Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Концепция гражданско-патриотического и духовно - нравственного воспитания школьников в МКОУ «СОШ № 10»

Размещено: Алла Леонтьевна Бессонова - сб, 23/02/2013 - 15:46
Наша школа - это место добра, любимая детьми, обеспечивающая собственное развитие, формирующая через инновационную деятельность свое образовательное пространство, это содружество всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, учеников, учителей и родителей, это радость совместного творческого созидания, где каждого любят, уважают, ценят за то, что он – ЧЕЛОВЕК… Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе. Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. На школе лежит ответственность за воспитание адекватного политическим и юридическим переменам правового и политического сознания, в основе которых лежат важнейшие ценности общества: достоинство, свобода, уважение прав человека, гражданское согласие. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что ещѐ раз подчѐркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы, виды деятельности, которыми должен овладеть школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д. Новые стандарты требуют и нового подхода к организации и управлению образовательным процессом на уроке и во внеурочной деятельности Мы представляем вашему вниманию результаты педагогического опыта реализации проекта «Внедрение инновационных форм и методов гражданско-патриотической работы в условиях совершенствования воспитательной системы школы», на основе практических навыков использования современных эвристических технологий, обеспечивающих расширение знаний и социокультурного опыта детей и подростков через разнообразную творческую работу в урочной, внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. В школе создана особая воспитательная среда, включающая содержательный и технологический компонент. В качестве идеологической основы этой воспитательной среды мы выбрали гражданско - патриотическое воспитание школьников. Целью настоящего проекта является внедрение и апробирование инновационных форм и методов гражданско-патриотической работы в условиях совершенствования воспитательной системы школы. Инновационный опыт в сфере патриотического воспитания и гражданского образования представлен на всех этапах обучения и воспитания детей и подростков, даны рекомендации по организации патриотического воспитания через использование инновационных подходов и технологий Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе осуществляется в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», школьной программой на 2010-14 гг. Цель программы: 1. Обеспечение функционирования эффективной воспитательной системы, направленной на формирование у подрастающего поколения духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; Гражданско - патриотическое воспитание клуба ведется по шести направлениям: • Героико-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое: отряд дружины юных пожарных «Пламенная», отряд юных инспекторов дорожного движения «Радар», сотрудничество с ПЧ 20.12, ОВД, ГИБДД, военкоматом, спортивные секции, театр «Прометей» (постановки на военную тематику). • Духовно-нравственное направление: фольклорные ансамбли «Истоки» и «Веселые ложкари», кружок «Волшебная флейта» кружки и факультативы специалистов храма Святого Благоверного князя Александра Невского город Нижняя Салда, экскурсии в музеи города. • Историко-краеведческое направление: « Литературная гостиная», проектно – исследовательская деятельность в краеведении, разработка и проведение мероприятий с городским обществом ветеранов. • Социально-патриотическое: детская общественная добровольная организация «Удивительная галактика» совместно с клубом «Юный патриот России» разрабатывает и проводит военно-спортивные игры («Зарница», соревнования, учебная эвакуация, Вахта Памяти, Митинг Памяти, День Памяти и скорби (22 июня)); Совет ветеранов; агитбригада «Радар» (пропагандирует соблюдение правил дорожного движения), кукольный театр «Петрушка» (спектакли по соблюдению правил пожарной безопасности, дорожного движении), пионерский отряд 13 человек, первичная комсомольская организация города, организованная на базе нашей школы (Старкова М.) Ежемесячно школьная газета «Парламентский вестник», журналы «Наша защита», «Истоки» и литературный альманах «Начало» освещают работу клуба «Юный патриот России». Формы работы с детьми включают различные мероприятия гражданско – патриотической и духовно – нравственной направленности: (тематические классные часы, конкурс сочинений патриотической, духовно – нравственной направленности, конкурс стихов; выставки рисунков, литературы; устные журналы, беседы, спортивные турниры по различным видам спорта, дни здоровья, пропагандистская работа по здоровому образу жизни; игры нравственного и духовно-нравственного содержания; Встречи с представителями храма Святого Благоверного князя Александра Невского, городской округ Нижняя Салда, по вопросам духовно – нравственного воспитания. Изучение военной истории своей страны, Дни Воинской Славы Детская благотворительность. Тематические вечера эстетической направленности, литературная гостиная Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.) Традиционные общешкольные мероприятия: встречи с ветеранами, Уроки мужества, встречи с выпускниками школы – воинами - интернационалистами, игра Зарница, игра Безопасное колесо, День Защитника Отечества, смотр строевой подготовки, фестиваль солдатской песни, День матери, День Победы, спортивные праздники, «Веселые старты», экскурсии; школьная научно – практическая конференция «Ломоносовские чтения», краеведческая конференция «Мы - Уральцы», конкурс ЗИП Школьные проекты: Клуб патриотического воспитания «Юный патриот»: Дружина юных пожарных «Пламенная», Кружок Юных Инспекторов Движения «Радар» Фольклорный ансамбль «Истоки»; Социальные проекты классов «Школа – территория права» Школьный проект: Виртуальный музей «Я – ученик школы № 10» Школьные издательские проекты: газета «Парламентский вестник», журналы «Наша защита», «Истоки», литературный альманах «Начало» Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью когнитивного подхода невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Требования сегодняшнего дня таковы, что круг субъектов существующего образовательного и воспитательного процесса должен расширяться. Нельзя ограничиваться рамками урока. Только комплекс правовых, исследовательских, общероссийских, областных, городских мероприятий будет способствовать развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания учащихся, становлению патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной позиции. Появилась необходимость разрушить «замкнутость» воспитательной системы школы, развивать сотрудничество с различными учреждениями местного социума. Особую эффективность в формировании человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании оказывает расширение рамок воспитательного пространств урока, через выстраивание отношения партнерства нашего учебного заведения со всеми субъектами социума. Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, выявлен образовательно - воспитательный потенциал окружения, создана единая образовательная среда, которая обеспечила реализацию основной цели воспитания в школе; • Выстроена система внешних связей с социально - значимыми учреждениями города, округа; • В результате такого взаимодействия значительно расширились рамки образовательного сообщества школы, появились новые социальные партнеры, повысился интерес к жизни школьных объединений учреждений образования города – все это способствовало укреплению имиджа школы в городе, округе. (Составной частью патриотического воспитания является взаимодействие с организациями ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, с правоохранительными органами, воинами-интернацио¬налистами, военкоматом, пожарной частью 20.12, организациями ГО, МЧС, ОВД, ГИБДД, представителями храма Святого Благоверного князя Александра Невского город Н. Салда, библиотеками, Дворцом Культуры, Детским Домом Творчества, социально – реабилитационным центром.) • Наш школьный проект - Клуб патриотического воспитания «Юный патриот»: • Дружина юных пожарных «Пламенная», • Кружок Юных Инспекторов Движения «Колесо» • Фольклорный ансамбль «Истоки»; 1. В 1998 году организована и активно работает Дружина юных пожарных «Пламенная». Сегодня нам 14 лет. На протяжении 7лет дружина участница областных и окружных слетов ДЮП. Награждены: • Грамотами ГУ МЧС России по Свердловской области (по ГПС) 2007, 2008, 2009, 2010 гг. за участие в областном слете ДЮП и активную работу по пропаганде противопожарных знаний; • Грамотой за участие в областном слете дружин юных пожарных и активную работу по пропаганде противопожарных знаний, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, с 2007 по 2010 год; • Дипломами за активную работу по пропаганде противопожарных знаний, • Грамотой за победу в номинации «Профилактика» и т.д. • Грамотой за 1-место в городском конкурсе ДЮП 2012 г.; Внедрение инновационных форм и методов гражданско-патриотической работы в совершенствование воспитательной системы школы способствует созданию единого образовательного пространства школы, обеспечивающего гражданско-патриотическое и духовно-нравственное становление личности обучающихся. Появилась необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. К наиболее актуальным технологиям осуществления взаимодействия, применяемых в нашем ОУ можно отнести такие технологии на основе личностно-ориентированного подхода, как • технология проведения коллективных творческих дел, • технология социального заказа (ПЧ 20.12, ГИБДД) , : • Информационно-коммуникационные технологии; • Технология проектной деятельности (метод проектов); • Исследовательская деятельность; • Здоровьесберегающие технологии; • Нетрадиционные формы организации обучения; (урок-экскурсия, урок-праздник, урок-лекция с использованием мультимедийных средств, уроки-соревнования и т.д.); • Игровые технологии; • Интерактивные технологии (модерация); • технология деятельности общественных советов, Мы хотим, чтобы из стен нашей школы выходили настоящие граждане, патриоты своей страны. Каждого своего ученика наша школа встречает особой воспитывающей атмосферой.

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория