Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период

Фото пользователя Эсмеральда Эммануиловна Петросян
Submitted by Эсмеральда Эммануиловна Петросян on пн, 03/09/2012 - 19:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Петросян Эсмеральда Эммануиловна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №1 г.Климовска
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1.Закрепление умения проставлять знаки препинания в сложных предложениях различной степени сложности.

2.Формирование умения самоанализа, самоконтроля.

3.Формирование умения использования в речи сложных предложений.

4.Развитие у учащихся не только познавательных УУД, но и регулятивных, коммуникативных и личностных.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. М.: Агар, 2000 год.
  2. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Учебник по русскому языку для 10-11 классов. Издательство «Русское слово», 2009 год.
     
Используемое оборудование: 

I. Интерактивная доска.

II. Высказывания известных поэтов и писателей о русском языке.

а) Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному.

                                           Н.М.Карамзин

б) О природном своем языке больше, нежели о всех прочих, каждому надлежит попечение иметь…

                                                           В.К.Тредиаковский

 

в) <...> с одной стороны обилие и сила, а с другой – гибкость и способность российского языка к изображению ясно и сладкозвучно всех чувств сердца человеческого <...>

                                                           Г.Р.Державин

 

г) Тот, кто жизнью живет настоящей,

    Кто к поэзии с детства привык,

    Вечно верует в животворящий,

    Полный разума русский язык.

                                                           Н.Заболоцкий

 

III.Документ-камера для проецирования на доску предложений

Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир, волшебным словом
Завороженный, замолчит;
Лишь только ветер над скалою
Увядшей шевельнет травою,
И птичка, спрятанная в ней,
Порхнет во мраке веселей;
И под лозою виноградной,
Росу небес глотая жадно,
Цветок распустится ночной;
Лишь только месяц золотой
Из-за горы тихонько встанет,
И на тебя украдкой взглянет,
К тебе я стану прилетать;
Гостить я буду до денницы,
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать...

            М.Лермонтов

До чтения, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают, когда почка на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми“сон”, лилового, голубого, желтого и белого цвета; когда полезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором, рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет; когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал!..

С.Т. Аксаков

Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; чем праздник наш
В своём веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
 И наши песни тем грустнее.

А.С.Пушкин

 

Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной — серебристую и ожив ленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники— а без нее не бывает летних вечеров на шахте,— словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет!

Б.Л. Горбатов

 

Когда идешь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь в облака –
Умей смотреть на Землю с высоты,
Не смей смотреть на Землю свысока.

 

С.Островой

В структурное содержание урока включены следующие педагогические технологии:

- преподавание русского языка как предмета, формирующего устную и письменную речь;

- проблемное обучение;

- перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;

- здоровьесберегающие технологии.

Краткое описание: 
На уроке затрагивается проблема понимания учащимися того, что периодическая речь – один из характерных приемов создания текста, отличающегося эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью.

План урока:

1.Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку, приветствие, проверка освещенности класса, обеспечение доступа свежего воздуха).

2.Вступительное слово учителя (объявление темы урока).

3.Проверка домашнего задания.

4.Переход к новой теме «Период». Анализ синтаксических конструкций периодической речи, их орфографии и пунктуации.

5.Обобщение и закрепление.                                                                                                                

6.Дифференцированное домашнее задание.

 

Ход урока:

1.Учитель объявляет тему урока, цели и задачи. Урок начинается с проверки домашнего задания. (Упражнение 500 «Гроза надвигается». К упражнению были даны дополнительные задания: пронумеровать предложения, найти  и указать сложные предложения,  в составе которых есть односоставные безличные предложения (4,5), указать номер неполного двусоставного предложения (13), дать лексическое толкование слов бричка, армяк, кучер, басон, козлы. При наличии времени можно вспомнить историзмы, архаизмы, спросить, все ли слова являются историзмами, и обозначить ударение в предложном сочетании с козел)

 

Текст домашнего упражнения

(1)До ближайшей деревни оставалось еще верст девять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. (2)Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. (3)Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постоянно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. (4)Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. (5)Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. (6)Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. (7)Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. (8)Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. (9)Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрепанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы влажного ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. (10)Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. (11)В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. (12)Гнев божий! (13)Как много поэзии в этой простонародной мысли!                     

 

- Знание каких разделов помогло при выполнении заданий к упражнению 500? (Синтаксис простого и сложного предложения, пунктуация, лексикология). Задания к упражнению проверяются устно.

