Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Круподерова В.Ю. Формы и методы работы в хоровом классе

Автор: 
Круподерова Вера Юрьевна
Место работы: 
преподаватель хорового класса МБОУ гимназии №10, г. Челябинск

Формы и методы работы в хоровом классе

Становление любого вокально-хорового навыка в коллективе связано с решением многих чисто технических задач, требующих большего или меньшего напряжения духовных и физических сил каждого юного певца.Специфика занятий заключается в том, что вокально-хоровая работа по формированию всех навыков и умений проводится в комплексе. Решая поставленные методические задачи, педагог должен умело и целесообразно сочетать на уроке различные виды музыкально-творческой деятельности.

И чтобы эта работа не была тяжёлой и изнурительной, а приносила удовлетворение и радость, следует проводить её живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребёнку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и постигать тайны вокально-хорового искусства. Это непременное условие плодотворной деятельности детского хора.Истинная заинтересованность детей, их увлечённость исполнительским процессом активизирует весь ход занятий, а значит, открывает путь к скорейшему достижению и закреплению того или иного навыка.

Очень важно, чтобы дети чётко понимали поставленную перед ними задачу. Однако это ни в коей мере не должно подавлять эмоционально-чувственный мир ребёнка. Только единство сознательного и эмоционального позволит разнообразить репетиционную работу и постоянно переключать внимание детей с более сложного на более простое и обратно.

Одной из важнейших традиций русской вокальной школы является исключительное внимание к процессу развития детского голоса. Наша вокальная педагогика требует бережного отношения к неокрепшему детскому голосу и, вместе с тем, указывает на большие возможности работы с ним.

Нельзя забывать и о некоторых психологических и физиологических особенностях подросткового возраста, для которого характерны большие изменения в организме. Существует три этапа подросткового возраста – предмутационный (10-12 лет), мутационный (12-15 лет) и послемутационный (15-18 лет). Все три этапа проходят в коллективе старшего хора и очень важно не навредить и иметь индивидуальный подход к каждому ребёнку.

В период мутации следует особенно бережно относиться к гигиене голоса, к дозировке пения. Голосовой аппарат, также как и весь организм, претерпевает изменения. Основной характер голоса у девочек не меняется, однако в звучании голоса появляется сипота и хрипота. Циклические физиологические изменения в организме девочек также влияют на звучание голоса. Наблюдения показывают, что девочки-подростки нуждаются в освобождении от пения на 2 - 3 дня в этот период. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость.

У мальчиков развитие идёт более интенсивно и неравномерно. При ещё чисто детском строении голосового аппарата можно рассмотреть покраснение голосовых связок, набухание, слизь, которая вызывает потребность откашляться, и придаёт голосу иногда сипловатый оттенок. Рост гортани часто идёт настолько неравномерно и даже болезненно, что приходится временно прекращать занятия. Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает довольно редко. Если же мутация у мальчиков проходит спокойно, то пение можно и не прекращать. Регулярные занятия и соблюдение певческого режима облегчают прохождение мутации.                                                            

Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, так как взрослое звучание ещё не сформировалось, голосовая мышца продолжает развиваться.Форсированное звучание отрицательно сказывается на вибрато, ценном свойстве певческого звука, которое придаёт теплоту голосу. Совершенно не допускается употребление твёрдой атаки как постоянного приёма звукообразования, т.к. это приводит к перенапряжению голосового аппарата.

Несмотря на большие сложности, подростковый возраст является самым благоприятным для воспитания и развития духовной культуры. В.А. Сухомлинский говорил: «В духовном облике подростка происходят бурные, в определённом смысле противоречивые явления, которые надо направлять в правильное русло здорового нравственного развития». Один из путей формирования нравственного облика подростка – пение в хоровом коллективе, в котором он может получать удовольствие от совместного творчества;почувствовать свою необходимость в общем деле;испытать радость и гордость победы, дружбы, уважения со стороны руководителя, товарищей, родителей слушателей;наслаждаться музыкой, которую он сам исполняет.
Основными критериями успешности воспитанников хорового класса является приобретение ими необходимых вокальных навыков на данном этапе: качество исполнения,  собранность и работоспособность на занятиях, эмоциональность и артистизм  в концертных  выступлениях.

Учитывая необходимость дифференцированного подхода к учащимся, надо обратить особое внимание на детей с нарушением вокально-слуховой координации. Особая чуткость должна быть проявлена к этим детям. Нельзя лишать их возможности выступить на сцене, и с каждым таким ребёнком нужно в индивидуальном порядке решить, как он будет вести себя на сцене. Результаты работы будут очевидны только с помощью основных принципов хоровойпедагогики:                                                                                          

    • любовь и терпение со стороны преподавателя.                            
    • систематичность в занятиях.           
    • обучение «от простого к сложному».
    • развитие слухового контроля и осознанного отношения к исполняемой музыке.
    • использование «хоровых прививок» (слабый ученик в окружении сильных).
    • преемственность поколений.
    • повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Эффективный результат в деятельности хорового коллектива даёт постоянное изучение его особенностей, наблюдение за  психологическим и физиологическим развитием каждого ученика, анализ пройденных занятий и выступлений и тесная связь с другими музыкальными предметами.

Большую помощь коллективу может оказать семья. От того, насколько верно понимают в семье цели и задачи музыкально-эстетического воспитания, насколько осознаётся огромная сила эмоционального воздействия музыки на личность ребёнка, в значительной мере зависит процесс формирования музыкальной культуры учащегося. Отсюда и необходимость активизации работы с родителями - проведение индивидуальных бесед и консультаций, приглашение родителей на открытые уроки и различные концерты.

Широко развитое детское самоуправление, активизация всех членов хора и работа по принципу «знаешь сам – научи другого» - всё это создаёт предпосылки для успешного воспитания слаженного детского хорового коллектива.

Многолетний опыт работы с детьми убеждает в том, что учащиеся чрезвычайно заинтересованно воспринимают те методы педагогического воздействия, которые предполагают проявление их собственной активности и инициативы.

Такие формы работы, как:  беседы о музыке, поэтах, композиторах, совместные культпоходы в концертные залы и театры, слушание музыки, становятся весомым вкладом в осуществление полноценного воспитания детей, делают их жизнь интереснее и содержательнее.
Итогом всей работы коллектива являются конкурсы и концерты. Каждый концерт и конкурс – это не только проверка исполнительского уровня коллектива, его творческий отчёт, но и пропаганда вокально-хорового искусства и важнейший воспитательный и стимулирующий фактор для формирования чувства коллективного единения, источник творческого вдохновения.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн