Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ч,ч.

Submitted by Наталья Анатольевна Баранова on пн, 11/02/2013 - 13:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Баранова Н.А.
Место работы, должность: 
МКОУ Серебрянская СОШ
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

 

познакомить с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; выявить её особенности в обозначении звука  [ч’];  учить  читать плавно и осознанно; развивать фонематический слух; воспитывать бережное отношение ко времени.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Краткое описание: 
Урок обучения грамоте

 

I. Организационный момент. Введение в тему.

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка.

Он зовётся… (Чебурашка). (слайд 2)

Звучит песня из м/ф «Крокодил Гена» (сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского).

(слайд 3)

– Чебурашка приглашает нас в гости к Мудрой Черепахе на праздник «День рождения буквы». Определите, у какой буквы сегодня день рождения.

Учитель показывает предметные картинки: чайник, чашки, чай, печенье.

(слайд 4)

– Назовите предметы. Какой звук повторяется? (слайд 5)

II. Сообщение темы урока. Работа по теме урока. (слайд 6)

– Сегодня вы узнаете секрет нового звука. Чебурашка хочет познакомить вас с хозяйкой. Вы научитесь произносить её любимую скороговорку: «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая». (проговорить с детьми скороговорку)

– Сколько раз встретился звук [ч’]? В каких словах?

Чтобы звуком управлять,

О нём всё точно надо знать.

– Отгадайте, что это:

·В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука и та на спине. (Чайник.) (слайд 7)

  • А это что за предмет у меня в руке?

Ростом спичка – невеличка,

Не смотрите, что мала,

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнём шалить нельзя! (слайд 8)

 

 

  1. Звукобуквенный анализ слов «чайник» и «спички». (работа у доски)

(слайд 9)

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Определите, какой звук [ч’] – твердый или мягкий? Попробуйте найти его пару. Как произносится новый звук?

- Давайте произнесём ещё раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов. Можно ли его спеть? Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

- А теперь положим руки на ушки и ещё раз произнесём звук [ч’]. Определите звонкий он или глухой?

А теперь сделайте вывод: что узнали о новом звуке? (слайд 10)

Звук [ч’] –согласный, глухой, всегда мягкий, у него нет твердой пары.

2. Знакомство с новой буквой.

– Рассмотрите в «Букваре» образцы печатной буквы Ч. На что похожа эта буква? (слайд 11)

Да, вы правильно решили:

Чмы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

                              В. Степанов

– Замените фишки в схемах слов буквами. Обратите внимание на вторую букву в слове чайник. Запомните правило: в буквосочетании ча всегда пишется буква а.

– Вопрос от Мудрой Черепахи: для чего нам нужны буквы? (Ответы детей.)

– Чем похожи заглавные буквы Ч и У? Чем отличаются?

- А теперь Мудрая Черепаха просит вас подарить новой букве слова, где встречается звук [ч’]. (слайд 12)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

                                             Все мы встали поиграть.

                                             Ручками похлопаем,

                                             Ножками потопаем

                                             И попрыгаем скорей,

                                             Чтобы стало веселей.

                                             Ветер дует сильный, сильный

                                             И качается сосна.

                                             Нам зарядка помогает

                                             Быть здоровыми всегда.

3. Чтение слогов, слов и предложений по «Букварю». Составление словосочетаний.

– В каких случаях согласный произносится мягко? Прочитайте слоги.

– Прочитайте остальные слоги. Сделайте вывод. (Звук [ч’] всегда мягкий.)

– Найдите слова, записанные в два столбца. Прочитайте левый столбец слов; правый столбец.

– Прочитайте слова по строкам. Почему получилась чепуха? Соедините слова этих столбцов так, чтобы получились правильные сочетания.

4. Работа по «Букварю». Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы.

– Прочитайте слова, полученные в результате замены одной буквы. Почему от слова «ручка» отходят три стрелочки?

– Придумайте три предложения, употребив в каждом из них слово в разных значениях.

– Попробуйте подобрать свои многозначные слова. Иллюстрация поможет вам. (Лист, иголка.)

На доске– звуковая схема слова «ключ».

– Отгадайте по схеме, какой подарок приготовила для нас Мудрая Черепаха. Объясните значения этого слова.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

– Вот как богат и разнообразен наш родной русский язык.

5. Дидактические игры:  «Скажи ласково»

Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

[ч’]- он очень мягкий звук,

Не обойтись похоже без его услуг.

- Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук  [ч’].

«Закончите слова на ча» (на доске) (слайд 13)

«Лото слов» (слайд 14)

 

                                                  Физминутка

Тик-так, тик-так.

Все часы идут вот так:

тик-так, тик-так.

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так:

     тик-так, тик-так, тик-так.

6. Работа по развитию речи.

- Ребята. Мудрая Черепаха приготовила вам загадку. (слайд 15)

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят с боем и без боя,

Всем нужны, и нам с тобою.

                                  (Часы.)

– Какие бывают часы? (Механические, электронные, башенные, наручные, напольные, настенные, вокзальные.) (слайд 16)

Учитель показывает изображение Кремлёвских курантов. (слайд 17)

– Эти часы известны на весь мир. Бьют куранты через каждые 15 минут. Их перезвон слышит вся страна.

– Расскажите, что можно узнать, если посмотреть на часы? Как движутся стрелки часов? Что написано на циферблате?

Букве Ч – моё почтенье.

Чтенье – лучшее ученье.

7. Чтение стихотворения В. Орлова «Часы».

– Что значат выражения:  «часы стоят»; «часы спешат»; «часы идут, но немножко отстают»?

– Что имели в виду мальчики, когда сказали: «Часы стоят на месте»? Что было странным?

– Кого напоминают часы в этом стихотворении? (Живое существо.)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

(рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций)

С давних пор человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площадке тень и показывает время. К сожалению, такие часы «работали» только днем и только в солнечную погоду.

Водяные часы могут показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье. От них пошла поговорка «С той поры много воды утекло».

«Течет время» и в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время.

И восковая свеча – это тоже часы. Свечка снизу доверху разрисована черно-белыми полосками. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов.

Позднее, в XIII веке, появились механические, а в XIV веке – пружинные часы. Сегодня широко используются электронные.

А ученые уже изобрели и атомные часы, которые показывают самое точное время.

– Народная мудрость гласит: «Делу – время, потехе – час». Как вы это понимаете?

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

                              С. Баруздин

Вывод: к своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад.

 III. Итог урока.

- Итак, ребята, на именинах какой буквы мы сегодня побывали?

 

– Какие звуки обозначает буква Ч? (Один звук, всегда мягкий, глухой согласный звук [ч’].) (слайд 18)

-Как вы думаете, в какой домик мы поселим звук [ч’]? (дети объясняют и прикрепляют карточку со звуком [ч’] в зелёный домик.

- Ребята, мудрая Черепаха благодарит вас за урок словами, в котором есть буква Ч:

(слайд 19)                                            чудесно

очаровательно

умнички

до встречи

(слова записаны на карточках, карточки вывешивают на доску)

Прикрепленный файл Size
УРОК.docx 24.36 KB
Презентация.pptx 2.31 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн