Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Адамова Г.Н. Морфемика. Словообразование. Урок по подготовке к ЕГЭ, 11 класс

Автор: 
Адамова Галина Николаевна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская область

Морфемика. Словообразование. Урок по подготовке к ЕГЭ, 11 класс

 

Цели:
- повторить ранее изученный материал по теме «Морфемика». «Словообразование»;
- совершенствовать умение уч-ся вычленять в слове морфемы, выполнять морфемный разбор слова;
- выявить связь морфемики и орфографии;
- на примере различных типов заданий ЕГЭ провести повторение по теме «Словообразование»;
- развивать умение делать словообразовательный разбор.

 

Оборудование:
- этимологический словарь на каждую парту;
- справочные материалы: способы словообразования, порядок словообразовательного разбора, тестовые задания ЕГЭ (печатные издания).

 

Ход урока.

I. Теоретические сведения и языковой анализ (уч-ся представляют данный материал в виде презентаций, выполненных в группах, задания получили заранее):
- морфемика и морфема;
- основа и окончание в слове;
- корень, суффикс и приставка как значимые части слова, варианты значимых частей слова;
- разбор слова по составу, образец разбора.

II. Практикум
1. Объедините родственные слова. Выделите в них корни.
Даль, мир, встать, мера, дать, узнать, дальний, мирный, примерка, знание, вставать, выдать, далекий, отдаленный, выдавать, сдавать, узнавать, измерять (площадь), помирить (соседей).
2. Подберите к указанным словам однокоренные слова, чтобы в них обнаруживались чередования гласных и согласных в корне.
Дорога, берега, снег, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.
3. Прочитайте слова и обозначьте суффиксы. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).
Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.

III. Теоретические сведения. Словообразование:
- способы словообразования новых слов;
- словообразовательный разбор, различие между морфемным и словообразовательным разборами.

IV. Практическая работа.
Тест
1. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания.

  1. Расстегнуть, расступиться, восстать, рассвет
  2. Поддержать, подделка, поддакивать, предрассветный
  3. Исследовать, оттолкнуть, оттащить, расстелить
  4. Ссыпать, сдавать, давать, давал

2. В каком ряду во всех словах есть приставка НА?

  1. Наименование, наивность, назревать, назло
  2. Наигранный, наилучший, наискось, найти
  3. Накладной, наклеенный, налим, наклонил
  4. Намасленный, намаяться, наезжать, намного

3. В каком ряду во всех словах есть суффикс ОК?

  1. Мелок, платок, срок, бок
  2. Стожок, кусок, стрелок, петушок
  3. Чулок, мешок, мелок (мелкий), клок
  4. Брусок, клубок, ток, кок

4. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1. Старый, стареть, устареть, устарелый
2. Делить, делимый, неделимый, неделимость
3. Глухой, глушить, оглушить, оглушительный
4. Крепкий, крепить, закрепить, закрепитель
5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: один--…одиночка
а) одиноко, б) одиночество, в) одинокий, г) одиночный

6. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

  1. сапожок, зубной, землянка
  2. вбежать, красавец, глупыш
  3. дипломник, циркач, предыстория
  4. вредитель, баловень, прародина

7. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

  1. Разбить, нерадостный, предгрозовой
  2. Перепрыгнуть, внеклассный, чернослив
  3. Навсегда, подземный, пылесос
  4. Побольше, хлебозавод, внучонок

8. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

  1. Надомник, приусадебный, пресмешной
  2. Подбородок, бесстыдник, разнесчастный
  3. По – братски, подводник, переувлажнить
  4. Подснежник, разбежаться, приморский

9. Сделайте словообразовательный разбор, определите способы образования слов:
Весенний, подберезовик, синь, пододеяльник, переночевать, заискивающе, наводнение, восход, буквоед, черно – белый, полстраны, надомница, сослуживец, заснеженность, богатырский, вездесущий, больной (выздоровел), профессиональный, бездорожье, завмаг, учащиеся, КамАЗ

10. Прочитайте текст, выполните задание.
1. Порой слышишь рассказы, как змея или еще кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека. 2. Большинство таких рассказов беспочвенны. 3. Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. 4. Если же ты увидел греющуюся на солнце змею и начинаешь тыкать в нее палкой (заметь, она тебя не трогала_ или ворошить той же палкой муравейник, гнездо, пчел, неудивительно, что они нападут на тебя. 5. Это – мера самозащиты. 6. Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нем, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.
(М. Канн)

  1. Укажите предложение, в котором отражена основная мысль.
  2. Определите тип и стиль речи.
  3. Найдите в 1 предложении слово, образованное бессуффиксным способом.
  4. Найдите в 5 предложении слово, образованное способом сложения.
  5. Определите способ образования слов: беспочвенны, большинство, неудивительно, кто-нибудь
  6. Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поднятую в данном тексте, используя речевые шаблоны: проблема актуальна, актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что; автор иллюстрирует (ссылается на); автор опирается (исходит из, приводит пример, обосновывает); в итоге делается вывод.

Упражнение
Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения:

а) Змеи относятся к животным класса пресмыкающих.
б) При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части.
в) Это был беспрецендентный случай.
г) Ребенок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате.

Работа с текстом
В тесте вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, определите способ образования подчеркнутых слов.

За городом нас охват…вает  чу(?)ство (не)пр…ходящей любви к родному краю его природе. Будь это травным летом или (бело)снежн… зимой зеленеющ… шумн…весной или (разно)цветной ут…хающ… осенью будь это поле луг или лес р…дников… ручей или р…зливы рук…творного моря мы всегда наход…м в заветных местах то что нас в…лнует и раду…т во…вышает душу. Шелест к…лосящ…хся хлебов и зап…х скош…ых трав шум вел…чавого бора и т…нистая пр…хлада березов…х рощ(?) дет…кий лепет руч…я и ласковый холодок его струй тих… падающ… хлоп…я снега и тр…скуч… морозы все трогает наши чу(?)ства. И совсем счас(?)лив…ми чу(?)ствуем мы себя когда в весе…ем небе над зеленеющ…ми полями звенят парящ… пр…ветл…вые жаворонки а по влажн… закрайкам лугов встречают нас люблпытн… (тонко)голос… чибисы когда в середине лета в зреющ…х хлебах (на)перебой «стучат» бойк… перепела а в лугах «скрипят» задорные коростели.

Из первого предложения текста выпишите слова, состоящие из:

  1. приставки, корня, суффикса, окончания;
  2. двух приставок, корня, суффикса и окончания

В последнем предложении текста найдите слова, в которых:

  1. две гласные буквы обозначают один звук;
  2. гласная буква обозначает два звука;
  3. только мягкие согласные;
  4. только твердые согласные;
  5. букв больше, чем звуков;
  6. звуков больше, чем букв

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн