Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Звук [ш], буквы Ш,ш.

Submitted by Елена Вячеславовна Коско on Wed, 20/02/2013 - 22:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Коско Елена Вячеславовна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ п.Сергиевский Саратовского района Саратовской области"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока  новой информации средствами информационных технологий.

Цели по содержанию урока:

Предметные:

- создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ш] и буквой Ш, правильного произношения звука в слогах, словах.

-способствовать развитию фонематического слуха и дифференциации звуков [ж] и  [ш] устной связной речи, произвольного внимания, зрительной памяти;

-развивать познавательный интерес к предмету;  расширять кругозор.

Метапредметные:

-Расширить знание детей о Саратовском районе;

-Дать представление о незнакомых словах, шершене и кашке.

содействовать формированию коммуникативной  компетенции через диалог, индивидуальную работу, групповую работу.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Средства обучения: Букварь УМК Планета Знаний, рабочая тетрадь к Букварю, звуковые схемы, фишки, презентация, ПК, мультипроектор.

Используемая методическая литература: 

Методическое пособие Обучение грамоте по Букварю.

Используемое оборудование: 

 

Звуковые схемы, фишки, презентация, ПК, мультипроектор.

Краткое описание: 
Авторский конспект урока обучения грамоте на тему: "Звук [ш], букквы Ш,ш."

 

ХОД УРОКА

Актуализация знаний.

1)На что делится слово?(на слоги)

А слоги? (На звуки)

А какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Назовите гласные. Согласные.

2) Хоровое чтение слогов с изученными буквами.

I. Введение в тему урока

– Отгадайте загадку. (Слайд 2)

Мышка дом себе нашла,

 Мышка добрая была:

 В доме том в конце концов

 Стало множество жильцов. (Теремок.)

– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в сказку.  

II. Открытие нового знания.

- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.

Языковая разминка.

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

-Как шумит чайник при кипении?

- Как шуршат  осенние листья под ногами?

Кто догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?

Мы сегодня изучаем звук [ш], который обозначается буквой Ш. 

Дидактическая игра «Проводи буквы домой»

Как- то раз буквы решили погулять в лесу и заблудились. Помогите ребята им вернуться в свои домики. Буквы, которые обозначают согласные звуки проводите в синий домик, а буквы, которые обозначают гласные звуки – в красный домик. (Ш оставили)

Ай-ай…. Буква Ш, так и не вернулась в свой домик. Как вы думаете, где будет проживать она – в домике гласных или согласных? Почему так считаете?

Верно звук ш – согласный.

Раз он согласный звук, что мы можем про него еще узнать?

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему вы так решили?

-Какой он, твёрдый или мягкий?

 -Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

- Послушать, как он звучит в словах.

-Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?

Сейчас вы будете работать в группах.

Слайд 3. Сначала повторим правила сотрудничества.

У вас на парте на каждую группу 3 картинки. 1 группа выбирает картинку слова,где звук ш – первый, вторая – где звук ш – посередине, 3 – где звук ш в конце.

-Составьте звуковые схемы этих слов с помощью цветных квадратиков.

-выберите ответственного в группе, это тот, кто будет представлять результат вашей работы

-дайте характеристику нового звука.

Составляем модели на доске.  1 группа – Которов Д., 2 – Чеблукова Н.,3 – Аппельганс Д.

– Подчеркните одинаковый звук в этих словах.

- Может быть,  в других словах этот звук произносится мягко?  Послушайте  стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком  [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?

Шуба, шапка, шляпа, шар,

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

 И шалаш в лесу нашли

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

Вывод: звук [ш] всегда твердый.

А ещё звук ш – парный, у него есть пара – звук ж.

– Произнесите звук [ш] протяжно. Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране?

-Как этот звук можно назвать? Вот поэтому звук называют шипящим.

Скажите с помощью чего мы можем увидеть звук? (Буква)

(Слайд 4)

Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.)

Шура сено ворошил,

 Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчески три зуба осталось,

 Тогда буква Ш над ней посмеялась.

– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:

Посмотри на букву Ш –

 Буква очень хороша,

 Потому что из неё

 Можно сделать Е и Ё.

(Слайд 5)

На доске записано слово «шалаш».

– Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева направо, и справа налево.)

 Бежала мимо… (мышка-норушка), остановилась и спрашивает:

 – Кто в шалаше живет?

 А шалаш отвечает:

 – Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя жить.

 Мышка согласилась.

Для чего нужны скороговорки? (чтобы тренировать наш речевой аппарат)

 – Давайте мы тоже выучим скороговорки.

Скороговорка записана на доске.

Кукушка кукушонку купила рубашонку.

Тимошка и Трошка крошат крошки в окрошку.

У Сани шары, а  у Шуры сани.

Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы и объясните почему.

– Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Бежит мимо …

лягушка-попрыгушка –

 Глазки на макушке.

 Прячьтесь от лягушки,

 Комары да мушки.

. – Кто в шалаше живет? Пусти меня к себе жить.

 А мышка-норушка отвечает:

 – Выполнишь мое задание, пущу.

(Слайд 6)

2. Учебник с.67 Рассмотрите рисунки в верхней части страницы.

Шапокляк, это кто? Почему героиня сказки имеет такое интересное имя? Слово шапокляк нерусское, оно пришло к нам из Франции. Так называют необычную шляпу,которую используют для своих выступлений клоуны. В шляпе есть секрет – маленькие пружинки. Хлопнешь по шляпе – она сожмётся в блин. На голове у старухи такая же шляпка.

 Шлем,что это? Шахматы,что это?

Почему эти рисунки здесь?

Прочитаем слоги и слова жирным шрифтом по цепочке.

В каких столбиках записаны  слова, близкие по смыслу и  имеющие одинаковую часть? (т.е.родственные?)

Что общего в словах последнего столбика? Они все отвечают на вопрос – что делают? Придумайте предложения с этими словами.

(Слайд 7)

– Впустила мышка-норушка лягушку-квакушку. Живут-поживают. Вдруг прыгает к шалашу зайчишка-трусишка.

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

– Выполнишь наше задание – пустим.

3. Чтение стихотворения.

Кто знает что такое кашка? Кашка – это душистый цветок, похожий на клевер. Его нектар очень любят шмели,пчёлы и шершни.(Слайд 8)

(слайд 9)

Шершень – очень опасное насекомое. Длина его тела как ваш указательный палец. Может закусать человека до смерти.

Найдите здесь схожие по звучанию слова в конце строк.

Созвучие концов стихотворных строк называется рифмой.

Обратите внимание! Если вы назовёте неправильно букву –Ше то рифма исчезнет.

Прочитайте теперь вопросительные предложения.

Это стихотворение про то, что происходит в лесу. А вы бывали в лесу?

Вы наверное, уже не раз слышали,что в этом году наш родной саратовский район отмечает юбилей. Ему 75 лет. На земле Саратовского района есть леса и лесопосадки.

Большие  участки леса находятся между поселками Красный Октябрь и Соколовый, южнее  - между железной дорогой и Волгой. Между Красным Текстильщиком и Синенькими. Слайд 10

Украшение лесов Саратовского района- его копытные обитатели: лось, олень пятнистый и благородный, косуля, кабан. Из крупных хищников в районе обычно встречаются волк и лисица.Одно время лосей и оленей совсем не осталось под Саратовом. И тогда государство приняло меры по охране природы Саратовского района. Был издан указ – брать большой штраф с охотников, которые истребляют исчезающих животных. Завезенные из других регионов России лось, олень, а также сибирская косуля, обеспеченные в зимнее время качественной подкормкой, постепенно стали постоянными жителями наших лесов.

– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. И он предложил

следующее задание очень сложное, с ним могут справиться только очень умные дети.

Из слов исчезли все гласные, остались только согласные. Можно ли по ним восстановить слово.

(Слайд 12)

– Идет по лесу лисичка-сестричка, увидела шалаш, остановилась и спрашивает:

 – Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

 А зайчишка-трусишка говорит:

 – Выполнишь наше задание – пустим.

И он предложил прочитать пословицу в учебнике и подумать, в чём её смысл.

 (Слайд 13)ФИЗМИНУТКА

(Слайд 14)

– Бежит к шалашу волчишка – серый хвостишко.

 Увидел подругу свою лисичку-сестричку ,а что было дальше нам расскажут ребята.

Кто из вас желает исполнить шуточный диалог лисички и волка?

 – А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый. слайд 15

 – Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

 – Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес.

7.Работа по тетради на ПО.

Откройте тетради на с.32. упр.4.

Кристина прочитает задание.

Какие рисунки отметим галочкой? Мышь.

Посмотрите упр.5. Юля прочитает задание.

Шарф – фарш, шутка – штука.

III. Итог урока

– Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.

Давайте вспомним, что интересного было на уроке?

– С каким звуком мы познакомились на уроке?

 – Дайте характеристику этому звуку. (согл, тв, глух,)

 – Назовите его пару по звонкости – глухости. Ж-Ш

 Оценили свою работу на уроке  с помощью смайликов(смайлики у каждого на столе). Если вы довольны своей работой – покажите зелёный улыбающися, если вы чем-то встревожены или недовольны – покажите красный.

 (Слайд 16).

Раз вы такие молодцы, то я тоже оценю вашу работу на уроке. Раздаю медали.  "Я супер!, Я сегодня самый умный! Я сегодня отличился!"(слайд 17.)


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталья Васильевна Переходникова

На: Звук [ш], буквы Ш,ш.


Спасибо, уважаемая Елена Вячеславовна!

Урок интересный, насыщенный. Но некоторые моменты сложно оценить и соотненсти с текстом, так как нет презентации.

Её можно прикрепить  к уроку внизу. Там, где строчка "Прикрепление файлов".

Попробуйте. Удачи.

 



Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн