Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Назывные предложения в литературе.

Submitted by Татьяна Ивановна Кожевникова on пн, 04/03/2013 - 16:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сапронова Анастасия Алексеевна
Место работы, должность: 
МКОУ Чулымский лицей, преподаватель
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи.

 

         Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

 

·        познакомить детей с понятием «Назывное предложение»;

 

·        научить находить назывные предложения в художественной литературе и изучить их особенности;

 

·        провести работу по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов, чтобы выявить уровень владения детьми односоставными назывными предложениями и умение уместного употребления этих конструкций.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Русский язык"

Используемое оборудование: 

Презентация к уроку

Краткое описание: 
Раздел: синтаксис. Предмет: простое односоставное назывное предложение. Гипотеза: дети способны выражать чувства с помощью назывных предложений.

 

1. Теоретический материал

1. (слайд 1)Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений?

(слайд 2)

Назывные (номинативные) предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления:

«Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз!»

 

(слайд3)

Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия:

 

1) Лес. Палатка. Песок речной волны. (А. Яшин.)

2) Вот и зима – да не тешат салазки. (Н. Некрасов.)

 

а) форма главного члена в назывных предложениях имеет сходство с подлежащим.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж При отсутствии глагола назывные ОСП не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого.

 

б) в связи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении не делает его автоматически назывным.

 

(слайд4)

К примеру, рассмотрим такое предложение:

 «В тот вечер под водой была буря, а на земле – дождь».

Первая часть двусоставное предложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, что вторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола – это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличие второстепенного члена – обстоятельства, которое в составе предложения зависит именно от сказуемого. Разбирая таким образом каждое представленное нам предложение, мы будем делать верные выводы о его структуре.

(слайд5)

 

2. Особенности назывных предложений (слайд 6)

 

Назывное предложение имеет следующие особенности:

 1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания;

2. Создаёт образную, зримую картину природы, состояния героя;

3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время;

4. Дает возможность читателю додумать, представить общую картину;

5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.

 

 

3. Знаки препинания в конце назывных предложений (слайд 7)

 

В конце назывных предложений на письме ставятся точка, восклицательный, вопросительный знак или многоточие:

 

1) Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

 

2) Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось!  (А. Пушкин.)

 

3) Долина роз! Самые эти слова меня волновали. (К. Паустовский.)

 

4) Помнишь рощу над рекой? А какой песок? А вода? (А. Чехов.)

 

5) Испания... Туда уезжали мои подруги по университету переводчицами. (Е. Серебровская.)

- Найдите назывные предложения.

 

 

4. Распространённые и нераспространённые назывные предложения

(слайд 8)_

В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями: Осенний холодок. Пирог с грибами (ср.: грибной пирог). (Б. Окуджава.)

Несогласованные определения могут иметь добавочные значения обстоятельств и дополнений:

1) Звёзды (какие? где?) над полями, глушь да камыши... (И. Никитин.)

2) Вот письмо. Письмо (какое? от кого?) от сына. (А. Твардовский.)

Назывные предложения, имеющие в своем составе только частицы, оказываются нераспространенными. Но встречаются и распространенные назывные предложения, включающие в себя чаще всего определения – «Тихая ночь».

 

5. Нельзя путать назывные предложения с двусоставными неполными

 

Основная ошибка, связанная с определением назывного предложения, - это возможность спутать его с неполным. Причем речь идет не только о двусоставном неполном с пропущенным сказуемым, но и о неполных предложениях, где пропущена вся предикативная основа и осталось лишь дополнение, которое многие, не раздумывая, относят к подлежащему.

 

Давайте прочитаем текст: (слайд 9)

 

Ведьма спросила русалочку, что ей надо. «Ножки!» – прошептала девушка. «Ножки?» – расхохоталась ведьма. «А что ты дашь мне взамен?» – «Волшебный коралл!» – «Нет, я знаю, что мне нужно! Голос!»

 

Перед нами 4 предложения, на первый взгляд представляющие назывные предложения. Но перед нами – диалог, разговорная речь, следовательно, велика возможность использования неполных предложений. Попробуем превратить диалог в полный (как будто мы пишем упражнение в пособии для иностранцев первого года обучения языку). Разговор приобретет следующий вид: Мне необходимы ножки…- Тебе нужны ножки/ ты хочешь иметь ножки… - Я дам тебе коралл… - Мне нужен голос/ я хочу взять голос. Однозначно не назывным при таком восстановлении текста оказалось первое, третье – неполное с пропущенными главными членами (оказалось, что коралл – слово в винительном падеже, дополнение). Два оставшихся предложения могут быть рассмотрены по-разному. Мы показали, как внимательно следует анализировать текст при определении типа предложения.

 

Не будут назывными также предложения следующей структуры: Чепуха! (=»это чепуха»), Красавица! (= «это/ она красавица»). Слово в именительном падеже, представленное в таких предложениях, входит в именную часть составного именного сказуемого.

 

6. Стилистическая роль назывных предложений (слайд 10)

 

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

 

1. Описывать природные явления: Жарища!

2. Описывать среду и обстановку.

3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.

4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.

Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.

Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь...

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Таким образом, стилистическая роль достаточно обширна. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

 

7. Использование назывных предложений (слайд 11)

Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия, вывески.

Назывные предложения широко используются в тех жанрах литературных произведений, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации основных, главных деталей. Назывные предложения сообщают о существовании (бытии) какого-либо предмета, явления в настоящем. Они часто употребляются в художественной литературе.

 

А теперь перейдем непосредственно к анализу художественного текста.

 

2.Анализ художественного текста

Назывные предложения в художественной литературе  – это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо.

 

 1. Неподвижные картины (слайд 13)

 

Все мы знаем стихотворение  Александра Блока:

 

Ночь, улица, фонарь, аптека,

 

Бессмысленный и тусклый свет.

 

Живи еще хоть четверть века -

 

Все будет так. Исхода нет.

 

Умрешь - начнешь опять сначала

 

И повторится все, как встарь:

 

Ночь, ледяная рябь канала,

 

Аптека, улица, фонарь.

 

 - Найдите назывные предложения в стихотворении А. Блока.

 - Для чего поэт использует этот синтаксический прием?

 

Создавая неподвижную картину, поэт обращается к назывным

предложениям.

          

 

Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел.

 

Первые две строки – бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных. Первые четыре состоят только из существительных, лишённых определений, дана только констатация предметов вещного мира. Так возникает картина мёртвой неподвижности.

 

 

2. Картины в движении (слайд14)

 

Поворот, усадьба Горки,

Сад, подворье, белый дом.

 

Для создания какого эффекта автор использует в своем тексте назывные предложения?

Назывными предложениями передаётся движение. Именно такой момент встречается в стихотворении Твардовского «Ленин и печник»:

 

Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных, также указывает на движение. Кажется, будто ты на повороте проезжаешь мимо усадьбы «Горки», затем мимо сада и подворья, и вот, наконец, доезжаешь до белого дома.

 

3. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета, напоминают мазки художников – импрессионистов

(слайд15)

   Афанасий Афанасьевич Фет написал удивительное стихотворение:

 

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

         Все стихотворение представляет собой  одно  предложение,  состоящее  из однородных  членов  –  подлежащих  (между  ними  ставится  запятая).  Оно  и читается на одном дыхании,  с  перечислительной  интонацией.  Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Полностью  все стихотворение – это одно большое назывное предложение. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья… Предметы  у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны.                         Изобразительно-выразительные средства  направлены  на  то,  чтобы передать  главную  мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле. Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину,  улови её сиюминутное состояние. Это стремление Фета передать красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.   

 

3. Работа с репродукциями картин известных художников – импрессионистов.

 - Вам нужно передать, используя назывные предложения,  то эмоциональное состояние, которое хотел донести до вас художник.

(слайд 16)

1.   Огюст Ренуар «Лето. Молодая женщина на цветущем поле»

(слайд 17)

2.   Клод Моне «Дерево в форме шара»

(слайд 18)

3.    Камиль Писсарро «Этюд крестьянки с лопатой»

(слайд 19)

4.   Константин Коровин «Площадь Бастилии»

(слайд 20)

5.   Игорь Грабарь «Февральская лазурь»

 

 

4. Подведение итогов.

Подведение итогов:

  1. Какие предложения являются назывными?
  2. Расскажите о знаках препинания, которые мы используем в назывных предложениях?

3) Для чего нужно использовать назывные предложения в речи?

 

Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках

Назывные предложения играют ведущую роль в описании, т.к. они обеспечивают выразительность и наглядность изображения.

 

Цепь назывных предложений позволяет описать картину головокружительного танца. Огромное количество подробностей, деталей. Стремительное развитие действия.

Номинативные предложения создают впечатление личного дневника, письма – фиксируются дата, время суток, день недели, положение, в котором находится человек, пишущий этот дневник, и тема записи – любовь. Это дневник не столько событий, сколько чувств.

Назывные предложения широко используются в тех жанрах литературных произведений, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации основных, главных деталей. Назывные предложения сообщают о существовании (бытии) какого-либо предмета, явления в настоящем. Они часто употребляются в художественной литературе.

 

5.Рефлексия (слайд 21)

Закончи фразу

  •  Сегодня я узнал…
  •  Было интересно…
  •  Было трудно…
  •  Я выполнял задания…
  •  Я понял, что…
  •  Теперь я могу…
  •  Я научился…
  •  У меня получилось …
  •  Я попробую…
  •  Меня удивило…
  •  Мне захотелось…

 

6.Домашняя работа (раздаточный материал)

Приложение.

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Задание: определите, какие предложения в тексте назывные, а какие двусоставные неполные.

 

1. Волк работал в лесу на пропускном пункте между темной чащей и солнечной опушкой. Он останавливал каждого проходящего по тропинке и грозно рычал: «Документы!»

 

2. «Кто спал в моей кровати?» – зарычала Медведица. Тут медвежонок заглянул в свою кровать и вскрикнул: «Девочка!» «Ты кто?» – спросил он непрошеную гостью. «Машенька!» – ответила та.

 

3. «На улице снег!» – завизжала от восторга младшая козочка. «Где же санки?» – «Вот санки!»

 

4. «Какая шубка!» – воскликнула Лиса. «Надо только добавить некоторые детали», - заметил Кот. «Какие?» – «Пуговицы».

 

5. «Кто же все это сделал?» – «Медведь. Не беда. Скоро весна. Построим новый теремок».

 

6. «Чушь! Не может нос не влезть в кувшин. Попробуй!… Вот беда!» И журавль выскочил из дома, громко крича: «Ужас! Лиса…!»

 

7. Что бы вы хотели на ужин? Что кажется вам самым привлекательным? Пицца? Торт со сливками? Кошмар!

 

8. Гамбургер. Такая огромная булка с сочным мясом! Вкуснятина!!!

 

9. «Что привезти вам, дочки, из поездки?» – «Зеркальце, чтобы видеть себя красавицей. Убор из жемчуга в пару к жемчужным серьгам». – «А тебе, Настенька?» – «Цветочек аленький».

 

10. «А я купила тебе подарок!» – «ЧТО?!!» – «Всего-то небольшой сувенир! Пикассо!»

 

В тех предложениях, которые будут рассмотрены вами как неполные, выделите члены предложения.

 

 

 

             

Прикрепленный файл Size
Презентация.ppt 3.59 MB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн