Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы.

Выберите действие:

 

Обсуждаем статью  С. В. Кульневича  "Современные смыслы методической работы"

       

 

Автор резюме

Содержание резюме

1.  Самрова Галина Владимировна
В статье <Современные смыслы методической работы> С. В. Кульневича очень подробно рассмотрены все основы современной методической работы, проведен анализ причин почему не эффективно работает методическая служба и какие новый направления этой работы. На что хотелось бы обратить внимание и что нового можно взять для работы методического объединения, как руководителю. Во-первых, обратить внимание на более эффективное планирование, т.к. чаще всего планирование не проводится глубокий анализ итогов работы за прошлый год. Во-вторых, более активно внедрять инновационные методы во всех школах района, а не только в базовой. Не все учителя школ хотят осваивать современные методики, а из года в год практикуют открытые уроки по отработанной схеме. Для более эффективной работы в этой направлении необходимо, запланировать такую форму работы как отмечены по самообразованию ( доклады, рефераты, разработки уроков). В-третьих, более активно обобщать опыт работы всех учителей, делится опытом , чаще проводить не только семинары-практикумы, но и обсуждать современные новейшие методики, технологии, достижения психолого-педагогической науки. Проводить заседания по обсуждению передового педагогического опыта и рекомендовать его к распространению и внедрению. Такие заседания могут быть не только узко по секциям, но и на заседаниях межпредметных секций.
Спасибо автору статьи, который заставил переосмыслить результативность своей работы.
2.  Рашид Рафаильевич Рахманкулов.  
Авторы в своей статье указали основные причины, породившие отставание практики от теории:
·         стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом;
·         в отсутствие глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы методобъединений, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях;
·         в работе руководителей методических служб школы сохраняются признаки внешней
Они сделали вывод, что необходимо по-новому относиться и к организации методической работы в школе.
В работе даются определения известных терминов:
·         функционирование - это работа в заданном режиме, когда имеющиеся возможности используются в рамках предписаний;
·         развитие – это качественное наращивание все новых возможностей и их реализация.
Акцентируется внимание на профессионально-личностных характеристиках современного учителя: самообразование, умение реализовывать концептуальные основы и принципы образования в профессиональной деятельности, способность заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования и т.д.
Авторы выделяют в своей статье критерии качества образования
·         для учеников - полнота, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность воспроизводимых знаний;
·        для учителей - дидактические, академические, коммуникативные способности, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, самообразовательные умения, педагогическое творчество.
В работе отмечаются два варианта введения нового содержания образования и обучения. Первый предполагает, что вводится некое новое содержание учебного материала. Второй вариант предполагает, что знания, заданные программой и представленные в учебниках имеют некие основания для того, чтобы их можно было преобразовать, т.е. ввести те самые изменения в содержание и структуры учебных предметов, которые предусмотрены новыми задачами методической деятельности.
Важным моментом в статье авторы выделяют планирование. Подробно дано описание этого понятия, выделяются элементы планирования, правила планирования.
И очень ценным в статье является то, что  планирование методической работы – это целая система. С одной стороны, закрытая, относительно предмета своей деятельности, с другой стороны, открытая, входящая в общую систему управления и подверженную влиянию извне.
3.  Макаренко Таисия Леонидовна  В статье рассматриваются основные причины отставания практики от теории. Проиллюстрированы возможные пути к исправлению существующего положения по организации методической работы в школе. Это управление развивающейся системы непрерывного дополнительного профессионального образования, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов, определение целей методической работы, профессионально – личностные характеристики современного учителя, ключевые компетенции, новые образовательные технологии. Смысл современной методической работы авторы видят в овладении инновационной грамотностью, повышении эффективности педагогического процесса и обеспечения качества образования. Рассматриваются критерии качества образования. Авторы предлагают дидактическое и методическое введение нового содержания образования и обучения в соответствии с принципами культуросообразности, личностно – смысловой ориентации содержания, целостности, открытости, проблемности. Рассматривается система критериев и ориентиров для разработки учителями технологии достижения нового качества образования. В конце статьи авторы предлагают свой  вариант планирования различных видов деятельности по повышению качества квалификации педагогов.
4.  Барбина Татьяна Евгеньевна  
В статье Кульневич С.В., Гончаровой В.И., Лакоцениной Т.П. «Организация и содержание методической работы» рассмотрены новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы. Представлены средства управления методической деятельностью различных образовательных учреждений с ориентацией на содержание. Даны научные и практические рекомендации по организации работы над проблемой и единой методической темой, по применению технологий работы и оценки авторских программ, по разработке других форм методической поддержки на основе качественных критериев и показателей.
Наиболее интересна для меня была часть статьи, посвященная планированию. Авторы не только раскрывают понятие планирования, но и подробно разъясняют его элементы, условия эффективности. Строки статьи заставляют возвращаться к теории управления, помогают правильно организовать эффективное планирование, способствующее переменам, ведущим к прогрессу.
5.  

      Смысл современной методической работы авторы видят в овладении инновационной грамотностью, повышении эффективности педагогического процесса и обеспечения качества образования. Рассматриваются критерии качества образования.

                  Авторы предлагают дидактическое и методическое введение нового содержания образования и обучения в соответствии с принципами культуросообразности, личностно – смысловой ориентации содержания, целостности, открытости, проблемности. Рассматривается система критериев и ориентиров для разработки учителями технологии достижения нового качества образования.

                 В конце статьи авторы предлагают свой  вариант планирования различных видов деятельности по повышению качества квалификации педагогов.

                 Познакомившись с данной статьей, смогу многое из того, что предлагают авторы использовать в своей практической деятельности. В частности, элементы планирования, критерии и последовательность планирования, программно – целевое планирование 

 

6.  Круглова Ирина Алексеевна  

В своей статье автор обращает наше внимание на новые смыслы и ценности образования: на культуру взаимодействия, на развитие творчества, на диалогическое общение и т.д. Также рассматриваются причины почему эти ценности образования находятся в конфликте с практикой. Сделан вывод, что необходимо по новому относиться к организации методической работы в школе. Смыслом методической работы является: овладение инновационной грамотностью, повышение эффективности педагогического процесса, обеспечение качества образования. Нельзя не согласиться с автором, что одним из методов управления методической работы в школе является планирование. Очень подробно рассмотрены критерии планирования -«хорошего плана». План должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых и человеческих ресурсах. (Это важно учитывать при планировании работы в сельской школе). Достойны внимания и осмысления: элементы планирования, последовательность процесса планирования, правила планирования.

7. Иванова Лариса Владимировна  В статье С.В.Кульневича подробно рассматриваются все основы методической работы. Многое можно взять для своей методической работы. Активнее внедрять нужно инновации в методическую работу. Правильно обобщать опыт своих коллег и делать это в системе. Большое внимание в статье уделяется самообразованию педагогических работников. Выделяются критерии качества образования для учителей и учеников. Важное место в статье выделяется вопросам планирования методической работы. А это действительно очень важно. План необходим для организации работы в системе и продвижении вперед к поставленным целям.
8.  Еременко Лариса Александровна    Изучение статьи  из книги  Кульневича С.В. и др. «Организация и содержание методической работы» полезно с  точки зрения обогащения личного опыта новыми идеями  в работе с педагогическим коллективом. Можно соглашаться или нет с тем, что традиционные методы работы в школе устарели, но нельзя не желать изменений. Тем более что нормативные документы образования, да и сама жизнь ориентируют на рефлексивный стиль управления, предполагающий введение в обиход методистов таких ценностей, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей и т.п.  В работе методических объединений школы можно использовать предложенную в статье новую цель: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Лично мне близка мысль о том, что «надо научиться грамотно  выбирать, т.е. не только знать, но и понимать смысл основных психолого-педагогических концепций, теорий, подходов», так как попытки  повторения опыта учителей-новаторов приводят к схематичному копированию и лишают его обязательного компонента - эффекта присутствия самого автора. Хотелось бы внедрять на практике открытые знания как результаты научного познания, представляемые как неоднозначные, неабсолютные, нелинейные, относительные, требующие дополнения личным пониманием итоги определенного этапа развития науки. Вызвали интерес так же и новые объекты образования — образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие и преподавателя, и ученика, и взаимодействующей группы (О.С. Газман). Хотелось бы попробовать построить «древо целей».

  Предложенная статья является хорошей рекламой книге.

 

9. Кудимова Наталья Вячеславовна

 Авторы статьи заставляют нас задуматься над проблемой разрыва между содержанием подготовки студентов и реализацией его на практике. Действительно решить возникшую проблему мы сможем лишь тогда, когда разберемся в причинах ее вызывающих и найдем пути к их устранению.

Коротко перечислю три причины, выделенные авторами: отсутствие у педагогов навыков по созданию творческой учебной среды, отсутствие глубоких знаний о современных смыслах образования и понимание помощи и поддержки учителям как усиление требований, подмена разъяснений указаниями.

Итак, какие же пути изменения отношений предлагают нам авторы. Во-первых, оказание помощи руководителям школ в переводе их учреждений в режим развития. Для этого необходимо изменить стиль отношений в педагогическом коллективе (создание условий для пробуждения внутренних возможностей каждого учителя) с одной стороны, а с другой нормативные документы образования должны ориентировать на рефлексивный стиль управления (совместное целеполагание, проектирование, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей).

Во-вторых, «выращивание» и освоение передового педагогического опыта (хотя не совсем согласна с понятием передовой опыт, у каждого педагога есть свой педагогический опыт, и для каждого он является передовым, но не каждый можно взять на вооружение). Для достижения данной цели необходимо переориентировать методическую работу, взяв за основу формирование новых качеств современного учителя: профессиональная самоорганизация, ключевые компетенции и педагогическое творчество.

