Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Морозова Н.А. Урок-размышление «Закон любви» по повести А. Лиханова «Солнечное затмение»

Автор: 
Морозова Наталья Алексеевна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» округа Муром.

 

Урок-размышление «Закон любви» по повести А. Лиханова «Солнечное затмение»


Цели урока

развивающая:        развитие речи  и  творческой фантазии; аргументация собственного высказывания.

обучающая:           выбирать  в  развитии дейст-вия главное; выявлять авторскую позицию.

воспитательная:     помочь разобраться в таком непростом  чувстве  как  любовь.

 

Ход урока

                                                                Любовь – высочайшая награда.
                                                                              И. С. Тургенев

Романтика первых чувств... Любовь... Что это за чувство? Всем ли оно доступно? Одной из важнейших проблем, волнующих каждого человека в течение всей жизни, особенно в пору молодости, является любовь. Понятие любви в этике многозначно. Общее ее определение звучит так: «Любовь – нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту».
Любовь связана со стремлением к идеалу, она облагораживает человека, пробуждает его душевную щедрость. Неслучайно с понятием любви тесно связано представление о счастливой человеческой жизни, о богатстве духовного мира личности.
Как узнать первую любовь? Как ее сохранить?
Обратимся к нашим героям, Феде и Лене. Попытаемся ответить на эти непростые вопросы.
 

I)     Разберемся в прочитанном.
      Первый этап. (слад 1)

  1. Обсуждение первичного восприятия по вопросам на карточках.
  2. Вопросы для обсуждения:
    1. Как любовь изменила Федора?
    2. Помогла ли влюбленность Лене справиться со своими проблемами?
    3. Смогли ли герои сохранить свое хрупкое счастье?
    4. Что символизирует голубь в повести?

II)    Cделаем выводы
Второй этап. (слайд 2)
      Работа в микрогруппах по карточкам
      (6 групповых заданий по 3 вопроса)

                                                         
1

  1. Как произошло знакомство Федора и Лены? Прочитайте эпизод.
  2. Опишите чувства героев. Выделите ключевые слова («Все это будто во сне: перед глазами стояла Лена).
  3. Найдите отрывок, описывающий портрет Лены.

                                                       
2

  1. Что больше всего поразило Федю? (Синие огромные глаза, пшеничная коса).
  2. Объясните выражение: «Она не просто какая-нибудь девчонка. Она – прекрасная!»
  3. «Что-то путалось в нем. Что-то ломалось». Найдите эти строки в повести.

                                                               3

  1. Какие события происходили в течение этого дня? Выделите их.
  2. Составьте план из цепи событий, кратко перескажите.
  3. Какими чертами отмечены отношения Феди и Лены? (трепетное, оберегающее, хрупкое чувство влюбленности).

                                                               4

  1. Верите ли вы в романтику первых чувств? (У Федора сразу сердце оборвалось – какая она была красивая)
  2. Как меняются характеры героев с той минуты, когда их настигла любовь?
  3. Выпишите ключевые слова.

                                                                  5

  1. Найдите и пересмотрите фрагмент, когда Лена признается, что не может ходить.
  2. Проследите и выделите, как меняется настроение Федора. Обоснуйте.
  3. Сделайте вывод: какое решение принимает герой? Как это характеризует его?

                                                                    6

  1. Перечитайте сцену «Солнечного затмения».
  2. Как вы понимаете фразу «Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – само солнце»?
  3. В чем символичность названия?

  Третий этап. (слайд 3)
  Выступление групп, коллективное обсуждение-дополнение.

Выводы. Акцентировать внимание на вопросах:

  1. Как и почему наш рациональный век мешает осуществляться счастью первой любви? (Разве можно так безжалостно все уничтожить: старые дома, голубятню, тополя, мир восторженной любви героев?)
  2. Пересмотрите эпизод разговора от слов «Наш райончик скоро снесут... Что теперь будет? С голубями? С Леной?» и до конца повести.
  3. Как вы представляете героев в этот момент? Опишите.
  4. Подготовьте выразительное чтение, передаваемое настроение героев и особенности их чувств.

     И, наконец, последний, проблемный вопрос урока: каков же он, закон любви? в чем его особенности?

  1. Чувство любви – большая нравственность ценность.
  2. Видеть в другом человеке друга.
  3. Стремление быть лучше, быть достойным любви.
  4. Чуткость, такт, внимание в любви.
  5. Обман разрушает любовь. Будь искренним.
  6. Подумайте о смысле эпиграфа.
  7. Заключительное слово учителя.

Обобщающие ответы.
Усвоить законы нравственности необходимо. Воспитание в себе прекрасных чувств – важная, но трудная задача. Наш мир, к сожалению, полон жестокости, страдания. Как необходим островок спасения, который поможет приобрести такие чувства, как милосердие, доброту, совесть, сострадание – составляющие любовь. Разобраться во всем многообразии человеческих эмоций нам помогают произведения А. Лиханова. Хочу надеяться, что писатель поможет нам определить главные ориентиры в жизни.

  1. Домашнее задание.
  2. Напишите сочинение-миниатюру «Что есть любовь»?
  3. Найдите афоризмы о любви.
  4. Сочините продолжение повести.

Методические рекомендации, презентация повести «Солнечное затмение» Альберта Лиханова. 8 класс

Методические рекомендации

         I.В предлагаемых материалах выделяются разделы, которые соответствуют следующим основным методическим задачам:
-организация чтения повести (важно заинтересовать восьмиклассников и добиться, чтобы все ее прочитали. Строить изучение повести на основе целостного ее восприятия);
-подготовка к изучению (знакомство с автором, проблематикой его творчества, особенностями стиля);
-работа с текстом (истолкование).
Вопросы и задания помогут в изучении повести. В разделе «Заметки на полях» содержатся мысли и афоризмы нравственно-эстетического характера.
Все это может быть использовано на уроках, классных часах, родительских собраниях в различных вариантах.
Рабочие материалы для подготовки к занятиям, не сковывая инициативы учителя, значительно облегчат его труд. Материалы соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта и могут использоваться учителями, работающими по любым учебным программам.

II.Материалы уроков разработаны с учетом современных образовательных технологий (педагогических мастерских), ИКТ.
Выбор приемов школьного анализа определяется своеобразием художественного мира Альберта. Лиханова, его стиля.

Первый этап:
-формулировка интерпретационного вопроса, дающего проблемный импульс (авторское название рассказа)
- активизация ассоциативного «фона»(фиксируется первичное читательское восприятие, которое затем будет уточняться)

Второй этап.
Решение проблемного вопроса – сопряжено с погружением в текст автора, активизирующим внимание к языку произведения, чему способствует обращение к лексическим повторам, смысловым ассоциациям.

Третий этап:
Завершение урока – творческая интерпретация смысла названия повести с опорой на записи.

Четвертый этап:
Рефлексия – самоанализ собственных мыслительных путей и действий в  процессе урока.
Какой этап урока был для вас самым интересным?
Какие открытия, выводы показались неожиданными?
Над какими вопросами хотелось бы поразмышлять после урока?

         Обоснование выбора темы.
За последнее десятилетие качественно обновилась программа по литературе, в нее стремительно вошли «новые имена» - открылось иное зрение на многое в жизни. Уроками добра и справедливости, взаимной любви и доверия стали уроки по творчеству А. Лиханова.
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Одна из ведущих тем его творчества – детство, проблемы и радости ребенка. становление личности.(не случайно писатель с 1992 г.является президентом Международной ассоциации детских фондов. А. Лиханов продолжает традиции русской классической литературы с «единым полюсом милосердия», с сюжетами из жизни обыкновенных людей, «со слезинкой ребенка» Достоевского, с чеховским Ванькой Жуковым, горьковским Алешей Пешковым, Андреевским страдальцем – ребенком Петькой, Никитой из «Детства» Толстого… Настоящее, подлинно художественное произведение всегда открывает перспективы в работе, возможности, которые содержит повесть «Солнечное затмение»
Писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий потаенные уголки души своих героев. Мастерство писателя неотделимо от правды изображенного им, как сама правда неотделима от мастерства.

         Организация чтения.
Объяснение значений непонятных слов (словарь см. в конце урока).

         Подготовка к изучению повести.
Сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами, читателями) в повести А. Лиханов, и мы с восьмиклассниками будем размышлять над ними. Сумеем ли мы прочитать ее вместе с детьми так, чтобы она стала событием в их жизни, откровением.
О чем будем говорить на 3-х уроках по повести? Медленно, с наслаждением (этому тоже надо учиться) о событиях, которые произошли в жизни подростков, Феди и Лены, за несколько дней их жизни: о том, как они учатся, увлечением голубями Федей, болезнью и мудростью Лены, их влюбленностью и страданиями, испытанием первым в жизни страшным горем – смертью подруги Зины.
Что такое любовь в жизни человека (Любовь к матери, девочке, женщине, ко всем людям «ближним и дальним»).
Идиомы: конфликт поколений – «отцов» и «детей».
Что есть доброго? (жизнь мальчика Феди, любовь к птицам, поведение отца Лены, работников интерната)
Что есть зло? (пивная будка, «друзья детства» отца: Седой, Платонов). Неизбежно ли оно в жизни?
Как самому избежать дурных поступков?
Что есть страдание и можно ли прожить жизнь без страданий? (и много ли будет «стоить» такая жизнь?)
Что есть счастье? (и несчастье)?
Что есть смерть? (Что – то остается после нас? Что же?)
И в итоге: что есть жизнь, для чего жить? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

         Заметки на полях.
«Люди как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских» (Л.Н. Толстой).


