Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю

Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова
Submitted by Елена Вадимовна Коточигова on пн, 23/07/2012 - 23:29

Путешествие; Ярославль - Аббакумцево - Грешнево - Рыбницы - Красный профинтерн - Вятское


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Судьба замка в Красном Профинтерне до недавнего времени повторяла судьбу многих других подобного масштаба комплексов по всей России. Послереволюционная судьба замка довольно типична. Долгое время в нем размещалась школа. На их памяти произошло первое роковое решение в судьбе здания. Начальство решило заменить воздушную систему отопления, под которую был спроектирован дом, на водяную. Раньше в подвале располагалась топка, теплый воздух поступал в стены, сделанные специально двойными (для беспрепятственного прохождения воздуха), стены прогревались, в доме было всегда тепло и сухо. Батареи водяного отопления, гревшие только внутренние стены, плохо справлялись со своей задачей. Школа ушла, потом был клуб, потом - библиотека заводского Дома культуры. В 1993 году завод за бесценок выкупили, неудачная коммерческая деятельность новых хозяев привела завод к банкротству в 2001 году. От угрозы полного разрушения замок Понизовкиных спас вице-президент группы компаний "Ташир" Казарян Тигран Владимирович, выкупивший замок. Под его руководством начались реставрационные работы в Красном Профинтерне. В замке планируют разместить современный гостиничный комплекс c возможностью проведения важныx переговоров. Пожалуй, что лучшего варианта приспособления здания такого масштаба сегодня придумать трудно. При этом остатки старинных интерьеров внутри бывшего роскошного особняка будут сохранены по максимуму. Остатки завода Понизовкиных также планируют оставить. Ориентировочное окончание внешних работ в замке 2012 год.Cайт mirusadeb.ru освятит тот день, когда комплекс будет готов принять первых гостей.

источник

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Маргарита Владимировна! Спасибо за оценку ресурса. Еще не сказала о Вятском, приходите  в сообщество!

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


 

Дом без хозяина

После революции из дома Понизовкиных первым делом вынесли все ценные вещи — говорят (опять слухи?), кое-кому перепало даже наличное капиталистическое золотишко. А вот что делать с самим домом, местные жители так и не определились. Замок побывал школой, сельским клубом, библиотекой…

На балкон взгромоздили статую Ленина в человеческий рост, якобы зовущую жителей Гузицыно в светлое будущее. Это запечатлели фотографии 1930-х годов. Но Ленин, опасно балансирующий на балконной ограде, вызывал самоубийственные ассоциации, и статую перетащили на постамент перед домом. Покрашенный белой краской вождь мирового пролетариата довершил сюрреалистический образ и без того безумного особняка. А в 1945 году невзрачное Гузицыно переименовали в звучный Красный Профинтерн.

Примерно в то же время началось и разрушение дома. Воздушную систему отопления решили заменить на водяную, что оказалось крайне неверным шагом. В перестроечные времена всем было не до замка, а в 1990-е обанкротился старинный завод.

Дом без хозяина пришел в аварийное состояние — иными словами, окончательно превратился в заброшенный замок с привидениями, плесенью и паутиной. Почему на его восстановление не нашлось государственных денег — еще одна загадка.

Однако любителям мрачной романтики и архитектурных «капризов» свободно прогуляться по замку не удастся: недавно он был выкуплен в частную собственность, там ведутся ремонтно-реставрационные работы. Легально — нельзя, но можно поглазеть со стороны или договориться с охраной — особо страждущих иногда пускают внутрь. Только мы вам об этом не говорили.

Кстати, не далее как в прошлом году особняк Понизовкиных в Ярославле «реставрация» чуть не погубила — от полного разрушения «реставрационными бульдозерами» дом спасло только бурное негодование ярославских жителей. На Ярославщине память о таинственных, но очень родных купцах Понизовкиных оказалась не менее живучей, чем старинные слухи.

Предполагается, что к 2013 году в доме Понизовкиных в Красном Профинтерне откроется роскошный отель. По иронии судьбы, чем роскошней отель, тем меньше шансов у местных жителей туда попасть. А за таинственность бывшие гузицынские, а ныне краснопрофинтерновские обыватели могут по традиции отплатить зловещими и живучими слухами.

Впрочем, Александр Пенкин придерживается другого мнения: «Еще два года назад особняк был на грани исчезновения, и никого это не трогало! Теперь есть надежда, что особняк сохранится, сохранится и облик поселка. Гостинично-туристический комплекс может создать много рабочих мест, а для Красного Профинтерна это сейчас почти жизненная необходимость».

источник

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


 

Никита Петрович Понизовкин был человеком легендарным. В 1830-е годы он, будучи крепостным, по разрешению хозяина переехал в эти места, а в 1839 году открыл свой первый паточный завод в деревне Дурково. К середине 1840-х годов завод Никиты Петровича производил лучшую картофельную патоку в губернии. Объемы производства тоже были рекордные.

Из крепостной зависимости Никита Понизовкин выкупился в 1846 году, то есть до отмены крепостного права, что уже свидетельствует о незаурядности крестьянина. В 1849 году построил химический завод неподалеку от паточного завода. Завод вырабатывал «купоросное масло, купоросы зеленый и синий, кислоту соляную, нашатырный спирт, ярь медянку, соль гауберовскую…»

Никита Петрович и его заводы даже попали в мировую литературу благодаря стихотворению «Горе старого Наума» (имя главного героя, как водится, изменено). Автор — Николай Некрасов, поэт и помещик из соседнего с Понизовкиными имения.

Науму паточный завод
И дворик постоялый
Дают порядочный доход.
Наум — неглупый малый…

В 1863 году «неглупый малый» Понизовкин стал купцом I-ой гильдии, а в 1866-м начал строительство нового химического и паточного завода в Гузицыно, на берегу Волги

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


 

Каприз купца Понизовкина

«Каприз» на профессиональном языке архитекторов — «забавное или экстравагантное здание, либо здание, предназначенное для иных нужд, нежели те, на которые указывают его конструкция или внешний вид».

У Никиты Понизовкина случился как раз такой «каприз». Захотелось романтичному купцу Понизовкину построить в деревне Гузицыно замок. Оксюморон, одним словом.

Пригласили знакомого архитектора — Николай Лермонтов уже построил для семьи Понизовкиных особняк в Ярославле. Надо заметить, что в XIX веке купцы Понизовкины были одной из первых династий русских капиталистов. Сказочно разбогатели на производстве патоки и химических продуктов. Так что наследник династии мог себе позволить любой каприз.

Архитектор Лермонтов создал внушительное произведение — замок из средневековых баллад с элементами модерна. На внутреннюю отделку заказчик тоже денег не пожалел. Легенды о внутреннем убранстве, дошедшие до наших дней, следует делить надвое, но представление о масштабах роскоши они дают: «Каждая комната была отделана разным материалом: одна — шелком, другая — бархатом, лестницы были все из драгоценного металла...», — рассказывают современные селяне, не моргнув глазом.

О богатстве хозяев дореволюционные гузицынские обыватели могли судить по рассказам обслуги, но в основном любопытствовали издали и питались слухами о диковинном особняке. Слухи росли и обрастали подробностями, частично верными.

Колонны, широкая парадная лестница, затейливо расписанные потолки и прекрасный зимний сад — это все правда. И то, что вестибюль был оформлен в модном тогда в столицах, но совершенно невообразимом в ярославской глубинке египетском стиле. Рельефы, картуши и колонны сохранились до сих пор, и даже не в самом плачевном состоянии, и все же некогда помпезный египетский зал напоминает подвергшуюся осквернению гробницу фараона.

Три поколения купцов Понизовкиных исправно поставляли местным жителям пищу для пересудов. Селян можно понять: Понизовкины всегда были странными и таинственными. А тут еще наследник Никита женился и построил заморскую диковину — и в представлении местных все детали сложились в стройную картину.

Картина выглядела так: богач женился на ослепительно красивой француженке по имени Роза и для нее, чтоб по родине не тосковала, выстроил не обычную усадьбу, а дворец с башнями. Благородная француженка, изысканная ностальгия и замок-подарок от мужа. Красивая сплетня настолько похожа на правду, что даже сейчас в интернете попадается эта версия — с реальностью, однако, связанная мало.

 

Комментарий был изменен с момента создания (kev, Tue, 02/10/2012 - 23:20).
Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


 

Берег Волги, 30 км от Ярославля. Поселок городского типа. Красный Профинтерн называется. Почему бы ярославскому поселку не называться Красный Профинтерн? И вдруг… Нет, не галлюцинация. Это действительно замок. Огромный, причудливый, мрачный — и грустно-несуразный в своей готической роскоши. Сюда бы классическую русскую усадьбу с колоннами, флигелем и мезонином, с вишневым садом и босоногими селянками. А тут — башня с бойницами, островерхие крыши, галереи, балкончики…

Вот такое заморское чудо построил русский архитектор по фамилии Лермонтов. Построил перед Первой мировой войной для ярославского купца с простонародной фамилией Понизовкин и для его молодой жены, чье имя столь же экзотично, как и сам замок: Роза Бурсиан.

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


 

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


170 лет назад 28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика родился Александр Михайлович Опекушин. Большинство знает о творчестве Опекушина лишь по памятникам Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Но как странно устроена судьба человека в России: крепостной, сын крепостного, Александр Михайлович своим трудом смог выбиться в люди и стать всемирно известным скульптором - Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей... и... умер 4 марта 1923 года совершенно забытый всеми в ужасающей нищете. Так советская власть отблагодарила скульптора за его А.С.Пушкина и за памятники царям России... Парадоксально? 

Читать далее

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


 

Автором первого в России памятника А. С. Пушкину, воздвигнутого на общественные средства по всенародной подписке, был известный скульптор Александр Михайлович Опекушин (1838-1923).

Много пришлось пережить Опекушину, прежде чем он был признан как художник. Отец его, крепостной крестьянин Ярославской губернии, был потомственным лепщиком-декоратором и скульптором-самоучкой. Заметив в сыне большие способности, он стал всячески поощрять их. когда мальчик подрос, его удалось определить в Петербург в артель лепщиков и штукатуров. Позднее он работал в скульптурной мастерской академика Д. И. Иенсена, при содействии которого получил, наконец, вольную и окончил Академию художеств. Еще в годы учебы в Академии Опекушин стал сотрудничать со скульптором М. О. Микешиным. Наиболее плодотворно протекала их совместная работа над памятником "Тысячелетие России" в Новгороде (1859-1862), для которого он исполнил фигуру Петра I, и над памятником Екатерине II в Петербурге (1862- 1873). Опекушин исполнил для этого памятника 9 статуй русских деятелей XVIII века. В 1872 году, когда отмечалось двухсотлетие со дня рождения Петра I, Опекушин создал целую серию портретов великого преобразователя России. За работу над статуей Петра он был удостоен звания академика. В том же 1872 году начался широкий восьмимесячный конкурс на памятник А. С. Пушкину. В нем приняли участие многие известные русские скульпторы. К осуществлению был утвержден проект Опекушина.

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Вот и Рыбницы...

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Смотреть

http://youtu.be/AtFgNicWr-M

 

Комментарий был изменен с момента создания (kev, Fri, 17/08/2012 - 15:51).
Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Ярославско-костромская дорога — это участок большой дороги из Санкт-Петербурга в Сибирь, её называли ещё Сибиркой. По ней в 1826 году провезли в Сибирь декабристов, в 1849-м – Ф.М. Достоевского, а позднее – соратников и друзей Некрасова Н.Г. Чернышевского и М.Л. Михайлова. Неподалеку, в селе Тимохине (где была станция, на которой А.С. Некрасов держал лошадей для ямской гоньбы), находился в середине прошлого века и «этапный дом», где останавливались следовавшие в Сибирь арестанты. ( http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=707 ). Во время весенних разливов Волги эта дорога в Ярославском уезде затоплялась отчасти водой, а в Даниловском затоплялась вся, на это время движение переносилось на нагорную дорогу (по правому берегу Волги), в конце 1850-х годов оно было перенесено туда окончательно. Вот такие своеобразные места раньше здесь были.
Об этих местах А.Н.Островский писал так: “По луговой стороне виды восхитительные: что за сёла, что за строения, точно как едешь не по России, а по какой-нибудь обетованной земле. Вот, например, Овсянники, в которых мы остановились теперь: эта деревня, составляющая продолжение села Рыбниц, так построена, что можно съездить из Москвы полюбоваться только. Она, вместе с селом, тянется по берегу Волги версты 3”. Рыбницы, Овсянники, Тюмба да и другие близлежащие селения известны тем, что в них формировались артели лепщиков. Из их среды и вышел великий скульптор Опекушин, который похоронен в Рыбницах, рядом с церковью. Две дороги — большая ярославско-костромская и Волга — идут от Рыбниц рядом. Жителям Рыбниц и близлежащих деревень приходилось заниматься паузкой — перегружать груз с больших судов на более мелкие, чтобы преодолеть знаменитую Овсянниковскую мель (она была довольно значительна — простиралась на три версты).

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Знаменательно, что названия деревень и сёл в окрестностях Грешнева Некрасов зашифровал в фамилиях своих персонажей. В некрасовской прозе выделяется довольно большая группа фамилий необычных, но и не имеющих какого-то явного смыслового значения. Например, в «Тонком человеке»: Варахобин, Закобякин, Лыкошин; или в «Трёх странах света»: Окатов, Ласуков, Понизовкин и так далее. Такого рода фамилий набирается более трёх десятков, они образованы от названий населённых мест в окрестностях Грешнева (Варахобино, Закобякино, Лыкошино, Окатово, Ласуково и так далее). К этому следует прибавить, что такие псевдонимы Некрасова, как Пружинин, Бухалов, Сычовкин, также соотносятся с реальными названиями деревень и сёл. Стремление запечатлеть приметы “края родимого” характерно на протяжении всего творчества поэта; обращаясь к теме деревни, он обращается и к теме родины, к тому, что обозначил как “всему начало”. 

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Грешневская усадьба сгорела при неясных обстоятельствах еще при жизни поэта и не восстанавливалась. Лишь старые липы да ели отмечают место, где она находилась.

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


От бывшей усадьбы сохранился ныне каменный флигель начала XIX века. По преданию, в этом доме А.С. Некрасов держал своих крепостных музыкантов. В конце XIX века был надстроен второй, деревянный этаж, и в бывшей «музыкантской» зашумел придорожный трактир «Раздолье». Здесь еще недавно располагался отдел Некрасовского музея-заповедника, теперь же этот дом, по-видимому, “на консервации”: окна тщательно заколочены щитами, на которых ранее была смонтирована экспозиция. Но сохранился ещё небольшой уголок усадебного парка, сохранились ещё и липы, посаженные матерью поэта...

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


«Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал, Как в Грешневе…» Н.А.Некрасов

 

Грешнево - следующая остановка в нашем путешествии.

Как добираться до Грешнева, Некрасов указал в своих «Автобиографических заметках»: “Если переехать в Ярославле Волгу и пройти через Тверицы, то очутишься на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 вёрст по песчаному грунту, где справа и слева песок, песок, мелкий кустарник и вереск (зайцев и куропаток там несть числа), то увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: «Сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых»”.

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Сельцо Грешнево существовало уже в середине XVIII века и перешло в род Некрасовых от прабабки поэта, Прасковьи Борисовны Нероновой, в замужестве Некрасовой. «Сельцом» в то время называли деревню, в которой находились не только крестьянские избы, но и господский дом. Дед поэта, Сергей Алексеевич, был первым из Некрасовых, похороненных у церкви села Аббакумцево, в приходе которой находилось Грешнево.
В возрасте трех лет Н.А. Некрасов впервые попал в Грешнево. Его отец, Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку в чине майора, решил поселиться в своем родовом имении, в то время весьма небольшом и небогатом. Для любознательного, мальчика, каким был в то время Н.А. Некрасов, лучшего места, чем Грешнево, трудно было и желать. Господский дом выходил окнами прямо на старый костромской тракт. Кого только не встретишь тут, кого только не увидишь и не услышишь! И слепые «калики перехожие», тягуче распевающие духовный стих, и деловые артельные мужики-отходники, идущие на заработки, и звенящие кандалами партии арестантов. Время от времени прогремит под окном Некрасовых лихая фельдъегерская тройка или неуклюжий помещичий тарантас. Но что такое костромская дорога по сравнению с Волгой, «главной дорогой России», которая пролегла всего в нескольких верстах от Грешнева! 

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Уместно было бы здесь вспомнить некоторые строки, в которых Николай Алексеевич обращался к матери («Рыцарь на час»):

          Повидайся со мною, родимая,
          Появись легкой тенью на миг!
          Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
          Всю ты жизнь прожила для других.
          С головой, бурям жизни открытою,
          Весь свой век под грозою сердитою
          Простояла ты, грудью своей
          Защищая любимых детей.
          ***
          Треволненья мирского далекая,
          С неземным выраженьем в очах,
          Русокудрая, голубоокая,
          С тихой грустью на бледных устах,
          Под грозой величаво-безгласная
          Молода умерла ты, прекрасная,
          И такой же явилась ты мне
          При волшебно-светящей луне.
          Да! я вижу тебя, бледнолицую,
          И на суд твой себя отдаю.
          Не робеть перед правдой-царицею
          Научила ты музу мою:
          Мне не страшны друзей сожаления,
          Не обидно врагов торжество,
          Изреки только слово прощения
          Ты, чистейшей любви божество!
          ***
          В эту ночь я хотел бы рыдать
          На могиле далекой,
          Где лежит моя бедная мать…

Комментарий был изменен с момента создания (kev, пн, 23/07/2012 - 23:47).
Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Аббакумцевское земское училище

В 1871—1872 годах на средства Николая Алексеевича Некрасова, местного священника Ивана Григорьевича Зыкова и прихожан аббакумцевского храма было построено Аббакумцевское земское училище. Поэт выполнял обязанности попечителя школы, снабжал её средствами, шедшими на ремонт здания и наём прислуги. Закон Божий преподавал в училище сам священник Зыков, а другие предметы (чтение, чистописание, первая часть арифметики) — его дочь Александра, которую после её замужества заменил брат Михаил. Обучение в школе было трёхлетним, и все ученики, число которых превышало 70 человек, помещались в одном классе. По окончании училища школьники сдавали экзамены, однако, многие из них так и не прошли полный курс обучения — родители забирали их для помощи в хозяйстве.

До 1978 года школа являлась действующей, в настоящее время она превращена в музей.

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Церковь Петра и Павла

На краю села, на берегу небольшого пруда, стоит церковь Петра и Павла, прихожанами которой была и семья Некрасовых. У алтарной стены храма сохранился памятник на могиле матери поэта Елены Андреевны Некрасовой, скончавшейся в 1841 году. Здесь же похоронены дед поэта Сергей Алексеевич Некрасов, дядя Дмитрий Сергеевич, старший брат Андрей, а также ещё шестеро братьев, умерших в младенчестве. В фамильной усыпальнице, расположенной неподалёку от могилы матери Н. А. Некрасова, погребены отец поэта, невестка Софья Ивановна (первая жена брата Фёдора Алексеевича), племянники Николай и Мария, умершие в детском возрасте от скарлатины.

 

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Ярославская сторонка: путешествуем по родному краю


Июнь 2012 года. Первая "точка" нашего путешествия - Аббакумцево.

Аббакумцево (Абакумцево) — село, расположенное на левом берегу реки Волги в Некрасовском районе Ярославской области, в 20 км от Ярославля.

Село расположено верстах в трёх-четырёх от родового Грешневского имения Некрасовых. За селом находится Теряевская гора, с вершины которой открывается вид на окрестности, описанные Н. А. Некрасовым в поэме «Дедушка».

Раньше село было богатым и зажиточным. Большой славой пользовались жившие здесь каменщики, принимавшие участие в строительстве Петербурга и Таганрога. В настоящее время село практически превратилось в дачный посёлок. Постоянное население на 1 января 2007 года — 2 человека

Елена Коточигова


СоцОбраз