В-третьих, повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования. Данный вопрос является наиболее актуальным и спорным, так как использование традиционных критериев оценки качества образования не позволяют судить о повышении эффективности педагогического процесса. Авторами статьи предлагается взять за основу критерии ориентированные на появление и наращивание новых качеств учителей и учащихся, имеющих, прежде всего, внутренние, личностно-ценностные, смысловые характеристики деятельности, проявляемые в процессах обучения и учения.

В-четвертых, дидактическое и методическое обеспечение нового содержания образования. Для этого возможны два варианта: изменения, вводимые в учебных пособиях и изменения, вносимые в содержание и структуры учебных предметов, которые предусмотрены новыми задачами методической деятельности. При реализации второго варианта не изменяется ни требования программ, ни содержание знаний, а лишь  дополняется в соответствии с положениями: педагогической самоорганизации, методологичности, проблемности, концептуальности, субъективности и диалогичности содержания.

Ну, и в-пятых, планирование различных видов деятельности по повышения квалификации педагогов. Здесь авторы нас знакомят как с элементами планирования, так и с критериями хорошего плана, что приводит определенным правилам планирования, повышающим его эффективность.

В целом статья является актуальной и интересной, позволяет переосмыслить некоторые аспекты методической работы. Для себя особо выделила разделы о качестве образования и о планировании повышения квалификации педагогов. 

10.  Сизова Зинаида Митрофановна  

                                                      

  Статья   содержательна, структурирована.  В работе даются определения терминов: «методическая культура», «новые образовательные технологии», «личностно ориентированное образование», « планирование», «функционирование», «развитие» и другие, что дает возможность использовать статью и в качестве  тематического словаря. Отчетливо указаны основные причины отставания практики от теории, сделан вывод о необходимости организовать методическую работу в школе в обновленном режиме. Ценным является в работе иллюстрация возможных путей изменения отношений:

*управление повышением квалификации педагогов в режиме развития, который возможен при рефлективном стиле отношений в педагогическом коллективе;

* «выращивание» и освоение передового педагогического опыта. Инициирование педагогического творчества. Освоение современных образовательных технологий;

* повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования;

* дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;

* планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов.

   Иллюстрируя определенные пути обновления, авторы статьи акцентируют внимание на профессионально- личностные характеристики современного  учителя  как субъекта профессиональной деятельности, способного формировать «нового» ученика – субъекта учебной деятельности; выделяют в своей статье критерии качества образования для учеников и для учителя; рассматривают два варианта введения нового содержания образования и обучения,  особенно интересен второй, предполагающий внесение изменения в содержание и структуру учебных предметов, чего требуют новые задачи методической деятельности.  

   Раздел «Планирование» представлен как своеобразное учебное пособие, в котором прописаны элементы планирования, последовательность процесса планирования, виды, правила планирования, образцы разделов.

  Статья ценна для  повышения квалификации учителей и администраторов образовательных учреждений.

    

  С уважением  З.М. Сизова

11.  Астанкова Наталья Валерьевна  
Статья Кульневич С.В. и др. «Организация и содержание методической работы» является очень интересной и содержательной, в ней приводится расшифровка многих профессиональных определений и современных понятий в методической деятельности.
Меня заинтересовал материал о критериях качества знаний, которые могут обеспечить действительное качество методической работы в современных условиях, а также материал о дидактическом и методическом обеспечении введения нового содержания образования и обучения.
В последних нормативных документах - национальный проект «Образование», и проект «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» большое значение уделяется проблеме открытости образования к внешним запросам. В данной статье я нашла подробное описание данного термина.
Я считаю, что очень полезным и содержательным для организации методической деятельности является материал о планировании и целеполагании.
12.  Васильева Эльвира Васильевна  Заголовок статьи «Современные смыслы методической работы» невероятно привлекателен! Но не могу этого сказать о её содержании в целом. Вспоминается фраза: «Умные люди излагают мысли, используя научную терминологию. Очень умные – излагают так, чтобы всем было понятно» Авторы статьи, безусловно, умны. Материал подготовлен до 2003 года, но многое из написанного актуально. Например, «увеличение объема отчетной документации и директив по ее оформлению, понимание помощи и поддержки учителям как усиление требований (зачастую без должного понимания их смысла), подмена разъяснений указаниями и т.д.»
Авторы статьи пишут: «Очевидно, что при новых целях образования необходимо по-новому относиться и к организации методической работы в школе» Методической работой в школе занимаюсь тринадцатый год. Изложенные «новые ценности» и «новые цели» были описаны ещё до начала моей практики. А вот без реализации традиционной цели образования учащиеся сегодня не сдадут ЕГЭ.
В статье вновь противопоставление в методической работе традиционного и нетрадиционного. Более важным представляется мне деление видов деятельности на эффективные (дающие лучший результат в соответствии с затратами ресурсов /временных – особенно!/) и неэффективные. Прочтение статьи для меня, к сожалению, было неэффективно. Для начинающих методистов более применим в практике материал пункта 5 «Планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов». А «Шесть основных видов провала плана» неплохо изучить всем разработчикам КПМО!
 
13.  Ольга Александровна Гудзь

 Методической работой я занимаюсь "на общественных началах" - член школьного методсовета. У нас в интернате воспитателейв трираза больше, чем учителей. Но, на мой взгляд,  в предложенной  статье (хоть уже немного и пожилой) неплохо  проанализированы основные причины расхождения теории и практики, которые часто объясняются выдаванием желаемого за действительное.Это касается как обучения, так и воспитания.  Кроме того в школах (на мой взгляд) у педагогов есть еще желание «не высовываться» и самая обыкновенная познавательная лень. Но это так, размышления.   Мне кажется очень важным предложение изменения стиля управления с директивного и, часто авторитарного, на рефлексивный, который предполагает введение таких ценностей в обиход методистов, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей и т.п. Звучит неплохо, не так ли.? Но что будет в действительности?

     Мне понравилось, что меняется сам взгляд на педагога. Из простой емкости для наполнения набором ЗУНов  на курсах повышения квалификации он превращается в личность, в «… субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации». Важно то, что и ученик начинает восприниматься как личность, а само обучение ориентируется на человека как главную ценность и цель образования. Наконец-то заговорили о новом критерии деятельности педагога - педагогическом творчестве, судить о реализации которого предлагается по показателям оригинальности, эвристичности, фантазии, активности, концентрированности, четкости, чувствительности. Приятно было прочитать об «..установке на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умение слушать и слышать партнера, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнера, способность к сочувствию и сопереживанию..». Относительно организации методической работы думаю, что здесь необходимо четкое и тщательное продуманное планирование, с четко сформулированной целью и привлечением к проектированию креативно мыслящих педагогов.

А сама направленность методической работы должна быть, в первую очередь, на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на оказание систематической  помощи педагогу с учетом именно его потребностей и индивидуальных качеств. И в то же время это не должно быть простой помощью "сделай так", а помощью по изречению " ... можно дать рыбу и человек будет сыт сегодня, а можно научить делать удочку и ловить рыбу. и человек будет сыт всегда".

14.  Дворниченко Галина Алексеевна  

Авторы статьи  «Современные смыслы методической работы» обращают наше внимание на основные причины отставания практики от теории, неэффективности  работы методических объединений,  новые направления этой работы. Методическая работа - это овладение инновационной грамотностью, повышение эффективности педагогического процесса, обеспечение качества образования.

Интересными показались критерии качества образования:

- для учеников - полнота, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность воспроизводимых знаний;

-  для учителей - дидактические, академические, коммуникативные способности, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, самообразовательные умения, педагогическое творчество.

В  материале о критериях качества знаний, дана оценка о  действительном  качестве методической работы в современных условиях.

В статье дано описание понятия «планирование»

В работе МО своей сельской школы я бы взяла из этой статьи элементы, основы и правила планирования.

15.  Хоменко Елена Николаевна  

Новшества, которые можно использовать в работе школьного МО
       1.
Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

 2. Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей - это процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий   и формирование в  процессе методической работы  таких характеристик, как самообразование, умение реализовывать главные основы и принципы образования в профессиональной деятельности, профессиональная самоорганизация, педагогическое творчество учителя.

3. При проведении работы по повышению квалификации учителей надо обращать внимание на разработку плана, отвечая  на вопросы: что мы планируем? Для чего мы планируем? Какой результат мы хотим получить?
       4.Использовать различные элементы планирования и ориентироваться на предложенные критерии.
        5. При планировании методической работы важно соблюдать последовательность, уметь анализировать, строить «дерево целей» и выбирать альтернативы, использовать эффективное планирование, способствующее  переменам, ведущим к прогрессу, не забывать о правилах планирования ,избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими школьными структурами.
Статья очень полезна, содержательна. Многое из предложенного можно взять на вооружение для методической работы в школе.

16.  Марина Вячеславовна Скуленкова

 Для обозначения ориентиров педагогам и методистам, на которые так или иначе ссылается статья будем внедрять:

1. Личностно-ориентированный подход в курсовой подготовке педагогов, в том числе основным ориентиром должны быть потребности конкретного педагога и его возможности на данном этапе.

2. Средства методической работы с педагогами должны выбираться на основе задач, которые стоят перед педагогом на современном этапе развития образования, уровня его владения ИКТ, количества совободного времени, критериями качества ОП.

3. Вовлечение методиста во все аспекты образовательного процесса, нацеленность на совершенно конкретный результат по каждому педагогу.

4. Использование в методической работе проектной деятельности и эффективное внедрение современных технологий и средств коммуникаций, ориентируясь на предложенные в статье критерии качества образовательного процесса.

17.

Терещенко

Татьяна

Ильинична

 
В данной статье мне тоже понравился раздел о планировании. Не зря говорят, что правильно спланированное – наполовину сделанное. В плане своей работы МО должно четко ставить цель, чего в текущем году они хотят достичь, тогда и заседания не будут рассматривать какие-то хаотичные вопросы, часто никому ненужные. И открытые уроки должны работать на достижение этой цели, а также на профессиональный рост педагогического мастерства педагога.
 О новых требованиях к методистам и учителям: действительно «старая» школа вооружала их знаниями и технологиями, но никто не учил нас умению вести дискуссии с учениками, ставить проблемные вопросы, проводить самостоятельные исследования на уроке, и самостоятельно, творчески вести поиск знаний. Переучиться очень трудно, часто у нас просто отсутствует такое мышление. Эта проблема разрешится не за год, а за годы   Нужны такие методические материалы, которых сейчас недостаточно, а также вырастить в институтах совершенно новое поколение учителей, способных учить по-новому. Даже мониторинги и гранты не помогут.
18.  Юрий Васильевич Яковлев  В статье очень основательно даются основы современной методической работы. Показаны новые направления работы. Говорится о необходимости внедрять инновационные методы работы в деятельности РМО. Конечно необходимо обобщать опыт работы всех учителей, пропагандировать их опыт. В статье даются определения терминов "функционирование" и "развитие". собое внимание уделется планированию, как целой системы.
     
19.  Миколенко Галина Николаевна    Статью С.В. Кульневича, В.И. Гончаровой, Т.П. Лакоцениной «Организация и содержание методической работы» считаю актуальной. Авторы предлагают посмотреть по-новому на педагогические понятия, которые всем хорошо известны: методическая работа, методическая культура, профессиональная самоорганизация, педагогическая грамотность и др. Кроме того, освещают ряд проблем, которые возникли на данном этапе развития образования:
• Разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями;
• Искусственное разведение функций учителя на «предметника» и «классного руководителя»;
• Отсутствие глубоких знаний о современных смыслах образования;
• «культурная недоразвитость» педагога и др.
В статье отображается грамотный подход к организации методической работы. Пришло НОВОЕ время в образовании и нельзя по-старому работать. Очень подробно описано планирование. Начиная от постановки целей плана и заканчивая причинами провала планирования работы.


 
20. Кацай Ирина Ивановна

 Статья выдержана в академическом стиле, содержит компилированные сведения по вопросам методической работы. Однако, заявленные в заголовке "современные смыслы" рассмотрены только в теоретическом плане. А по отдельным позициям, например, в разделе о качестве образования, авторы даже не пытаются предложить новые подходы, идеи о критериях оценки качества. Например, цитата из текста: "Каков критерий осознанности, ... не установлено" и далее о критерях, которые задаются знаниевой парадигмой.

В разделе планирования различных видов деятельности даны несомненно важные вехи процесса планирования, но сущность "хорошей" цели не раскрыта.  Статья, естественно, позволяет освежить некоторый набор теоретических сведений по вопросам методической работы, но для практической работы необходимы более конкретные и написанные доступным языком примеры.

21.  Алексеева Лариса Александровна  
       В статье Кульневич С.В. и др. «Организация и содержание методической работы» приведены  определения многих терминов и расшифрованы современные понятия в методической деятельности. Статья  полезна и  содержательна.  На мой взгляд, многое из предложенного можно взять на вооружение для методической работы не только в школе, но и  в работе других методических служб. 
      В работе методических объединений  можно использовать предложенную в статье   цель: подготовка учителя как субъектапрофессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
       В статье говорится о том, что надо грамотно выбирать и понимать   смысл основных психолого-педагогических концепций, теорий, подходов.
     Особо мне понравился раздел « Планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов», где сказано, что план должен быть реальным и соответствовать   потребностям школы и требованиям среды.
22.  Степанова Тамара Владимировна  В статье «Современные смыслы методической работы» авторы глубоко раскрыли тему педагогической культуры современности, обозначили основные идеи и методы совершенствования педагогического мастерства современного учителя, намечены пути изменения отношения к организации методической работы в школе. Руководитель педагогического учреждения создаёт условия для пробуждения внутренних возможностей каждого учителя.
     Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углублённого проникновения в сущность новых технологий. В нормативных документах определяется необходимость использования при переподготовке учителя принципов личностной ориентации, гуманизации, гуманитаризации, фундаментальности.
    Педагогическое творчество – основание для развития инновационной деятельности в рамках методического объединения. Творчество – конструктивная деятельность по созданию нового, материального или духовного продукта.
    Новые образовательные технологии – это, прежде всего, инновационные технологии изменения содержания и смыслов в отношениях между учителем и учеником, методистом и учителем. В личностно-ориентированном образовании педагогическая технология – это процессуальная часть педагогической культуры, имеющая собственные компоненты (цель, условия, содержание, средства, результат)
     Большое внимание в статье уделяется проблеме научно-педагогической грамотности: культура педагогического интеллекта рассматривается при методической учёбе не как культура творчества, а как культура исполнения предписаний. Это, действительно, проблема.
     В статье раскрывается понятие педагогической грамотности, уделено внимание её компонентам и показателям.
    Для работы нашего методического объединения пригодятся все материалы статьи, но особенно тема «Планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов».
23.  Вязовченко Наталия Константиновна  

В статье «Современные смыслы методической работы» С.В. Кульневича очень точно, всесторонне и актуально высказаны основные методы, направления методической работы. Показана связь теории и практики, что очень важно в работе педагога-методиста и не только. А причины отставания практики от теории разобраны так точно, что не остается ничего другого, как только согласиться с авторами статьи.

Мне понравилась мысль о том, что «...повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя». К своей работе я подхожу именно с такой позиции.

В статье также рассмотрены профессионально-личностные характеристики современного учителя. Хотелось бы, чтобы все педагоги в своей работе могли заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования в современном мире.

Очень подробно разобраны этапы планирования различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов. Для меня стало новым знакомство с критериями хорошего плана, хотя многие пункты реализуются в нашей работе постоянно.

Подробная, насыщенная и полезная статья.

24. Баранова Надежда Николаевна  

В предложенной нам для анализа статье увидела много научных терминов. Не буду пересказывать её содержание. Замечу, что мне понравился раздел о планировании тем, что подробно рассмотрен вопрос не только о том, как его проводить, но и причины невыполнения, казалось бы, хорошего плана.

Я согласна с авторами статьи, что «традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности». Мой большой педагогический стаж, множество различных курсов повышения квалификации подтверждают справедливость этих слов.

Новые подходы к методической работе меня заинтересовали. В тоже время, хотелось увидеть в статье поменьше теории и побольше практики. Но может быть это впереди, ведь мы в самом начале курса.
25. Иванова Людмила Юрьевна  Статья очень полезная и читала с большим интересом. Сразу же отметила для себя, что надо познакомить руководителей РМО с этой статьёй. Моё резюме.
 26. Цыганова Тареса Чеславовна  В статье "Современные мысли в методической работе" с особым интересом прочла главу 3  "Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качечтва образования", где дана современная трактовка развития школы. Предполагается появление новых качеств учителей и учащихся, имеющие смысловые характеристики деятельности, которые проявляются в процессе обучения и учения. Далее в статье даются характеристики изучаемых знаний: содержательная, процессуальная, традиционная ориентация, кризисная результативность и т. д. Прослеживается очень тонкая грань перехода от традиционных требований к новым. И это очень важно, на мой взгляд. Укрепляя и развивая традиции, появляется потребность в новом.
 27.  Журавлева Людмила Николаевна  
В статье «Организация и содержание методической работы» Кульневич С.В. определены новые смыслы и ценности образования; вскрыты причины, породившие отставание теоретических знаний от практических умений; сделана попытка определить соответствие качества методической работы новым требованиям; рассмотрены новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы. Особое внимание уделяется вопросам повышения качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей, инициированию педагогического творчества, освоению современных образовательных технологий, повышению эффективности педагогического процесса и обеспечению качества образования. 
 28.  Ермолаева О.К.

 Приведу несколько важных для меня аргументов из статьи:

Нормативные документы образования ориентируют на рефлексивный стиль управления, предполагающий введение таких ценностей в обиход методистов, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей и т.п.

Переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.

Проблема обеспечения качества образования состоит в понимании его критериев.

Одним из эффективных методов управления методической работой в школе является планирование.

Под каждую программу формируется состав исполнителей, определяются этапы ее выполнения, выбираются оптимальный путь и средства решения программных задач, назначаются сроки исполнения и меры контроля.

 29. Фомин А. С.  
Конечно, очень бы хотелось работать с учениками, которые имеют достаточные способности и личностные качества (характер), способствующие их постоянной учебной активности. С учениками, которых не нужно мотивировать, среди которых не нужно постоянно поддерживать дисциплину. В реальности же всё не так радужно. Учителю приходится работать с обычными детьми и ориентироваться на средний уровень способностей учащихся по той простой причине, что если ориентироваться на повышенный уровень (о дисциплине я не говорю), то половине, а иногда и большинству учащихся материал будет не понятен, а требования – завышены. Вот отсюда, я думаю, разрыв между теорией и практикой, о чём говорится в начале статьи.
Статья несомненно полезна, для понимания теории методической работы. Особенно интересен и современен подход к пониманию Открытого образования. Качественно и понятно разобрано Дидактическое и методическое обеспечение нового содержания образования и обучения.
Блестяще изложены традиционные и современные взгляды на цель образования. Планирование разложено на две основные составляющие, каждая из которых рассматривается в соответствии с приведёнными правилами повышения эффективности.
Нужная и полезная статья.
 30.  Хмеловская Л.Д.  Нашему РМО зам.директоров  только один год.Поэтому вся статья из книги "Организация и содержаните методической работы" С.В.Кульневича и др.будет нами проработана. Особенно важно, что идёт сравнение традиционной методической работы и современных требований к методической службе. Очень полезен материал о планировании деятельности. И как сказано " в самодостраивании происходит событие " перемены ума..." будем воплощать в жизнь.
 31. Захарова В.П.  Статью Кульневич С.И. "Содержание смысла методической работы" прочитала с большим удовольствием, так как она помогла найти ответы на вопросы о планировании методической работы, об отличительных особенностях традиционной методической работы от работы методической службы в современых условиях. Особенное внимание обратила на разделы и содержание плана методической работы, ведь впереди августовские секции и работа в новом учебном году. Современного учителя отличают следующие качества:самообразование, умение реализовывать концептуальные основы и принципы образования в своей профессиональной деятельности.Он идёт в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень, занимаясь самообразование. Ценность данной статьи состоит в том, что это руководство к активному действию. 
 32  Муштукова В. В.  Я познакомилась с материалами "Современные смыслы методической работы" Статья вызвала большой интерес! Много нужного и полезного найдут для своей работы не только руководители РМО, но и руководители ШМО.Особенно важны материалы по повышению эффективности педагогического процесса и обеспечению качества образования.Раздел "Планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов" даёт возможность планирование на следующий год сделать более грамотным.Огромное спасибо за такие замечательные материалы!
 33.  Ковалева Роза Эльмаровна  

Статья С.В.Кульневича "Современные смыслы методической работы" действительно актуальна в современных условиях модернизации образования. Статья содержательна, полезна и может быть хорошим помощником в организации работы методиста, руководителя РМО или ШМО. Сейчас нужен очень тонкий, деликатный переход от традиционных форм работы к новым и в статье показаны предполагаемые пути решения различных вопросов, что несомненно радует и поможет в работе. В то же время не хотелось бы утратить лучшие традиции и наработки классической школы. Понравился раздел о планировании. Хорошие рекомендации для деятельности, возьмем на вооружение.

 34.  Тимофеева Елена Владимировна  
В статье С.В.Кульневича увидела глубокий анализ современного состояния методической работы и предполагаемые направления  инноваций в работе методических служб. Очень заинтересовала мысль о том, в условиях школы, муниципальной методической системы педагогическое творчество может явиться основанием для инновационной деятельности. Практика работы подтверждает, что проведение конкурсов профессионального мастерства, конференций различного уровня, инициирование участия в различных педагогических форумах дает возможность учителю сделать шаг в личностном и профессиональном росте.
 Глубокая мысль автора статьи о том, что «в гуманистических образовательных системах методическая работа направлена на развитие и саморазвитие творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств помощи».
 35  Михайлова Марина Геннадьевна  
Статья своевременна. Автор показывает разрыв между теорией и практикой. Действительно руководитель создаёт условия пробуждения внутренних возможностей каждого учителя. Режим развития возможен при изменении стиля отношений в педагогическом коллективе. Ориентация на рефлексивный стиль управления, предполагающий введение соуправления процессом обучения, совместное целеполагание,  проектирование, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей. Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства - это процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Педагогическое творчество – это конструктивная деятельность по созданию нового духовного или материального продукта. Новые образовательные технологии изменят содержание и смыслы в отношениях между учителем и учеником, методистом и учителем. Личностно ориентированное образование проектируется для работы с сознанием человека и процессами его индивидуально-личностного развития. У педагогов должен быть достаточный уровень инновационной грамотности. Надо научиться грамотно выбирать, не только знать, но и понимать смысл основных концепций.  Такое образование может быть обеспечено методологической грамотностью.
Открытость образования даёт огромные возможности работать над повышением качества образования. Путь познания должен быть открытым, как и изучаемый предмет.
Новое содержание образования даёт возможность ввести в содержание знаний своеобразные «стартовые площадки».
Концептуальность, методологичность, субъектность, проблемность, дополнительность, диалогичность – всё это лежит в основе достижения нового качества образования.
Что касается методической работы, то  её планирование лежит в основе. Оно должно быть  реальным, достижимым, эффективным,  результаты и сроки  должны быть чётко определены.
Таким образом, многое зависит от правильного подхода  к организации методической работы, от её эффективности. Смысл методической работы  в современных условиях меняется, все перечисленные автором подходы нужно и можно использовать в своей работе.

Спасибо автору  за статью, которая заставляет о многом задуматься и внести изменения в свою работу 

 36  Клепикова Наталья Валерьевна  Полностью согласна с Ириной Ивановной Кацай. Полезно время от времени повторять теорию: питает рождение новых практических идей.
 37  Фролова Галина Семеновна  Настоящая академическая статья - сугубо теоретический материал, с которым необходимо познакомиться каждому начинающему методисту и  к которому следует периодически возвращаться опытным специалистам. Четко сформулированы задачи методической службы и, несмотря на то, что материалы были опубликованы еще 5 лет назад, они остаются актуальными и сегодня. Расшифрованы компетентности, которые сейчас выходят на первый план, рассматриваются критерии качества образования, вопросы анализа и планирования. Но время все же движется вперед и некоторые утверждения становятся спорными ...
 38  Лосева Юлия Ивановна  

   В статье очень подробно изложены современные смыслы педагогической работы в сравнении с традиционными. Я полностью согласна с причинами отставания практики от теории. Очень понравилась фраза «“самовыращивание” своих внутренних ресурсов»,

требующих определенной внешней инициативы. Привлекает внимание и такое, новое для меня, определение творчества, как создания личностного смысла знания, открытие его «значения-для-себя». Такое знание определяется в статье как «живое». Не оставили равнодушной и советы по эффективному планированию.

 39  Шалагинова Татьяна Владимировна  Полностью согласна с мнением Фроловой Галины Семеновны. Понравилась четкость формулировок, актуальность материалов.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 


 

 

 

 

 

Современные смыслы методической работы.

 

 

Прикрепленный файл Size
Современные смыслы методической работы.docx 12.29 KB
novoe_v_deiat_MS.doc 31 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инно


Авторы в своей статье указали основные причины, породившие отставание практики от теории:

·         стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом;

·         в отсутствие глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы методобъединений, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях;

·         в работе руководителей методических служб школы сохраняются признаки внешней

Они сделали вывод, что необходимо по-новому относиться и к организации методической работы в школе.

В работе даются определения известных терминов:

·         функционирование - это работа в заданном режиме, когда имеющиеся возможности используются в рамках предписаний;

·         развитие – это качественное наращивание все новых возможностей и их реализация.

Акцентируется внимание на профессионально-личностных характеристиках современного учителя: самообразование, умение реализовывать концептуальные основы и принципы образования в профессиональной деятельности, способность заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования и т.д.

Авторы выделяют в своей статье критерии качества образования

·         для учеников - полнота, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность воспроизводимых знаний;

·         для учителей - дидактические, академические, коммуникативные способности, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, самообразовательные умения, педагогическое творчество.

В работе отмечаются два варианта введения нового содержания образования и обучения. Первый предполагает, что вводится некое новое содержание учебного материала. Второй вариант предполагает, что знания, заданные программой и представленные в учебниках имеют некие основания для того, чтобы их можно было преобразовать, т.е. ввести те самые изменения в содержание и структуры учебных предметов, которые предусмотрены новыми задачами методической деятельности.

Важным моментом в статье авторы выделяют планирование. Подробно дано описание этого понятия, выделяются элементы планирования, правила планирования.

И очень ценным в статье является то, что  планирование методической работы – это целая система. С одной стороны, закрытая, относительно предмета своей деятельности, с другой стороны, открытая, входящая в общую систему управления и подверженную влиянию извне.

Комментарий был изменен с момента создания (rrr68, Wed, 22/04/2009 - 10:45).
С уважением РРР



Фото пользователя Таисия Леонидовна Макаренко

На: Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инно


Познакомившись с данной статьей, могу многое из того, что предлагают авторы использовать в своей практической деятельности. В частности, элементы планирования, критерии и последовательность планирования, программно – целевое планирование




Фото пользователя Ольга Александровна Гудзь

На: Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инно


Из материалов  изученной статьи в работе нашего методсовета нам пригодятся положения о целеполагании и планировании. Мы уже достаточно много (для нашего интернета) сделали в этом вопросе, но то, что обозначено в данной работе расширяет наши представления о плане методической работы, о планировании и реализации повышения квалификации педагогов, о планировании дистанционного обучения. Так что работа предстоит серьезная.

С уважением, Ольга А.




Фото пользователя Роза Эльмаровна Ковалёва

На: Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инно


Статья С.В.Кульневича "Современные смыслы методической работы" действительно актуальна в современных условиях модернизации образования. Статья содержательна, полезна и может быть хорошим помощником в организации работы методиста, руководителя РМО или ШМО. Сейчас нужен очень тонкий, деликатный переход от традиционных форм работы к новым и в статье показаны предполагаемые пути решения различных вопросов, что несомненно радует и поможет в работе. В то же время не хотелось бы утратить лучшие традиции и наработки классической школы. Понравился раздел о планировании. Хорошие рекомендации для деятельности, возьмем на вооружение.




Фото пользователя Роза Эльмаровна Ковалёва

На: Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инно


Статья С.В.Кульневича "Современные смыслы методической работы" действительно актуальна в современных условиях модернизации образования. Статья содержательна, полезна и может быть хорошим помощником в организации работы методиста, руководителя РМО или ШМО. Сейчас нужен очень тонкий, деликатный переход от традиционных форм работы к новым и в статье показаны предполагаемые пути решения различных вопросов, что несомненно радует и поможет в работе. В то же время не хотелось бы утратить лучшие традиции и наработки классической школы. Понравился раздел о планировании. Хорошие рекомендации для деятельности, возьмем на вооружение.
Комментарий был изменен с момента создания (Роза Ковалёва, чт, 07/05/2009 - 16:50).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн