Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Многогранный мир чувств

Данные об авторе
Автор(ы): 
Хвостова Т. В.
Место работы, должность: 

г. о. Электросталь МОУ"Лицей №7", учитель начальных классов

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
  • Познакомить учащихся с органами чувств человека.
  • Формировать навыки здорового образа жизни.
  • Закрепить знания об уходе за глазами, ушами, носом, зубами, кожей.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Окружающий мир"  под редакцией Вахрушева

Используемое оборудование: 

                    - рисунки строения глаза человека, ушной 

                    - раковины, посылка, в которой находится нарисо-

                    - ванный маршрут путешествия по школе и письмо,

                    - карта сказочной страны

 

Краткое описание: 
<p> Урок-сказка по здоровьесбережению</p>

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

- Ребята, почтальон сегодня к нам в класс принёс необычную посылку. Вот она. Давайте раскроем её…

- Интересно, здесь находится какая-то карта, на ней отмечен маршрут. Здесь же лежит и приглашение к доктору Айболиту. А вот и задание: «Ребята, следуя по маршруту, найдите доктора Айболита».

(учитель вместе с учениками отправляется в путешествие по школе и в конце концов маршрут их должен привести обратно в класс, где их уже ожидает доктор Айболит.

 

Доктор Айболит.  Здравствуйте, дети! Я рад, что вы справились с моим заданием, и  хочу пригласить вас в загадочную страну. Но чтобы попасть туда, необходимо ответить на ряд вопросов:

   - Почему у человека главный орган чувств – зрение, а у большинства зверей – обоняние?

   ( чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, кто из животных ведёт ночной образ жизни, а

    кто – дневной)

   - Какие органы чувств человека вы знаете? О чём они нам сообщают?

   - Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?

   - Как развитие органов чувств животных связано с их образом жизни?

   - Какие органы чувств у человека отсутствуют?

 

- Вы молодцы, а сейчас закрываем глаза…

( включается музыка, дети закрывают глаза, ложатся на парты, в это время на доске появляется карта сказочной страны с городами Глазоградом, Ухоградом, Равновесиеградом, Носоградом, Вкусоградом, Осязаниеградом)

 

2. Постановка учебных задач.

Учитель. - Мы оказались в стране, в которой несколько городов. Рассмотрите карту, как называются города в этой сказочной стране? Почему у них такие необычные названия?

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

Доктор Айболит. Вы сегодня ещё поговорите и о том, как сохранить своё здоровье, как надо относиться к своим органам чувств.

Итак, не будем терять времени даром, нам пора посетить город Глазоград. Вперёд!

 

3. Путешествие по Глазограду.

Доктор Айболит.– Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (орёл, сова)

- Зачем нужны глаза человеку?

- Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?

( доктор Айболит показывает детям иллюстрацию с изображением строения глаза и рассказывает)

   Глаз – орган зрения. С его помощью человек может видеть свет, определять форму, размер цвет предметов, их движение. Давайте разберёмся, как устроен наш глаз и как он работает.

   Внутренняя часть глаза – глазное яблоко – представляет собой шарообразную тёмную камеру. Заднюю стенку этой камеры выстилает чёрная плёнка – сетчатка. Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка. Она ограничивает отверстие – зрачок – и регулирует проникновение света внутрь глаза. За зрачком расположен похожий на линзу хрусталик.

   Свет, отражаясь от предмета, на который мы смотрим, проходит через роговицу, затем через зрачок и попадает в хрусталик. В хрусталике лучи света преломляются так сильно, что на сетчатке глаза появляется перевёрнутое изображение предмета. Чувствительные устройства на сетчатке преобразуют изображение в нервные импульсы, которые по зрительному нерву поступают в мозг. В зрительном центре изображение восстанавливается в нормальном виде

- Ребята, а как глаз защищён от повреждений?

Действительно, веки, ресницы и брови  - это стражи глаза. Они защищают их от пыли, ветра и пота. Есть ещё один страж. Он вам всем хорошо знаком – это слёзы. Докажите эту мысль

- Как, по вашему мнению нужно вести себя, чтобы сохранить своё зрение?

   Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам – умывать. Глазам необходимо заниматься физкультурой. Называется она гимнастикой для глаз.

- Ребята, а какие вы знаете «глазные» упражнения?

- Давайте выполним эту зарядку все вместе.

 

Гимнастика для глаз.

  1. Закройте ладонями глаза, не нажимая на них, посидите так, считая про себя до 30.
  2. Закройте глаза и помассируйте надбровные дуги лёгкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску.
  3. Закройте глаза. Медленно переводите глазные яблоки в крайнее левое, затем – в крайнее правое положение (5-6 раз).
  4. Откройте глаза, посмотрите на цветок, нарисованный на стекле, затем переведите взгляд на вид из окна (5-6 раз).

 

Доктор Айболит. Эту гимнастику нужно проводить ежедневно. А сейчас, ребята, откройте учебники на странице 43 и найдите ответы на следующие вопросы:

   - Как наше зрение приспособлено к темноте?

   - Почему людям труднее ориентироваться на местности ночью?

 

Учитель. -А сейчас подумайте. У многих животных (рыб, зайцев, лошадей) глаза смотрят в разные стороны. Какие преимущества и недостатки имеет их зрение?

 

Доктор Айболит.А тетерь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему труден и требует особого внимания. Я предлагаю вам поиграть в игру, в которой пригодится память, внимательность и слух.

   Я предложу вам фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не сможет продолжить фразу.

Например:

Я читаю книгу.

Я читаю интересную книгу.

Я читаю интересную книгу по вечерам.

Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

( проводится игра, после каждого проигравшего доктор Айболит меняет фразу, проигравший же выбывает из игры)

 

Поиграв со мной в игру, вы, наверное, догадались, что мы сейчас отправимся в город Слухоград.

  1. Путешествие по Слухограду.

(на доске вывешивается схема строения уха)

Доктор Айболит.

- Рассмотрите схему строения уха. Из каких органов оно состоит?

- Какие у вас возникли вопросы при рассмотрении схемы?

…………………………………………………………………………………………

( доктор Айболит рассказывает, сопровождая свой рассказ показом органов на схеме)

Звук передаётся звуковыми волнами. Мы начинаем слышать в тот момент, когда волны достигают барабанной перепонки. Перепонка начинает колебаться и заставляет двигаться маленькие молоточки – три маленькие косточки, наковальню и стремя, расположенные в среднем ухе. Косточки передают эти колебания специальной жидкости, находящейся во внутреннем ухе. Слуховой нерв получает сигнал от внутреннего уха и посылает его в головной мозг. Благодаря парности органов слуха мы не только ощущаем звуки, но и определяем, где находится их источник.

- Зачем уши нужны животным? Человеку?

- Как надо ухаживать за ушами?

5. Физминутка.

Игра «Не попадись лисе»: выбирается Лиса, остальные  - Зайцы; Лиса с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, а Зайцы должны как можно тише пройти мимо Лисы.

6.Путешествие по Равновесиеграду.

Учитель.Пора нам дальше в путь. Следующий город – Равновесиеград.

Откройте учебники на странице 47 и прочитайте про себя статью «Орган равновесия».

- Задайте вопросы по прочитанному соседу по парте.

…………………………………………………………………………………………..

- В каких случаях нам помогает орган равновесия?

7. Путешествие по Носограду.

Учитель. Обоняние – это способность различать запахи. В воздухе находится множество крохотных ароматических частиц. Они попадают нам в нос и раздражают обонятельные нервы. По нервам сигналы поступают в мозг, и тот распознаёт запахи. Человек способен различать около 4000 запахов!

Доктор Айболит. – Ребята, а какая опасность грозит человеку, потерявшему обоняние?

-А что нужно делать, почувствовав запах газа в квартире?

-Нужно ли беречь орган обоняния? Зачем? Как это делать?

8. Путешествие по Вкусограду.

Учитель. Следующая наша остановка – город Вкусоград.

 

(Выходит заранее подготовленный ученик)

Ученик. Погодите, погодите, я знаю об органе вкуса. Это язык. На нём располагается множество сосочков – рецепторов вкуса. Рецепторы чувствительны к четырём раздражителям: солёному, кислому, горькому, сладкому. Рецепторы вырабатывают нервный импульс, который поступает в центр запаха и вкуса головного мозга. Так мы ощушаем вкус.

Учитель. Правильно В учебнике на странице 48 рассмотрите рисунок, на котором показано, какими участками языка распознаются эти четыре основных вкуса.

Доктор Айболит. Ребята, закройте глаза и представьте себе такую страшную картину: у вас пропал язык.

-Чем это грозит?

-Какие вы можете предложить меры по безопасности нашего органа вкуса?

-А какие органы являются стражами языка?

-Как беречь зубы?

Сладости надо употреблять умеренно, нельзя грызть зубами орехи, карандаши и ручки.   Зубы чистят два раза в день.

-Как их правильно чистить?

Доктор Айболит.Поиграем в полезную игру. Покажите движениями рук закон чистки зубов:

  1. Чистка внешней поверхности зубов (зубная щётка располагается вдоль линии дёсен, движения – сверху вниз и снизу вверх.
  2. Чистка жевательной поверхности каждого зуба (движения вперёд – назад)
  3. Чистка внутренней стороны зубов (круговые движения)

 

9. Путешествие по Осязаниеграду.

 

Учитель. Органом осязания служит вся кожа, но особенно развито чувство осязания на подушечках пальцев. Там находятся клетки, чувствительные к холоду, теплу, давлению, боли, растяжению. Все раздражения чувствительных клеток передаются по нервам в головной мозг. Благодаря осязанию человек может выполнять руками столь разнообразные действия.

 

10. Выработка группами учащихся памяток по бережному отношению к:

   - органам зрения

   - органам слуха

   - органу осязания

   - органу вкуса

   - органу обоняния

 

11. Итог урока.

12. Домашнее задание.

       С. 42-49, ответы на вопросы на с.49

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн