Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Наука и образование первой половины 19 века.

Фото пользователя Лилия Владимировна Иванова
Submitted by Лилия Владимировна Иванова on чт, 23/04/2009 - 21:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Лилия Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "Туршинская основная общеобразовательная школа", учитель истории и обществознания
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине 19 века, а также с достижениями российсой науки в это время.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

П.Н.Зырянов. История России. 19 век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

Используемая методическая литература: 

Е.В.Колганова, Н.В.Сумакова. Поурочные разработки по истории России. 19 век. Москва "ВАКО" 2007г.

Используемое оборудование: 

1. Таблица "Система образования в начале 19 века".

2. Таблица " Сословность в общеобразовательной школе"

Краткое описание: 
План урока: 1. Проверка домашнего задания. 2. Система образования в первой половине 19 века. 3. Грамотность в России. 4. Развитие наук в России. 5. Закрепление изученного.

 

Задачи: Общеобразовательные:
1.Иметь представление об образовательной системе Российской империи в первой половине 19 века.
2. Знать имена научных деятелей 19 века и их достижения.
Воспитательные:
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся.
2. Развитие работоспособности, профилактики переутомления.
3. Воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и истории в частности.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы.
2. Развитие умения выделять главное, обобщать, уметь сравнивать, излагать материал.
3. Развитие интеллектуальных способностей.
План урока: 1. Проверка домашнего задания.
2. Система образования в первой половине 19 века.
3. Грамотность в России.
4. Развитие наук в России.
5. Закрепление материала.
Новые термины и даты: гимназия, приходское училище, уездное училище, сословность образовательной системы.
Оборудование: портреты российских ученых и первооткрывателей первой половины 19 века.
Ход урока:
1.      Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
1.      Каковы были настроения русского общества после подавления восстания декабристов?
2.      Как проявляются оппозиционные настроения?
3.      Что такое теория официальной народности? Кто её автор? С какой целью она была создана?
4.      Когда в России оформились течения западников и славянофилов? Кто были их идеологи и представители? В чем сущность разногласий между западниками и славянофилами?
5.      Когда в России начинают распространяться социалистические теории? Что такое социализм?
6.      Кто является основателем «русского социализма?»
7.      Представители всех направлений общественной мысли обращались к идее «народности». Как понимали этот термин представители каждого направления?
2.      Система образования в первой половине 19 века.
 
 

Система образования в начале 19 века

 
Общеобразовательная школа
 
Гимназия (7 лет)
Уездные училища (3года)
Приходские училища (1 год)
 
Высшая школа
 
Университеты
Академии

 

 
Работа со схемой «Система образования в начале 19 века».
- Подумайте, что обозначает вертикальное расположение учебных заведений? (Наличие преемственности.)
В гимназии принимались дети по окончании  уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети «всякого сословия» без различия «пола и лет». Они создавались как в городе, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.
В первой половине 19 века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей. Поэтому с 1804 года при университетах были открыты педагогические институты.
При Николае 1 в 20-е годы был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определить перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.
Работа с документом. В рескрипте Николая 1 от 19 августа 1827 года сказано, что «предметы учения и самые способы преподавания» должны быть «соображаемы с будущим предназначением обучающихся». Необходимо, чтобы в будущем учащийся « не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем суждено ему оставаться».
- Как вы понимаете слова документа?
В итоге преобразований Николая 1 по – прежнему сохранились три ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно – обособленной.
Работа со схемой «Сословность в общеобразовательной школе».

Общеобразовательные

учреждения
 
Приходские училища
Для детей «самых низших состояний»
Уездные училища
Для детей купцов, ремесленников и других городских жителей.
Гимназии
Для детей дворян, купцов, чиновников.

 

 
 
Учащиеся разбиваются на группы по 2 -3 человека, готовят в течение 5 -7 минут интервью с учеником приходского училища, уездного училища и гимназии (интервью о месте обучения, о предметах, учителях, дальнейших перспективах получения образования). Свои ответы озвучивают первые, наиболее быстро подготовившиеся группы ( работа с текстом учебника).
3. Грамотность в России.
В первой половине 19 века в связи с внедрением научных и технических новшеств в производство возрастает потребность в грамотных, образованных людях. Поэтому увеличивается число технических учебных заведений, появляются ведомственные школы (Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и т.д.).
- Вспомните, внедрение каких технических изобретений происходит в первой половине 19 века?
Вывод: Несмотря на известное расширение системы образования в России уровень грамотности к 50- м годам 19 века не превышал 1%. В основном грамотными были представители дворянского сословия.
4.      Развитие наук в России.
1.      Работа с учебником.
-Естественно – математические науки (прочитать в учебнике)
- Назовите изобретения и их значение. Каким образом изобретения ученых были связаны с потребностями экономики?
- Знакомство с дополнительным материалом (знакомит ученик).
- Вывод: первая половина 19 в. – время становления отечественной исторической науки. Событием не только исторической науки, но и общественно – культурной жизни России стала «История государства Российского» Н.М.Карамзина.
- Сообщение учащегося о Н.М.Карамзине.
 
 
 
 
КАРАМǘИН Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель, почетный член Российской АН (1818). Создатель «Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-03).
* * *
КАРАМǘИН Николай Михайлович [1 (12) декабря 1766, село Михайловка (Преображенское) Бузулукского уезда Симбирской губернии (по другим данным — село Богородское Симбирского уезда Симбирской губернии) — 22 мая (3 июня) 1826, Петербург, Таврический дворец], российский историк, писатель, реформатор русского языка; журналист и издатель.
Детство, учение, окружение
Родился в семье помещика среднего достатка Симбирской губернии М. Е. Карамзина. Рано потерял мать. С самого раннего детства начал читать книги из библиотеки своей матери, французские романы, «Римскую историю» Ш. Роллена, сочинения Ф. Эмина и др. Получив первоначальное образование дома, учился в дворянском пансионе в Симбирске, затем — в одном из лучших частных пансионов профессора Московского университета И. М. Шадена, где в 1779-1880 изучал языки; слушал также лекции в Московском университете.
В 1781 начал службу в Преображенском полку в Петербурге, где подружился с А. И. и И. И. Дмитриевыми. Это — время не только напряженных интеллектуальных занятий, но и удовольствий светской жизни. После смерти отца Карамзин вышел в отставку в 1784 поручиком и более никогда не служил, что воспринималось в тогдашнем обществе как вызов. После недолгого пребывания в Симбирске, где он вступил в масонскую ложу, Карамзин переехал в Москву и был введен в круг Н. И. Новикова, поселился в доме, принадлежавшем новиковскому Дружескому ученому обществу (1785).
1785-1789 — годы общения с Новиковым, в это же время он также сблизился с семьей Плещеевых, а с Н. И. Плещеевой его долгие годы связывала нежная платоническая дружба. Карамзин издает свои первые переводы и оригинальные сочинения, в которых отчетливо виден интерес к европейской и русской истории. Карамзин — автор и один из издателей первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789), основанного Новиковым. Чувство благодарности и глубокого уважения к Новикову Карамзин сохранит на всю жизнь, выступая в последующие годы в его защиту.
Европейское путешествие,
литературная и издательская деятельность
Карамзин не был расположен к мистической стороне масонства, оставаясь сторонником его деятельно-просветительского направления. Возможно, охлаждение к масонству стало одной из причин отъезда Карамзина в Европу, в которой он провел более года (1789-90), посетив Германию, Швейцарию, Францию и Англию, где он встречался и беседовал (кроме влиятельных масонов) с европейскими «властителями умов»: И. Кантом, И. Г. Гердером, Ш. Бонне, И. К. Лафатером, Ж. Ф. Мармонтелем и др., посещал музеи, театры, светские салоны. В Париже он слушал в Национальном собрании О. Г. Мирабо, М. Робеспьера и др., видел многих выдающихся политических деятелей и со многими был знаком. Видимо, революционный Париж показал Карамзину, насколько сильно на человека может воздействовать слово: печатное, когда парижане с живейшим интересом читали памфлеты и листовки, газеты; устное, когда выступали революционные ораторы и возникала полемика (опыт, которого нельзя было приобрести в России).
Об английском парламентаризме Карамзин был не слишком восторженного мнения (возможно, идя по стопам Руссо), но очень высоко ставил тот уровень цивилизованности, на котором находилось английское общество в целом.
«Московский журнал» и «Вестник Европы»
Вернувшись в Москву, Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791-92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.
Откликом Карамзина на переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол Александра I стало воспринимавшееся как собрание примеров молодому монарху «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802), где Карамзин выразил свои взгляды о существе монархии в России и обязанностях монарха и его подданных.
Интерес к истории мировой и отечественной, древней и новой, событиям сегодняшнего дня превалирует в публикациях первого в России общественно-политического и литературно-художественного журнала «Вестник Европы», издававшегося Карамзиным в 1802-03. Он опубликовал здесь и несколько сочинений по русской средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.), свидетельствующих о замысле масштабного исторического труда, а читателям журнала предлагались отдельные его сюжеты, что позволяло изучать читательское восприятие, совершенствовать приемы и методы исследования, которые затем будут использованы в «Истории государства Российского».
Исторические труды
В 1801 Карамзин женился на Е. И. Протасовой, умершей через год. Вторым браком Карамзин был женат на сводной сестре П. А. Вяземского, Е. А. Колывановой (1804), с которой прожил счастливо до конца дней, найдя в ней не только преданную жену и заботливую мать, но и друга и помощника в исторических занятиях.
В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского», оказавшей значительное влияние на русскую историческую науку и литературу, позволяющей видеть в ней одно из заметных культурно-формирующих явлений не только всего 19 в., но и 20. Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, Карамзин успел довести «Историю» до Смутного времени. Это составило 12 томов текста высоких литературных достоинств, сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических примечаний, в которых были опубликованы и проанализированы исторические источники, сочинения европейских и отечественных авторов.
При жизни Карамзина «История» успела выйти двумя изданиями. Три тысячи экземпляров первых 8 томов первого издания были раскуплены меньше чем за месяц — «пример единственный в нашей земле», по словам Пушкина. После 1818 Карамзин опубликовал 9-11 тома, последний, 12 том вышел уже после смерти историографа. «История» несколько раз издавалась в 19 в., а в конце 1980—1990-х годов вышло более десяти современных изданий.
Взгляд Карамзина на обустройство России
В 1811 по просьбе великой княгини Екатерины Павловны Карамзин написал записку «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой изложил свои представления об идеальном устройстве Российского государства и подверг резкой критике политику Александра I и его ближайших предшественников: Павла I, Екатерину II и Петра I. В 19 в. эта записка не была ни разу опубликована полностью и расходилась в рукописныхсписках. В советское время она воспринималась как реакция крайне консервативного дворянства на реформы М. М. Сперанского, однако при первой полной публикации записки в 1988 Ю. М. Лотман вскрыл ее более глубокое содержание. Карамзин в этом документе выступил с критикой неподготовленных реформ бюрократического характера, проводимых сверху. Записка остается в творчестве Карамзина самым полным выражением его политических взглядов.
Карамзин тяжело пережил кончину Александра I и особенно восстание декабристов, которому был свидетелем. Это отняло последние жизненные силы, и медленно угасавший историограф скончался в мае 1826.
Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным до сих пор.
5.      Закрепление материала.
Беседа с учащимися.
- Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине 19 века?
- Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие.
Домашнее задание
1.      пар. 15.
2.      Работа с контурной картой и учебником (заполни контурную карту «Русские первооткрыватели и путешественники в первой половине 19 века»).

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн