Официальный сайт 70rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Древние корни народного искусства

Данные об авторе
Автор(ы): 
Щёголева Ирина Гурьевна
Место работы, должность: 

учитель изобразительного искусства МБОУ "Гатчинская СОШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Познакомиться с русскими народными традициями, узнать мир русской деревни, представить в воображении, что картина мира русской крестьянской семьи отражалась в жизни крестьянской общины и в простом деревянном доме, построенном руками семьи крестьянина.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Н.А. Горяева, О.В. Островская. ( Для 5 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2001)

Используемое оборудование: 

Мультимедийное оборудование

Краткое описание: 
<p> Ученики 5 класса по группам рассказывают о народных календарных праздниках на Руси.</p>
5 класс, 1 четверть, 9 урок Урок: "Народные празднества" Задачи: • Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве. • Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и в народной жизни. • Узнать особенности русской традиции народных гуляний, ярмарок. Зрительный ряд: Презентация «Народные празднества». Музыкальное сопровождение – русская народная музыка. ХОД УРОКА Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы завершаем 1 четверть и цикл уроков, посвящённых древним корням народного искусства. Мы говорили с вами о том, как отражаются в предметах быта русского крестьянина представления людей прошлого о мире, о силах природы, о красоте родного края. Так же как и крестьяне в эту пору, середину осени , когда уже собран урожай, все сельскохозяйственные заботы справили, мы собираемся на ярмарку. Где и товар свой покажем, и на других посмотрим. Презентация «Народные празднества» (слайды 1- 4). Учитель: Первая группа специально подготовила рассказ об осенних праздниках и приглашает нас побывать на осенней ярмарке. Звучит музыка, выходит группа учеников с первым заданием. Учащиеся: Мы расскажем про осенние праздники. Учитель: Так повелось на Руси, что праздники, ярмарки проводились по сезонам либо после всех хозяйственных работ в поле , как осенью, либо перед работами, как бы приветствуя новый урожай, новые хлопоты и надежды. Презентация «Народные празднества» ( слайды 5-6). Учитель: Вторая группа и расскажет какие праздники радовали стар и млад зимой. Звучит музыка, выходит группа учеников со вторым заданием. Учащиеся: Мы расскажем про зимние праздники. Учитель: Посмотрим как встречали весну на Руси. Презентация «Народные празднества» ( слайды 7-8 ). Звучит музыка, выходит группа учеников с третьим заданием. Учащиеся: Мы расскажем про весенние праздники. Учитель: Хорошо, спасибо! Горячая пора наступала в первые летние дни, хлопот на огороде и в поле было предостаточно. Но народная традиция , сохранившаяся за сотни лет, встречать лето Красное осталась в памяти и сегодня. Троицын день и праздник Ивана Купалы светло проникают в русскую душу с верой в счастье, в надежду мира для людей и любовь ко всему живому на Земле. Презентация «Народные празднества» ( слайд 9 ). Звучит музыка, выходит группа учеников с четвёртым заданием. Учащиеся: Мы расскажем про летние праздники. Учитель: Какое значение имели народные праздники в древней Руси? Учащиеся: - На праздниках люди наряжались и показывали товар «лицом». - Народные гуляния показывали, что народ – это единое целое. - Праздники подводили итог работы земледельцев. - Люди чувствовали радость одинаково, им хотелось танцевать, петь, играть. - Праздники были заслуженным отдыхом, после тяжёлых сельских работ. Учитель: Какое главное чувство переживали на праздниках люди? Учащиеся: Радость, единство, общность. Учитель: Жизнь русского крестьянина была непростая, но стремление к общей радости и общему процветанию лежит в основе понимания жизни « на миру», среди людей, в общине. Эта традиция сохраняется и по сей день. Тем и бывает крепка страна, в которой каждый гражданин чувствует себя частью общей большой семьи – России. Чему учат нас с вами народные традиции праздников? Учащиеся: - Жить вместе со всеми, дружить. - Помогать, трудиться вместе, преодолевать трудности. Учитель: Какой танец объединяет всех? Символом чего он является? Учащиеся: - Хоровод. - Хоровод – символ Солнца. Символ дружбы и счастья. Учитель: Встаём все в хоровод и с поём осеннюю урожайную песню с пожеланиями здоровья, счастья и процветания всем. Хоровод. (Запись русской хороводной песни). Учитель: Вот таким весёлым хороводом завершаем тему 1 четверти. Урок окончен. Задания группам: 1. Найти материал об осенних праздниках на Руси : какую одежду надевали на ярмарку, какие товары в основном приобретали на ярмарке, в какие игры играли дети, какие развлечения были на ярмарках. Расскажите о том, что узнали, как участники праздника : « Довелось мне доехать до Нижегородской ярмарки …». 2. Найти материал о Рождестве и Святках, как отмечали праздники, какие песни-колядки пели, какие поделки-украшения делали. Расскажите о том, что узнали в качестве семейной традиции: «Исстари в нашей семье под Рождество …». 3. Найти материал о Масленице, какие действия и развлечения обязательно происходили на гуляниях. Расскажите о том, что узнали, если бы вы побывали в гостях у своей родни : «А на Масленицу гостила я у своей тётушки в Ростове…». 4. Найти материал о летних праздниках, как украшали церкви, дома, какое угощение готовили специально. Расскажите о том, что узнали, и проведите с нами игру . Приложение. Обряд. Только девушки Жительница села Тарбагатай А.Е. Рупышева (1934 г.) рассказывает: «На Духов день ходили хороводиться, играли «А мы просо сеяли». Игра начинается вечером, на лужайке или берегу реки. Девушки делятся поровну на две партии и встают в линии друг против друга. Начинается песня, и первая линия двигается со слов: «А мы просо сеяли». Вторая линия стоит на месте. Первая линия наступает на вторую и проходит половину пути до второй линии. Заканчивает двигаться со словами «сеяли». На припев: «Ходим ладом, сеяли» двигается обратно. На вторую строфу: «А мы просо вытопчем» вторая линия идет навстречу первой и проделывает тот же путь. И так - до слов: «Отворяйте воротца! Принимайте девицу!», когда одна девушка из первой линии переходит во вторую. После перехода первая линия поет: «В нашем полку убыло». А вторая: «В нашем полку прибыло». Затем все повторяется до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на другую». Слова песни «А мы просо сеяли» таковы: - А мы просо сеяли, сеяли, Ходим ладом, сеяли, сеяли. - А мы просо вытопчем, вытопчем, Ходим ладом, вытопчем, вытопчем. - А чем же вам вытоптать, вытоптать, Ходим ладом, вытоптать, вытоптать? - А мы ее конями, конями, Ходим ладом конями, конями. - А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем, Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем. - А мы коней выкупим, выкупим, Ходим ладом, выкупим, выкупим. - А чем же вам выкупить, выкупить, Ходим ладом, выкупим, выкупим? - А мы дадим сто рублей, сто рублей, Ходим ладом, сто рублей, сто рублей. - Нам не надо тысячу, тысячу, Ходим ладом, тысячу, тысячу. - А чего же вам надобно, надобно, Ходим ладом, надобно, надобно? - А нам надо девицу, девицу, Ходим ладом, девицу, девицу, - А каку ж вам девицу, девицу, Ходим ладом девицу, девицу? - А нам надо Валечку, Валечку, Ходим ладом, Валечку, Валечку. - Она у нас добрая, добрая, Ходим ладом, добрая, добрая. - А мы ее полюбим, полюбим, Ходим ладом, полюбим, полюбим. - Открывайте ворота, принимайте девицу! - В нашем полку прибыло, прибыло, Ходим ладом, прибыло, прибыло. - В нашем полку убыло, убыло, Ходим ладом, убыло, убыло.» Музыкальное сопровождение : «Гусельки». ( Детское издательство «Елена»).

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн