Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация»

Submitted by Наталия Николаевна Сидорова on Tue, 11/09/2012 - 06:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сидорова Наталия Николаевна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №5
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Научить обучающихся:

-применять знания,  полученные в ходе урока при нахождении ответов на поставленные для себя вопросы в начале урока;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничестве;

- структурировать тексты, включая умение  выделять  главное и второстепенное;

- проверять знания посредством самоконтроля.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

11 класс. УМК О.С. Габриелян

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, экран

Используемые ЦОР: 

презентация: «Электролиты  и неэлектролиты, электролитическая диссоциация»

Краткое описание: 
Ориентировочная основа действий Нижняя граница Обучающийся научиться: актуализировать собственный опыт имеющихся знаний для установления взаимосвязи между строением вещества и его способностью проводить электрический ток; Верхняя граница Обучающийся получит возможность научиться: обосновывать закономерности, возникающие в электролитах при протекании тока; применять знания практически: исследовать в интернете применение электролитов в энергетике и других отраслях промышленности. Дидактическая цель (планируемый результат деятельности учителя, направленная на содействие развитию опыта ученика) Научить обучающихся: -применять знания, полученные в ходе урока при нахождении ответов на поставленные для себя вопросы в начале урока; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничестве; - структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное; - проверять знания посредством самоконтроля; Задачи урока: Создать ученикам условия для: - исследования электропроводности веществ путём выполнения лабораторной работы; -подведения к умозаключению: при растворении веществ в воде происходит разрушение молекул на ионы, электролитическая диссоциация; -развитие критического мышления, мыслительных навыков учащихся: анализировать, прогнозировать. Оборудование и реактивы: прибор для определения электропроводимости растворов; растворы кислот, щелочей, солей одинаковой концентрации, ЭОР. Технология критического мышления, приемы: Инсерт - интерактивная система записи для эффективного чтения, маркировка маркировочная таблица, таблица аргументов, кластер, самоанализ, синквэйн. Деятельностные единицы учения: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация электропроводность.

Тема урока

«Электролиты  и неэлектролиты,

электролитическая диссоциация»

11 класс. УМК О.С. Габриелян

 

Ориентировочная основа действий

Нижняя граница

Обучающийся научиться: актуализировать собственный опыт имеющихся знаний для установления взаимосвязи между строением вещества и его способностью проводить электрический ток;

Верхняя граница

Обучающийся   получит возможность научиться:

обосновывать закономерности, возникающие в электролитах при протекании тока;

применять знания практически:

исследовать в интернете применение  электролитов в энергетике и других отраслях промышленности.

Дидактическая цель (планируемый  результат  деятельности учителя, направленная  на содействие развитию опыта ученика)

Научить обучающихся:

-применять знания,  полученные в ходе урока при нахождении ответов на поставленные для себя вопросы в начале урока;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничестве;

- структурировать тексты, включая умение  выделять  главное и второстепенное;

- проверять знания посредством самоконтроля;

Задачиурока:

Создать ученикам условия для:

- исследования  электропроводности веществ путём выполнения лабораторной работы;

-подведения к  умозаключению: при растворении веществ в воде происходит разрушение молекул на ионы, электролитическая диссоциация;

-развитие критического мышления, мыслительных навыков учащихся: анализировать, прогнозировать.

 Оборудование и реактивы: прибор для определения электропроводимости растворов; растворы  кислот, щелочей, солей одинаковой концентрации, ЭОР.

Технология критического мышления,  приемы: Инсерт - интерактивная система записи для эффективного чтения, маркировка маркировочная таблица, таблица аргументов, кластер,самоанализ,  синквэйн.

Деятельностные  единицы учения: электролиты,  неэлектролиты, электролитическая диссоциация электропроводность.

                                                   Ход урока:

Создание для обучающих  условий инициирующих учебно - познавательную, коммуникативную  и  универсальные способы деятельности.

Учитель.  

Какие  вы  хотели    получить ответы на  вопросы,   которые вы сами себе хотели бы  задать в ходе нашего  урока. 

Предполагаемые вопросы ученика для себя: 1.Выяснить от чего зависит электропроводность растворов.  2.Для чего мне  необходимы умения систематизировать, выделять главное, в тексте? 

Учитель:«Ответить на поставленный вами вопрос для себя, поможет сегодняшний урок.

1 стадия. Вызов.

Разминка. (Для  повторения и запоминания понятий,  для подготовки учащихся к естественному и быстрому усвоению нового материала):Термины: (Учитель дает определение к термину, а учащиеся говорят сам термин; и, наоборот, - учитель дает термин, а учащиеся говорят его определение)

Вещества  состоит из …? (атомов)

Атомы металлов образуют …? (катионы)

Анионы образуют…? (атомы неметаллов)

Раствор – это….

Растворы  разделяются на…  (Молекулярные, молекулярно- ионные, ионные) Положительно заряженный электрод …( анод)

Отрицательно заряженный электрод…  (катод)

Направленное движение заряженных частиц……

Положительно заряженные частицы………( катионы)

Анионы…       (Отрицательно заряженные частицы)

1 шаг

Организация демонстрации овладения учащимися  имеющимися знаниями.

(Демонстрация детьми владения актуальным опытом)Выполнение заданий. Коллективная деятельность учеников с использованием компьютера  интерактивной доски.  Один ученик  заполняет схемы на интерактивной доске,   другие высказывают свое мнение,  помогают  ему. Учитель хвалит учащихся, создает  благоприятный климат на уроке. 

 Задание1 Закончить схему- кластер Схема - кластер №1

       Раствор                                                     

            /\                                                                                    

           /    \

  Предполагаемый ответ учеников

          Раствор

              /\

            система

             /               \

    растворитель  растворенное вещество

Закончить схему №2

Предполагаемый ответ  обучающихся:

 

 

Задание 2. Выберите  ионную кристаллическую решетку.

 

Учитель помогает  учащимся самим, используя бесконфликтный обмен мнениями, определить направления в изучении темы;  актуализировать опыт,имеющихся у учащихся знаний повысить  интерес к обсуждаемому вопросу. Коллективная деятельность учеников.

Задание 3. Проанализируйте, сделайте вывод: от чего зависит электропроводность веществ.

Демонстрация ЭОР - лабораторного опыта

Ученики:  наблюдают опыт, анализируют делают умозаключение Предполагаемый учениками вывод: электропроводность веществ зависит от природы вещества,  при  более сильном разбавлении водой карбоновая  кислота диссоциируют  на ионы, проводит  электроток доказательство - лампочка загорается.  

Задание 2.Учитель  демонстрирует схему-  кластер: Какие ассоциации вызывает у вас слово электролит? Что  вы представляете, услышав слово электролит?

                 Электролит

                      /      \

Ассоциация         Представления

      /                            \

Соль                              море

 Кислота, щелочь           аккумулятор

Учитель. Какая будет тема  сегодня на уроке?  Предполагаемый  ответ учеников :электролиты  и неэлектролиты, электролитическая диссоциация. Организация   самооценивания  обучаемого степенью  владения актуальным опытом.

Заполните таблицу (столбец-1)

 

Что я знаю

Раствор, растворитель,

Ионы, катионы, анионы,электролитическая

диссоциация

 

Что узнал:
 

Что хочу узнать:

 

 

 

Учебно-практическая задача.

Постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация «разрыва»);

Продумать и зафиксировать возможные направления поисковых действий детей, старающихся выйти из тупика. Не вводить знание в готовом виде, создать ситуацию самостоятельного поиска.

Пробрести знания об электролитах поможет карточка с таблицей.

Задание1Отметьте карандашом в колонке №2 верные «+» и неверные  «-« утверждения.

 

Утверждения

Начало урока

Конец урока

1. При  растворении в воде электролиты распадаются на свободные  ионы;

   

  2.Растворы веществ, тогда становятся проводниками  электрического тока, когда они содержат  ионы, приходящими в направленное движение в электрическом поле.

   

 3. Растворы всех веществ можно разделить на две группы: проводят электрический ток или проводниками не являются.

   

4) Электролит – это  вещество, раствор которого  проводит электрический ток

   

Неэлектролит  - это вещество, раствор которого не проводит электрический ток

 

      

 

Распад вещества на ионы при растворении в воде называется электролитической  диссоциацией.

 

+

 

В органической химии целая группа реакций присоединения носит название реакций гидратации.

 

 

 

Организация изучения материала

 2 шаг

Стадия Осмысление.

 Задание 1 .Прочитайте текст, выделитефразы и комментарии, главное и второстепенноезаполните таблицу. Работа в группах - приобретение умения структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное. Работа с листом заданий и заполнение таблицы.  Прочитайте текст, выделитефразы и комментарии, главное и второстепенноезаполните таблицу.

1.Для объяснения особенностей водных растворов электролитов шведским ученым С.Аррениусом в1887 г. была предложена теория электролитической диссоциации.

 В дальнейшем она была развита многими учеными на основе учения о строении атомов и химической связи.

2. Современное содержание этой теории можно свести к следующим положениям

Электролиты при растворении в воде или расплавлении распадаются. Диссоциируют на ионы – положительно  (катионы) и отрицательно (анионы) заряженные частицы.

3.Ионынаходятся в более устойчивых электронных состояниях, чем атомы.

 Они могут состоять из одного атома - это простые ионы (Na+, Mg2+, Аl3+ и т.д.) -или из нескольких атомов - это сложные ионы (3-,SO2-4, РОЗ-4 и т.д.).

4. В растворах и расплавах электролиты проводят электрический ток.

Под действием электрического тока ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные ионы движутся к катоду, отрицатель­но заряженные - к аноду. Поэтому первые называются катионами, вторые - анионами. Направленное движение ионов происходит в результате притяжения

5.Реакция гидратации ацетилена М. Г. Кучерова, представляет собой одну из ярких страниц органической химии

Заслуга  русского ученого М. Г. Кучерова состояла  в том, что он нашел катализатор этого процесса - соли ртути кардинально увеличивают выход  альдегида

6..Вода участвует в процессах электролиза

Разложение веществ электрическим током называется электролизом. Вода является источником получения чистых  водорода и кислорода /       H2O------>2 H2+ O2

Предполагаемый ответ  обучающихся

 

фраза

комментарий к фразе

1. Для объяснения особенностей водных растворов электролитов шведским ученым С. Аррениусом в1887 г. была предложена теория электролитической диссоциации

в дальнейшем она была развита многими учеными на основе учения о строении атомов и химической связи».

2. Современное содержание этой теории можно свести к следующим положениям

Электролиты при растворении в воде или расплавлении распадаются. Диссоциируют на ионы – положительно (катионы) и отрицательно (анионы) заряженные частицы.

3.Ионынаходятся в более устойчивых электронных состояниях, чем атомы.

 

Они могут состоять из одного атома- это простые ионы (Na+, Mg2+, Аl3+ и т.д.) -или из нескольких атомов - это сложные ионы (3-,SO2-4, РОЗ-4 и т.д.).

4. В растворах и расплавах электролиты проводят электрический ток.

 

Под действием электрического тока ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные ионы движутся к катоду, отрицатель­но заряженные - к аноду. Поэтому первые называются катионами, вторые - анионами.

5.Реакция гидратации ацетилена М. Г. Кучерова , представляет собой одну из ярких страниц органической химии

 

Заслуга  русского ученого М. Г. Кучерова состояла  в том, что он нашел катализатор этого процесса - соли ртути кардинально увеличивают выход  альдегида

6. Вода участвует в процессах электролиза

Разложение веществ электрическим током называется электролизом. Вода является источником получения чистых  водорода и кислорода/  H2O------>2 H2+ O2

 

3 шаг. Фиксация найденного способа действия в модельной форме

Новый способ действия формулируется в виде определения или правила «своими словами»

Задание 1. Работа в группах выполнение лабораторного опыта:

Обоснуйте растворимость данных веществ: кристаллов хлорида натрия (NaCl),раствора хлорида натрия (NaCl), раствора хлороводорода (HCl),  раствора гидроксида натрия (NaOH), кристаллов сахара, раствора сахара.

Ученики выполняют  опыт,  наблюдают, делают умозаключение:

 Если   в электролитическую ванну с металлическими  электродами поочередно  помещать вещества, то наблюдаем -  лампа,  соединённая  с сетью в  случае:

кристаллов NaCl   не горит,    тока в сети нет;

раствора NaCl     горит,      ток в сети есть,  ионы Na +  и  Cl дают проводимость соли;

 раствора HCl      горит,    ток в сети есть,  ионы Н+ и   Cl дают проводимость  кислоте;

 раствора NaOH   горит,    ток в сети есть, Na +   и   Cl дают проводимость  кислоте;

кристаллов сахара, раствора сахара  не горит,  тока в сети нет.

Вывод учеников::

Кристаллы  NaCl не проводят ток. При растворение  NaCl в воде свободные носители заряда в растворе обуславливают соли проводимость. Раствор HCl и NaOH проводят электрический ток,  так как образованы  ковалентной сильнополярной связью  и ионной связью, т.е. в растворе есть заряженные частицы способные двигаться.Кристаллы сахара и раствор  сахара не проводят  электрический ток. Сахароза образована ковалентной неполярной связью. В узлах её кристаллической решётки находятся молекулы, которые не разрушаются под действием воды.

 

Название вещества

Электропроводность

Тип связи

Какие частицы находятся в растворе

Кристаллы хлорида натрия (NaCl)

не проводят ток

 

.

Раствор хлорида натрия (NaCl)

 проводит

 ионная

 

Раствор хлороводорода (HCl)

 проводят ток

ионная, ковалентно -полярная

Н +   С1-

Раствор гидроксида натрия (NaOH)

проводит

 ионная, ковалентно- _полярная 

.Na+  OH-

Кристаллы сахара

 не проводят

ковалентно неполярня

 

Раствор сахара

 не проводит

ковалентно неполярня

 

4шаг Применение найденного способа действия. Конкретизация нового способа в частных задачах (в них обязательно содержится новый поворот, «ловушка»)

Задание 1.Верны ли эти утверждения: 1)дистиллированная вода проводит  электрический ток; 2)питьевая вода проводит электрический ток;  3)Вода участвует в процессах электролиза

Задание 2 .Проанализируйте,  каким  свойством воспользовался  человек при использовании дистиллированной воды

Предполагаемый ответ: вода - диэлектрик.  И там нет свободных носителей заряда. А вот питьевая вода,  является проводником,  так как в ней растворены всевозможные соли, которые и дают заряженные частицы, способные двигаться.

5 шаг   Проведение диагностической работы. Организация самооценивания учениками образовательного результата

Ученики: В ходе урока мы нашли  Ответ  на поставленные для себя вопросы

-Для чего мне  необходимы умения систематизировать, выделять главное, в тексте? (Для приобретения навыка находить суть  решаемых заданий)

-Выяснить от чего зависит электропроводность веществ;

(От природы   веществ)

О чём бы хотели узнать подробнее? (исследовать в интернете применение  электролитов в энергетике и других отраслях промышленности).

Какую информацию вы не знали в начале урока?

    Давайте вернёмся  и проверим утверждения,  рассматриваемым  в начале  урока

Задание1. Отметьте карандашом в колонке №2 верные  (+) и неверные (-) утверждения..

 

Утверждения

Начало

урока

Конец урока

1. При  растворении в воде электролиты распадаются на свободные  ионы;

+

 

  2.Растворы веществ, тогда становятся проводниками  электрического тока, когда они содержат  ионы, приходящими в направленное движение в электрическом поле.

+

 

 3. Растворы всех веществ можно разделить на две группы: проводят электрический ток или проводниками не являются.

+

 

4) Электролит – это  вещество, раствор которого  проводит электрический ток

+

 

Неэлектролит  - это вещество, раствор которого не проводит электрический ток

 

      +

 

Распад вещества на ионы при растворении в воде называется электролитической  диссоциацией.

+

 

В органической химии целая группа реакций присоединения носит название реакций гидратации.

 

+

 

Проведение диагностической работы. Что вам показалось наиболее интересным? Что больше всего запомнилось? Что вызвало затруднение?  Что удивило

Подведение итогов занятий.Ученики проводят самооценкупроведения диагностической работы

6 шаг. Организация самооценивания учеником образовательного результата

 

-Заполните таблицу. 

 

Что я знаю:

 

Раствор, растворитель,

Ионы, катионы, анионы

 

 

Что узнал:

Взаимосвязь между строением вещества и его способностью проводить электрический ток; Реакция М..Г. Кучерова гидратации ацетилена. Электролиз воды.

 

Что хочу узнать:

.

Исследовать в интернете применение  электролитов

электролиза в энергетике и других отраслях промышленности

 

 

(Оценка работы учащихся на уроке и отметки за работу):

Учитель оценивает работу учащихся на протяжении  урока в целом и в частности по категориям правильность, самостоятельность, оригинальность ответов, при этом особо оценивает исследовательский  подход, а затем выставляет отметки каждому.

В ходе урока,  получили ли вы   желаемые ответы на актуальные  вопросы,  которые вы сами себе задали  в начале урока.  Вы  научились понимать  и решать задания на  установления   причинно - следственные связи в цепочке  понятий  «вещество- электропроводность –применение».Если считаете  для себя, что  вы получили  ответы на свои вопросы,  значит, вы работали конструктивно,  добилисьвыполнения  планируемого результата.

Учитель,   намечает  перспективу последующей работы учеников, информирует, что следующий   урок будет посвящен – гидролизу

7 шаг Рефлексия. (Учащимся предлагается составить синквейн)выполнения 

Электролиты

Малорастворимые,  растворимые

Диссоциируют  проводят  применяются

Электролиты- вещества- проводят электроток

Антипод

Д/З:§17 . Исследовать в интернете, в средствах периодической печати применение электролитов, электролиза в энергетике, промышленности,  написать эссе по выбору .

Литература:

 Учебники 9,10 класс О.С. Габриелян;

Примерная программа по химии для общеобразовательных учреждений МО  РФ М., Дрофа 2007;

Методическое пособие Химия 10  класс О.С. Габриелян;

Технология критического мышления

Прикрепленный файл Size
Электролиты и неэлектролиты Электролитическая диссоциация.ppt 267.5 KB
конспект урока.docx 205.3 KB

»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн