Вы не зарегистрированы

Авторизация



Путешествие по стране Лингвинии (Закрепление и обобщение знаний и умений по теме « Лексика»)

Фото пользователя Нина Александровна Ратынская
Submitted by Нина Александровна Ратынская on пн, 08/10/2012 - 22:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ратынская Нина Александровна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Обобщить и закрепить изученное по теме «Лексика», подготовиться к контрольной работе, повысить мотивацию детей к актуализации знаний по теме. 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1.      Учебник для 5 класса

М.М.Разумовской, С.И.Львова, Москва, «Дрофа»,

 2007-2009)

Используемое оборудование: 

 

1. Заранее выданная домашняя работа.  Работа с деформированным текстом. Поиск в толковом словаре значений слов.  (Приложение №3)

                          2. Карточки для индивидуальной работы ( Приложение №3)

                          3. Толковые словари (у каждого на столах)

                          4. Карточки с лингвистическими терминами (крупно напечатаны)

                          5. Готовый наглядный материал по фразеологии, созданный в программе  Презентаций, проектор, интерактивная доска (пульты к доске для интерактивного теста)

                         6. Правила построения синквейна (памятка на столе каждого ученика. Приложение №2)

                         7. Карта страны Лингвинии (нарисована на листе ватмана, кораблик на магните, прикрепляется на карту)

                        8. Учащийся, которому на дом задано было  найти значение слова БРИГАНТИНА, рассказать об этом типе корабля. Двое учащихся готовы к инсценировке разговора двух черепах.

                        9. Флипчарт с вопросами к интерактивному тесту (Приложение № 4)

Краткое описание: 
Урок-путешествие по теме Лексика (8-ой в теме, последний перед контрольной работой)

 

Ход урока.

  1. Организация класса. Построение. (1 мин)
  2. Постановка целей урока. (3 мин)

Сегодня на уроке мы отправимся в заключительное плава-    Вспомним определение

ние- путешествие  по морю Лексики в стране Лингвистики.    лексики, лингвистики

 Посмотрите на карту нашего путешествия. Прочитаем её.     Разместить термины на

О чем нам говорят географические названия? Сформули-         доске.

руем цель нашего путешествия. Зачем мы отправляемся в него?

Сегодня в путешествие мы отправимся на незнакомом нам

пока парусном судне – БРИГАНТИНЕ                                       Картинка и слово – на

                                                                                                        доске. Учащийся

                                                                                                       рассказывает о бригантине

  1. Орфографическая разминка.

1.      Проверка дом.задания (4 мин)

Как любая команда, к плаванию вы готовились-работали    Один ученик на оценку на

со словарями и некоторыми морскими терминами. Дома     доске заполняет пропуски

 надо был с  орфографическим словарём заполнить

пропуски, в                                                                                  Учащиеся называют

толковом словаре узнать значение подчёркнутых слов        значение слов

Составить предложения со словами.                                       Проверка работы на доске

2.      Работа со словарями (3 мин)

Итак, к путешествию готовы, порт ОРФО разрешает нам     На карте появляется

Отплыть  (уточнить, что значение корня ОРФО)                           бригантинка

Только корабль не может без ЭКИПАЖА.                                 

Найдите определение этого слова в толковом словаре.

Прочитаем значения слова Какое это слово?  Как в это         Многозначное, в словарной  

узнали? Читаем все значения слова.                                         статье это выделено

                                                                                                       цифрами

  1. Синтаксическая разминка. (7 мин)

Оформление классной работы.

Составьте предложение с новым словом. Разберём самое       Учащийся у доски

красивое предложение.                                                                     (интерактивной)

(Лучше, если это будет двусоставное распространенное          На партах схемы разбора

 предложение) . Учащийся выполняет полный                               предложений

синтаксический разбор предложения с характеристикой.       

 При необходимости пользуется схемой разбора предложения     Приложение №1                                                                             

 Вот и мы на уроке постараемся стать дружным и смелым

экипажем, тогда нам не будет страшен ни один шторм.

 

  1. Остановка – ОМОНИМЫ  (5 мин)

Что такое омонимы? Давайте по значениям слов-омонимов

 запишем сами эти омонимы в столбик. Первые буквы – это  Заполняем распечатку №1

 само слово ОМОНИМЫ

О чки (баллы и то, что помогает видеть)                                     Взаимопроверка в парах

М ир (дружба, вселенная)                                                            За верный и грамотный

О хота (на неё идти-собак кормить, она пуще неволи)             ответ – балл.

Н аречие (на нём говорят, это неизменяемая часть речи)         Итого: 6 баллов

И рис (конфета, нитки для вязания, цветок)                              Сильным – инд.карточки

М ина (на лице – неприятная, её можно подложить)               Проверка с помощью интер.                                                                                                                

                                                                                                                доски.                                     

  1. Многозначность (5 мин)

   Дальше мы подплываем к острову без названия и

слышим разговор двух черепах:

- Эй, черепаха, пойдём, дела есть!

- Я не хочу есть дела! Я хочу крем-брюле!

С КАКИМ ЯВЛЕНИЕМ СТОЛКНУЛИСЬ?                                        Многозначность слов.

Дома вы готовили рисунки к этой теме. Надо было                           Фразеологизм

нарисовать переносное значение слова или фразеологизм.           Презентация с работами

 Посмотрим. Проверим друг друга. Рассказать, какой фразео-

логизм изображен и его значение.

 

  1. Синонимы (3 мин)

Следуем дальше -  в страну Синонимов. Что это такое?

Назовём  и запишем качества моряка.

Храбрый – смелый                                                                                Какие это части речи?

Опрятный – аккуратный                                                                       Докажите.

Скорый – быстрый

 Теперь назовите части корабля:

Стяг – флаг                                                                                          Какие это части речи?

Камбуз – кухня

Корма – борт                                                                                           Докажите.

                                                                                                                Итого: 6 баллов

  1. Антонимы (3 мин)

 И вот мы достигли последнего порта Антонимов.

Что это такое? Помним, что антонимы должны быть выражены

 той же частью речи.

На столах у вас карточки. Заполните их. Взаимопроверка.           На интер. доске    

                                                                                                              выводятся ответы

слАдкий – горький

коНчать – начинать

шТорм – затишье

плОтный – рыхлый

леНивый – трудолюбивый

длИнный – короткий                                                                            Итого: 7 баллов

теМнота – свет

 

  1. Подведение итогов. (5 мин)

Завершая путешествие, думаем, какими же качествами                  В тетрадях

должны обладать настоящие друзья-товарищи?

1)      Составим синквейн

на тему ДРУЗЬЯ.  Правила синквейна у вас на столах.                   Приложение № 2

2)      Решение интерактивного теста из 7 вопросов (5 мин)             С помощью интер.доски

(Тест  выведен на доску, учащиеся зачитывают задание,

 выбирают ответ из предложенных, набирают ответ на

 пульте. В конце выводятся ответы, каждый учащийся

 видит свои ошибки, записывает параграф для

индивидуального повторения)

            Приложение № 4

 

  1. Рефлексивное  подведение итогов.  (3 мин)

Подсчитаем баллы, заработанные на уроке, поставим  себе

 оценку

18-19 – «5» (Отлично поработали, готовы к контрольной)

15-17 – «4» (Хорошо поработали, нужно повторить)

10-13 – «3»  (Необходимо ещё раз просмотреть тему)

Что я сделал на уроке?                                                                       Спросить нескольких

Как я работал?                                                                                     учеников

Чего я достиг? Чему научился?

Чему помогло наше путешествие? Где мы побывали?

(Объявить результаты ребятам, работавшим с индивидуаль-

ным заданием на карточках. Поставить оценку.)

 

  1. Домашнее задание

1.      Повторить термины раздела «Лексика»

(параграфы-32-42). Параграфы повторять в

соответствии с ошибками, допущенными в тесте.

 

2.      Упражнение 332, задание 1,2 (Учебник для 5 класса

М.М.Разумовской, С.И.Львова, Москва, «Дрофа»,

 2007-2009)

Прикрепленный файлSize
Приложение 5 к.р по лексике ТЕСТ.doc29 KB
кроссворд по лексике.doc34 KB
Приложение 5 тест по лексике из 7 вопросов.doc36.5 KB
Приложение к уроку Лексика. Д.з. и др..doc34.5 KB
Приложение к уроку по лексике.doc30.5 KB