Тема урока «Человек – это целый мир»
(урок по повести «Солнечное затмение» А. Лиханова)

         Цели урока:
-образовательная: осмысление произведения в философском, эстетическом и нравственном аспектах;
-воспитательная: образное восприятие (людей), эмоциональное
со – переживание, со – чувствие поможет увидеть устремление главных героев к познанию истин;
-развивающая: осознание глубины философской мысли, умение воспринимать силу авторского слова, видеть черты эстетически преображенной реальности.

         Оборудование урока:  медиапроектор, экран, иллюстрации.

         Наглядность: текст.

         Примечание: презентация содержит макросы, для ее работоспособности необходимо, чтобы они не были отключены.
Открыв презентацию, выберите в меню Сервис- Макрос –Безопасность. Установите среднюю. Закройте файл, сохранив изменения. Теперь при открытии будет появляться диалоговое окно, в котором необходимо выбирать кнопку «Не отключать макросы».

                                                                                              Человек есть
тайна.
Ф.М. Достоевский.

 

Ход урока.

         I.Вступительное слово учителя. Постановка проблем.

         Наш мир соткан из противоречий: любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь. Они всегда рядом. Мир человека разнообразен, окружен тайной. В нем есть место мучительной доброте и холодной жестокости, где люди живут и умирают, но остаются людьми. Этот мир сложный, не упрощенный. Нам так необходимо понять свой мир и принять мир другого человека, особенно, когда происходит взросление. В этом нам помогают произведения А. Лиханова. Все творчество писателя обращено в равной мере и к миру взрослых, и к миру детей. Чтобы попасть в страну детства, необходимо открыть повести А. Лиханова: «Крутые горы», «Последние холода», «Мой генерал», « Мальчик, которому не больно». Мы остановили свое внимание на повести «Солнечное затмение». Все произведения Лиханова – это кладовая человечности, воспитание любви и отзывчивости между людьми, миропонимания. Сегодня мы поговорим о замысле, сюжете повести. Обратим внимание на особенности композиции, своеобразие языка повести в изображении героев; лаконизм прозы и умение поднять важные нравственные вопросы. Проблемный вопрос Что символизирует название? – противоречие (в природе и в жизни, мире людей Солнечное затмение – аномалия в природе, беда у человека). А что входит в ваше понятие – мир человека (запись на доске)

МИР ЧЕЛОВЕКА. ( слайд 1)

         …                        …                                  …                                  …
(доброта             (вина, сострадание       (милосердие)                (любовь)
совесть                борьба со злом)           сохранение своего       внутренне
покаяние)                                                  прошлого                     «я»

         II.Анализ повести. Первичное восприятие.

         С каких событий начинается повествование?
Работа в группах. Описание старого поселка, где жизнь протекает тихо и размеренно. Такой покой стоял вокруг – отрада душе. Уголок этот жил другим дыханием и ритмом. Это благотворно влияет на жителей, но, к сожалению не на всех. Главный герой Федор тревожится за своего отца, стыдится за его поведение.
Проследите внутренний монолог героя от слов «Эх, жизнь!.. Хватало Федьке в ней расстройств и огорчений…» до слов «стыдно за отца. Федор привык быть один».

         III. Проверка первичного восприятия.

         1.Что нам известно о главном герое?
Выпишите ключевые слова, несущие большую смысловую нагрузку (Индивидуальная нагрузка). (Взглядом хотел уберечь отца, пивная палатка, тоскливое место, срам за отца; замолкал, затухал отец. Мать, высохшая как доска, совсем старуха).
Высказывания ребят. Выводы
(Федор живой, наблюдательный парень, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но отходит быстро, не помнит зла. Он переживает за отца, за его пристрастие к алкоголю, неустроенность в семье).
Подчеркните понравившиеся слова, словосочетания в первой части, которые будут темой вашего маленького сочинения (10 мин.).
- Старый мир поселка.
- Тоскливое место.
- Эх, жизнь!
- Одиночество.
- Есть ли у неба дно?

IV. Определим тему повести.

         Сформулируйте ее одним предложением.
(Эта повесть о нравственных исканиях подростков.)
-Каков сюжет?
(Повесть построена на контрастах – Федор – романтик, увлеченный голубями, мечтатель, а девочка Лена – в инвалидной коляске, живет по суровым правилам, составленными девчонками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо. Нравственное озарение посещает юных героев).
-Теперь остановимся на конкретных судьбах героев. Попробуем изложить свои впечатления не отрывочно, а в форме монолога по заданному плану.
Работа в группах, задания на карточках. (слайд 3)
1.Тревога Федора за отца и мать.
2.История имени отца Джона Ивановича
3.Одиночество мальчика
4.Мир голубей

Страдания Лены «Я не умею ходить!»
1.Наблюдения за Федей
2.Воспоминание об интернате.
3.Мера ценности – сердечность, любовь, душа
4.Конфликт в семье Федора.
5.Знакомство Лены и Федора

Разрушение старого поселка, тихого мира.
1.Новые квартиры.
2.Отъезд жильцов.
3.Уничтожение голубятни
4.Новое место для птиц в интернате.

         V.Для активизации читательских реакций, внимания к слову, оценки предложим поработать с портретными характеристиками, качествами характера жильцов.(слад4)

Федор

Лена

смешной, зеленоглазый, черные волосы с непослушными вихрами, грустный взгляд, любил голубей, с ребятами не водится, тревожится за родных, жалость к отцу

синие огромные глаза – как на иконе, красивая, белолицая, ржаная коса солнышком вокруг головы уложена, нравилось оставаться невидимой, решительная, волевая.

 

VI.Комментарии.

         Внимание автора направлено на мысли, переживания героев. Мотив страдания задан сюжетно и особенно настойчиво выделяется лексически и интонационно! (Страдает Федор от неустроенности в семье: за отца, за мать. Морально и физически страдает Лена: инвалид детства «не такая как все» (приведите примеры из текста).
Что еще помогает передать внутренний мир героев?
(Описание природы. Приведите примеры)
Вывод: Поведение человека и описание природы связаны между собой. Через описание пейзажа передается состояние души человека.

Карточка. (слайд 2)


Описание

Ощущение

…Простор – поле, одуванчики, земля, воздух деревенский, этот уголок природы жил тишиной.

Дождь хлестал по земле, сек траву

Лето подходило к концу, дорогу усыпали жухлые листья тополя

умиротворенность,
покой

 

переживание, неуютность

тоска,
одиночество

«Надо так жить… чтобы самому себя можно.. было уважать» (М.Горький)

«Худшее… относиться к людям равнодушно, в этом – суть бесчеловечности» (Б.Шоу)

         Литературоведческое исследование

         Композиция повести
-прерывность изображения;
-деление повествования на множество мелких эпизодов, что помогает увидеть многоплановость изображаемого;
-выбор эпизодов, описаний и обобщений после наблюдений над частыми текста;
-неповторимые характеры героев.
Вывод: «В человеческих характерах – главное содержание повести». Боль и радость, страдания и преодоления объединяют все эпизоды, потому и в названии резкий контраст «Солнечное затмение».

 

         VI.Разнообразные формы повествования.(слайд5)
от 3-го лица                 изображение внутреннего              смена носителей
мира героя                                               речи
(…)                               (…)                                                  (монолог, диалог)
(…)
Вывод: композиционные формы позволяют изобразить мир глазами Феди, Лены, автора.

         VII.Заключительное слово учителя. Обобщающие ответы.

         Автор призывает нас к диалогу поколений, помогает лучше понять себя, свой мир, друг друга, утверждает в сердцах общность духовной культуры, миропонимания. Писатель страстно доказывает и детям, и взрослым, что истинным является лишь один путь улучшения мира человека: требовательность к себе, работа над своими душевными исканиями, воспитание миролюбия.

         Ответы детей.

         Спасибо вам за умные и добрые мысли, которые мы услышали. Надеюсь, что ваш мир обогатился после нашего разговора над проблемами повести.

         VIII.Домашнее задание.(слайд 6)

         1.Отобрать сведения:
а)о матери: портрет, привычки, черты характера;
б)об отце: история имени, положение в доме (письменно).

         2.Эссе «Мой мир»


СЛОВАРЬ.

         ТУРМАН – разновидность породы голубей

         ЗАКУТОК – специально отведенное место

НИКЕЛИРОВАННОЕ – покрытый особым сплавом

         ПОЛИОМИЕЛИТ – медицинский термин, название болезни

         СКАРБ – вещи, пожитки

         ТРЕЙЛЕР – вид тяжелого транспорта

         ЯКШАТЬСЯ – (разг.) общаться.

 

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ.

         Альберт Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Учился в школе. Поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского университета в Екатеринбурге. Закончил его в 1958 году и вернулся в Киров, где работал сотрудником газеты «Кировская правда». В 1967 году становится ответственным секретарем журнала «Смена», а затем возглавляет этот журнал.
Основные произведения объединены в трилогию «Семейные обстоятельства». Произведения писателя более ста раз издавались за рубежом. По произведениям А.Лиханова сняты фильмы: «Мой генерал», «Благие намерения». «Команда 33», «Последние холода».
С 1992 года – президент Международной ассоциации детских фондов.


 

Презентация "Чтательская конференцуция"

Читательская конференция«Что же вы делаете, взрослые люди?»

Презентация Книги Альберта Лиханова: «Мальчик, которому не больно»


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн