Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. (2 часа)
Submitted by Надежда Сергеевна Кормашова on Tue, 29/01/2013 - 21:56
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1.
Организационный момент
Формулировка цели и задач урока, исходя из формулировки темы.
Учатся формулировать цели урока.
1
2.
Актуализация получения новых знаний о причастии.
Интерактивное определение №1 «Полные и краткие причастия».
Электронное задание №2
«Правописание Н и НН»
Проверка усвоения понятий полное и краткое страдательное причастие (повторение). Предлагает сравнить свой ответ с текстом интерактивного определения.
Предлагаются задания для работы в парах: выбрать из текста (приложение №1) полные и краткие страдательные причастия и образовать от них полные или краткие формы, запишите причастия парами: полная форма – краткая форма.
Провести взаимоконтроль.
Даёт формулировку кратких страдательных причастий и их грамматических признаков.
Отрабатывает на практике навык образования краткой и полной формы страдательных причастий.
Проблемный вопрос: а) - Какими частями речи может быть слово «раненый»?Как от этого зависит его правописание?
б) - В чём возникает трудность при выборе Н или НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?
1)Предлагает самостоятельно сформулировать правило в ходе работы с предложенными интерактивными схемами.
2)Вопрос: -Когда страдательные причастия переходят в разряд отглагольных прилагательных? Как меняется их написание?
3) Задание: Проанализируйте теоретический материал («Теория» параграф 139 стр.178)
- Какие случаи написания двух букв НН не нашли отражения в выполняемых заданиях?
Формулируют своё видение проблемы. Дают ответ.
Работая с интерактивными схемами, формулируют правило «Правописание Н – НН в страдательных причастиях прошедшего времени».
Изучают материал параграфа 139 и выделяют ещё два условия написания двух НН:
А) наличие приставки в причастии;
Б) наличие суффиксов – ова, - ева.
13
4.
Закрепление материала:
Электронное задании №5 проверка теоретических знаний о правописании Н иНН в страдательных причастиях прошедшего времени.
Электронное задание "Причастие. Теория". Вариант 4 (N 139935)
Даёт задание:
предлагает закрепить правило в ходе работы с упражнением (приложение №2.)
Предлагает проверить полученные навыки с помощью теста.
Задаёт итоговые вопросы:
- Когда в страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН?
- Когда в страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н?
Выполняют задание по карточкам с последующим объяснением.
Решают тесты и повторяют условия выбора Н или НН в причастиях.
Отвечают на поставленные итоговые вопросы, выделяя основные условия правописания НН в полных причастиях:
1)сов.вид причастия;
2)наличие суффиксов с –ова-, -ева-;
3) наличие зависимых слов.
15
5.
Рефлексия.
Задаёт вопрос учащимся:
-Какие новые знания и умения вы приобрели на уроке?
- Какие задания было особенно интересно выполнять?
Высказываются о том, что они узнали новое и задают вопросы по теме учителю, делятся впечатлениями от урока.
3
6.
Домашнее задание.
Предлагает повторить правило п.139 «Русский язык. Теория. 5 – 9 класс» Бабайцева В.В…,
1 вариант: написать сочинение-рассуждение на тему «Трудности в правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий»;
2 вариант: выполнить упр.192 стр. 71
Фиксируют домашнее задание.
2
Приложение №1.
Из истории Российского герба.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите. …
Над орлом расположены три исторические короны Петра Великого (две малые – над головами и над ними одна большая). В лапах у него скипетр и держава – символы величайшей власти.
На груди двуглавого орла, на красном щите, изображен всадник, поражающий копьём дракона. Поражённый всадником дракон олицетворяет собой побеждённое зло, тьму.
Почему же головы орла повёрнуты в разные стороны?
Наша страна располагается в двух частях света – Европе и Азии, поэтому и головы направлены одна в сторону Европы, а другая в сторону Азии.
Современный герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны.
(Из сочинения Карповой Марии, ученицы 7-б класса).