Вы не зарегистрированы

Авторизация



Типы химических реакций

Фото пользователя Светлана Дмитриевна Мухамедзянова
Submitted by Светлана Дмитриевна Мухамедзянова on вс, 20/01/2013 - 19:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мухамедзянова Светлана Дмитриевна
Место работы, должность: 
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Советская средняя общеобразовательная школа №2»
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

 

Триединая дидактическая цель урока:

 

Предметная: актуализация знаний обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций.

Методологическая: развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных.

Метапредметная: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении химических реакций.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК О.С.Габриеляна

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, экран

Краткое описание: 
Нестандартный урок – игра – путешествие. Данная форма позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы. На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез. Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся, выполняющих одинаковые или разные задания, направленные на получение более широкого круга информации.

 

УРОК ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ В 8 КЛАССЕ.

 

Тема: «ТИПЫ  ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

 

Аннотация

Нестандартный урок – игра – путешествие. Данная форма позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы.

На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.

Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная  работа обучающихся, выполняющих одинаковые или разные задания, направленные на получение более широкого круга информации.

 

 

Триединая дидактическая цель урока:

 

Предметная: актуализация знаний обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций.

Методологическая: развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных.

Метапредметная: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении химических реакций.

 

Задачи:

 

  1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций,
  2. Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
  3. Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления обучающихся.

 

Планируемые результаты:

урок должен помочь обучающимся восьмого класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

 

     1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

      2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.

      3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

     4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

 

Форма учебного процесса: классный урок.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся.

 

Вид урока: урок игра – путешествие.

 

Оборудование: изображение горы на доске, таблички с названиями этапов: ШИФРОВКА, УГАДАЙ СЛОВО, ПИСЬМО, мультимедийный проектор, электронная презентация, экран.

 

На столах обучающихся: ящики с лабораторным оборудованием ящики с лабораторным оборудованием, карта ориентировочной основы действий (ООД), условные знаки поездов (красный кружок и зеленый треугольник); шифровка № 1, № 2, анкеты для обучающихся.

 

 

I.          Организационный момент.

1.      Приветствие.

 

II.       Сообщение темы, цели урока, мотивация учения учащихся.

 

Учитель:

- Эти явления знаете вы

В природе и в нашем быту встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

Образуются всегда – новые вещества.

 

- Что же это за явления?

 

Учащиеся:

- Химические реакции

 

Учитель:

- Тема нашего урока «Типы химических реакций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения, кроме того,  хорошо овладев этой темой, для вас не составит труда осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи.

 

- А для этого мы с вами совершим восхождение к вершине горы.

- Чтобы гору перейти и к вершине нам дойти

Нужно многое постичь, надо много сил вложить:

Не бояться отвечать и вопросы задавать

Уравнения химических реакций писать,

Знать, как их отличать,

Все задания выполнять, друг у друга проверять.

Цель свою тогда достигнем –

О типах реакций все постигнем!

 

- Девиз нашего урока«Достичь вершины – не свалиться в пропасть!»

 

- Итак, в путь! Желаю удачи! - Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 3 этапа:

1.      Шифровка.

2.      Угадай слово.

3.      Письмо.

 

 

 

III.      Актуализация знаний, умений, навыков обучающихся.

 

Учитель:

- Друзья мои, прежде чем мы начнем путешествие по горам, нам надо добраться до подножия этой горы. Предлагаю вам воспользоваться услугами химической железной дороги. В вашем распоряжении 2 вида поездов:

1. «Скорый поезд» - «красный кружок»;

2. «Пассажирский поезд» - «зеленый треугольник».

 

- Ребята, какой из них быстрее?

 

Учащиеся:

- Скорый поезд.

 

Учитель:

- В зависимости от уверенности в своих знаниях по изученным ранее темам, вы должны сейчас выбрать удобный для себя поезд.

 

- Посмотрите внимательно задания, записанные в картах ориентировочной основы действий (ООД) нашего урока и сделайте свой выбор.

 

- На столах у вас лежат условные знаки поездов, прошу вас поднять выбранный вами вид поезда.

 

 

Фонограмма:

 

«Из средней общеобразовательной школы № 2 отправляются поезда: скорый и пассажирский до станции Химические горы. Будьте внимательны и осторожны!»

Учитель:

- Можем ехать, т.е. выполнять задания. Желаю удачи.

 

(обучающиеся выполняют задания)

 

 

Пассажирский поезд.

Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al,

 CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3

Простые вещества

Сложные вещества

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

 

 

 

 

 

 

Скорый поезд.

Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, HNO3,

 Ca(OH)2, Na2O, K2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu

Простые вещества

Сложные вещества

металлы

неметаллы

оксиды

основания

кислоты

соли

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

 

 

 

( обучающиеся меняются картами и проверяют и оценивают выполнение заданий друг друга; за выполнение задания «Пассажирского поезда» - 4,

«Скорого» - 5)

 

Учитель:

           - Ребята, давайте подведем итог нашей поездки:

              Чем отличаются простые вещества от сложных?

              Чем отличаются физические явления от химических?

 

           - Мы прибыли к подножию химической горы. А теперь, вперед – в горы!

 

 

 

IV.  Изучение и систематизация понятий.

 

1.      Этап – «Шифровка». ( работа парами)

 

Учитель:

- Первый этап называется «Шифровка», и т.к. мы только начинаем выполнять восхождение в горы, то этот этап пройдем парами. На каждой парте лежит шифровка. Посмотрите на нее внимательно.

 

Задание:

в левой части таблицы записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в написанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.

 

 

 

Шифровка № 1.

 

 

1.     Ba + O2 → BaO

 

2.     Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O

 

3.     Na + S → Na2S

 

4.     Fe + O2 → Fe3O4

 

5

 

8

 

4

 

6

 

 

Шифровка № 2.

 

 

1.      C + O2 → CO2

 

2.      CH4 → C2H2 + H2

 

3.      Ca + HCl → CaCl2 + H2

 

4.      K + S → K2S

 

3

 

6

 

5

 

4

 

                    (проверка заданий: Шифровка № 1 – N,   № 2 – P

 

Учитель:

- Итак, первый этап позади.

 

 

 

2.      Этап – «Угадай слово».

 

Учитель:

- А теперь перейдем ко второму этапу.

- Химических реакций известно в мире много

И каждая в отдельности важна, поверьте мне.

Реакции мы делим на типы очень строго

Какие это типы? Поведайте вы мне.

Обучающиеся работают со схемами на рабочих местах.

Учащиеся:

- Четыре типа химических реакций – реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

 

Учитель:

 

 - Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?

Учащиеся:

отвечают на поставленные вопросы.

 

Учитель:

- Давайте выполним следующее задание.

 

Задание:

к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. Таблица «Угадай слово» есть в карте ООД урока. Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.

 

 

Таблица «Угадай слово».

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соеди-

нения

разло-

жения

заме-

щения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

П

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

И

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

С

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Ь

2HgO → 2Hg + O2

А

М

Р

П

Br2 + 2KI → 2KBr + I2

Ш

Л

О

И

 

(работают на своих местах. Ответ: ПИСЬМО)

 

Учитель:

- Ребята поднимите сигнальные карточки вверх: у кого получилось слово «ПИСЬМО» - красные кружок.

- Друзья мои, вы правильно определили типы химических реакций, и мы получили название третьего этапа нашего путешествия.

- Мы преодолели второй этап.

- Но прежде чем, мы перейдем к 3 этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «Стрельбу глазами».

 

Задание:

«Стрельба глазами».

  1. В периодической системе найдите самый электроотрицательный элемент –(F)
  2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. (B)
  3. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. (Fr)
  4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)
  5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует  металл, содержащийся в термометрах (Hg)
  6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)
  7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La)
  8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый легкий инертный газ. (Не)
  9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. (Au)

 

 

3. Этап – «Письмо».

 

 

Учитель:

 

 

 

 

 

Письмо на слайде

- Ребята, пока мы преодолевали этапы, нам по химической почте пришло видеописьмо. Давайте узнаем, что в нем.

- Это письмо от одного из персонажей Н.В.Гоголя пьесы «Ревизор», от Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Все знают этого судью, но не все знают, что он очень увлекается химией. Вот что он «пишет»:

 

«Многоуважаемые коллеги-химики 8 «Б» класса!

Недавно я познакомился с типами химических реакций. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема: в моем распоряжении есть следующие реактивы – раствор соляной кислоты, карбонат кальция, магний, вода. Это вещества простые и сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции соединения, разложения, замещения и обмена, но как провести на практике превращения? Помогите мне, пожалуйста, разрешить мою проблему. Буду вам премного благодарен. Искренне ваш коллега

– судья А.Ф. Ляпкин-Тяпкин.

R.S. Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы.»

 

- Ну, что, ребята, поможем Ляпкину-Тяпкину разобраться с его проблемой? Но прежде чем мы начнем выполнять практическое задание давайте разберемся:

  • О каком типе химических реакций пишет Ляпкин-Тяпкин?                 

                                    (реакции обмена)

  • Что необходимо помнить при проведении уравнений реакций обмена?

(условия протекания реакций обмена – выделение газа, выпадение осадка, образование воды)

 

Задание:

с реактивами, полученными от Ляпкина-Тяпкина, давайте проведем лабораторные опыты, иллюстрирующие случаи, когда можно наблюдать реакции  соединения, разложения, замещения и обмена, вы запишите соответствующие уравнения реакций с учетом правил написания реакций в своих картах ООД. И помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов – пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов.

 

(обучающиеся выполняют лабораторные опыты и записывают соответствующие уравнения реакций в карты ООД урока, по одному обучающемуся - у доски.)

 

В картах ООД записано:

 

Типы реакций

Уравнения реакций

1. Реакция  обмена

CaCO3 + HCl

2. Реакция замещения

HCl+ Mg→

 

3. Реакция разложения

        п.э.т.

H2O  →

4. Реакции соединения

H2 + O

 

Учитель:

- Друзья, просигнализируйте мне карточками, у кого первое уравнение получилось таким же, как и у доски? Второе?

- Ребята, сейчас вы провели опыты,  наблюдали реакции  соединения, разложения, замещения и обмена.

-   Итак третий этап позади, мы помогли господину Ляпкину-Тяпкину разобраться в его проблеме.

- Вот и всё друзья! Мы достигли цели! Кто-то из вас пришел к вершине «горы» без поражений, а кто-то был почти у края пропасти. А кому-то ещё придется немало потрудиться.

 

V.         Домашнее задание.

 

Учитель:

 

- В ваших схемах  – картах ООД записано домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Если вас устраивает оценка «3», то вы выполняете задание на «3», если «4», то соответственно – на «4», и тоже самое на «5»

 

 

VI.      Подведение итогов.

 

Учитель:

(оценивает работу обучающихся)

- Друзья, сегодня на уроке мы рассмотрели тему «Типы химических реакций», актуализировали знания по теме «химические уравнения». И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда описывать химические свойства веществ, осуществлять цепочки химических превращений, решать задачи.

- Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.

- И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас заполнить анкеты, лежащие на ваших столах.

 

 

Прикрепленный файлSize
открытый урок.rar8.3 MB
для урока.rar83.75 KB