Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок в 5 классе "Кто живет в воде"

Фото пользователя Татьяна Дмитриевна Початкова
Размещено: Татьяна Дмитриевна Початкова - пн, 03/09/2012 - 21:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
учитель биологии Початкова Т. Д.
Место работы, должность: 
МБОУ-СОШ р. п. Пушкино Советского района Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

 

      1. Сформировать знание  учащихся о водной среде обитания; познакомить учащихся  с видовым разнообразием и условиями жизни растений и животных в воде; расширить круг знаний о приспособлении живых организмов к водной среде.

     2. Развивать умение самостоятельной работы с микроскопом и книгой.

     3. Воспитывать бережное отношение к водоёмам, как к среде обитания живых организмов.

Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию, М.: - Дрофа.2004 -245с.

Используемое оборудование: 

Глобус, микроскоп, магнитная доска, рисунки. На каждой парте тематические карты

Краткое описание: 
« Как это получается, что вода столь нужная для человека и живых организмов в ней обитаемых, ценится так низко, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко».

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

а) Опрос:

- Что такое среда обитания?

- Какие среды жизни населяют животные Земли?

- Что называют местообитанием животных?

- Что такое адаптация?

 

б) распределите животных по средам жизни

водная

Наземно - воздушная

почвенная

организменная

 

 

 

 

 

1- Аскарида,   2-ласточка,   3-крот,   4-лев,   5- кит,   6-лось,   7-волк,   8-карсь,   9- сорока.

 

 

в) Найдите ошибки  и исправьте их

Биотические

Абиотические

Антропогенные

Ветер

Охота

Опыление цветка пчелой

Температура

Загрязнение окружающей среды

Поедание малька щукой

свет

Осушение болот

 

 

 

 

 

3. Сообщение темы и цели урока ( прослушивание звука моря)

4. Изучение нового материала.

  а) Вода не часто привлекает наше внимание, хотя мы сталкиваемся с ней каждое утро. Умыться, выпить чашку чая, помыть  посуду, принять душ – все это вода. Вода есть не только у нас в доме, но она имеется и в природе. Вода окружает сушу повсюду. Это хорошо видно, если посмотреть на глобус. Океаны и моря покрывают 2/3 земной поверхности. Вода течет в реках и под землёй.

  А где ещё можно встретить воду? ( воздухе, ледниках, телах живых организмов.)

   Вода – это не только природные водоёмы, реки , озёра, вода – это ещё среда обитания целого мира, в котором хорошо чувствуют себя крупные растения и животные, а также микроскопические организмы ( которые можно увидеть только с помощью микроскопа).

б) Лабораторная работа.

«Обнаружение микроорганизмов в капле воды.»

- Назовите правила работы с микроскопом.

- Подготовьте микроскоп к работе и выполните практическую работу по инструктивной карточке.

Инструктивная карта.

1. Возьмите в руки пробирку с водой. Что вы видите?

2. Нанесите на предметное стекло каплю воды.

3. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении.

4. Ответьте на вопросы:

--  Можно ли каплю воды назвать средой обитания  почему?

--  Почему их не видно невооруженным глазом?

 

 

 

 

  Открытие микроскопа позволило изучить целый мир микроорганизмов.

 

 

 

     Сквозь волшебный прибор Левенгука

     На поверхности капли воды

     Обнаружила наша наука

     Удивительной жизни следы.  

                                                             Заболоцкий

в) Водная среда обитания была первой, где возникла и распространилась жизнь. Водная среда характеризуется рядом факторов это:

- большая плотность

- относительно малое содержание кислорода

- сильное поглощение солнечных лучей ( т. е. чем глубже погружаться, тем меньше света       проникает)

- сильные перепады давления.

 

И живые организмы, обитающие в водной среде имеют свои особенности, которые помогают им адаптироваться в этой среде.:

- веретеновидная форма тела

- дыхание жабрами

- хорошо развитая мышечная система

- толстый подкожный слой жира

- цвет тела под цвет окружающей среды

 

г) Сообщения учащихся о животных обитающих в водной среде.

- кит ( после сообщения заполнить таблицу и проверить)

- камбала

-сельдь

- медуза

остальные заполняют таблицу ( опорные слова написаны на доске: обтекаемая форма, веретенообразная форма, окраска под цвет дна, толстый слой жира, дыхание легкими, форма листа, глаза на одной стороне, хорошо развитые мышцы, прозрачное тело состоящее из воды, реактивный способ передвижения.)

 

Название животного

Приспособления к водной среде обитания

 

 

 

 

Все эти животные получили название – гидробионты.

На доске они расположены в порядке обитания их в водоеме.

бентос –

нектон-

планктон-

( записать в тетрадь основные понятия)

 

д) работа с учебником стр. 191 рисунок 138.

Какие животные изображены на этом рисунке.

Назовите у изображенных животных черты сходства. ( форма тела, цвет)

 

е) Сравнение наземных и водных растений.

Кроме животных в  водной среде можно встретить растения, которые необходимы т. к. насыщают воду кислородом и являются пищей растительноядных животных.

    Сравните растение выросшее на суше и в воде.

 

 

 

 

5. Закрепление.

а)Заполните таблицу.

Среда жизни

Местообитание

Название животного

водная

Реки и озёра

 

Толща морской воды

 

Морское дно

 

 

б) Вопросы:

---Назовите самое крупное животное, которое живет на Земле. В какой среде оно обитает и почему?

---Ученые ихтиологи ( изучающие рыб) сталкиваются с серьезными проблемами при сохранение глубоководных рыб для музеев. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле взрываются. Объясните, почему это происходит.

--- Объясните, почему у китов и дельфинов имеется мощный подкожный жир, а у животных обитающих  в суровых холодных условиях он меньше. ( Для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже  -1,3 С, а на поверхности суши она может падать до  -70 С)

 

6. Задание на дом. & 40 стр.

                                192 заполнить таблицу

   ( опережающее) Подготовить сообщение о лягушке, рогозе, карасе, камыш.

                                Подготовить сообщения о гидробионтах из Красной книге Саратовской области.

7. Подведение итогов.

 

Дополнительный материал

КРОССВОРД.

 

 

Словарь терминов (на доске)

гидробионты

бентос

нектон

планктон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическая карта.

 

 

 

лабораторная работа.

Инструктивная карточка.

 

  1. Возьмите в руки пробирку с водой. Что вы видите?

  2. Нанесите каплю, воды стеклянной палочкой на предметное стекло.

  3. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении.

  4. Ответьте на вопросы:

 

--- Можно ли каплю воды назвать средой обитания?

---  Почему их не видно невооруженным глазом?

 

 

 

 

 

 

 

 

записать в тетрадь

 

 

Характеристика водной среды:

- большая плотность

- относительно малое содержание кислорода

- сильное поглощение солнечных лучей

 - сильные перепады давления.

 

 

 

 

 

 

Гидробионты – обитатели водной среды.

бентос – организмы, обитающие на дне.

нектон –организмы, обитающие в толще воды.

планктон –пассивно плавающие организмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд  « Гидробионты».

 

1. В Антарктиде есть чудак:                                                  7. В реках Африки живет

    Днем и ночью носит фрак                                                      Злой зеленый пароход!

                                                                                                      Кто б навстречу ни поплыл,

                                                                                                      Всех проглотит….                                                                          

2. Он высокий, он огромный,

    Он похож на кран подъемный,                                             8.Прыгай в прорубь не дрожи –

     Вес его – до сотни тонн,                                                         Закаляйся, как ….                                                                                                                   

     Крошка рядом с ним и слон!

    Он плывет – вода « кипит»!                                                  9. Ты со мною не знаком?

     Угадай, кто это -                                                                      Я живу на дне морском.

                                                                                                        Голова и восемь ног,

                                                                                                         Вот и весь я -…                       

3. Подставляя людям спины,

    В море нас спасут….              

 

4. Он, как малыш, в пруду играет,

    Хвостом игриво ударяет

    И летней, солнечной порой

    Блестит зеркальной чешуей.       

 

5. Он в самом омуте живет,

    Хозяин глубины.

    Имеет он огромный рот,

    А глазки чуть видны.                   

    С пауком большим он схож.

 6. Он на дне морском живет.

     Боком движется вперед.

     Клешни режут, словно нож,             


 

    

10. Рыба-меч его не тронет,

      Даже если и догонит.

      В нем электрический заряд.

      Он разрядиться будет рад.    

 

11. Не летит, не поёт,

 

1

 

 

   Г

 

 

 

 

 

 

 

2

   И

 

 

 

 

3 Д

 

 

 

 

 

 

 

4

 

   Р

 

 

 

5

   О

 

 

 

6

 

 

   Б

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

   И

 

 

 

 

8

   О

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

   Н

 

 

 

 

 

 

10

 

 

   Т

 

 

 

 

11

   Ы

 

 

 

                                 

      А клюет.                                 


 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...