Вы не зарегистрированы

Авторизация



Психолого-педагогическое сопровождение ГИА

Ответов - 7
Алена Васильевна Захарова
Фото пользователя Алена Васильевна Захарова
На сайте с: 17/06/2009
Баллы: 270
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 52 weeks назад.

Уважаемые коллеги, на данной странице вы можете представить опыт организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке и проведении итоговой аттестации. 

Екатерина Анатольевна Степанцова
Фото пользователя Екатерина Анатольевна Степанцова
На сайте с: 27/06/2009
Баллы: 118
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 50 недель назад.
На: Психолого-педагогическое сопровождение ГИА

 

Подготовка  к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ и ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ и ГИА.

Подготовка к ЕГЭ и ГИА, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, старшеклассники посещают курсы, покупают различные пособия для подготовки к ЕГЭ. Родители нанимают репетиторов. Все направлено на достижение поставленной цели – сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Процедура прохождения ЕГЭ и ГИА – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников  являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:

-  стресс незнакомой ситуации;

- стресс ответственности перед родителями и школой.

Степанцова Е.А.

Елена Николаевна Ерокина
Фото пользователя Елена Николаевна Ерокина
На сайте с: 07/04/2009
Баллы: 1144
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 28 недель назад.
На: Психолого-педагогическое сопровождение ГИА

Советы психолога

Мысленные стратегии преодоления страха при подготовке к экзаменам.

Вызывающие страх мысли

Рациональные спасительные мысли

Я должен был значительно раньше начать готовиться, теперь мне просто не хватит времени для основательной подготовки.

Мне не помогут упреки за ошибки в прошлом. За каждый день занятий я приобретаю все больше знаний. Если я не смогу восстановить пропущенное, то я пойду на экзамен с некоторыми пробелами в знаниях. Есть люди, которые, несмотря на пробелы в знаниях, выдерживают экзамен. Я сейчас же сажусь и учу, и уже это будет полезнее для дела, чем мои переживания.

Я слишком глуп, чтобы понять этот материал.

Я все же на данный момент что-то знаю. Если этот материал мне и трудно дается, то это не значит, что я глуп. Просто мне нужно немного побольше времени, чтобы хорошо это понять. Если я буду внушать себе, что я глупый, то это мне прибавит еще больше трудностей. Я немедленно сяду и буду прорабатывать необходимый материал страницу за страницей.

В мою голову ничего больше не может войти.

Мой мозг может усвоить очень много информации. Если я в данный момент ничего больше не могу усвоить, это значит, что моя голова должна отдохнуть.  Поэтому я сделаю теперь перерыв и отдохну или займусь чем-нибудь другим. Если я себе внушаю, что ничего больше не могу освоить, этим я затрудняю процесс усвоения.

Я обязательно провалюсь на экзамене.

Сколько людей сдавали экзамены – и мои родители, и мои учителя, и все взрослые, кого я знаю. И все прошли через это испытание благополучно. Не я первый, не я последний. Как ни упирайся, из школы тебя все равно выпустят. Неотвратимо настанет день, когда все будет позади.

 

Елена Николаевна Ерокина
Фото пользователя Елена Николаевна Ерокина
На сайте с: 07/04/2009
Баллы: 1144
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 28 недель назад.
На: Психолого-педагогическое сопровождение ГИА

Классный руководитель,являясь своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива, может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру» (Н.Е.Щуркова), классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем  индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.

Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ГИА предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:

1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;

2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;

3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;

4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

Работа классного руководителя с учащимисявключает следующие направления:

1.     вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы;

2.     организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог - позитивное отношение школьников к проведению ГИА в регионе;

3.      проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль.

Работа классного руководителя с учителями-предметникамисостоит в:

1.     содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;

2.     отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;

3.     организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;

4.     организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

Работа классного руководителя с родителямизаключается:

1.     в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,

2.     в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимся ГИА,

3.     в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,

4.     в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ГИА.

Екатерина Анатольевна Степанцова
Фото пользователя Екатерина Анатольевна Степанцова
На сайте с: 27/06/2009
Баллы: 118
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 50 недель назад.
На: Психолого-педагогическое сопровождение ГИА

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

Степанцова Е.А.

Евгения Васильевна Ерёмкина
Фото пользователя Евгения Васильевна Ерёмкина
На сайте с: 15/03/2010
Баллы: 87
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 23 часов назад.
На: Психолого-педагогическое сопровождение ГИА

 

Важным шагом к успеху на экзамене является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать детей на успех, удачу.

Известно, что одна из причин, мешающих тревожным детям результативно выполнить задание, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, каковы последствия их неудачи в этой деятельности. Поэтому неэффективно ставить перед ребенком цель типа «Ты должен получить отличную оценку» или «Ты должен ответить, во что бы то ни стало», лучше сформулировать ее конкретно: «Ты сможешь справиться с этим заданием».

Небольшим и простым приемом саморегуляции эмоционального состояния может послужить способ «сосчитать до десяти, прежде чем начать действовать».

Ерёмкина Е.В.

Екатерина Анатольевна Степанцова
Фото пользователя Екатерина Анатольевна Степанцова
На сайте с: 27/06/2009
Баллы: 118
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 50 недель назад.
На: Психолого-педагогическое сопровождение ГИА

 

Считаю, что основным, наиболее важным направлением подготовки является психологическое просвещение и профилактика для выпускников.

Для всех учащихся - 9, 11 классов во втором полугодии будут проводиться занятия «Как готовиться к экзаменам»,  «Как справиться с тревогой». На занятиях будут обсуждаться вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приёмы снижения экзаменационной  тревожности , как организовать день на кануне экзамена, настроить свои мысли на успех, как вести себя на Экзамене, использовать полезные ссылки на  Интернет-ресурсы по подготовке к ЕГЭ.

Занятия будут проводиться не только в форме беседы. К примеру, практикум «Как организовать свое время?» включает составление плана подготовки к Экзаменам на два месяца и распределение нагрузки в течение недели. Учащиеся заполняют таблицу по дням недели  и разделам «утро, день, вечер». На каждый день записывают, какой предмет, в какое время и в какой форме (курсы, консультация или самоподготовка) готовиться. Такая форма работы помогает учащимся организовать свою деятельность, спланировать занятия, снизить нагрузки, распределить подготовку к экзаменам и подготовку домашних заданий, выделить время отдыха.

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата.

Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины, экзамена, снижение родительской тревоги.

На родительских собраниях будут даны рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов, розданы  советы и рекомендации в виде листовки.

Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах.

 

Степанцова Е.А.

Екатерина Анатольевна Степанцова
Фото пользователя Екатерина Анатольевна Степанцова
На сайте с: 27/06/2009
Баллы: 118
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 50 недель назад.
На: Психолого-педагогическое сопровождение ГИА

Сайт школьного психолога. "Для тех, кто сдаёт экзамены"    

http://stepancova.volsk-sch11.edusite.ru/p6aa1.html        

Степанцова Е.А.