Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Б.Васильев "В списках не значился"

Submitted by Тамара Васильевна Дюжева on Sat, 30/03/2013 - 10:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дюжева Тамара Васильевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МКОУ Иткульской СОШ
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

  1. Продолжить знакомство с произведениями о ВОВ
  2. Учить анализу произведения.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, эмоционально воздействуя на учащихся, погружая их в события начала ВОВ, заставляя задуматься над истоками мужества целого поколения людей, которое отдало свою молодость, счастье, любовь, жизнь за свободу страны.
  4. Показать короткий путь Н.Плужникова, от наивного, не искушенного в жизни, не испытавшего в тяготы войны юноши, почти мальчика, до мужественного, опытного бойца , способного на величайший подвиг во имя родины и народа.

    Проблемный вопрос: почему это возможно? Чем обусловлено это возмужание?

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. Книги  Б. Васильева.
  2. Стихи: «Имена на поверке»
  3. Вопросы к роману.
Используемая методическая литература: 

 

  1. Портрет Б. Васильева.
  2. Песня «Священная война»
  3. Книги  Б. Васильева.
  4. Стихи: «Имена на поверке»
  5. Вопросы к роману.
  6. Видеопрезентация фотографий Брестской крепости.
Используемое оборудование: 

кмпьютер, мультимедиапроектор.

Используемые ЦОР: 

 

  1. Видеопрезентация фотографий Брестской крепости.
Краткое описание: 
презентация PowerPoint

 

 

На доске записаны (или выведены на экране) эпиграфы из повести « В списках не значится» и из стихотворений Н. Майорова. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я ее последняя капля.

…не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли.

…ушли, недолюбив, не докурив последней папиросы. 

И пусть не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

 

Учащиеся разделены на группы:

  1. Одни занимаются исследованием документов об обороне Брестской крепости.
  2. Вторые анализируют повесть б. Васильева, составляют литературный портрет Н. Плужникова его сюжетную линию.

Вступительное слово учителя. Читаются эпиграфы к повести, записываются в тетради. Учитель предлагает внимательно следить за ходом анализа повести с тем, чтобы в конце определить, удачно ли они подобраны, определяют ли суть произведения.

Выступления учащихся:

  1. Биография. Краткая справка о Б. Васильеве.
  2. Сообщение о Брестской крепости из документальной повести С. Смирнова «Брестская крепость». Крепость не была хорошо укрепленным объектом.

В романе обращаем внимание на то, какое впечатление произвела крепость на Николая: Коля с нетерпением ожидал увидеть нечто вроде Кремля. Но впереди зачернело нечто бесформенное… никаких стен и башен.

Показ фотографий крепости (Приложение 2)

Вывод: Значит, что крепость не сдалась, обеспечили не выдающиеся фортификационные сооружения, а стойкость защитников.

Сообщения учащихся по Iчасти романа.

  1. Жизнь Плужникова до войны.

После выпуска из училища он изо всех сил старается казаться старше, представительнее.  Во время разговора с генералом он отчаянно трусит, но проявляет твердое  упорство: отказ от продолжения службы в училище с последующим карьерным ростом ( через три года мог бы поступить в академию) : «Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках». Это не просто красивая фраза, это глубокое убеждение еще совсем молодого человека.

  1. Коля Плужников у себя дома.
  2. Ночь в Бресте перед войной.
  3. Война.

( Зачитать отрывок из текста) (Отрывок 1 Приложение 1) 

Звучит один куплет песни «Священная война».

II часть

  1. Жуткий ветер войны: страх перед взрывами, убитыми, перед врагами; как мальчишка боится крыс, темноты, пауков, мертвецов. Но ошеломленный, напуганный, оглушенный, он все время помнит, кто он и зачем сюда поставлен, все время надеется, что армия придет на помощь.
  2. Атака и взятие костела.

3. Постыдное бегство с поста и горькое чувство вины перед товарищами (Отрывок 2 Приложение )

4. Вторая ночь войны.

Чтение отрывка ««А все-таки я — счастливый, — подумал вдруг Плужников. — До сих пор не задело».

Подумав так, он испугался, что накличет беду, стал поспешно внушать себе, что ему очень не повезло, но внутренняя убежденность, что его, лейтенанта Плужникова, невозможно, немыслимо, убить, стала сильнее всяких заклинаний. Ему было всего девятнадцать лет и два месяца, и он твердо верил в собственное бессмертие.»

5. Разговор с Денищиковым (Отрывок 3 Приложение 1)

  1. Люди, стоявшие плечом к плечу с Плужниковым:

а) пограничник Денищик, сразу понявший законы войны и вошедний в новый ритм времени;

б) «везучий солдат Сальников, заслонивший Колю»;

в) старшина Степан Матвеевич, мужественный, деловой, практичный в этом хаосе.

(Рассказать о них, чтение отрывок на выбор)

Вывод:

  1. Здесь Плужников такой, каких было много: честный свято преданный долгу боец, освободившийся в пекло войны от детского- наивного восприятия мира, от трусости, прошедшей через гибель товарищей, которые, как ему казалось, погибли по вине и за него.
  2. За его плечами военная школа, но нет того опыта, что демонстрировали отборные немецкие части, брошенные  против изнемогающих от ран и из-за отсутствия воды, нехватки патронов и неизвестности защитников крепости. Только на миг он забылся, поставил спасение жизни выше всего, потом он понял, что самое страшное- это паника. Николай осознал, что из крепости он не уйдет, приказ был защищать крепость, не уходить с позиций, и только смерть могла быть оправданным уходом.

IIIчасть.

 

Слово учителя. Все, о чем повествует в первых двух частях романа, нам знакомо и по другим произведениям о войне. А в третьей части, когда погибли товарищи Плужникова, когда он снова оказался в том подвале, куда привела его Мирра в предвоенную ночь, резко сменяется тон и ритм повествования здесь уже нет массовых батальных сцен. Начинается время душевного переживания героя.  Мало того, в аде войны, что кажется невероятным, рождается чистая, светлая любовь, достойная любви Ромео и Джульетты.

  1. Сообщение учащихся.

а) попытки самоубийства;

б) возрождение к жизни (чувство долга)

Чтение конца 1 главы части III.

           Первые дни войны страшны, на глазах лейтенанта гибнут люди, смерть, о которой он никогда не задумывался – рядом. Поэтому, когда наступает затишье, и приходит сознание всего происходящего, Николай растерялся, его мучает чувство вины: он выжил, потому что кто-то погиб. Обостренное чувство совести едва не толкает его на страшный поступок: уйти из жизни. Эта растерянность понятна. На совсем еще молодого человека ответственность, такая беда. Но европейская девушка Мирра своими словами: «Ты Красная армия»-, возвращает Плужникову уверенность в собственных силах, и теперь он уже не свернет со своего пути- защитника родной земли.

         Предательство Прижнюка и Федорчука «Он не испытывал угрызения совести, а ощущал злое, радостное возбуждение… »

IV часть

  1. В произведении есть любовная линия. Уместна ли она? Зачем ее ввел Б.Васильев?

Нежное чувство любви, загнанное войной в надземелье. Вспомним о возрасте лейтенанта и Мирры. Они только стоят на пороге жизни, в которую врывается война. Эта короткая вспышка счастья в жизни Николая и Мирры, наверное, самое светлое, что было в их короткой жизни. «А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?»- спрашивает Мирра, как бы извиняясь за то, что с ней случилось, о чем она даже мечтать не могла из-за своего недуга. Мирра уходит наверх, чтобы сохранить еще не родившегося ребенка. Жизнь продолжается, берет свое, но война грубо вмешивается. После своей слабости в первые дни войны, Николай испытывает второй удар, он должен отпустить ее:… «Плужникову хотелось кричать, хотелось вылезти наверх, хотелось выпустить в немцев все снаряженные доски, хотелось погибнуть, потому что боль, которую он испытывал сейчас, была страшнее смерти.»  Он так и не увидит, что его любимой не удастся выбраться из крепости. Она останется с ним, но он этого не узнает. Любовная линия обостряет восприятие всего происходящего. Она внесена не случайно. Без нее не так остро бы ощущалась трагедия человека, который рожден для жизни, любви, счастья, и ничего не в силах изменить перед лицом глобальной человеческой катастрофы-войны.

  1. Двое в бункере « что ты можешь сделать один - победить».  Потому что нельзя победить человека, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя.
  2. Преданность долгу. Гл.1, часть IV«Плужников ясно понимал, что старшина был прав, завещав ему сделать это во что бы то ни стало. Понимал, делал для этого все от него зависящее, но втайне боялся даже думать о том времени, когда останется один. Совсем один в развороченной крепости. Конечно, он мог бы уйти вместе с Миррой, раздобыть гражданскую одежду, попытаться ускользнуть в леса, где почти наверняка остались отбившиеся от своих частей бойцы и командиры Красной Армии. И это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком, но именно эта свобода и заставляла его самостоятельно принимать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения. А с военной точки зрения самым разумным было оставаться в крепости, где были боеприпасы, еда и убежище. Здесь он мог воевать, а не бегать по лесам, которых не знал.».
  3. Встреча в бункере с сержантом Небогатовым и ефрейтором  Климковым

Элементы доспута.

  1. Кто прав? Плужников или они?

А как можно было и нужно было поступить в подобной ситуации?

  1. Какай смысл вкладывает автор, в то что Мирра - еврейка?
  2. Какова участь, уготованная ей судьбой?
  3. Как  Николай прошел испытание любовью?  Он любил и берег Мирру. Ему открылась прекрасная душа этой женщины. Сам Плужников черпал в этом чувстве силы для борьбы. Драматична сцена прощания героев перед уходом Мирры. Сила и частота ее любви велика.

Сама Мирра о себе: «А наверху — война. А я такая счастливая, такая счастливая, что у меня сердце сейчас разорвется. — Мирра прильнула к нему, говорила еле слышно, почти беззвучно. — Ты больше не сиди по ночам за столом, ладно? Ты ложись, а я рядом сяду и всю ночь буду отгонять от тебя крыс. Всю ночь и всю жизнь, Коля, какая нам осталась…»

Vчасть

Сообщения учащихся по плану:

  1. «Непокорный сын, непокоренной Родины »
  2. Один в мертвой крепости со своей ненавистью.
  3. «Русский солдат, хранящий знамя на своем теле».
  4. «Не сдаем мы крепости и не сдадим».

Чтение эпизода «Он лежал и спокойно думал,...(Отрвок 4 Приложение 1)  

В нечеловеческих условиях, в полном окружении и одиночестве можно было не только существовать, но и вести свою войну, а Плужников воевал, не давал покоя немцам.

     Обессиленный, полуслепой от постоянной темноты,  он говорит Савицкому присланному немцами на переговоры: « Теперь я могу выйти. Я должен выйти и посмотреть им в глаза… Скажешь нашим, что крепость я не сдал. Пусть ищут. Пусть как следует ищут во всех казематах. Крепость не пала: она просто истекала кровью. Я ее последняя капля. Какое сегодня число 12 апреля. Двадцать лет. А я просчитался на целых семь дней». Савицкий не понял, какие двадцать лет.

А ведь это лейтенанту Плужникову исполнилось только двадцать. В десять месяцев его войны уместилась все жизнь Николая, поэтому у входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он пошел высоко подняв голову, отрешенный от земных почестей, выше славы, выше жизни и смерти последний защитник так и не покорившейся крепости.

   Почему даже враги отдают ему честь?

Страницы романа повествуют о подвиге и достойной гибели русского солдата, даже враги отдают его превосходство, отдавая ему честь: Русского хотели отнести на носилках, но он пошел сам. На вопрос немецкого офицера об имени и звании ответил: «Я русский солдат». Повернувшись к генералу, он спросил : «Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте». Немецкий лейтенант, немного помедлив, вскинул руку к фуражке. Солдаты вытянулись и замерли. Такое мужество и стойкость вызывают уважение даже у врагов. Но Плужников был выше всех почестей, отдаваемых ему. Благодаря таким беззаветно преданным и смелым людям, Россия выстояла и победила фашизм. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться предками, их мужеством и стойкостью Б. Васильев помогает молодежи осознать свое место в жизни, найти свою дорогу в этом огромном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.

 

Заключение.

Читая повесть пронимаемая чувством гордости за свой народ, отстоявший свободу в кровавой и трудной войне.

  1. Через что прошел Н. Плужников на своем пути до героя, до Человека?
  2. Чем же объяснить такой путь?
  3. Что такое в списках не значился?
  4. После выступлений предлагается сделать выводы о роли эпиграфов, поразмышлять о сегодняшнем времени, эмоциональном  воздействии подобных книг, о гордости за народ, освободивший мир от фашизма, о поколении, встретившем войну.

 

Чтение наизусть стихотворения В. Шефнера «22 июня»

 

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых влюбленных,

                          Средь веселых и крепких ребят,

                          Чьи-то тень в пилотках зеленых

                          На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться-

Их берет этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

                           Окликать их и звать их - напрасно,

                           Не промолвят и слова в ответ,

                           Но с улыбкою грустной и ясной

                           Поглядите им пристально вслед.

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
План-конспект урока Дюжева Т.В..doc 90 KB
Приложение 1 к уроку В списках не значился.docx 24.1 KB
Приложение 2 Брестская крепость.ppt 2.37 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн