Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Развивающее обучение на уроках истории и обществознания

Фото пользователя Наталья Алексеевна Львова
Submitted by Наталья Алексеевна Львова on Sat, 23/02/2013 - 15:23

                                                           "Плохой учитель преподносит истину,    хороший    учит её находить».
                                                                                                                                                  А. Дистервег                        
                                  

   Немецкий педагог   Адольф Дистервег не относится к плеяде известных педагогов. Но  его педагогические идеи, высказанные в  первой половине XIX века,  созвучны задачам,  которые стоят перед образованием сегодня.  «Воспитывать — значит побуждать».  А.Дистервег  подчёркивал,  что развитие умственных способностей детей  должно носить практический характер.  Эти идеи сегодня получают новое звучание.
   Национальная образовательная  инициатива "Наша новая школа" ставит перед педагогическим сообществом цель "создания такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, учебе, способна быть современной, адекватной". В основе образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход. Он предполагает воспитание и образование таких качеств личности, которые позволят ей адаптироваться к условиям современного общества. Ученик самостоятельно  под руководством учителя усваивает знания и умения, осознает мотивы обучения (для чего?), осознанно ставит перед собой  цель (зачем?), выстраивает задачи для достижения цели (что нужно сделать?), творчески изменяет материал, контролирует и оценивает себя. Результат образования - это не только  знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.  Развивающее обучение тесно связано с развитием мотивации деятельности ученика.               

    Основными составляющими образовательного процесса являются обучающая деятельность учителя, учебная деятельность учащихся и их педагогическое взаимодействие по формированию ключевых компетенций последних. Сегодня учителю приходится искать ответы на следующие вопросы: «Как педагогу мотивировать  ученика,  организовать такую деятельность, чтобы ребенок был продуктивно активен?  Как  преподавать историю и обществознание в школе, чтобы изложение материала учителем не наталкивалось бы на безразличие и тоску в глазах учеников?»
    Я решаю эти задачи, используя  в своей работе методику преподавания общественно- социальных наук, основанную на принципах развивающего обучения.
Система развивающего обучения поощряет коллективное мышление, диалог, дискуссию, деловое общение детей, проблемное изложение знаний, когда учитель идёт на урок не с готовыми знаниями, а с проблемными вопросами, ставит учебные задачи. На таких уроках учитель превращается из лектора в руководителя, консультанта и контролёра процесса получения новых знаний учащимися. Задача учителя — вызвать ученика на сотворчество, организовать его, создать условия для его развития.   


      Технологии активного обучения.  Существуют различные технологии  обучения: «мозговой штурм», «карусель», методы эвристического обучения, работа в группах и парах, коллективные способы обучения, приёмы критического мышления, дифференцированные задания и другие. Я активно использую эти технологии в своей работе.
     Известный прием “Мозговой штурм” был, например, использован на уроке в 5-м классе.  Ученики были поделены на 3 группы по 7-8 человек. Я читаю текст и задаю вопрос парадоксального характера: “По всем нашим представлениям древний человек должен был быть сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а руку он потерял (правую) еще в юношеском возрасте. Как выжил этот человек?” Такой вопрос активизирует класс. Дети не боятся отвечать, обсуждать. Это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных умственных действий. На таком уроке всячески приветствуются и поощряются реплики, непринужденная обстановка. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Дети раскованы, а потому стараются активно участвовать в работе, что способствует развитию личности.
    Или приём   “Обсуждаем домашнее задание”. Например, изучили тему в 5-м классе “Жизнь египетского вельможи”, я в конце урока задаю детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Ребята предлагают нарисовать дом вельможи, гробницу, составить кроссворд и т.д. Ученики сами задают себе задание. Это один из самых эффективных способов развития творческого мышления.
   Повышает интерес к учебному материалу применение коллективного способа обучения на уроках истории. Так при изучении темы «Письменность и знания древних египтян» ребята учили параграф самостоятельно по рядам, каждый ряд изучал один пункт. Вторая часть урока – работа в группах. Каждый ученик в группе должен был рассказать выученную часть параграфа  двум одноклассникам и с помощью товарищей выучить оставшиеся две темы. Новые понятия записать в тетрадь.
    Методика развивающего обучения предусматривает применение разноуровневых заданий, что способствует росту успешности обучения, помогает учащимся обрести уверенность в своих силах, стимулирует интерес к предмету. Задания дифференцируются по объему учебного материала, по степени трудности, по уровню творчества. При изучении темы «Финикийские мореплаватели» учащиеся делятся на 3 группы.   Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера: с помощью текста учебника и  карты охарактеризовать географическое положение и занятия жителей Финикии.   Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера: с помощью текста, иллюстраций  и документов параграфа учебника  объяснить, почему  финикийцы основывали колонии.  Третьей группе предлагается выполнить задание творческого характера: изучите дополнительную литературу, с помощью иллюстраций  и документов параграфа учебника,  объясните,  почему о финикийцах одновременно ходила и добрая и дурная слава.
Развивающее обучение обеспечивает переход от репродуктивной деятельности к деятельности творчески-поисковой. Учащимся  нравятся такие формы работы, как семинары, практикумы, конференции, деловые и ролевые игр, работа с ИКТ.
Диалог на уроке — это, во-первых, доброжелательная обстановка, когда не страшно выступить, когда не опасаешься получить негативную оценку; во-вторых, это поощрение активности того, кто высказывает своё мнение; в-третьих, это защита собственной позиции; в-четвёртых, это совместный творческий поиск, когда все вместе решают учебную задачу. Такие формы работы как «Круглый стол», «Форум» особенно нравятся старшеклассникам.


  Игра  как интерактивный метод обучения.  Применение игровой  деятельности возможно для всех школьных возрастов. ТРИЗ-педагогика  показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру. Во время учебной игры ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений, приёмами риторики, культурой речи, умению принимать разные точки зрения.
Ролевая игра, например,  по истории средних веков «Город мастеров», деловая игра «Я иду на выборы»,  интеллектуальные игры "Своя игра”, "Что? Где? Когда?”, дидактические игры на уроке "Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”, "Откуда этот отрывок?”, "Знаешь ли ты эти мифы?”, « А правда ли?»,  «В гостях у …”, “Лови ошибку!”  - это эффективные способы развития творческого мышления. Приёмы ТРИЗ-педагогики эффективны при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщения и при проверке знаний.
  Метод проектов. Проектно – исследовательская  деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учащимися разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты по истории и краеведению. Вот некоторые из них:  "Отечественная война 1812 года. Сражение под Клясницами "; «Уроки войны: Московская битва»;  "Влияние искусства Франции на формирование дворцово-паркового ансамбля Гатчины в 18 веке";   "Роль воды  в   садово - парковом ансамбле Гатчинского дворца";   «Мемориал "Строганов мост"»;  серия «Мои земляки»:  «Александр Ефимович Златкин»; «Подвиг лётчика Владимира Петровича Нестерова»; «Сиверский отшельник (к 85-летию И.И.Шварца)»; «Майков А.Н. – общественный деятель посёлка Сиверский XIX века»; "Барон Фредерикс в Сиверской"; " Памятные места Гатчинского района. Костёл святой Стефаниды"  и другие работы.

    Интегрированные уроки. Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного фактора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В своей работе я не останавливаюсь на установлении очевидных межпредметных связей истории,  краеведения и обществознания. Я работаю в сотрудничестве с учителями различных предметов: географии, математики, английского языка. Мною разработаны интегрированные уроки в разных классах по разным разделам истории и обществознания.
 •    обществознание – психология по теме «Психологический климат в семье» (2006 г., 8 класс)   
  •    история - алгебра по теме «Формулы сокращённого умножения или путешествие по «Золотому кольцу России» (2007г. 7 класс),
•    история - география по теме «Ужель другого не было простора, где б завёршен был замысел Петра?» (2008г., 8 класс),
•    история - география по теме «Сибирь глазами декабристов» (2009г., 8 класс),
•    обществознание – английский язык по теме «Правонарушения и юридическая ответственность» (2011г., 10 класс).
     Исследования психологов показывают, что межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимула. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Учащимся такие уроки  нравятся еще и потому, что они могут показать знание другого предмета, им также интересно проверить и меня как учителя: а как я ориентируюсь в других областях знаний. Для меня же это является безусловным стимулом для постоянного самосовершенствования, развития, движения вперёд.


    ИКТ на уроках истории и обществознания. Надо помнить о том, что сегодняшние ученики -  уверенные пользователи электронными средствами коммуникации, много времени проводят они в Интернете, в том числе и с целью поиска ответов на интересующие их жизненные вопросы. Учитель в современном мире  перестал быть одним из основных источников информации. Информационно - коммуникационные технологии, сегодня столь стремительно завоёвывающие очень значимую роль в образовательном и воспитательном процессе, оказывают неоценимую помощь в повышении мотивации учащихся, развитии познавательных и  коммуникативных компетенций учащихся. В среднем звене на уроках истории и обществознания пользуюсь учебно-электронными пособиями. Интересное интерактивное пособие для учащихся 6-7 классов по истории России, созданное членом  нашего РМО Дьяковой Е.Б. , помогает организовать работу на уроке, каждого ученика сделать активным участником познавательного процесса.   В старших классах я широко использую учебно-электронные  программы для самообучения учащихся и самоконтроля, особенно при подготовке к  ЕГЭ. Это помогает  индивидуализировать  подход в обучении, каждый работает самостоятельно с оптимальной для себя скоростью.
Интерес к предмету помогает поддерживать внеклассная работа по предмету с привлечением новых технологий. Мои ученики  стали призёрами и победителями  дистанционных конкурсов: в районном  конкурсе "Я славу Гатчине пою", в областном «Наше Отечество». Сайт "Памятные места Гатчинского района", созданный моими учениками, занял в международном конкурсе  "Информация и устойчивое развитие"  почётное 2-ое место.  
В своей повседневной работе я активно использую ресурсы сети Интернета. Участвую в различных сетевых педагогических сообществах России: Открытый класс, Дневник.ру,  Прошколу.ру. Я не только обмениваюсь опытом с коллегами, но и  организую работу с учащимися по подготовке к ЕГЭ, используя возможности школьной социальной сети  Дневник.ру.
Являясь работником Сиверской средней общеобразовательной школы № 3, я вместе с педсоставом и администрацией школы активно работаю над общешкольной методической темой «Новые формы, методы и приёмы в обучении и воспитании при реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения».


   Мотивация учебной деятельности учащихся -  предпрофильное и профильное обучение.  Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные курсы в рамках профильного обучения помогают мотивировать учебную деятельность учащихся. На мой взгляд, курс по выбору и элективный курс должен соответствовать запросам со стороны личности, представлять завершенную дидактическую единицу, нацеленную на получение определенных образовательных результатов:  знания, предметные умения, ключевые компетентности. Дети охотно выбирают курсы по истории и обществознанию. Мною созданы, адаптированы и проводятся курсы по выбору для 9 класса: «Азбука потребителя», «Семь Я - твоя профессиональная карьера», «Загадки истории», «Вспомогательные исторические дисциплины».  В 10-11 классах  веду  элективные курсы: «За страницами учебника истории», «Основы права», «Многоликое общество», «Обществознание: от теории к практике». Реализация данных курсов дает мне возможность помочь ученику сделать осознанный выбор профилизации, расширить знания по предмету, научить применять знания на практике, более качественно подготовить учащихся к ЕГЭ. Работа при реализации курсов ведётся в малых группах (10-15 человек), группах, состоящих из учащихся, мотивированных на успех. Это выдвигает передо мной задачу поиска новых форм, приёмов и методов работы. В 2009 году я участвовала в разработке профильного дистанционного курса для 10-11 классов «Основы права» в МОУ ДОД «Центр информационных технологий» Гатчинского района. Этот опыт работы помог мне увидеть положительные моменты в использовании дистанционных технологий при профильной подготовке учащихся как способ активизации деятельности старшеклассников: новая форма обучения, возможность работать в удобное для учащегося время, оценка знаний удалённым независимым учителем, возможность пообщаться, задать вопросы,  – это интересно для современного ученика.
 С 2010 года  являюсь тьютером  дистанционного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»  на платформе  Blackboard. Использую в течение последних 2 лет возможности этого дистанционного курса в работе с учащимися 10-11 класса, сдающими ЕГЭ по обществознанию.

