Вы не зарегистрированы

Авторизация



формирование лексико-грамматических категорий речи по теме "Транспорт"

Фото пользователя Наталья Владимировна Радзикевич
Submitted by Наталья Владимировна Радзикевич on пн, 11/03/2013 - 11:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Радзикевич Наталья Владимировна
Место работы, должность: 
МАДОУ ЦРР д\с 378 учитель-логопед
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Предмет(ы): 
Логопедия
Цель урока: 

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Транспорт".

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Совершенствование навыка слогового анализа слов.

2.Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во мн.ч., согласование числительных два и пять с существительными, образование приставочных глаголов, употребление простых предлогов, употребление существительных в форме Т.п., образование однокоренных слов).

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развитие речевого слуха, мышления, фонематического восприятия.

2.Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.

3.Развитие общей моторики и координации движений.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Ожидаемые результаты:

Использование детьми грамматически и фонетически правильной речи, совершенствование слогового и звукового анализа слов, обогащение словаря по теме "Транспорт".

Формы организации работы детей:

Индивидуальная и фронтальная формы работы.

Формы организации работы учителя-логопеда:

Непосредственно образовательная деятельность.

Методическая и педагогическая эффективность используемых технологий:

Интерактивная доска позволяет детям активно и всесторонне взаимодействовать с новым материалом. На доске можно легко менять информацию, передвигать объекты, создавать логические связи.  

Благодаря наглядности и интерактивности повышается познавательный интерес, дети вовлекаются в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Интерактивные технологии качественно изменяют содержание, методы и формы обучения и при определённых условиях могут способствовать развитию индивидуальных способностей детей, их личностных качеств, формированию познавательных способностей.                                                          

При построении образовательной деятельности в увлекательной интерактивной игровой форме существует возможность задействовать все каналы восприятия информации: зрение, слух, тактильные ощущения.                                                                                                                              

Использование интерактивной доски позволяет накапливать методическую базу, что значительно облегчает работу педагога в дальнейшем.

 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

Теремкова Н.Э. "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР". Альбом №3.

 

Используемая методическая литература: 

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и  федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

Нищева Н.В. "Конспекты логопедических занятий для детей старшей группы  для детей с ОНР".

Используемое оборудование: 

Интерактивная доска SMARTboard, ноутбук LENOVO G570, предметные картинки с изображением транспорта, карточки-билеты разного цвета, мяч, бумажные самолётики, игровое поле с картой.

Используемые ЦОР: 

SMART-конспект "Транспорт"

Краткое описание: 
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий речи по теме "Транспорт" с использованием интерактивной доски SMARTBoard.

 

1. Оргмомент

 

Кондукторам езда везде,

С большою сумкой кожаной.

Ему всегда, ему весь день

В трамваях ездить можно.

- Большие и дети, берите билетик,

Берите разные, бери любые –

Зелёные, красные и голубые.

 

-Представьте, что мы едем в трамвае, я кондуктор, и предлагаю вам купить билеты:

-Какого цвета билеты вы выбрали?

-Посмотрите, что изображено на обратной стороне? Как это назвать одним словом? (транспорт)

Логопед  достаёт из сумки и раздаёт детям карточки-билеты разного цвета.

На обратной стороне изображены машина, трамвай, корабль, самолёт, мотоцикл, лодка, самосвал, грузовик, такси, фургон, автобус.

2. «Поставь в гараж»

-Давайте расставим транспорт по гаражам. В жёлтый гараж поставим машины, в названии которых два слога, в синий – машины, в названии которых три слога.

 

На доске изображения двух гаражей: жёлтый – с двумя воротами, синий – с тремя воротами.

Дети, используя инструмент линии, соединяют машины с гаражами.

 

3. «Ехали медведи»

 

Послушайте отрывок из знакомой вам сказки К.И.Чуковского «Тараканище» и постарайтесь запомнить все названия транспорта, которые прозвучат в этом отрывке:

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле. Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле.

 

-Какое из этих слов начинается со звука [т] ? (трамвайчик)

-В каких словах есть звук [м] ? (автомобиль, трамвайчик)

-В каком слове есть звук [с’] ? (велосипед)

Просмотр отрывка из мультфильма «Тараканище».

4. «Один-много»

 

-Теперь давайте поиграем. Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне :

Автобус - автобусы, трамвай - трамваи, самолет – самолёты, корабль – корабли, самосвал – самосвалы, велосипед – велосипеды, мотоцикл – мотоциклы, грузовик – грузовики, такси – такси.

-Слово такси не изменяется.

 

Дети выстраиваются полукругом на ковре и логопед бросает им мяч.

5. «Самолёты»

 

-А сейчас мы отправим в полёт самолётики, которые вы сделали. Положите самолётики на ладонь. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолётик, вытянув губы трубочкой, не надувая щёк.

Упражнение проводится 4-5 раз.

 

Дети по инструкции логопеда дуют на самолётики.

6. «Кто  чем управля-ет?»

 

-Назовите транспорт, который вы видите? (машина, самолёт, корабль, поезд)

-Назовите профессии людей, которые управляют этим транспортом:

Поездом управляет машинист; машиной управляет шофёр; самолётом управляет пилот; кораблём управляет капитан.

 

На доске изображения транспорта и людей, которые им управляют. Дети перемещают картинку с изображением  транспорта к человеку, который им управляет.

7.Физкультурная ми-нутка «Самолёт»

 

Руки в стороны

В полёт отправляем самолёт.

Левое крыло вперёд, правое крыло вперёд,

Раз, два, три, четыре – самолёт наш лучший в мире.

Дети выполняют движения по показу логопеда и в соответствии с инструкцией.

8. «Что лишнее?»

 

Я буду произносить названия транспорта, а вы – определять, какой из них лишний и почему.

Автобус, лодка, катер, корабль (лишний автобус, потому что это наземный транспорт, а все остальные водный).

Троллейбус, самосвал, такси, автобус (лишний самосвал, потому что это грузовой транспорт, а все остальные пассажирский).

Самолёт, вертолёт, велосипед, космический корабль (лишний велосипед, потому что это наземный транспорт, а все остальные воздушный).

 

На доске изображения транспорта.

Используем инструмент  «волшебное перо» для выделения лишнего слова, и инструмент шторка

9.Гимнастика для глаз

 

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, 

Через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз, 

Вправо, влево повернём, заниматься вновь начнём!

Дети выполняют движения глазами по показу логопеда и в соответствии с текстом.

10. «Семейка слов»

 

Давайте соберём семейку слов к слову машина:

-Как можно назвать маленькую машину? (машинка).

-А очень большую? (машинища).

-Как назвать человека, который водит поезд? (машинист).

-Как называется масло для двигателя машины? (машинное масло).

 

На доске друг за другом появляются изображения машины, маленькой машинки, большой машины, машиниста, машинного масла.

11.  «Два и пять»

 

Посмотрите на картинки и сосчитайте, сколько всего у вас машин:

2 самолёта - 5 самолётов; 2 автобуса – 5 автобусов; 2 самосвала – 5 самосвалов; 2 велосипеда – 5 велосипедов; 2 корабля – 5 кораблей; 2 трамвая – 5 трамваев; 2 вертолёта  – 5 вертолётов; 2 лодки  – 5 лодок.

 

У детей в руках по две карточки с изображением транспорта.

12. «Весёлые гонки»

 

Мальчик Ваня собрался отдохнуть на море. Давайте поможем ему доехать:

Из дома Ваня (что сделал?) вышел, речку по мостику он перешёл и дальше пошёл. Ваня к дороге подошёл, на мотоцикл сел и поехал. По дороге ехал, в горку въехал, с горки съехал, озеро объехал, кочку переехал, и на железнодорожный вокзал приехал. На поезд Ваня сел и поехал. В город приехал, из поезда вышел, остановку нашёл и к ней подошёл. Ваня в машину сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел в самолёт и полетел. Лес он пролетел, горы перелетел, и прилетел. Из самолёта Ваня вышел и пошёл. Шёл и в порт пришёл. Сел он на катер и от берега отплыл. К пляжу он приплыл и стал отдыхать.

 

Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?

 

На доске изображен маршрут, которому нужно следовать. Дети по очереди выходят к доске и продвигают транспорт по карте используя инструмент перо.

13. Итог

 

Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили на занятии, а потом оценивает деятельность каждого ребёнка.

На интерактивной доске дорога с машинами. Если занятие понравилось, то ребёнок выбирает весёлую машину, если не понравилось – грустную (инструмент утилита множественного клонирования).

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Федоровна Морозкова

На: формирование лексико-грамматических категорий речи по теме


Наталья Владимировна, вы представили прекрасный конспект по формированию лексико - грамматических представлений у детей с ОНР. Дети говорят, играют и действуют одновременно - это то, что для них актуально и необходимо. Думаю, что в копилке каждого логопеда ваш материал займет достойное место.

Комментарий был изменен с момента создания (smorozkova65, чт, 28/03/2013 - 10:43).