Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Употребление местоимений в речи» 6 класс

Submitted by Наталья Владимировна Севостьянова on Fri, 12/10/2012 - 19:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Севостьянова Наталья Владимировна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литертуры МАОУ "Гимназия №33", г.Пермь
Регион: 
Пермский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

связать речевой и языковой аспекты анализа материала, выделяя в качестве доминанты изучаемую в данный момент часть речи (местоимение), повторяя и углубляя ранее изученное, подготовить  учащихся к восприятию последующих тем курса.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Русский язык" 6 класс (под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта)

Используемое оборудование: 

ПК, проектор

Краткое описание: 
Урок построен в форме ОДИ (организационно-деятельностной игры), результатом которой должен стать продукт коллективного творчества. Действие происходит в НИИ ЧИМ (Научно-исследовательском институте часто используемых местоимений). НИИ состоит из 5 отделов: -исследовательского -конструкторского -планово-экономического -редакторского -экспертной группы 4 отдела получают задания по конкретным текстам для подготовки выводов, необходимых для общего исследования (составления тезисов к докладу «Использование местоимений в речи»). Экспертная группа готовит проект тезисов, используя справочную литературу, дополняя и корректируя их, исходя из выводов, сделанных во время исследования другими отделами. О результатах работы группы отчитываются на учёном совете, где им задают вопросы другие группы и учитель. При необходимости и учитель, и другие группы могут оказать помощь в выполнении задания.

Вступительное слово учителя

Я рада вас приветствовать в НИИ ЧИМ. Благодарю вас за согласие сотрудничать с нами. Местоимение – настолько популярная и часто используемая часть речи, что с ним связано очень много проблем, с некоторыми из которых вы, наверняка, уже сталкивались. Предметом нашего сегодняшнего исследования станет очень важная и ещё не до конца изученная проблема: «Значение местоимений в речи».

Представьте, что вы приглашены на научную конференцию. Но перед тем как выступить на ней, вы должны выслать тезисы своего доклада. В связи с этим стоит вспомнить, что такое тезис. (Ученики вспоминают, что тезис – это утверждение, которое можно доказать или опровергнуть, а для доклада – это основные мысли, основные положения).

 

Задания отделам (выдается на карточках):

 

Исследовательский отдел

 

  • Прочитайте текст, приведённый здесь. Это отрывок из письма К.С.Станиславского сыну. Какую проблему поднимает в письме автор? Как этот тезис связан с темой «Местоимение»? (При необходимости можно использовать опорную карточку (ОК).

 

ОК: Эгоизм (от латинского слова «ego» – я)

Альтруизм (от латинского слова« alter»– другой)

 

Текст:

«Мне очень хочется, чтобы ты воспринял свободу и самостоятельность не с внешней – глупой и эгоистической стороны (что так часто бывает в молодых годах), а с другой – важной, внутренней, альтруистической стороны. Чтобы быть свободным, надо заботиться о свободе другого».

  • Найдите в этом тексте местоимения, определите их разряды и значения. Местоимения каких разрядов не встретились в тексте?
  • Замените местоимения словами других частей речи и объясните, почему в данном тексте уместно использовать именно местоимения.
  • На основании исследования текста подготовьте материал к докладу с выводами по теме «Разряды местоимений и их значение в тексте».

 

Конструкторский отдел

 

  • Определите функции местоимений в предложениях и в тексте:

 

«Нет дня и нет ни одной минуты, чтобы во мне не жила, не звучала та песня, которую над колыбелью мне пела мать. Чем дорого мне это воспоминание? Эта песня – колыбель всех моих песен. Она та подушка, к которой я приклоню свою усталую голову, она тот конь, который везёт меня по белому свету. Она тот родник, к которому я припадаю во время жажды. Она тот очаг, который согревает меня, и тепло его я несу по жизни».

 

  • Найдите местоимения, определите их разряды и замените другими частями речи.
  • Замените вопросительное предложение сложноподчинённым, замените вопросительное местоимение относительным.
  • Сконструируйте (с учётом функций местоимений в тексте) микротекст, начало которого соответствовало бы схемам:

[Кто…]?

[           ], (кто…).

 

 

  • Подготовьте обобщение вашего исследования по теме «Функции местоимений в тексте» для общего доклада.

 

Планово – экономический отдел

 

  • Определите стили трёх текстов

 

Текст 1

Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Я полагаю, не были, туда и войти невозможно. Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку и в ту и в другую сторону лежат согнутые деревья и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.

Текст 2

Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством синонимов, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь в своей устной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме – нормам орфографии и пунктуации. Языковые нормы бывают двоякого рода. Одни из них не допускают никаких нарушений, другие предлагают выбрать наилучший вариант.

Текст 3

- Что это? Что это такое ты принёс? Зачем?

- Это вы сделали!

- Что я сделала? О чём ты?

- Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.

- Почему ты решил, что это я?

- У нас не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.

- Совсем не бывает? Как же это я так?! Что же у вас тогда бывает?

 

  • В первом тексте посчитайте общее количество слов, а затем число слов каждой самостоятельной части речи. Если сможете, выразите это в процентном соотношении.
  • Во втором и третьем текстах посчитайте общее количество слов и количество местоимений. Выразите частотность употребления местоимений в процентах.
  • Сделайте вывод о частотности употребления местоимений в текстах разного стиля и сравните её с частотностью употребления других частей речи (по первому тексту).
  • В текстах 4-6 определите стилистические оттенки значений местоимений ТЫ и ВЫ (если необходимо, воспользуйтесь ОК).

 

Текст 4

«Несколько дней, многоуважаемый Яков Петрович, я придумывал, как бы получше ответить на Ваше письмо…

…Мне стыдно, что не я первый написал Вам. Признаться, я давно уже хотел написать, да стеснялся и трусил...» (Письмо А.П. Чехова Я.П. Полонскому)

Текст 5

              Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюблённой возбудила.

Текст 6

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё…»

 

ОК: Местоимение ВЫ означает двух (или более) собеседников, может выступать вежливой формой обращения к одному лицу, а иногда приобретает обобщающее значение (это может быть обращение к любому, каждому, кто читает или слушает речь). Обобщающее значение может быть и у местоимения ТЫ.

 

  • Отдел готовит вывод для общего доклада «Функции местоимений в речи» (частотность употребления в текстах разного стиля, возможные стилистические оттенки одного и того же разряда местоимений).

 

Редакторский отдел

 

  • Найти ошибки в построении предложений. Отредактировать предложения. Обосновать своё решение.

 

  1. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
  2. Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
  3. Враг был силён, но они скоро сдались.
  4. Мать велела дочери принести себе шаль.
  5. Город красиво смотрелся со стороны реки, который расположен на зелёных холмах.
  6. Маленькая девочка нездорова. Каждый день к маленькой девочке ходит доктор Михаил Петрович, которого девочка знает давным-давно.
  7. Справа стояли высокие дома, мимо их проходили туристы.
  8. Я принёс вам чего-то.
  9. Вчера я встретил ихнего сына.

 

  • Подготовить на основании своих исследований вывод «Возможные речевые ошибки в употреблении местоимений и способы их устранения» (с использованием справочной литературы).

 

Экспертная группа

 

  • Подготовить тезисы доклада на тему «Употребление местоимений в речи» (используя справочную литературу).
  •  
  • Во время выступления групп провести экспертизу результатов и качества их работы по критериям:

- глубина;

- полнота;

- обоснованность.

 

  • Откорректировать тезисы и представить их готовый вариант для обсуждения.

 

 

Домашнее задание (на выбор):

 

  1. Подобрать несколько текстов официально-делового стиля (справки, заявления, официальные сообщения) и проследить частотность употребления местоимений в них, а также выяснить, местоимения каких разрядов преобладают.
  2. Выдвинуть и обосновать гипотезу о том, почему местоимения значительно реже используются в научном стиле, чем в разговорном.
  3. Представить, что собрались местоимения разных разрядов и затеяли спор о том, кто из них играет более важную роль в речи. Написать об этом сказку, рассказ, стихотворение или произведение любого другого жанра.
Прикрепленный файл Size
Открытый урок русского языка 6 класс Местоимение.ppt 138 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн