Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лирика Бориса Пастернака

Submitted by Пахтжамал Галимжановна Кадрашева on Wed, 13/06/2012 - 09:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кадрашева Пахтжамал Галимжановна
Место работы, должность: 
МБОУ "СОШ с. Енотаевка", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Развить навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения, конспектирования, устной и письменной речи.

Приобщение учащихся к сложнейшему миру идей, представлений, образов поэзии Б. Пастернака.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1,2. Под ред. Журавлева В.П.

Используемая методическая литература: 

 

Список использованной литературы

 

  1. Галицких Е. О. От сердца к сердцу: Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: Методическое пособие. – Вятка, 2005.
  2. Ерёмина Т. Я. Мастерские по литературе: 11 класс. – СПб, 2004.
  3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1998.
  4. Левитас Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии – М., 1998.
  5. Пастернак Б.Л. Материалы для биографии - М., 1989.
  6. Пастернак Б.Л. Избранное: Стихотворения, переводы – М., 2004.
  7. Педагогические мастерские: Франция – Россия / Под редакцией Э.С. Соколовой. – М.: Новая школа, 1997.
  8. Свечникова И. Н. Изучение стихотворчества В. Хлебникова в школе и в вузе - Учебно-методическое пособие. Астрахань, 2007.
  9. Степихова В. А. Педагогическая мастерская // «Начальная школа. – № 1. – 1999. – С. 120 –140.
  10.  Цветаева М.И. «Световой ливень: Публицистика». – М., 2001.
Краткое описание: 
Мастерская творческого письма и построения знаний. Мастерская представляет собой исследование поэтического мира Б. Пастернака. Занятие предполагает разные формы индивидуальной и совместной деятельности, формирует литературоведческую и коммуникативную компетенции, развивает образное и творческое мышление и рефлексивные способности.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Борис Пастернак: «Закон звезды и формула цветка»

Мастерская творческого письма и построения знаний в 11 классе

 

Методический комментарий

Мастерская представляет собой  исследование  поэтического мира Б. Пастернака.

Перед проведением мастерской учащихся получают задания перечитать стихи Пастернака (по выбору), подумать над основными темами творчества и его своеобразии.

Задачей мастерской является приобщение учащихся к сложнейшему миру идей, представлений, образов поэзии Б. Пастернака.

Мастерская развивает навыки анализа поэтического текста ( причём, анализ не самоцель, а способ познания автора и самих себя), выразительного чтения ( на занятии  звучат стихи и отрывки из стихотворений), конспектирования ( на протяжении занятия учащихся  записывают свои и чужие наблюдения, которые будут основой для создания письменных высказываний), устной и письменной речи ( в процессе исследования учащихся рассуждают и создают  текст).

Мастерская предполагает разные формы индивидуальной и совместной деятельности. Все учащиеся разбиваются на группы, образующиеся в результате проведения начального этапа мастерской, который называется «Вопрос мудрецу». Этот приём выполняет дифференцирующую функцию. В зависимости оттого, что интересует учащихся в поэзии Б. Пастернака, все учащихся делятся на группы.  Задание 1 «Игра с именем» - это индивидуальная работа. Оно «включает способность к ассоциативному мышлению, стимулирует процесс творчества». Следующие этапы занятия осуществляются посредством групповой работы: формирование представлений о художественном мире поэта происходит внутри групп, где имеет место само и взаимокоррекция. Но после выступления группы желающие высказывают дополнительные замечания. Так  происходит социализация, необходимое условие проведения мастерской.

 Таким образом, данная мастерская формирует литературоведческую и коммуникативную компетенции, развивает образное и творческое мышление и рефлексивные способности.

 

Прикрепленный файлSize
мастерская.doc1.29 MB