Результативность  работы. Считаю такую форму работы успешной, что нашло отражение в результатах ЕГЭ в положительной динамике:
2010-2011 уч.год
Обществознание– средний балл по школе 60,6, что выше среднеобластного результата;
история – средний балл по школе 54, что равно среднеобластному показателю.
2011 – 2012 уч.год    
Обществознание– средний балл по школе 65,5, что выше среднеобластного результата;
история – средний балл по школе 68, что выше среднеобластного показателя.

       Заключение. Итак, подведём итоги. На протяжении последних лет я работаю над методической темой «Развивающее обучение на уроках истории и обществознания». Моя работа направлена на реализацию следующих целей:
•формирование умений и навыков: устанавливать причинно-следственные связи, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, выбирать критерии для сравнения, оценки изучаемого объекта, ранжировать объекты по критериям, умение различать факты, доказательства и т.д.;
•овладение умениями работать с различными источниками: документами, картами, словарями, энциклопедиями, Интернет-ресурсами и т.д.;
•овладение умениями коммуникативной и практической деятельности: умение передавать содержание текста, проводить его смысловой анализ, составлять план, тезисы, владеть монологической речью, участвовать в диалоге, формулировать выводы, решать познавательные и практические задачи, писать рефераты,  выполнять творческие работы с использованием проектной деятельности, компьютерных технологий, делать презентации результатов познавательной и практической деятельности;
• формирование опыта самостоятельной     познавательной деятельности: умение ставить цель, планировать деятельность, выбирать оптимальные средства её достижения, умение оценивать её результаты, определять причины трудностей и выбирать пути их преодоления;
Вряд ли найдется учитель истории, который не заинтересуется тем или иным методом развивающего обучения. Перед современным учителем истории уже десятилетия стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений. Неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, самостоятельная творческо-поисковая деятельность приобретают все большее значение в нашей непростой жизни.
Возвращаясь к мысли немецкого педагога Адольфа Дистервега, хочется заметить, что учить детей находить истину – это прежде всего непростой путь постоянного профессионального самосовершенствования учителя, постоянного поиска новых форм, методов и приёмов обучения. Всевозможные “почему” и “как” ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, творить в сотворчестве и в содружестве с учеником, а это значит, что идет процесс взаимного развития и совершенствования учителя и ученика.



Фото пользователя Людмила Николаевна Семёнова

На: МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Развивающее обучение на уроках исто


Уважаемая Наталья Алексеевна.

Вы всесторонне представили свой опыт работы в материалах семинара. Являясь членом нашего районного методического объединения, Вы неоднократно демонстрироватли его в повседневной учительской жизни. Вы всегда откликаетесь на всё новое и стремитесь это претворить в жизнь.  Желаю Вам успехов на конкурсе. Чтобы всё у Вас получилось и Вы смогли продемонстрировать то лучшее, чем Вы владеете. Удачи!

Комментарий был изменен с момента создания (Семенова Людмила, пн, 25/02/2013 - 20:59).



Фото пользователя Hаталия Михайловна Хруслова

На: МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Развивающее обучение на уроках исто


 

 Уважаемая Наталья Алексеевна!

Как сделать так, чтобы ученики были увлечены событиями собственной истории и мировой культуры? Как убедить их в том, что знание истории - это необходимость? Все знают мысль о том, что народ, не знающий своей истории, не достоин своего будущего. Вот именно воспитанием человека, осознающего необходимость знания истории, занимается талантливый педагог  Львова Наталья Алексеевна

      При посещении её уроков всегда отмечается  увлечённость преподаваемым предметом, желание донести до ребят всё то, что знает учитель. Особо отмечу, что учитель нацеливает ребят на самостоятельную работу, через работу с различными историческими источниками. Важно и то, что Наталья Алексеевна даёт возможность учащимся самостоятельно находить ответы на сложные вопросы истории, умело направляя работу учеников. Да, история – предмет дат и событий, но сейчас, многие страницы нашей истории, до недавних времён закрытые для нас, стали доступны нашим ученикам. Как не ошибиться в трактовке того или иного события? Наталья Алексеевна умело использует архивные документы, материалы современных историков и политологов.  Доброжелательное отношение к ученикам, приятие юношеского максимализма, и вместе с тем умение обобщить и систематизировать  материал, отличает вдумчивую и кропотливую работу педагога. Удачи Вам, Наталья Алексеевна.

Комментарий был изменен с момента создания (dubka, чт, 28/02/2013 - 07:00).


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн