Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Имя прилагательное как средство выразительности

Submitted by Татьяна Николаевна Витькова on чт, 08/11/2012 - 13:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Витькова Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №4 с.Ростовановского Курского района Ставропольского края
Регион: 
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить  и закрепить знания учащихся  об эпитете; совершенствовать  умение использовать имена прилагательные, эпитеты как средство художественной изобразительности, подготовить учащихся к сочинению-описанию.

Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности,  формировать  коммуникативную   и культуроведческую  компетенций учащихся

Метапредметная: способствовать приобщению учащихся к мировому культурному наследию, к красоте как важнейшей составляющей в становлении духовного мира человека, формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как ключевые нравственные качества личности.

 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

«Русская речь» Никитиной Е.И. (УМК под редакцией Бабайцевой В.В.).

Используемое оборудование: 

Картины И.Грабаря «Февральская лазурь», «Иней», И. Коровина «Зимой», А.Пластова «Первый снег»,  К.Юона  «Русская зима. Лигачёво», «Конец зимы»; музыка Вивальди, Чайковского; КП; толковые словари, словарь эпитетов

Краткое описание: 
Творческая мастерская о прилагательном, его роли в языке готовит к сочинению -описанию зимнего пейзажа

 

Конспект творческой мастерской «Имя прилагательное как средство выразительности».

( 2 часа)

 

Цель урока:

Предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить  и закрепить знания учащихся  об эпитете; совершенствовать  умение использовать имена прилагательные, эпитеты как средство художественной изобразительности, подготовить учащихся к сочинению-описанию.

Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности,  формировать  коммуникативную   и культуроведческую  компетенций учащихся

Метапредметная: способствовать приобщению учащихся к мировому культурному наследию, к красоте как важнейшей составляющей в становлении духовного мира человека, формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как ключевые нравственные качества личности.

 

Оборудование:  Картины И.Грабаря «Февральская лазурь», «Иней», И. Коровина «Зимой», А.Пластова «Первый снег»,  К.Юона  «Русская зима. Лигачёво», «Конец зимы»; музыка Вивальди, Чайковского; КП; толковые словари, словарь эпитетов; учебник «Русская речь» Никитиной Е.И. (УМК под редакцией Бабайцевой В.В.).

Ход урока.

 

!. Выразительное чтение подготовленным учащимся  стихотворения А.С.Пушкина                          

   «Зимнее утро».

2. Вступительное  слово учителя

В нашей сегодняшней мастерской главные действующие лица – писатели, художники, композиторы, которые признавались в  своей любви зиме.

Художники не могли не изобразить удивительное время года. Вот несколько примеров. (Слайды компьютерной презентации)

   - Как вы думаете, с каким чувством А.С.Пушкин, чьё стихотворение вы сегодня слушали,  и художники изображают зиму? 

Наша задача сегодня на уроке  – учиться великому мастерству видеть красоту и умению  запечатлеть её  удивительно точным, выразительным, гибким русским словом, роскошным языком, который невозможно представить без имени прилагательного.

3. Беседа с учащимися.

      - Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

  • Имена прилагательные помогают выделить предмет в ряду однородных предметов.
  • Имена прилагательные помогают описать предмет, передать его красоту, яркость, разнообразие и дать ему оценку.
  • Имена прилагательные помогают нарисовать в художественных текстах словесную картину, используются при описании чувств, душевных переживаний.
  • Имена прилагательные делают нашу речь живописной и выразительной.

 

      - Вспомним наше путешествие в Эпитландию.  Что такое эпитет? Какие эпитеты называются изобразительными  и выразительными?

 

4. Анализ художественных  текстов. Работа над эпитетами.

  - Запишите эпитеты,  прилагательные  и существительные, выражающие ваше отношение к зиме.

 

Сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, весёлая, волшебница, колдунья, чародейка, красавица…

- А теперь перейдём к изобразительным эпитетам. Прочитаем текст из повести  

    А.Н.Толстого «Детство Никиты».

 

День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми  облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.

 

- Выпишите эпитеты вместе с существительными, к которым они относятся. Что значит мглистый день? (словарь)   Какие  эпитеты показались самыми яркими?  Какую картину они рисуют?

- Какой день нарисован на картине И.Грабаря «Февральская лазурь»?

- Прочитаем в толковом словаре, что значит лазоревый, лазурный. Что на картине Грабаря лазурного цвета? Но художник, передавая восхищение красотой зимнего дня, использовал и другие краски: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

      

 - Почему берёзы жемчужные? Что значит сапфировый, лиловый? (сообщение  подготовленного  учащегося)

 - Давайте подберём  и запишем  эпитеты к словуснег. 

  Белый, блестящий, поблёскивающий, сиреневый. лазурный, мягкий , пушистый…

                      

- А теперь обратимся к помощи Мастера. Читаем текст И.Бунина.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

    Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо.

 

- Каков снег в тексте И.Бунина?  (запись в тетради)

-Какой эпитет к слову небо кажется вам самым ярким?

- Эпитеты при описании зимнего дня можно подбирать до бесконечности. Ведь каждый зимний день неповторим. Надо только научиться замечать это. А может ли быть зима ароматной?

Репродукция картины А.Пластова «Первый снег».

 - Что удивляет, поражает на картине А.Пластова?

 Текст Надеждиной «Когда снег белый и чистый».

- Какие выражения к слову снег мы добавим, запишем в тетрадь, говоря о снежинках?

 

5. Физминутка                                                                         

6. Анализ художественных  текстов. Работа учащихся в группах. Беседа с учащимися.

- Какие средства выразительности, помимо эпитетов, вы знаете?

- Какие средства выразительности использованы в следующих текстах? Запишите тексты, укажите средства выразительности.

  • Вечер зацветал на закате голубым снегом, розовым лесом, а небо кругом горело. (М.Пришвин)
  • Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М.Пришвин)

-  Запишите эпитеты к слову солнце, которые  определят зимнее солнце.

   (багровое, багряное, красное, рубиновый глаз, низкое, холодное, негреющее…)

  • Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь (Н. Рубцов)

 - Запишите строчку из стихотворения  Н.Рубцова. Укажите средства выразительности.

И.Шмелёв 

- Как описана зимняя ночь Шмелёвым? Какие слова в описании звёзд показались самыми яркими? Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие? Как вы понимаете сравнение?

 …Красота-то какая! Первая звезда, а вон - другая…Звёзд всё больше. А  какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зелёный, в стрелках.

  …Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.

  … А воздух… синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…

 

7. Анализ синтаксических средств выразительности.

  • Серебристый нетронутый снежок.
  • Солнечное морозное утро.
  • Первый морозец.
  • Морозная тишина.

 - Что объединяет эти предложения с точки зрения синтаксической?

  • Вывод:  В текстах - описаниях такие предложения служат средством живописания и эмоциональной оценки.

 

8. Подведение итогов.

    - О каких средствах выразительности мы сегодня говорили?

    - Какой частью речи чаще всего выражен эпитет? Сделайте вывод о роли

       прилагательных в тексте.

  • Употребление имен прилагательных придает речи точность, меткость и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность и яркость, а также передать настроение писателя или поэта.

- В каком стиле речи чаще всего употребляются прилагательные?

  В текстах какого типа речи чаще используются прилагательные?

9. Задание на дом, его объяснение.

На дом . Сочинение – описание в художественном стиле.

  • Вид из моего окна.
  • Морозные узоры на моём окне.
  • Любимый уголок природы зимой.
  • Каким я видел (небо, месяц, солнце) вчера(сегодня, однажды) утром (в полдень, вечером)
  • Деревья в снегу( в инее).
  • Аллея в зимнем парке.
  • Морозный вечер.
  • Падающие снежинки.

 

 

10.  Рефлексия.«Заверши фразу»   (записи  учащихся)

 

 

Во время урока я научился (-лась)

 

 

Во время урока я почувствовал (а)

 

Урок  заставил  меня задуматься…

 

 

На занятии мне особенно понравилось….

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн