Вы не зарегистрированы

Авторизация



СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Submitted by Ризабек Капсикович Кенжалиев on Tue, 06/11/2012 - 12:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кенжалиев Ризабек Капсикович
Место работы, должность: 
Учитель географии и биологии. МБОУ "ЛЕБЯЖИНСКАЯ ООШ" Камызякский район.
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

: изучить строение основных отделов головного мозга; выполняемые ими функции; разъяснять особенности микроскопического строения мозга

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Базовый учебник

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин.   Биология. Человек. Дрофа, 2011.

 

Используемая методическая литература: 

 Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М. : Дрофа, 2011.Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н. И. Сонин, И. Б. Агафонова. – М. : Дрофа, 2011.Биология.  Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуева [и др.]. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002.

Используемое оборудование: 

: таблицы: «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса», «Головной мозг человека»; разборные модели головного мозга: проектор, экран, компьютер.

Краткое описание: 
I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания III. Фронтальный опрос. IV. Изучение нового материала.V. Итоги урока. Задание на дом.

 

Структура  урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

 Задание 53 в рабочей тетради     

Головной мозг оказывает большое влияние на деятельность спинного мозга. Под контролем головного мозга находятся все сложные движения: ходьба, бег, трудовая деятельность.

Спинной мозг под контролем головного мозга регулирует работу внутренних органов (сердца, почек, органов пищеварения). Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него к органам.

III. Фронтальный опрос.

1) Из каких частей состоит центральная нервная система?

(Центральная нервная система состоит из спинногои головного мозга.)

2) К какой части нервной системы относятся спинномозговые нервы?

(Спинномозговыенервы относятся к периферическойнервной системе.)

3) Где расположен спинной мозг?

(Спинной мозг расположен в позвоночном канале.)

4) Что такое серое (белое) вещество мозга, где оно расположено в спинном мозге, какие функции выполняет?

Серое  вещество,  в  форме  бабочки  состоящее из нервных клеток  - скопление  тел  нейронов спинного мозга.  Белое вещество мозга – отростки нейронов. В спинном мозге центральную часть занимает серое вещество, снаружи от серого вещества располагается белое вещество. В сером веществе спинного мозга находятся центры рефлекторных дуг ряда безусловных рефлексов, а белое вещество спинного  мозга  обеспечивает  проводящие  функции  в  самом  спинном  мозг е, а также  обеспечивают   проводящие  функции  между  спинным   и  головным   мозгом.

V. Изучение нового материала.

1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника  с. 63–68.

2. Беседа по прочитанному материалу.

– Где располагается головной мозг?

(Головной мозг располагается в полости черепа.)

– Какова масса головного мозга человека?

(Масса головного мозга человека составляет 1100–2000 г.)

– Из каких отделов состоит головной мозг?

(Головной  мозг = ствол + мозжечок + полушария большого мозга.)

– Из каких частей состоит ствол головного мозга?

(Ствол = продолговатый мозг + мост + средний мозг + промежуточный мозг.)


3. Слово учителя.

На следующем этапе урока нам предстоит более детально изучить особенности строения и функции головного мозга. Обратимся  к  тексту учебника страницы  63 –68.     Также  сайты  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057c-1000-4ddd-c492-370046bc5017/view/ , http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057f-1000-4ddd-d916-630046bc5017/view/, http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057d-1000-4ddd-a387-3c0046bc5017/view/, http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000057e-1000-4ddd-2fbd-430046bc5017/view.  Заполним,  используя данную информацию,  таблицу   « Головной мозг »

 

Отделы и части

отделов головного

мозга

 

Особенности
строения

Выполняемые функции

 

1

Ствол:

·продолговатый мозг;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·мост;

– серое вещество располагается отдельными скоплениями ядрами
(см. рис.  с. 67);

 

 

 

 

 

 

 

– место, где располагаются нервные волокна;

 

· через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля; рефлекса чихания; рефлекса слезоотделения и т. д.;

·в ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов;

· проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·средний мозг;

 

 

 

 

· промежуточный мозг

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозжечок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

                                 

                                   

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·состоит из полушарий и соединяющего их червя;

·поверхность имеет многочисленные поперечные углубления – борозды и узкие возвышения между ними – извилины. Это кора мозжечка

 

·обеспечивает рефлекторное изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света;

·проводит импульсы
к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств;

·отвечает за чувство жажды и голода; за поддержание постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы

· принимает участие в координации движения, делая их точными и целенаправленными;

· обеспечивает равновесие тела

 

 

4. Слово учителя.

        На следующем уроке мы познакомимся с еще одним самым молодым в эволюционном отношении отделом головного мозга – это полушария головного мозга. А сейчас более детально познакомимся с микроскопическим строением головного мозга. С этой целью изучим текст  с.65 « Ретикулярная формация ствола мозга » и составим краткий конспект.

Примерное содержание конспекта.

В значительной части ствола головного мозга сосредоточено множество нервных клеток с сильно развитыми отростками. Они образуют густую сеть – ретикулярную формацию.

Ретикулярная формация все время возбуждена и способна возбуждать все отделы мозга, усиливать или ослаблять их активность в зависимости от ситуации.

Например: животному грозит опасность. В этот момент у него сильно возбуждаются центры мозга, связанные с защитой, но тормозятся все остальные, не имеющие к этому отношения. Спасающееся от врага животное не будет реагировать на самую лакомую пищу.

VI. Итоги урока. Задание на дом: изучить текст учебника  с. 63–68; выполнить в рабочей тетради задание 34; устно поработать с заданиями рубрик «Проверьте свои знания»с.69учебникаи«Подумайте»с.69,http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/00000580-1000-4ddd-d607-080046bc5018/view/-интерактив;подготовитьсяк зачету по темам: »Организм человека и его строение», »Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций».

 

 


»  Размещено в сообществах:   

На: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА


Очень современный урок!Учитель использует разнообразные технологии.Много познавательного материала.Спасибо!




На: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА


Очень современный урок!Учитель использует разнообразные технологии.Много познавательного материала.Спасибо!




На: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА


Очень современный урок!Учитель использует разнообразные технологии.Много познавательного материала.Спасибо!