Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Высота и тембр звука. Громкость звука

Submitted by Вадим Владимирович Гаврик on пн, 25/03/2013 - 06:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гаврик Вадим Владимирович
Место работы, должность: 
МБОУ Ирбизинская СОШ, учитель физики и математики
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

 

- ввести основные характеристики звука: высота, тембр, громкость; выяснить зависимость высоты звука от частоты колебаний и громкости звука от амплитуды колебаний; определить значение звука в жизни человека;

- обеспечить развитие аналитических умений, уровня самостоятельности мышления учеников, познавательных интересов в области знаний о звуке, расширение кругозора; продолжить формирование умений работать  с учебной и дополнительной литературой, выделять главное, строить ответ с помощью обобщенных планов;

- воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

учебник А.В. Перышкин, Е. М. Гутник 9 класс 2007

Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, экран

Краткое описание: 
I. Организационный момент. Учитель проверяет готовность к уроку. II. Актуализация опорных знаний. Презентация к уроку. Слайд 1. Задание № 1. Заполните таблицу «Соответствие». Вопрос 1 2 3 4 5 Ответ Вопросы: 1.Звук – это … 2.Источник звука – это … 3.Приемник звука – это… 4.Ультразвук – это… 5. Инфразвук – это… Ответы: А. … ухо человека. Б. … колебания с частотой более 20кГц. В. … механические колебания, происходящие с частотой от 20Гц до 2000Гц Г. … колебания с частотой менее 20Гц. Д. … колеблющееся тело. Задание № 2 Слайд 2 Используя график зависимости х(t) определите амплитуду, период колебаний. Найдите частоту колебаний.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.   Организационный момент. 

Учитель проверяет готовность к уроку.

II.  Актуализация  опорных  знаний.

Презентация к уроку.            Слайд 1.

Задание № 1.

Заполните таблицу «Соответствие».

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ

 

 

 

 

 

Вопросы:

1.Звук – это …

2.Источник звука – это …

3.Приемник звука – это…

4.Ультразвук – это…

5. Инфразвук – это…

 

Ответы:

А. … ухо человека.

Б. …  колебания с частотой более 20кГц.

В. …  механические колебания, происходящие с частотой от 20Гц до 2000Гц

Г. … колебания с частотой менее 20Гц.

Д. … колеблющееся тело.

    Задание № 2                     Слайд 2

     Используя график зависимости х(t) определите амплитуду, период колебаний. Найдите частоту колебаний.

 

 

 

Задание № 3.                    

   Какое из тел, способное совершить колебания не является источником звука?

 

   Поменяйтесь рабочими тетрадями, выполните взаимопроверку, запишите число правильных ответов.      Слайд № 3.               

 

  1. Изучение нового материала.

                                           Слайд  № 4.

   Человек живет в мире звуков. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки животных и насекомых, звуки музыкальных инструментов.

   Давайте прослушаем звучание 2-х разных струн гитары, (учитель привлекает в помощь ученика.) и фонограммы мужского и женского голоса.

 Какие звуки мы слышим?

 

 

 

 

   Звуки баса ниже звуков тенора, сопрано выше альта. Звуки бывают высокие и низкие. Значит, разная высота звука.

   А теперь послушаем звучание камертона.

   Демонстрация «Звучания камертона при сильном и слабом ударе молоточка по его ветви»

   Чем отличаются звуки?

   Звуки бывают громкие и слабые.

   Значит, разная громкость звука.

   Выяснили, звуки отличаются высотой и громкостью.

   Как вы думаете, от чего зависит высота и громкость звука? Ваши предположения.            

   Чтобы ответить на данные вопросы, надо рассмотреть тему урока «Высота, тембр, громкость звука». Запишем  тему в рабочую тетрадь.

                                          Слайд № 5.

   Организуем нашу работу по группам(4 группы по 4 человека)

   Каждая группа получает индивидуальное задание, оборудование, дополнительную литературу и обобщенный план изучения.

   Цель работы каждой группы: составить проект презентации по заданию.

                                                     

                           План.     

             

  1. Прочитать текст учебника.
  2. Выделить в тексте структурные основные элементы научных знаний.
  3. Выполнить опыт по инструкции.
  4. Подготовить сообщение для устного ответа и  проект презентации.
  5. Составить качественную задачу.

Карточка №1(группа №1)

 Тема: «Высота звука».

  1. Прочитайте §35, стр. 118-119 учебника.
  2. Выберете нужную вам информацию.
  3. Выполните опыт по рис. 74 учебника:

  а) выясните, как влияет частота вращения диска на частоту колебаний пластинки и издаваемый звук;

  б) задавая прибору постоянную скорость вращения и подставляя пластинку к разным дискам, выясните, как зависит высота звука от частоты колебаний пластинки

4.   Подготовьте текст устного 

      выступления, содержащего  

      ответы  

      на вопросы:

        а) С какой целью и как

        проводился опыт, вывод;

        б) Опишите опыт,  в

        результате которого были

        получены следы от

        колеблющихся ветвей

        камертона (рис.75);

        в)от чего зависит высота

        звука?

       Подготовьте  проект

       презентации.

 

 5.   Составить качественную задачу.

   

  Карточка № 2 (группа  № 2)

          Тема: «Громкость звука».

       1.    Прочитайте § 36, стр.121 

              учебника

       2.    Выделите в тексте основные

              элементы знаний огромкости

              звука.

       3.    Выполните опыты:

               а)Слегка ударьте

               молоточком по 

               одной ветви камертона.

               Зафиксируй­те уровень

               громкости

               звука. Заглушите камертон и

               ударьте по нему сильнее,

               чем в первый раз. Как

               изменилась громкость звука?

               б) выполните опыт по рис.

               72,    учебника стр. 116

      4.     Подготовьте текст устного 

        выступления, содержащего

         ответы   на вопросы:

         а)с какой целью ставились и

         как

         проводились опыты, вывод;

         б)как изменится громкость

         звука, если уменьшить

         амплитуду колебаний  его

         источника

         в)от чего зависит громкость

         звука?

        Подготовьте  проект

        презентации

 

  1. Составьте качественную

     задачу.

 

 Карточка№3 (группа  № 3)

    Тема «Тембр звука».

      1.     Почитайте текст  §35 стр.

              119-120.

      2.     Выделите в тексте элементы

              знаний  о тембре звука.

      3.     Прослушайте звучание

              камертона, гитары.

 4.    Подготовьте ответы на   

        следующие   вопросы:

             а) Что называется чистым

             тоном?

 

 

             б) Что такое основной тон и

             обертоны звука?

 

 

 

            

            в) Что такое тембр звука?

 

 

 

             г) Чем определяется высота

             звука?

 

 

             д) Чем определяется тембр   

              звука?    

 

 

 

         Подготовьте  проект

         презентации

 

  1. Составьте качественную задачу.

 

    Карточка №4 (группа  № 4)

       Тема: «Влияние громких звуков на здоровье человека»

  1. Прочитайте § 36 (стр.121-122).
  2. Выделите в тексте элементы знаний о единицы громкости и воздействии громких звуков на здоровье человека.
  3. Используя дополнительную литературу:

а) «Большая энциклопедия эрудита». М. «Махаон» 2004 г. стр. 316.

б) С.Г. Бернатосян «Эрудит: рекорды природы и человеческой деятельности» Минск «Асар» 1994г. стр. 104.

в) А. Крейг, К. Росни. «Наука: энциклопедия» «Росмэн» М.1994.

             Составьте  шкалу уровня

             громкости звуков.

     4.     Подготовьте текст устного 

       выступления, содержащего

       ответы   на вопросы:

        а) Назовите единицы

        громкости и уровня  

        громкости звука.

             б) Звук какой громкости

             вызывает у  человека болевые

             ощущения?

        в) Как отражается на здоровье 

        человека систематическое 

        действие громких звуков?

             Подготовьте  проект

             презентации

 

5.      Предложите специальные

меры  которые можно и нужно применять  в больших городах, поселках, домах  для уменьшения шумов?

 

 

 

 

 

После изучения нового материала, начинается обсуждение индивидуальных заданий.

                                 

                                  Слайды № 6-9

  1.      Закрепление изученного материала.

            Тест                     Слайд № 10.

  1. Чем определяется высота звука?

А. Длиной волны.

Б.  Частотой колебания.

В.  Амплитудой колебания.

Г.  Фазой колебаний

      2.   Чем определяется громкость

            звука?

А. Длиной волны.

Б.  Частотой колебания.

В.  Амплитудой колебания.

Г.  Фазой колебаний

      3.   Болевой  порог слышимости

            превышает …

           А. 80 дБ

           Б. 20 дБ

           В. 130 дБ

           Г. 170 дБ

4.       Ответить на вопросы

          составленных  качественных

          задач.

  

  1. Рефлексия       Слайд № 11.

        Ответить на вопросы:

  1. С каким настроением вы работали?
  2. Довольны ли собой?
  3. Комфортно ли было работать в малой группе?
  4. Какие затруднения возникли при выполнение работы?
  5. Как вы можешь преодолеть свои учебные проблемы?
    1. Домашнее задание  

               Слайд № 12.

               §35,§36. упр. 30 № 1,2.

               учебника А.В. Перышкин,

               Е. М. Гутник 9 класс 2007

 

Учащиеся готовятся к уроку.

 

 

 

 

    Учащиеся заполняют таблицу письменно в рабочей тетради

Задание №1.

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ

В

Д

А

Б

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Решают графическую задачу. Ответы записывают в рабочую тетрадь.

Задание № 2  .

 А=5м,

 Т=4с,

 g=1/Т=1/4с=0,25Гц.

 

 

 

 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

Записывают в рабочую тетрадь ответ.

1. 2.

 

   

 Учащиеся проводят взаимопроверку.    

 Отмечают количества правильных ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Слушают звучание 2-х разных струн гитары,  звучание фонограммы мужского и женского голоса.

 

 

  Разные звуки: один – более низкий, другой более высокий.

   Звуки мужского голоса более низкие, чем звуки голоса женщины.

 

 

 

  

 

Слушают звучание камертона.

 

При сильном ударе камертон звучит громче, при слабом – тише.

 

 

 

  Учащиеся выдвигают гипотезы, пытаются объяснить возникшую проблему.

 

 

 

 

 

 

    Учащиеся записывают тему урока.

«Высота, тембр, громкость звука».

    Класс делится на 4 группы по 4 человека

в каждой. Каждая из них получает индивидуальное задание, оборудование, дополнительную литературу и обобщенный план изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учащиеся приступают к выполнению задания.

 

 

 

 

   Чем быстрее вращается диск, тем больше частота колебаний пластинки и тем выше издаваемый ею звук

 

   Звук будет тем выше, чем больше число зубьев на пластинке, т. е. чем больше частота колебаний пластинки.

 

 

 

 

 

   Объясняют схему  прибора, называют цель, делают вывод, сравнивает следы камертона на  рис.75, отвечают на вопросы

Вывод:Высота звука зависит от частоты колебаний: чем больше частота колебаний источника звука, там выше издаваемый им звук.

  

 

Учащиеся работают над презентацией (вырезают, клеят, рисуют).

   Составляют качественную задачу.

  

 

 

 

Учащиеся приступают к выполнению задания.

 

 

 

    Чем сильнее удар по ветви камертона, тем громче звук.

 

 

 

 

 

   Проделав опыт, делают вывод.

Вывод:Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук.

 

 

 

 

 

 Объясняют схему  прибора, называют цель, делают вывод.

   Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук.

  

 

 

Учащиеся работают над презентацией (вырезают, клеят, рисуют).

Составляют качественную задачу.

 

 

 

 

 Учащиеся приступают к выполнению задания.

 

 

 

  

Готовят ответы на вопросы.

 

    Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты.

    Самая низкая частота сложного звука называется основной частотой, а соответствующей ей звук определенной высоты- основным тоном. Все остальные тоны называются обертонами.

    Обертоны определяют тембр звука, т.е. такое его качество, которое позволяет нам отличать звуки одних источников от звуков других.

    Высота звука определяется высотой его основного тона: чем больше частота основного тона, тем выше звук.

    Тембр звука определяется совокупностью его обертонов.

     Отличие этих звуков обусловлено разным набором обертонов.

 

Учащиеся работают над презентацией (вырезают, клеят, рисуют).

Составляют качественную задачу

 

 

 

 

 

Учащиеся приступают к выполнению задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Готовят ответы на вопросы.

 

   Единица громкости звука называется сон.

  

Уровень громкости звука измеряется в фонах, в некоторых случаях  - в белах (или децибелах).

   Предельно допустимая громкость звука для человека на должна превышать 110дБ. Звук громкостью 130дБ вызывает у человека болевые ощущения

  

Неблагоприятно отражается на здоровье. Появляются симптомы шумовой болезни: повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, повышенное артериальное давление.

   Прелагают меры для уменьшения шумов: а) запрещение звуковых  сигналов автомобилей в городах;

б) звукоизоляция в домах, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   В рабочей тетради ученики делают  таблицу. Отвечают на вопросы теста.

В

1

2

3

О

Б

В

В

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Производят взаимопроверку.

  Устные ответы учащихся.

 

 

 

Идет диалогическое общение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн