Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Фильтрация воды

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кялундзюга Нина Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ п. Сита, учитель начальных классов

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

 

Задачи урока: 

Образовательные:

  1. повторить свойства воды и значение воды в жизни планеты;
  2. научить пользоваться школьным переносным оборудованием;
  3. в результате проведённых опытов показать, как вода фильтруется в природных условиях;

4) продемонстрировать, как вода задерживается в почве или проходит через неё в зависимости от типа почвы;

    5) разобраться, какой тип почвы является лучшим для фильтрации воды и дренажа;

    6) понять, что грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов;

7) убедиться, что на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды;

8) показать значение охраны воды для жизни на планете;

 

 Развивающие

9) развивать познавательную активность учащихся;

10) формировать исследовательские умения в практической деятельности;

11) развивать наблюдательность и повышенное внимание к изучаемому вопросу;

12) развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

13) развивать творческие способности учащихся.

 

Воспитательные

14) воспитывать в учащихся бережное отношение к воде как ценному дару природы и источнику жизни;

15) формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной работе и при совместной деятельности в парах и группе. 

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
17
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.А. Вахрушев  " Человек и природа"

Рабочие тетради

Используемая методическая литература: 

А.А. Вахрушев, Ю.А. Барышева " Методические рекомендации"

Используемое оборудование: 

 

1)комплект переносного лабораторного оборудования «Фильтрация воды»,

 2)образцы различных видов почв,

3) интерактивное оборудование для показа презентации «Фильтрация воды в природных условиях». 

4)цифровой микроскоп

 

Используемые ЦОР: 

Компьютер, интерактивная доска

Краткое описание: 
<p> Данная тема изучается в разделе &quot; Человек и природа&quot; Ученики учатся наблюдать при помощи &nbsp;цифрового микроскопа за пропускной способностью почвы в природных условиях , ведут исследовательскую деятельность:какой тип почвы является лучшим для фильтрации воды и дренажа</p> <p style="margin-left: 15pt"> &nbsp;</p> <p> &nbsp;&nbsp;</p>

               -   Назовите  необходимы условия для жизни растений и других живых организмов. (Свет, вода, тепло, питательные вещества.)       

                Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!

- Что вы знаете о воде?

II. Контрольно-повторительное тестирование по свойствамводы. ( На интерактивной доске выведен файл

1.. Что вы можете сказать о прозрачности воды?

             а) непрозрачная     б) мутная    в) прозрачная

         2. Какой цвет имеет вода?)

          А) белая;  б) голубая;     в) жёлтая;   г) бесцветная.

         3. Имеет ли вода запах?

а) имеет ароматный запах;  б) не имеет запаха;   в) имеет резкий запах.

Может ли вода растворять вещества?

а) растворяет все вещества; б) растворяет некоторые вещества; в) не растворяет никакие вещества

        4. Что происходит с водой при нагревании?

        а) расширяется;  б) сжимается; в) не изменяется.

        5.Что происходит с водой при охлаждении?

         а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется.

         6.Сколько имеет состояний вода?

          А) 2 состояния; б) 3 состояния; в) 1 состояние.

         7.Что представляет собой газообразное состояние воды?

         А) невидимый газ;  б) пар;    в) газ с резким запахом.

 

 

 - Откуда берётся вода, которую мы используем для приготовления пищи и в качестве питья? ( Из рек - речная вода, из артезианских скважин - грунтовая вода).

      Грунтовая вода представляет собой ценный источник питьевой воды благодаря своим  химическим, физическим и бактериологическим свойствам. Она в значительной степени свободна от бактерий, не имеет запаха, бесцветна и прозрачна, сохраняет постоянную температуру.

- Почему вода не исчезает с Земли, ведь мы её используем в больших количествах, и она испаряется?

   Верно, она сохраняется благодаря круговороту воды в природе. Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.

б). Грунтовая вода образуется в процессе проникания дождевой и речной воды в толщу земли. Она заполняет пустоты в рыхлых слоях почвы.

      Чистая вода прозрачна. Если вода не прозрачна, значит, в ней содержатся какие-то примеси, например ил. Для очищения  воды используют фильтр.

     Фильтр– это устройство для очищения  жидкости.

 

- Почему вода, просачиваясь через почву в ручьях, родниках такая чистая?

 

Проблемные вопросы:

        1.Через какой тип почвы вода просачивается быстрее?

        2. На чём основана очистка воды?

        3.Что может и чего не может отфильтровать почва

IV. Опыт 1. Через какой тип почвы вода просачивается быстрее всего?

 

          Класс делится на группы. В каждой группе разные виды почв.

 

  1. Учащиеся собирают оборудование для фильтрования воды (медный фильтр кладётся на дно фильтровальной трубки).
  2. Ложкой положить почву в фильтровальную трубку.
  3. Из большой мензурки налить воду (чистую) в фильтровальную трубку.
  4. Проследить, сколько времени потребуется для просачивания через каждый тип почвы. По окончанию фильтрации сразу поднять руку.
  5. Одновременно, пока просачивается вода через почву, предложить учащимся следующее задание

Дети рассматривают под микроскопом разные виды почвы: глину, перегной, песок

 Какой можно сделать вывод?

    На бумажном цветке написать одно свойство воды, которое больше всего нравится, закрыть его лепестками цветка и обменяться с соседом. Цветки положить в мензурки с водой и проследить, что произойдёт. Лепестки цветка раскрылись.

  - О чём свидетельствует этот опыт? (Так вода движется по капиллярам растений и др. живых организмов )                

  Вода – основа жизни.              

 

6) Учащиеся делают выводы, через какой тип почвы вода просачивается быстрее. Выводы заносятся в таблицу.

- Какой тип почвы является водопроницаемым? (песок, гравий)

- Почему? (есть пустоты)

- Какой тип почвы является водонепроницаемым? (глина)

 

Вывод: Чем мельче частицы почвы, чем плотнее они прилегают друг к другу, тем сильнее почва задерживает движение воды.

 - Где находится водоносный слой земли?

 

V. Опыт 2.       На чём основана очистка воды?

   1). Мензурки с мутной водой. Из них вода выливается в фильтровальную трубку с почвой (глина, песок, гравий, почва с перегноем).

 - Через какую почву быстрее фильтруется быстрее – через сухую или влажную?

 

Вывод: вода быстрее фильтруется через влажную почву.

- Проследите, какая становится вода, просачиваясь через почву?

- Через какой тип почвы вода просачивается более чистая?

 Вывод: песок – лучший тип почвы для фильтрации (очистки) воды.  

- Почему песок – лучший тип почвы для фильтрации  воды?

Вывод:

      1) песок не содержит вещества, которые выщелачиваются в                                                

  воде, т.е. делают её мутной;

     2) в песке меньше пустот, чем в каменистой почве.

 

 - Почему грунтовая вода в родниках, ручьях, реках чистая? (Она очищается почвой)

- Чем является почва для воды? (Почва – это природный фильтр.)

-Как добывается вода из водоносного слоя земли?

 

    Вода добывается из грунта путём бурения глубоких скважин. Она поднимается при помощи насосов, а потом проходит дополнительную соответствующую обработку.

- Какая угроза нависла над водой? (Загрязнение.)

 

VI. Опыт 3. Что может и чего не может отфильтровать почва?

  1. учащиеся удаляют из фильтровальных трубок все виды почв, кроме песка в мусорное ведро, промывают их водой;
  2. во все фильтровальные трубки насыпается песок;
  3. в разные мензурки с водой добавляются соль, мел, растительное масло, нефть.
  4. рассмотрите под мкроскопом на сколько прозрачна смесь после фильтрации Каокой можно сделать вывод?.

 

Задание:профильтруйте загрязнённую воду и проследите, что может отфильтровать почва, а что не может.

-Что осталось на почве? (масло, мел, нефть)

-Что почва смогла отфильтровать?

-А что почва не отфильтровала?

 

Вывод веществ: почва не может отфильтровать растворяемые вещества в воде.

          Среди них могут быть и химические вещества, которые могут отравлять и воду, и почву.

          Таким образом, на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды.

 

 - Назовите источники загрязнения воды. (Cтоки отбросов с заводов в реки, разлив нефти, мусор от кораблей).

 

    Над пресной водой нависла угроза. Её становится всё меньше. Это стало глобальной проблемой человечества.

 -  Что необходимо предпринимать людям, чтобы сберечь этот ценный дар природы, который является основой жизни?

 

    VII. Опыт 4. Как дождевые  коллекторы помогают очищать воду?

- Где вы в городе вы видели коллекторы? ( на дорогах)         

Задание:

  1. Поместить пластиковую сетку в фильтровальную трубку;
  2. Смешать различные типы веществ (крупные и мелкие частицы мусора, растворимые и нерастворимые вещества) с водой в большой мензурке;
  3. Залейте содержимое мензурки в фильтровальную трубку;
  4. Оставить жидкость отстоять несколько минут.

 

- Что вы можете сделать для сбережения чистой питьевой воды?

- Сделайте вывод, как коллекторы очищают воду?

- От чего очищается вода в дождевом коллекторе?

 

VIII. Основные выводы:

 

     1). Плотная почва (глинистая)сильнее задерживает движение воды.

     2). Вода быстрее фильтруется через влажную почву.

     3). Песок – лучший тип для фильтрации воды.

     4). Почва не может полностью очистить воду от нефти и масла.

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн