Конкретизация задания

Цель: дать первоначальное представление о фосфоре как простом веществе

Свой урок я хочу начать словами В.Высоцкого

Нам тайны нераскрытые

раскрыть пора-

Лежат без пользы тайны,

как в копилке…

 

 

но мне хочется, чтобы они были не только эпиграфом сегодняшнего урока, но и девизом нашего сотрудничества в получении знаний.

А для успешной работы я предлагаю составить ее план продвижение. Давайте сформулируем вопросы сегодняшнего урока, исходя из цитаты урока:

 

То я камень философский,

То огонь холодный я,

То цвет белый, красный, черный представляю я,

                 А в России появился, светоносцем объявился.

 Что это за элемент;

Какое простое вещество, его аллотропия;

История его открытия;

Положение в ПС;

Распространение;

Применение.

 

Его называют элементом жизни и мысли. Его открытие было случайно и неожиданно. Он необходим для жизни человека и растений. Но он бывает и ядовит. Мы используем его в быту. Этому элементу посвящены страницы романа А.Конан - Дойля

О каком веществе идет речь?

Тема урока: Элемент жизни и мысли.

 На протяжении всего урока вам необходимо составить таблицу «Тайм-лайн» - это линия времени, на которую наносятся события, факты, имеющие цикличность

 

Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту.

(Что для меня данный объект?)

 

 

(Почему или согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действий?)

  1. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Проблема»

Цель: сформулировать знания о фосфоре как химическом элементе

 

.Учитель зачитывает отрывок из романа А.Конан-Дойля «Собака Баскервилей».

 

«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных не видывал. Из ее отверстной пасти вырывалось пламя, глаза метали искры. По морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я».

 

В этом отрывке произведения А. Конан-Дойл допустил существенную химическую ошибку. Чтобы нам с вами ее назвать, необходимо рассмотреть особенности фосфора. Давайте вместе попробуем сформулировать цель урока.

 

 

 

 

Работа с таблицей «Тайм – лайн»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ожидаемые ответы учеников) Цель урока: рассмотреть состав, строение, свойства и применение фосфора и его соединений

 

  1. изучение нового материала

 

А) Решение ситуации

Из всех древних и средневековых элементов только фосфору может быть приписана совершенно точная (с точностью до года) дата открытия – 1669 год. Открытие фосфора – это важное и неожиданное событие XVII века.

Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд (1669 г.), разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках «философского» камня и эликсира молодости, проводил опыты с разными веществами. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твердого осадка, при нагревании которого образовалось вещество, ярко светившееся в темноте. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает «светоносец». Интерес к новому веществу был огромный. Брандт показывал новое вещество за деньги. Потом за 200 талеров секрет был продан И. Крафту, который также показывал фосфор за деньги  Способ получения фосфора держался в секрете.  Крафт  изготовив большое количество фосфора, отправился по Европе, где демонстрируя его свойства перед богатыми, извлекал большую выгоду.

 Затем немецкий химик И. Кункель узнал через Крафта рецепт изготовления и сумел получить фосфор, заявив претензию на самостоятельность открытия. В 1680 году фосфор был получен и Бойлем.  И уже скоро пришел к открытию фосфорной кислоты и фосфористого водорода.

В 1847 году А. Шреттер получил красный фосфор, нагревая белый фосфор без доступа воздуха  до 300 °C, который в отличие от белого, не был ядовит и не воспламенялся на воздухе. В 1934 году Л. Бриджмен, подвергнув фосфор нагреванию при значительном давлении, получил третью модификацию – черный фосфор.

 

Работа с таблицей «Тайм – лайн»

 

 

«Знак»

Цель: сформировать предметные компетенции учащихся.

Фосфор - в переводе с греческого – несущий свет. Химический символ Р. Порядковый номер в ПСХЭ Д.И. Менделеева -15. Атомная масса  31. Обратите внимание на ПС. Это элемент % группы, главной подгруппы. По сравнению с атомами азота, атом Р имеет больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, а значит, более выраженные восстановительные свойства. Соединения со степенью окисления -3 атома фосфора встречаются реже, чем у азота (только в фосфидах- соединениях фосфора с металлами, например Са3 Р2 , Na3P). Чаще фосфор проявляет в соединениях степень окисления +5.

img5

 

 

Работают со схемой.

 

Работа с таблицей «Тайм – лайн»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы по схеме.

Сравнивают фосфор с азотом и мышьяком, кремнием и серой.

Делают предположение  о его физических и химических свойствах

 

«Знания»

Цель: сформулировать способность учащихся работать с понятиями как особой формой знаний.

Фосфор – простое вещество, образующее 11 аллотропных модификаций. Поддержите, пожалуйста, какое явление называется аллотропией?  

 Существует фосфор белый, красный, черный, фиолетовый, коричневый, светло – красный и т.д. Наиболее распространены – белый и красный.

Соединения в которых фосфор проявляет степень окисления – 3 называются фосфиды: Na3P–3 – фосфид натрия, Ca3P2 – фосфид кальция. Фосфор образует водородное соединение – фосфин PH3, для которого характерная ковалентная неполярная химическая связь, так как значения электроотрицательности фосфора и водорода  почти одинаковые.

 

Получение белого фосфора из красного (возможна демонстрация опыта учителем)

 

Красный фосфор (количество с полгорошины) поместить в пробирку, вставить стеклянную палочку, закрыть тампоном, нагреть. Образуется белый дым оксида фосфора, затем – желтоватые капли белого фосфора. Извлечь стеклянную палочку, белый фосфор самовозгорается. Демонстрация опыта

 

 

Работа с таблицей «Тайм – лайн»

 

 

Предполагаемый ответ:

«Аллотропия – это способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ. Эти вещества называются аллотропными модификациями»

 

Записывают в тетрадь формулы и названия соединений фосфора.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь наблюдения и выводы опыта. Обсуждают результаты опыта.

 

Физические свойства фосфора.

Рассмотрим свойства фосфора белого и фосфора красного. Физические их свойства сильно отличаются. Обратите внимание на таблицу 18 на странице 65 учебника.

 Белый фосфор имеет молекулярную кристаллическую решетку, состоящую из молекул Р4 . Нерастворим в воде, растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется, а в порошкообразном состоянии даже воспламеняется. Очень ядовит. Особое его свойство – светиться в темноте вследствие его окисления.

 Фосфор красный – темно-малиновый порошок. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе не воспламеняется, не ядовит, не светится в темноте.

 

– Какова температура воспламенения белого фосфора? Прав ли был А.Конан-Дойль в описании собаки Баскервилей?

 

 

 

 

 

 

 

 – Каково физиологическое действие белого фосфора?

 Доза фосфора в 0,05-0,15 г для человека смертельна. Профессиональное заболевание рабочих спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей. Белый фосфор не только сильный яд, при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги.

 – Сравните физические свойства аллотропных видоизменений фосфора

 

Записывают подзаголовок в тетрадь.

 

 

 

Работа с учебником с 65 табл 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый ответ:

Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическим веществом, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть окрашена белым фосфором.

 

 

 Предлагают свои варианты ответа.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся с таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Демонстрации образовательной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

химические свойства.

- Фосфор часто называют многоликим элементом. Не только из-за аллотропных видоизменений, но и благодаря химическим свойствам. Этот элемент может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.

Виртуальная лаборатория «Горение фосфора»

- Составьте уравнение реакции горения фосфора, объясните окислительно-восстановительный процесс.

С какими веществами фосфор проявляет себя как окислитель?

Составьте уравнение реакции взаимодействия с магнием, назовите продукт.

 

 В смеси с бертолетовой солью от удара взрывается, воспламеняется.

5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl

Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.

В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.

Записывают подзаголовок.

 

 

 

 

 

Смотрят эксперимент, обсуждают.

 

Пишут уравнение реакции

4Р + 5О2 = 2Р2О5

Предлагают варианты ответов, обсуждают, пишут уравнение реакции

3Mg + 2P = Mg3P2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Задача»

Нахождение в природе, получение фосфора

В теле человека массой 70 кг содержится около 780 г фосфора. В виде фосфатов кальция фосфор присутствует в костях. Входит он также в состав белков, фофолипидов, нуклеиновых кислот. Ежедневная потребность человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г. Основное его количество мы потребляем с молоком и хлебом. Наиболее богаты фосфором рыба, фасоль, некоторые виды сыра. Для правильного питания необходимо соблюдать баланс между количеством потребляемого фосфора и кальция: оптимальное соотношение этих элементов в пище составляет 1,5 : 1. Избыток богатой фосфором пищи приводит к вымыванию кальция из костей, а при избытке кальция развивается мочекаменная болезнь.

Массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. В свою очередь, на долю фосфата кальция, входящего в состав костей, приходится также 20% от массы костей. Сколько кг фосфата кальция содержит человек вашей массы? Сколько кг фосфора содержится в нем?

 

 

Работа с таблицей «Тайм – лайн».

 

Составляют схему «Получение фосфора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Решают задачу.

 

 Применение фосфора

Главные его потребители – производство спичек, металлургия, химические производства. Фосфор используют в производстве фосфорной кислоты и фосфорных удобрений, полупроводниковых материалов, как компонент покрытий стальных изделий и т. д. Белый фосфор применяют для изготовления трассирующих боеприпасов, как дымообразующее и зажигательное средство, красный фосфор – основной компонент обмазки зажигательной поверхности спичечных коробков.

В недавнем прошлом на военных предприятиях его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов.

Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году.

По словам представителя Пентагона, белый фосфор использовали как огневое средство против боевиков и для освещения поля боя. В то же время один из итальянских телеканалов сообщал, что среди жертв фосфорных бомб были женщины и дети.

 

Записывают подзаголовок

 

Работа с таблицей «Тайм – лайн».

 

Составляют схему «Применение фосфора».

 

 

4.Этап первичного усвоение знаний.

цель: закрепить полученные знания на практике.

- Как доказать, что белый и красный фосфор – аллотропные видоизменения одного и того же элемента?

- Составьте уравнения реакций взаимодействия фосфора с: а) фтором; б) алюминием. Назовите вещества. Какую роль играет фосфор: окислителя или восстановителя?

С фосфором и его соединениями связано немало легенд и суеверий.

 

Ответы.

Сообщения учащихся:

1. “Светящийся монах”

Из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: “Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором – ядовитым, самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом элементом. В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что когда ночью я шел из университета по темным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры. За мной каждый раз собиралась толпа, среди которой, несмотря на мои объяснения, немало было лиц, видевших во мне “новоявленного” представителя потустороннего мира. Вскоре среди жителей района Моховой и по всей Москве из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о “светящемся монахе”...

Обсуждают услышанное. Делают выводы о  свойствах фосфора. Записывают выводы в тетрадь.

 

Подведение итогов урока, комментирование и выставление отметок

 

 

Д/з

 Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.

2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.

3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.

4. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения: 1) об истории спичек; 2) о биологической роли фосфора и его соединений.

 

Записывают задание в дневники и в тетради.

Уточняют если что – то непонятно.

5.  Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Цель: обозначить и оценить достигнутые результаты.

Я предлагаю представить себя в виде вращающегося энергетического уровня атома Р. Отметьте значком свое место положения в начале урока и в конце. Стрелкой покажите, в каком направлении вы сегодня двигались:

1) двигались по кругу, не приближаясь к знаниям;

2) уходили от него;

3) приближались и насколько близко.

Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. "Снятие" и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения произошли во мне?)

 

Светлана Викторовна Василенко
На сайте с: 09/05/2012
Баллы: 5
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 лет 1 день назад.
На: урок по теме " Элемент мысли и жизни"

Здрваствуйте, коллеги. Предлагаю на ваше обсуждение свой урок. Давайте разберем его, может кто чего предложит новенькое

Надежда Владимировна Цуканова
На сайте с: 04/04/2012
Баллы: 5
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 лет 1 неделя назад.
На: урок по теме " Элемент мысли и жизни"

Большое спасибо за урок! Много увлекательной и практически направленной информации. Я думаю, что ученикам будет очень легко  и интересно на этом уроке. 

Светлана Викторовна Василенко
На сайте с: 09/05/2012
Баллы: 5
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 лет 1 день назад.
На: урок по теме " Элемент мысли и жизни"

Спасибо за ответ! Я рада, что Вам понравилась моя разработка. большую роль в написании этого урока сыграло, то что я в 2011 - 2012 году была на курсах по ФГОС ООО. 

Светлана Николаевна Кошевицкая
На сайте с: 14/11/2010
Баллы: 1
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 18 недель 4 days назад.
На: урок по теме " Элемент мысли и жизни"

Спасибо, очень интересный урок.