 

2.Обращается внимание учащихся на спроецированные на интерактивную доску высказывания поэтов и писателей. Учащиеся прочитывают их с выражением. Задается вопрос:

3.В каком высказывании заключена мысль о красоте и богатстве русского языка? (Учащиеся прочитывают высказывание Г.Р.Державина и обосновывают правильность ответа: ведь в державинской фразе говорится, что в русском языке гибкость, обилие и сила, позволяющие ясно изобразить все чувства человека.)

 

Затем учащиеся прочитывают с выражением проецируемые документ-камерой на доску цитаты из произведений М. Лермонтова, С. Аксакова, А. С. Пушкина, Б. Горбатова, С. Острового, иллюстрирующие мысль Г.Р.Державина. Задается вопрос: Что синтаксически объединяет поэтические и прозаические предложения? (Учащиеся должны сказать, что во всех предложениях по несколько (4 и больше) грамматических основ.  Учитель говорит о том, что эти предложения называются периодами и их называют периодической речью.) Документ-камерой проецируется на доску толкование слова период и  формулировка определения: Период от латинского periodos – круг; переносно – «закругленная», замыкающая речь. Период – это многочленное сложное предложение, гармоничное  по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей. (Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка.) Для синтаксического разбора берется предложение, например, №4. Обращается внимание на особенности структуры предложения на то, что в периоде придаточные предложения и главные группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Внимание учащихся обращается на то, что смысловые отношения между частями периода те же, что и в сложноподчиненном предложении (временные, причинно-следственные, условные и т.д.). Кроме того, построение периода – явление не только синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью. Учащиеся находят смысловые части предложения, подчеркивают грамматические основы, называют главное предложение и придаточное, указывают на вставную конструкцию в 3-ем придаточном, объясняют знаки препинания. Производится орфографическая работа с заранее намеченными словами: сморщенных, порхнет, веселей, глотая, распустится и т.д.Учащиеся определяют слова как части речи, производят морфемный и морфологический разбор указанных слов. Здесь же проводится работа по выявлению изобразительно-выразительных средств.

 

4.На этапе обобщения учащиеся должны продемонстрировать умение узнавать сложные синтаксические конструкции, видеть границы смысловых частей,  расставлять в них знаки препинания и объяснять свой выбор, делать синтаксический разбор указанных конструкций. Например, можно дать задание переписать следующие 2 предложения, поставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, доказать, что данные предложения являются образцами периодической речи. Структура предложений позволяет провести разные виды работ:                                                                                  

 

а) По многим приметам понятным военному человеку по тому как были забиты дороги по которым они ехали из армии способом «голосования» пересаживаясь из машины в машину по тому как по ночам часовые на дорогах строго требовали соблюдать маскировку грозя нарушителям стрелять по шинам по тому что в березовых рощах в стороне от фронтовых путей было так шумно и тесно от скопившихся там танков грузовиков артиллерии по тому что даже над пустынной полевой дорогой атаковали их сегодня немецкие «охотники» - понимал Мересьев что затишью нафронте настал конец что где-то – и именно в этих краях – немцы замыслили свой новый удар что этот удар произойдет скоро и что командование Красной армии знает об этом и подготовило уже достойный ответ (Б.Полевой).

 

б) Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей пусть сеет мелкий дождь или порою    град в окошки звякает рябит и пенит лужи пусть сосны черные качаяся шумят и даже без борьбы покорно незаметно сдает угрюмый день больной и бесприветный природу грустную ночной холодной мгле - я одиночества не знаю на земле.

    

На этом же этапе можно предложить учащимся придумать период, взяв за основу высказывания классиков о русском языке. Если задание затруднит одиннадцатиклассников, то выполняется оно общими усилиями. Учитель дает начало предложения, ученики сочиняют концовку.  Может получиться такое предложение:      

Сколько времени нужно для того, чтобы «совершенно овладеть духом языка своего», «животворящего и полного разума», сколько сил надо приложить к тому, чтобы сохранить и преумножить «обилие и силу» русского языка, - хорошо знали выдающиеся поэты, писатели и ученые.

 

5.Домашнее задание дифференцированное:  на оценку «5» -  1)  найти и выписать из стихотворений поэтов Серебряного века три сложные синтаксические конструкции, обозначить в них грамматические основы и объяснить знаки препинания; 2) произвести синтаксический разбор периода из произведения С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»; 3) найти и выписать из этого предложения не менее 5-и изобразительно-выразительных средств; на оценку «4» -  2-е и 3-е задание; на оценку «3» достаточно выполнить 2-е задание. Учительский опыт показывает, что подобного рода задания стимулируют учащихся к объемному и полному выполнению домашней работы: почти все хотят получить четверки и пятерки.

 

                                  

Прикрепленный файл Size
Презентация. Период.ppt 201.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн