Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Хвостова Т. В.
Место работы, должность: 

г. о. Электросталь, "Лицей №7", учитель начальных классов.

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
  • Сформировать представления детей об эпохе Средних веков, о мире средневековых цивилизаций.
  • Показать учащимся достижения средневековых цивилизаций: развитие науки и техники, архитектуры, живописи и др. видов искусства.
  • Познакомить детей с некоторыми традициями данной исторической эпохи.
  • Обучать младших школьников делать простейшие умозаключения.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление детей.
  • Формировать навыки работы с географическими картами, учебником, схемами.
  • Развивать познавательные интересы младших школьников.
  • Прививать интерес к получению новых знаний.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

Оборудование: раздаточный материал для поведения мини-теста по проверке домашнего задания, кроссворд, видеоряд с изображением построек жителей разных частей света в эпоху Средних веков, фотографии с изображением памятников искусства данного исторического периода, рыцарских замков и самих рыцарей,  раздаточный материал для игры «В поход с рыцарем» и «Я работаю архитектором», видеоролик с рассказом о рыцарях, карта-схема «Общество и государство в Средние века» на доску и на каждую парту для учащихся.

 

Краткое описание: 
<p> <strong><em>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;План проведения урока.</em></strong></p> <ol> <li> <span dir="LTR">Орг. момент&nbsp; - 1 мин.</span></li> <li> <span dir="LTR">Повторение ранее пройденного материала:</span></li> </ol> <p style="margin-left: 36pt;"> А) разгадывание кроссворда по эпохе Первобытного мира &ndash; 3 мин.</p> <p style="margin-left: 36pt;"> Б) проведение мини-теста по &nbsp;эпохе Древнего мира &ndash; 5 мин.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка&nbsp;</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; проблемного вопроса &ndash; 5 мин.</p> <ol> <li> <span dir="LTR">Работа по теме урока:</span></li> </ol> <p style="margin-left: 36pt;"> А) рассказ учителя о мире средневековых цивилизаций, работа с картой &ndash; 5 мин.</p> <p style="margin-left: 36pt;"> Б) знакомство с достижениями и традициями данного исторического периода:</p> <p style="margin-left: 36pt;"> &nbsp;- архитектурой (показ фотографий с изображением построек жителей разных частей света) &ndash; 12 мин.</p> <p style="margin-left: 36pt;"> &nbsp; &nbsp;игра &laquo;Я работаю архитектором&raquo; + чтение литер. Отрывков &ndash; 6&nbsp;&nbsp;</p> <p style="margin-left: 36pt;"> &nbsp;&nbsp; мин.</p> <p style="margin-left: 36pt;"> &nbsp;&nbsp; рассказ о рыцарях &ndash; 4мин.</p> <p style="margin-left: 36pt;"> &nbsp;&nbsp; игра &laquo;В поход с рыцарем&raquo; - 10 мин.</p> <p style="margin-left: 36pt;"> - живописью, скульптурой, иконописью (показ фотографий) &ndash; 5мин.</p> <p style="margin-left: 36pt;"> - литературой, изобретениями, достижениями науки и техники&nbsp; &ndash; 3 мин.</p> <p style="margin-left: 36pt;"> В) исследовательская деятельность &laquo;Общество и государство в Средние века&raquo; ( работа в парах со схемами с последующей проверкой на доске) &ndash; 6 мин.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp; 5. Закрепление изученного:</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; А) фронтальная работа (ответы на вопросы &ndash; вычитывание в&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; тексте учебника) &ndash; 8 мин.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Б) соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций,</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; которые создали эти произведения искусства &ndash; 3 мин.</p> <ol> <li> <span dir="LTR">Итог урока &ndash; 2 мин.</span></li> <li> <span dir="LTR">Домашнее задание &ndash; 1 мин.</span></li> </ol> <p> &nbsp;</p>

                                              Ход занятия.

  1. Орг. момент.
  2. Повторение ранее пройденного материала.

А) разгадывание кроссворда по эпохе Первобытного мира.

- С какими историческими эпохами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

- Какой мир был обширнее – мир первобытных племён или мир древних цивилизаций?

- Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока и разгадаем кроссворд по эпохе Первобытного мира.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Объединения родов древних людей. (племена)
  2. Что доставалось старикам и старухам от туши убитого животного в первобытном обществе? (кость)

3. Кому доставалась первая доля от туши убитого животного в первобытном обществе (сущ. в Им. пад)    (мать)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. Часть небольшого рода первобытных людей.  (семья)
  2. По мнению большинства учёных, в какой части света находится прародина человечества? (Африка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Б) Проведение мини-теста по эпохе Древнего мира.

- Мы с вами двигаемся дальше по реке времени, сейчас поговорим о следующей за эпохой Первобытного общества эпохе – Древнего мира и проведём небольшой тесть, чтобы проверить, как вы усвоили этот материал.

- У вас на столах лежит раздаточный материал. В напечатанный текст вы должны вставить пропущенные слова. Помните, что речь идёт об эпохе Древнего мира

 

Ответы для учителя:

1. …цивилизацией          2. …городами               3. …письменность          4. …обликом городов, государственными порядками, письменностью.     5. …Древней Греции,  первые Олимпийские игры       6. …Древнем Риме, восстание рабов, Спартака      7. …железный топор, дисковое колесо, парусно-гребные корабли, колесо со спицами      8. …календарь в Древнем Египте, шёлк в Древнем Китае, алфавит из гласных и согласных букв в Древней Греции, название месяцев в Древнем Риме.

                        Тест по эпохе Древнего мира.

  1. Эпоха Древнего мира началась в то время, когда люди вышли из первобытного состояния и поднялись на более высокую ступень развития, которая называется…………………………………..
  2. В тот период возникли поселения ремесленников, торговцев, правителей, которые и являлись первыми…………………….
  3. Для того, чтобы подсчитывать плательщиков налогов, передавать распоряжения в отдалённые города появилась …………………………………………………………………..
  4. Цивилизованные страны отличались друг от друга……………

……………………,……………………………………………….,

……………………………………………

  1. В ………………………………… в 776 году были проведены

………………………………………………………………………

  1. В …………………………………. В 74 г. н. э.  произошло…….

………………………….. под предводительством………………….

  1. В эпоху Древнего мира появились следующие технические достижения: ……………………………………………………….

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Изобретениями цивилизации Древнего мира считаются:………

………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………

 

 

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка проблемного вопроса.

- Теперь мы с вами готовы дальше двигаться по реке времени.

- Как называется следующая после Древнего мира историческая эпоха?

- Вспомните, что такое общество, государство?

- Что такое религия?

- Следовательно, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, на какие вопросы мы с вами должны будем получить ответы?

- Откройте учебники на стр. 60. Прочитаем диалог Анюты и Илюши и посмотрим, какие же вопросы волновали наших героев .

…………………………………………………………………………………………….

- Какие вы заметили противоречия в разговоре детей? Какой возникает вопрос?

- Как вы думаете, кто из детей прав?

 

- Начнём отвечать на возникшие вопросы и постараемся хоть немного прикоснуться к эпохе Средневековья и разобраться с происходящим в мире в данный исторический период.

 

  1. Работа по теме урока.

А) Рассказ учителя о мире средневековых цивилизаций.

- Эпохой средних веков принято считать исторический промежуток времени с 5 по 15 века. В это время многие племена и народы, которых в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и начали приобщаться к цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей – письменность, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средневековья.

   В начале Средневековья под ударами варварских племён Римская империя распалась на части. Незадолго до этого её жители приняли новую христианскую религию. Однако разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные – православными. И те и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили ему свои молитвы. Так, на месте Римской империи рядом с её бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы.

   К югу и востоку от христианских стран в этот период времени появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию – ислам – многим соседним народам.

   Так же надо отметить существование Индийской цивилизации, Китайской цивилизации и цивилизации американских индейцев.

- Откройте карту на стр. 62 – 63 учебника и посмотрите, как изменились границы и названия цивилизаций в Средние века.

 

Б) Знакомство с достижениями и традициями данного исторического периода.

- Какой вопрос больше всего волновал Анюту и Илюшу ? А вы как считаете?

- Давайте и мы попытаемся найти ответ на этот вопрос и доказать нашу точку зрения.

 

Начнём с того, что каждая средневековая цивилизация подарила человечеству свои достижения, познакомила со своими традициями. Возьмём, к примеру, АРХИТЕКТУРУ. Огромное количество памятников сохранилось по всему миру. Полюбуемся некоторыми из них…

(учитель показывает фотографии с изображениями построек жителей разных частей света)

………………………………………………………………………………………………

- А тетерь возьмите у себя на столах иллюстрацию с изображением различных храмов. Найдите православный храм. В чём его отличие от других?

……………………………………………………………………………………

- Вы уже знаете из курса ИЗО о том, как строились в это время города, ведь именно в этот период начинают появляться города. Каждый город имел укрепления: стены, ворота, башни. В случае нападения неприятеля они были прекрасной защитой

(рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций). Во многих городах были и монастыри.

- Рассмотрите изображение монастыря(раздаточный материал). Чем отличалось строительство монастырей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте немного подробнее остановимся на средневековых рыцарских замках. Это совсем другой тип дома, как правило, встречающийся в Средневековой Европе. Своё жилище рыцари рассматривали как крепость, окружали мощными стенами и рвами. Дома крестьян и землевладельцев строили вокруг замков.

- Как вы думаете, с какой целью?  ( чтобы во время наступления неприятеля можно было укрыться за высокими стенами)

 - А сейчас мы с вами поиграем в АРХИТЕКТОРОВ. Используйте всю свою фантазию и возведите себе укрепление. А я в это время прочитаю вам отрывок из произведения Вальтера Скотта, в котором он описывает средневековый замок, вы узнаете какие укрепления существовали в замках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Раз уж мы заговорили о замках, давайте поговорим и об их обитателях – рыцарях, о некоторых традициях рыцарства.

- ПОСЛУШАЙТЕ РАССКАЗ О РЫЦАРЯХ И ИХ ДОСПЕХАХ ( видеоурок)

…………………………………………………………………………………………………………

- Послушайте отрывок из произведения В. Скотта «АЙВЕНГО» и вместе со средневековым рыцарем побываем на турнире. (читает заранее подготовленный ученик)

……………………………………………………………………………………………………………..

- А сейчас ещё одна игра «В поход с рыцарем».

…………………………………………………………………………………………………

 

- Но пора нам двигаться дальше, ведь мы ещё не знаем очень многого об этой эпохе. Поговорим о достижениях науки, техники, литературы.

- Вы ведь много знаете из курса «Литературного чтения» о том, какой была ЛИТЕРАТУРА того времени. Расскажите.

………………………………………………………………………………………………

- Кроме того, развивалась живопись(показ репродукций картин),СКУЛЬПТУРА (показ фотографий), а в православном мире процветало развитие ИКОНОПИСИ ( показ фотографий).

 

- Во многих странах, в том числе и на Руси, создавалась своя ПИСЬМЕННОСТЬ, было очень много грамотных людей.

- Арабские врачи научились делать операции на сердце, почках, мореплаватели изобрели косой парус, с помощью которого можно было двигаться против ветра, учёные исламского мира составили карту звёздного неба. В Индии научились прясть ковры, выращивать пряности, в Китае изобрели бумагу, порох, компас для морских путешествий. А на Руси в 15 веке появились чернила.

- Как вы думаете, изменилось что-то в жизни людей с появлением этих изобретений?

………………………………………………………………………………………………

- Можно ли об этой эпохе сказать, что она «средняя», «неинтересная»?

……………………………………………………………………………………………

 

В) Исследовательская деятельность «Общество и государство в Средние века»

-Ответить нам предстоит ещё на один вопрос, как же государство управляло обществом в Средние века.

- Поработайте в парах, рассмотрите схему управления государством, подберите подписи к рамкам.

………………………………………………………………………………………………….

( далее проводится проверка работы на аналогичной схеме на доске)

 

- Объясните, как распределялись государственные обязанности между разными группами средневекового общества?

- От кого зависела власть с средневековых государствах?

 

 

 

 

5. Закрепление изученного.

 А) Фронтальная работа

- А теперь посмотрим, как вы поняли материал сегодняшнего урока. При ответах на вопросы пользуйтесь текстом учебника, можно зачитывать фрагменты текста.

- Чем эпоха Средних веков отличается от эпох Первобытного мира и Древнего мира?

- Какие цивилизованные страны существовали в это время?

- Какие средневековые достижения вы считаете наиболее важными?

- Почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Средних веков?

Б) Соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций, которые создали эти произведения искусства

- Выполним задание 1 на стр. 67 учебника.

 

6. Итог урока.

- Кем бы вы хотели быть, очутившись в эпоху Средневековья? Почему?

7. Домашнее задание.

- с. 60 – 67, ответы на вопросы на стр. 67

 

Прикрепленный файл Size
Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе.doc 64.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн