Методическая разработка урока математики Тема «Движение. Равенство фигур» 8 класс
Ход урока:
1 блок:актуализация знаний
Предлагается группам из 4 учащихся выполнить задания на альбомных листах:
1 группа: построить фигуру центрально симметричную равнобедренному треугольнику МНК относительно точки К, какая образовалась фигура, какие использовались свойства.
2 группа: постройте фигуру, полученную поворотом на угол 45 градусов вокруг точки пересечения его диагоналей, какая образовалась фигура, какие использовались свойства
3 группа: постройте ось симметрии, зная положение двух симметричных относительно нее точек М и М1
4 группа:(для сильных учащихся) докажите, что если в четырех угольнике CDEFпрямые c,d, проходящие через диагонали, являются осями симметрии, то это ромб.
Далее идет обсуждение работы. Учащиеся повторяют алгоритм построения данного движения и использование при доказательстве движения.
2 блок:новое
Слово учителя: рассмотренные выше преобразования плоскости обладают одним общим свойством - они сохраняют расстояния между точками. Такие преобразования называют движениями.
Движением называется преобразование плоскости, сохраняющее расстояния между точками, т. е. если точкиA,Dпереводятся в точки A1,D1 соответственно, то AD=A1D1.
Пусть одно движение переводит точку А вА1, а другое движение переводит точку А1 в А2. Тогда преобразование плоскости, при котором точке А сопоставляется точка А2, называется композицией движений. Оно получается последовательным выполнением двух данных движений.
Свойство 1. Композиция движений является движением.
Свойство2.Движение переводит прямые в прямые, лучи в лучи, отрезки в отрезки.
Свойство3.При движении сохраняются углы.
3 блок:закрепление.
Вопросы учащимся:
-могут ли пи движении разные точки переходить в одну,
- докажите, что движение переводит окружность в окружность того же радиуса,
-пусть движение переводит отрезок АВ в отрезок А1В1.докажите, что середина С отрезка АВ перейдет в серединуС1 отрезка А1В1.
4 блок:это интересно
Выступление учащихся по теме «Паркеты», в котором было дано определение паркета, правильного паркета, примеры правильных паркетов. (смотретьприложение № 1, № 2). Были предложены вопросы:
- можно ли составить паркеты из правильных пятиугольников, шести угольников , семиугольников.
-можно ли заполнить плоскость треугольником произвольной формы.
Выводы: движения- важная часть предмета геометрии, с помощью движения можно решать задачи. Движения встречаются в окружающей нас обстановке, например- паркеты.
5 блок:подведение итогов урока.
Закончить предложения:
- движением называется…..
-примерами движений являются…
-движение переводит прямые в…
-две фигуры называются равными…
- композицией движений является …
-два треугольника равны в том и только в том случае …